Проблематика пьесы «Гроза» Островского поначалу кажется простой, построенной на любви. Но за житейским и бытовым сюжетом скрываются более масштабные проблемы. В тексте прописана атмосфера лжи и предательства. Жители города Калинов настолько привыкли к вранью, что их безмолвное согласие приводит к печальным последствиям. И после детального разбора становится понятна ширина проблем в произведении.
Взаимоотношения поколений
Можно найти в произведении «Гроза» аргументы к сочинению на тему родителей и детей. Это не просто непонимание, а проблемы абсолютного контроля и патриархального порядка. Это легко рассмотреть на примере семьи Кабановых.
Во времена написания пьесы мнение мужчины в доме было главным и неоспоримым, а женская часть была лишена каких-либо прав. Во главе семейства после смерти мужа встала Марфа Игнатьевна. Она властолюбивая и расчетливая женщина. Кабаниха считает, что своим контролем и приказами заботится о детях.
И подобное поведение привело к соответствующим последствиям:
- Сын Тихон вырос слабым и абсолютно бесхарактерным человеком.
- Он не может сказать ни одного слова против.
- Неспособен защититься от жестокости и нападок матери.
- Его поведение полностью устраивает мать, которой легче управляться с таким человеком.
А вот дочь Варвара смогла приспособиться к такой жизни. Ей без проблем удается врать и даже заменить замок на калитке в саду для встреч с Кудряшом.
И если Тихон так и не сподобился на бунт, то дочь Кабанихи в финале убегает из дома с возлюбленным.
Проблематика женской доли
Катерина выставляется автором как жертва жестокого общества. Она не в праве самостоятельно выбрать себе возлюбленного, свекровь ежедневно сводит ее с ума, общество порицает практически каждый ее шаг. Звание «светлого луча в темном царстве» совершенно не помогает ей справиться с моральным давлением окружающей действительности. Скорее всего, автор пытается акцентировать наше внимание на тяжелую участь женщин в Российской империи. И это действительно важная тема. Катерина могла бы самостоятельно создать будущее, которое приносило бы ей счастье и удовольствие, однако все рушится из-за общественных стереотипов, которые внушили и самой героине. Позывы своего сердца она считает грехом, хотя, по сути, между ней и мужем нет никакой связи. Мыслей о разводе и быть не может! Именно это делает жизнь Катерины невыносимой. Если бы тогда к выбору представительниц прекрасного пола относились иначе, то, возможно, нас бы ждал более счастливый финал.
Здесь, пожалуй, и стоит закончить. Несомненно, это далеко не все темы, что были подняты Островским в «Грозе». Однако если подсчитывать даже микротемы, то общее число с легкостью перевалит за 10, а то и 20. Каждый по-своему понимает каждое произведение, именно поэтому мы дали вам старт, а вот финиш уже зависит от вас самих. Читайте, друзья, ведь в литературе скрывается великая мудрость, недоступная другим методам познания и развлечения!
Реализация собственных амбиций
Еще одной проблемой, какую способна поднимать «Гроза», является проблема самореализации. Примером здесь выступает Кулигин. Он мечтает создать что-то нужное для жителей города. Среди его изобретений есть громоотвод и способы получения электричества.
Однако, жителям не нужно ничего из просвещения и науки. Дикой открыто смеется над изобретателем и его желанием поиска честного заработка. А Борис видит после разговора с Кулигиным, что тот ничего не изобретет. Возможно, он и сам согласен с этим.
Кулигина можно называть наивным с учетом понимания тех нравов, которые творятся в Калинове за дверями и в чьих руках сосредотачивается власть. Он обучен жить в таком мире, не потеряв себя.
Но и не может ощутить конфликт с реальностью настолько же остро, как способна Катерина.
Общественная проблематика
Общество города Калинов — это жадные, глупые люди, которые настолько прогнили в своей алчности и невежестве, что обратной дороги уже нет. Никакой здоровый морально человек не сможет существовать в обществе таких особей, поэтому Катерина совершает самоубийство, а Кулигин попросту переедет из города в место, где его разум будет оценен по достоинству. Талантливым и по-настоящему живым людям нечего делать в Калинове, потому что город разрушает даже малейшие надежды на нормальное существование.
К сожалению, подобных городов и деревень в нашей стране превеликое множество, поэтому проблема, поднимаемая автором, более, чем актуальная. В мире всегда будут плохие люди, поэтому выход Островский видит только один — бежать. Каждый делает это по-своему. Катерина и Кулигин сделали свой выбор. И далеко не нам осуждать их.
Несовершенство власти
В городе власть имеется в руках тех, у кого есть богатства. В качестве доказательства можно привести разговор Дикого с городничим. Последний высказывает купцу, что на него поступает большое число жалоб. Ответ Савла Прокофьевича оказывается грубым.
Дикой открыто говорит о том, что обманывает мужиков и это нормальное явление. Ведь если купцы обирают друг друга, то можно и обычных людей. Официальная власть в Калинове практически ничего не решает.
Без денег в городе невозможно жить и управлять. Савл Прокофьевич считает себя практически царем.
Он решает, кому передавать в долг, а каким людям отказать. Именно в таком духе он отвечает Кулигину.
Проблематика невежества
Очень близко к проблеме, описанной выше, находится тема невежества. Жители города Калинов абсолютно не воспринимают нововведения науки. Тот же самый громоотвод Кабаниха воспринимает в штыки. Гроза в глазах местного населения — не нормальное природное явление, а наказание Бога за грехи. О каком развитии тогда может идти речь при таких взглядах на мир? Конечно, общество ограничено знаниями своего времени, но даже тогда основы были известны.
Островский понимает, что в городах, подобных Калинову, прогресс никогда не найдет свое место. Малообразованные родители будут воспитывать таких же детей, а те — своих. Так и будет тянуться бесконечная цепь невежественных поколений.
Любовная проблема
Тема любви в «Грозе» крутится вокруг Катерины и ее отношений с Борисом и Тихоном. Девушка вынуждена проживать с мужем, хотя никаких искренних чувств к нему нет. Она переходит в крайности, думает оставаться или уходить.
У Кати мгновенно расцветают чувства к Борису. И девушка решается на смелый шаг, не считаясь с моралью общества. Однако взаимные чувства не особенно много значат для Бориса. Его цели были чисто меркантильными для сближения с Диким.
Катерина предполагала, что в Борисе тот самый воздух свободы и прогресса. Но она ошиблась. Он оказался таким же, как и остальные жители города.
Еще одним аргументом в пользу неискренности Бориса являются его слова в разговоре с Варварой о том, что чувства к Кате нужно как можно дольше втайне сохранить чувства.
Сочинение 3
Произведение Островского «Гроза» после опубликования было встречено критиками неоднозначно. Кто-то воспринял его, как свежий глоток воздуха в то непростое время, другие не приняли пьесу вовсе, третьи посчитали, что автор написал его в пику власти.
Но все сошлись на одном – в пьесе отражен широкий спектр проблем разного характера, присущих не только современникам Островского, но и людям, живущим сегодня.
Нравственность в общепринятом смысле – это модель поведения и оценка действий окружающих людей на основе внутренних устоев, правил и ценностей человека. Поэтому для определения нравственных проблем пьесы «Гроза, стоит проанализировать поведенческие линии ее главных и второстепенных персонажей.
Центральной проблемой произведения Островского становится отсутствие свободы, как таковой, и право выбора. Как одно из событий, которое указывает на это, прозвище главной героини. Катерину нарекли «белой вороной» за неспособность и нежелание примириться с рамками, в которые ее загнали.
Угнетенное состояние в доме Кабанихи и страстное желание освободиться из этой клетки, приводит к тяжелому, нестабильному душевному состоянию Катерины.
Еще одну проблему обнажает тема отношений Бориса и Катерины. Он был не столько объектом любви, сколько способом спастись. Об этом говорить и ее независимое к нему отношение.
Катерина – представитель молодого поколения, а отношение к ней в доме Кабанихи, и отрицание ее свободы другими жителями, обнажает еще одну проблему пьесы – конфликт поколений.
Желание навязать свое патриархальное отношение к жизни, мнение и уклад не увязывается с желанием молодежи жить по новым порядкам, где каждый наделяется правом выбора, возможностью открыто любить, и выражать свои чувства.
Лицемерная и хладнокровная Марфа Игнатьевна всю жизнь ценила превыше всего деньги и власть, которую они могли дать. Она не желает дать волю детям, ведь это прямая угроза ее существованию.
Чистая душой Катерина не желала мириться с лживостью горожан, не могла жить по их правилам. Девушка всячески пыталась переменить это, искренне и с любовью пытаясь объяснить неправильность такой ситуации мужу. Но его мать на корню пресекала все ее попытки, а Тихон не смел перечить. Что и подтолкнуло главную героиню к единственно правильному выходу – смерти.
По замыслу Островского, пьеса «Гроза» должна была обнажить разложившееся лживое общество людей, которые не хотят ничего менять. В условиях произвола свободной и желающей развиваться личности остается только выживать.
Столкновение нового и старого
Нравственные итоги «Грозы» А. Н. Островского, сочинение по которой часто пишут в старших классах, ярко показаны на примере Катерины. Ее судьба показала, к чему приводит отсутствие реформ в обществе. Социальные противоречия достигли своего апогея, никто не понимает, как жить дальше.
Именно это противоречие отражается на Катерине. Она не понимает, как можно спокойно существовать в атмосфере. Для нее неприемлемы ложь и смирение. Девушка на протяжении пьесы желает того, что не может исполниться:
- Хочет жить самостоятельно, как ее воспитали.
- Она видит совершенно иную картину, нежели она представляла ранее.
- Не находит поддержки у близких и знакомых.
- В результате остается одна в мире лжи и пороков. Единственным выходом для нее видится смерть.
Проблемы, которые затрагивает Островский, остаются актуальными и значительными. Это неразрешимые трудности человеческого существования, способные волновать людей во все времена. Потому пьесу «Гроза» можно смело называть произведением вне времени.
Сочинение Кулигин в пьесе Гроза Островского (образ и характеристика)
Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали. Говорить что-либо про его внешность не получиться. Автор полностью скрывает даже черты лица или общий образ этого человека.
Хоть находится он в возрасте, проявление инициативы от него явление частое. Деятельность в основном направляет на благо общества, но это мало кто ценит. В начале пьесы он сидя на скамейке смотрит на реку Волга. Когда к нему подходят Шапкин с Кудряшом первые слова, вылетевшие из него, были: «Восторг». Он очень любит природу и находит в ней успокоение. Житейские проблемы, касающиеся этих двоих, беспокоят и его, но он умеет отвлекаться и отдыхать.
Когда начинается крайне бессмысленный разговор, поддерживать он его не собирается. Тем более, что тема «Темного Царства» крайне неинтересна. А когда он еще негативно отзывается о ругательствах, можно сказать несколько основных вещей. А именно:
- Кулигин человек образованный, воспитанный.
- Он имеет очень острый ум. Это подтверждается по ходу пьесы неоднократно.
- Но больше всего он не любит несправедливости, а свободу ценит превыше всего. Это утверждение можно сделать на основе разговора с Борисом Григорьевичем. Тот, являясь родственником Дикого, постоянно подчиняется ему и старается угодить во всем.
Персонаж отлично понимает время и государственные устои. Город Калинов не является островком или Оазисом для чего-либо. А умение проводить анализ позволяет оценить полностью обстановку и не давать управлять собой. Но, возраст тоже берет свою и Кулигин не хочет менять свою жизнь. Тем более, что возраст уже не позволительный!
Умение находить общий язык не в угоду личным интересам позволяет разговаривать абсолютно со всеми и на разные темы. Причем иногда даже с властью он может позволить себе вольности, но делает это очень аккуратно! А его мудрость является для многих тем самым камнем преткновения, который так ищут многие. Вообще человек он честный и даже надежный. Но поскольку это никому уже не нужно и не цениться, Кулигин выпадает из общества автоматически.
Популярные сегодня темы
В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила
Остап — это один из наследников Тараса. Остап с самого младенчества отличался своим упрямством и непослушанием. Он больше всего любил свободу и волю.
Николай Павлович – герой рассказа Николая Сергеевича Лескова «Левша». Николай является братом Александра Павловича. Право на управление государством Николаю первому досталось в наследство от своего брата.
Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.
В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.
🗹