ПЛАН ОТВЕТА. Вопрос 34. Герои ранних рассказов М. Горького

Горький «Детство» главные герои

Главные герои Горького “Детства” – семья Кашириных, их образы в повести настолько разнообразны, что сложно представить, как они уживаются в одном доме. Жизнь Алёши в доме родного деда – самый сложный период в его жизни. Автобиографичность произведения помогает понять и прочувствовать сложную судьбу писателя. В описании персонажей есть много незабываемых моментов, они формировали личность маленького Алёши и оставили глубокий след в детской памяти. В рассказе Максима Горького “Детство” герои показаны очень реалистично, правдиво и разнопланово.

Главные герои

Мальчик (рассказчик)

Алексей тяжело переживает переезд в дом деда. Он жесток, избивает внука за испорченную скатерть до потери сознания. Эту травму ребёнок переживает тяжело. Постоянное отсутствие матери ещё больше омрачает ситуацию. Только бабушка жалеет Алёшу, она заступается за него, бережёт от неприятностей. Алёша не может найти достойных друзей ни на улице, ни в школе. Дворовые дети издеваются и обсуждают ругань и скандалы в семье Кашириных. В школе смеются над его бедностью, ругают, так как он не принимает школьные порядки. Когда умирает мать Алёши, дед отправляет его “в люди”.

Мать мальчика, Варвара

Выходит замуж против воли отца. Её первый брак был счастливым, но муж умер и пришлось возвращаться домой. В родительском доме тяжёлая атмосфера, ссоры, ругать, драки. Дед жестокий, жадный человек. Он хочет выдать мать замуж по расчёту. Мать страдает, пытается устроить свою судьбу сама. Снова неудачно, уже беременную, её избивает второй муж. Женщина несчастна и в родительском доме и в попытках наладить личную жизнь. Сыном она практически не занимается, передав эту обязанность бабушке.

Дед Каширин

Владелец мастерской, богатый, но очень скупой человек. Его не любят и побаиваются в доме. Собственные дети не уважают его, ругаются, требуют разделить наследство. Он вместе с бабушкой молится о непутёвых сыновьях. “Дедушкин” бог злой и строгий, он бесконечно наказывает и ищет грехи. Он пытается учить Алёшу грамоте, читает Библию, заставляет учить молитвы. Сыновья не раз за жизнь пытались убить отца, чтобы получить наследство, от этого он стал чёрствым и грубым.

Бабушка (Акулина Иванова)

Добрая, любящая, заботливая женщина. Она единственный добрый человек в семье. Умная, ловкая, энергичная, бабушка стала для Алёши единственным другом и второй мамой. Она знает много сказок и интересных историй, соседи уважают её за знания о лечебных травах, ходят за советом. Её доля – жизнь с тяжёлым грубым человеком. Когда дед решает разделить хозяйство и перестаёт “кормить” бабушку, она начинает плести кружева и продавать их. Неунывающая, отзывчивая, чудесная женщина.

Дядья Михаил и Яков

Злые завистливые сыновья деда Каширина. Все несчастья в доме происходят по их вине. Им нужны от отца деньги, наследство, сам старик для них чужой. Яков избил свою жену насмерть. Михаил тоже избивает беременную Наталью. Она умирает во время третьих родов.

Цыганок (Иван)

Молодой парень, которого вырастили в семье Кашириных. Он подкидыш. Как ни странно, но дед доволен Цыганком, его работой и помощью. Прозвище своё герой получил за внешность. Он по-цыгански красив и имеет привычку подворовывать, когда отправляется за покупками. Это очень нравится жадному деду. Большое влияние на становление характера Алёши оказывает его дружба с Цыганком. Его речь очень живописная, яркая, сочная. Он добрый, работящий, очень любит бабушку и Алёшу. Однажды зимой он помогает дядьям нести огромный крест на кладбище, поскальзывается, и его придавливает насмерть.

Персонажи произведений М. Горького

Выставка «Максим Горький. Точка отсчета» призвана показать ранние этапы формирования писателя в его родном городе на основе художественных и архивных материалов Музея и Архива А.М. Горького ИМЛИ РАН, в числе которых – иллюстрации знаменитых художников к произведениям «Детство», «Девушка и смерть», «На дне», «Васса Железнова», «Челкаш», «Дело Артамоновых» и др..

«Наш пароход идет медленно, деловые люди садятся на почтовые, а к нам собираются всё какие-то тихие бездельники. С утра до вечера они пьют, едят и пачкают множество посуды, ножей, вилок, ложек; моя работа — мыть посуду, чистить вилки и ножи, я занимаюсь этим с шести часов утра и почти вплоть до полуночи».

«В людях», V

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Художник и график, теоретик искусства. Родился в семье сапожника, художественное образование получил при поддержке местных купцов. Учился в 1895-1897 гг. в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова в Самаре и до 1897 года в Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге. В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А. Серов. Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905-1908). Активно принимает идеи Великой Октябрьской Революции.

Петров-Водкин познакомился с Горьким, вероятно, в марте 1917 года в Петрограде во время совещания деятелей искусства, проходившего на квартире писателя. Входил в состав Особого совещания по делам искусств, председателем которого был Горький, в Совет петроградского дома искусств, вместе с Алексеем Максимовичем состоял в жюри художественного конкурса «Великая русская революция», иллюстрировал сборник избранных произведений Горького, опубликованный в 1931 году.

– «Пожар на море…»

– Конечно – пошли смотреть, даже не доиграв пульку. Когда люди находятся в долгом плавании, то всякие пустяки возбуждают их интерес, даже на дельфинов смотрят с удовольствием, хотя несъедобная рыба эта похожа на свинью, в чём и заключается весь комизм случая. Итак – наблюдаю: обыкновенная, душная ночь, жирно, точно в бане, небеса покрыты чёрным войлоком и такие же мохнатые, как это море. Разумеется – кромешная тьма, далеко от нас цветисто пылает небольшой костёрчик и так, знаете, воткнулся остриями огней и в небо и в море, ощетинился, как, примерно, ёж, но – большой, с барана. Трепещет и усиливается.

<?…>

– Ну-у, я скромно слушаю оживлённый разговор заинтересованных зрелищем, и – вдруг женский возглас:

– «Но ведь там должны быть люди!»

– Я даже усмехнулся: какое легкомыслие! Само собою понятно, что ни одно судно не может выйти в море без людей, а она только сейчас догадалась об этом. И снова кричит:

– «Их нужно спасти!»

«Заметки из дневника. Воспоминания», «Пожары»

Сказка «Девушка и Смерть» была написана Горьким в 1892 году и отослана в «Волжский вестник». Но произведение не было опубликовано в газете из-за цензуры. Впервые сказка была напечатана тлько в 1917 году.

11 октября 1931 года Максим Горький читал «Девушка и Смерть» посетившим его И.В. Сталину и К.Е. Ворошилову. На последней странице текста сказки Сталин тогда же написал: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь побеждает смерть)».

Под глазами голубые тени, Точно рана – губы влажно алы. Положив ей голову в колени, Дремлет парень, как олень усталый. Смерть глядит, и тихо пламя гнева Гаснет в ее черепе пустом. «Ты чего же это, словно Ева, Спряталась от бога за кустом?» Точно небом – лунно-звездным телом Милого от Смерти заслоня, Отвечает ей девица смело: «Погоди-ка, не ругай меня! Не шуми, не испугай беднягу, Острою косою не звени! Я сейчас приду, в могилу лягу. А его – подольше сохрани!

«Девушка и Смерть»

Пластов Аркадий Александрович

Выдающийся художник-реалист, воспеватель «крестьянской России». Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Окончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем.

В 1914 году сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как «грамотный», занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться в профессиональной художественной работе.

А. Пластов создал иллюстрации ко многим ранним произведениям Максима Горького, отражая в своей точной и искусной графической манере удивительно ёмкие литературные образы-характеры.

С одесским босяком, послужившим прототипом Челкаша, Горький познакомился в больнице города Николаева. Он рассказал случай, о котором идет речь в рассказе.

«Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.»

«Челкаш», I

Мать, полуголая, в красной юбке, стоит на коленях, зачесывая длинные мягкие волосы отца со лба на затылок черной гребенкой, которой я любил перепиливать корки арбузов; мать непрерывно говорит что-то густым, хрипящим голосом, ее серые глаза опухли и словно тают, стекая крупными каплями слез.»

«Детство», I

Но, главное, – он философ. Часто бывает в городе, продавая свои соломенные изделия, много видел, обо всем подумал.

С утра до вечера он сидит в поле, где-либо на холмике под тенью одинокой березы или на опушке леса, грозно покрикивает команду подпаскам и ловкими шерстяными пальцами неустанно плетет солому, – около него целый сноп.»

«Заметки из дневника. Воспоминания», «Пастух»

«На

– Купорос, дураки! Взорвет купорос…

– Григорий, держи ее! – выл дедушка. – Ой, пропала…

Но бабушка уже вынырнула, вся дымясь, мотая головой, согнувшись, неся на вытянутых руках ведёрную бутыль купоросного масла.

– Отец, лошадь выведи! – хрипя, кашляя, кричала она. – Снимите с плеч-то, – горю, али не видно!..

<?…>

Она была так же интересна, как и пожар: освещаемая огнем, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя.»

«Детство», IV

– Подайте, Христа ради, слепому, убогому…

А Григорий Иванович молчал. Чёрные очки его смотрели прямо в стену дома, в окно, в лицо встречного; насквозь прокрашенная рука тихонько поглаживала широкую бороду, губы его были плотно сжаты. Я часто видел его, но никогда не слыхал ни звука из этих сомкнутых уст, и молчание старика мучительно давило меня. Я не мог подойти к нему, никогда не подходил…».

«Детство», VIII

«Детство», VIII

– Ступай, ступай – нет работы! Какая зимой работа?

Его опухшее безбородое лицо презрительно надулось; на тонкой губе шевелились редкие белесые усы, нижняя губа брезгливо отвисла, обнажив плотный ряд мелких зубов. Злой ноябрьский ветер, налетая на него, трепал жидкие волосы большелобой головы, поднимал до колен рубаху, открывая ноги, толстые и гладкие, как бутылки, обросшие желтоватым пухом, и показывал, что на этом человеке нет штанов. Он возбуждал острое любопытство своим безобразием и ещё чем-то, что обидно играло в его живом зелёном глазу…».

«Хозяин. Страница автобиографии»

Голубкина Анна Семеновна

Один из ведущих скульпторов русского модерна. Родилась в Зарайске в крестьянской семье.

С 1889-1890 гг. обучалась ремеслу ваятеля в Классах изящных искусств архитектора А.О. Гунста в Москве под руководством С.М. Волнухина. В 1891-1894 гг. училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и петербургской Академии художеств, где ее наставником был В.А. Беклемишев. В 1895-1900 гг., живя преимущественно в Париже, посещала академию Коларосси, а с 1897 года работала самостоятельно, пользуясь советами О. Родена.

Творчество А.С. Голубкиной воплощает поэтику сложного периода рубежа веков, перепутья, новых эстетических порывов. Ее собственная судьба драматична настолько же, насколько драматичны были созданные ею образы.

«Простая крестьянка из Зарайска с ее жилистыми трудовыми руками и низким глухим голосом, суровым взглядом и любящим сердцем. Такой помнят ее современники, такой она проявила себя в творчестве. Ее путь в искусство был не легким. Огромного усилия воли потребовалось от нее, чтобы из глухой провинции добраться до Москвы, а оттуда в Петербург. Безрассудной смелости, чтобы из не удовлетворившей ее Академии – в Париж, в мастерскую Родена. Она с честью прошла через все испытания».

Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. 1967

«Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана её голова».

«Старуха Изергиль»

Нижегородская ночлежка. Типажи для пьесы «На дне»

На рубеже XIX и XX веков происходит важный перелом в духовных исканиях русской интеллигенции, выразившийся отчасти в неутомимом поиске правды в самом широком ее понимании. Именно в это время Максим Горький, уже широко известный писатель, задумывает и создаёт одно из самых значительных своих драматургических произведений – пьесу «На дне», в которой он выразил ключевую идею всеё философии своего творчества – «Человек – это звучит гордо».

Жизнь нижегородской ночлежки, собиравшей разные слои населения, становится ареной для столкновения не столько характеров, сколько мировоззрений. По мнению исследователей, пьеса – своеобразная история о правде, которая строится как цепь вопросов и ответов, волновавших общество того времени, ошеломляющий успех постановки «На дне» в Московском художественном театре в 1902 году и в Берлине стали тому подтверждением.

Известно, что характеры и образы Горький заимствовал из жизни. Интересно, что для театральной постановки в МХТ он разрабатывал костюмы, опираясь на реальные типажи, о чем свидетельствуют авторские пометы на многочисленных фотографиях нижегородских босяков.

Текст по материалам выставки «Максим Горький. Точка отсчета» (НГХМ, 2021 год). Подготовка текста, фоторепродукции Татьяны Шепелевой.
Нравится

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: