Сочинение на тему: «Моё любимое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина»

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий поэт и драматург. Его творчество покоряет сердце, он один из тех, кто в своем творчестве, опирается на образ природного мира. Последние годы жизни Михаила Юрьевича были расцветом его поэтической карьеры. В этот период он размышления о жизни и его переосмыслений, нашли отражение в его творчестве.

В стихотворении прослеживаться мотив одиночества и изгнания. Стихотворение «Листок» написано и опубликовано ранней весной 1841 года. Герой ассоциирует себя с дубовым листком, на участь которого выпало много жизненных трудностей («Засох и увял он от холода, зноя и горя»). Сквозь испытания герой оказывается у Черного моря, где его встречает чинара. В этом моменте автор использует такой художественный прием выразительности, как олицетворение, создавая величественный, женственный, а с другой стороны жестокий образ дерева.

Так же автор применяет прием противопоставления. Он сравнивает чинару и одинокого странника. Чинара, окружена солнцем, райскими птицами, она не представляет другой жизни, она всегда находилась в этом дивном мире. Лермонтов очень красочно описывает ее красоту («меж листьев своих изумрудных»). Хотя за ее маской внешней красоты, она показывает герою свой жестокий внутренний мир. Дубовый листок же был вынужден скитаться, бродить по белому свету, оставив свой родной дом («оторвался от ветки родимой»). Герой пытается найти приют на юге, перенося на образ самого Лермонтова, он возвращается на Кавказ. Чинара в своем последнем слове дает понять страннику, что он ей не нужен. Это прощальное слово за могущей красавицей дает понять, что последняя надежда угасает.

Произведение полно красочными средствами художественной выразительности: олицетворение («эпитетами («в отчизне суровой»), метафорами («увял я без сна»).

Финал стихотворения заканчивается довольно печально. Ведь странник, не находит приют. Герой обречен на страдания. Странник теряет ту тонкую нить на обретение покоя и внутреннего счастья. Ожидание мечты и реальности отражает безверие самого поэта в свои собственные силы.

У Лукоморья дуб зелёный

Для одних Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, представитель Золотого века литературы, для других — прозаик, критик и публицист, для третьих — гений, маг, чародей. В детстве многие из нас читали его волшебные сказки и уносились в нереальный мир чудес и фантазий. Печальная русалка, запутавшаяся в ветвях столетнего дуба, грозные великаны-богатыри, вырастающие из разверзнувшейся морской пучины, мифический говорящий кот с книгой сказок в пушистых лапах — герои самого известного пушкинского произведения.

Стих «У Лукоморья дуб зелёный»

На самом деле «У Лукоморья дуб зелёный» — это не самостоятельное стихотворение, а вступительная часть к поэме «Руслан и Людмила». Причём сначала была написана сама поэма, а потом только — присказка. Её маленькому Пушкину рассказывала няня. Обычай начинать рассказ с предыстории появился у древнерусских гусляров. Так создавалась волшебная атмосфера, завораживающая слушателей. Так и Александр Сергеевич продолжил традицию русского фольклора.

Учёный кот выступает в роли сказителя. Загадочен и необычен не только главный герой, но и остальные обитатели таинственного Лукоморья: слоняющийся по лесам леший, бродящие по неведомым дорожкам невиданные звери, пленяющий грозного царя королевич, заточённая в темнице царевна и её верный слуга Серый Волк. Важно отметить, что все персонажи имеют национальные корни: «Там русский дух… там Русью пахнет!». Сразу возникают мысли о связи волшебного выдуманного мира с реальной жизнью. Ведь сказка ложь, но в ней намёк.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Стихотворение, посвященное Чаадаеву

Стихотворение «К Чаадаеву» прекрасно подойдёт для итогового сочинения по литературе «Мой Пушкин» в 9 классе.1818 год, тайные общества, политические разговоры о несправедливости государственного устройства, крамольные замыслы… Пытливые умы образованных молодых людей требуют перемен. Поэт под впечатлением от бесед с близким другом Чаадаевым пишет роковые строки, которые власть посчитала «непозволительными».

Мини-план сочинения

Как театр начинается с вешалки, так и сообщение начинается с плана. Намного легче проводить творческую работу, когда намечены этапы и обозначены главные мысли. Мини-план рассуждения-сочинения «Моё любимое стихотворение Пушкина «К Чаадаеву»:

Стихотворение Пушкина «К Чаадаеву»

  1. История создания стихотворения.
  2. Вступительная часть.
  3. Невольный призыв и гимн декабристов.
  4. «Звезда пленительного счастья».
  5. Последствия.

Изначально публикация стихотворения не планировалась, но по стечению обстоятельств, случайному или намеренному, стих выходит в свет. Поэт становится объектом для подозрений со стороны властей, а стихотворение — гимном революционеров: «И на обломках самовластья напишут наши имена!».

Анализ текста

Сначала автор вспоминает годы, проведённые в лицее, те времена, когда студенты полны сил и энергии. Они молоды, свободны, идейны и решительны. Но повествование идёт от лица человека, который уже пережил этот беспечный период и знает, чем всё закончится. Горячность молодости проходит, уступая место обдуманности и осознанности: «Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман».

Повзрослевший и прозревший поэт искренне скорбит о судьбе Родины. Он несогласен с существующим политическим устроем, считает, что необходимы перемены. «Под гнётом власти роковой» опальная кучка единомышленников пытается оказать сопротивление. Борьба за справедливость необходима, сидеть сложа руки больше нельзя.

Повзрослевший и прозревший поэт

Призыв «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» мотивирует и побуждает к действию. Нужно отметить, что пушкинское послание было невольным. Александр Сергеевич просто пытался поддержать, воодушевить своего хорошего друга Чаадаева. Он не планировал отдавать стихотворение в печать, но декабристы уже воодушевились крамольными строками и выбрали гимн для вступления на путь борьбы с несправедливостью властей.

Пушкин прекрасно понимает, что силы неравны и маленькая кучка людей не сможет оказать достойного сопротивления целому государственному аппарату. Но стремительные действия необходимы хотя бы для того, чтобы заявить о себе, воодушевить угнетённых, повести за собой.

Автор предвидит роковой конец, но верит в то, что справедливость всё-таки восторжествует. И пусть её не увидят революционеры, она восторжествует для будущих поколений: «Товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна».

Последствия для автора и декабристов

Пылкая эмоциональная гражданская лирика не могла остаться незамеченной. Пострадали как сам автор, так и его друзья. Последователи, воодушевившись строками острой направленности, решились на роковой шаг. Дворяне-единомышленники и офицеры гвардии попытались организовать государственный переворот.

Попытка не увенчалась успехом: многие погибли, оставшиеся в живых были пойманы и отданы под стражу. Пятерым вынесли смертный приговор, остальных отправили в ссылку. Но трагическое событие нельзя назвать напрасным. Произошедшее стало предпосылкой для отмены крепостного права, а это важный шаг не только для существующей эпохи, но и для будущих поколений.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

Обращение к няне

Имя простой крестьянки Арины Родионовны благодаря великому поэту стало известным. Стихотворение было написано, когда Александр Сергеевич находился в разлуке с няней. Пушкин очень любил и уважал Арину Родионовну, ей он посвящал тайные мечты и переживания. Она же, в свою очередь, была всецело предана своему Сашеньке. Расставание способствовало созданию такого прекрасного творения.

В произведении нет прямого обращения по имени. Понятно только, что автор говорит о пожилой женщине: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!». Но всем понятно, к кому обращены эти строки. Кормилица сидит у окна, тоскует, ждёт встречи со своим любимцем, который навсегда останется для неё маленьким мальчиком. Свидания редки, поэтому ставшие близкими люди очень скучают: «Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах…».

Обращение к няне

Стихотворение обрывается на полуслове. Возможно, автор даёт читателю простор для фантазии. Что же почудилось тоскующей старушке? Стук колёс? Людские голоса? Лай собак? Возможно, это выращенный престарелой няней подопечный спешит в ее объятия.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина настолько разностороннее, что любой человек, независимо от пола, возраста и литературных предпочтений, найдёт себе произведение по душе. Почему школьникам так нравится этот автор?

Потому что у него есть всё:

  • невероятные сказки для детей;
  • впечатляющие строки о красоте русской природы, которые можно назвать устными картинами;
  • переживания о судьбах родины и будущих поколений;
  • стихи о любви.

Противоречивая любовь к женщине, благодарственная — к няне, дружественная — к другу. И всё это он — многогранный, непревзойдённый и великий Пушкин!

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: