Александр Сергеевич Пушкин — величайший писатель, произведения которого знает каждый, они и по сей день являются образцом красоты и разнообразия русского языка. С детства люди читают его сказки, рассказы, романы, учат наизусть стихотворения и строчки из «Евгения Онегина». Написанные им строки не просто интересны, а заставляют задуматься, из них можно вынести мораль. Так, одним из самых знаменитых пушкинских произведений является сборник «Повести Белкина», в который входят пять новелл, в их числе и «Выстрел». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.
История создания
«Повести Белкина» были написаны в один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина — в Болдинскую осень 1830 года. Писатель был вынужден вести затворническую жизнь в имении Большое Болдино из-за того, что в то время распространился холерный карантин. Кроме того, на тот момент Александр Сергеевич был вдохновлён подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, этот фактор также повлиял на создание большого количества шедевров. Главным законом, по которому он писал «Повести Белкина», как он сам говорил, были точность и краткость.
Из его дневников и черновиков известно, что изначально повесть должна была состоять только из первой главы. Она была написана 12 октября и заканчивалась словами «окончание потеряно», тем самым автор хотел сохранить тайну развязки, чтобы читатель сам мог ее додумать, но спустя два дня, Пушкин создал вторую часть произведения «Выстрел». Из уст современников, а также и от самого Пушкина известно, что история, рассказанная в повести, автобиографична. Она связана с дуэлью Александра Сергеевича с офицером Зубовым (она произошла в 1822 году в Кишиневе), на которую писатель пришел с горстью черешни и демонстративно ею завтракал, пока соперник стрелял. Изначально автор не включил ее в сборник, так как хотел выпустить как самостоятельное произведение, но затем передумал, и при первом издании она заняла четвёртое место среди пяти рассказов, расположившись между «Барышней — крестьянкой» и «Метелью».
Краткое содержание «Выстрел» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Выстрел
Число страниц: 11. Пушкин А. С. «Выстрел». Издательство «Искатель». 2015 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1830 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Жанр, направление, смысл названия
Жанр «Выстрела» определяется по-разному, так как авторское его определение не совпадает с тем, как его обозначают критики. С одной стороны, книга Пушкина названа «Повести Белкина», то есть «Выстрел» является повестью, но некоторые филологи назвали ее новеллой. Однако, принято считать правильным авторское определение, поэтому «Выстрел» является повестью.
Название само за себя говорит о том, какая тема будет центральной в произведении. Сам выстрел преследует читателя с первых строчек рассказа: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту, а диалог графа и рассказчика начинается с того, что офицер замечает простреленную картину. То есть название связано не только с главным событием, вокруг которого разворачивается сюжет (дуэлью). Его смысл проходит через всю повесть красной нитью.
Направление, характерное для повести, называется «реализм». Все герои и события являются жизненными и вполне реалистичными в той среде, где вращался Пушкин. Однако в нем прослеживаются и черты романтизма — образ главного героя типичен для романтического мировоззрения. Он ценит идеалы чести и гордости выше реалий своей жизни и живет эмоциями.
Главные персонажи
Герои произведения раскрываются в динамике, что противоречит романтизму. Граф и Сильвио между собой похожи: оба храбрые, весёлые, молодые, красивые.
Причина зависти Сильвио кроется в бедности, незнатном происхождении. Этот персонаж у читателей вызывает разные эмоции: кто-то считает его поступки правильными и справедливыми, у кого-то возникает негодование.
Мнения критиков также расходятся:
- Автор — молодой, храбрый, принципиальный офицер, дворянин.
- Сильвио — злопамятный, таинственный, завистливый, безжалостный мужчина, который одержим местью.
- Граф — везунчик, избалованный судьбой. Равнодушно относится к смерти, когда нечего терять. Подавлен и расстроен, когда возникла угроза жизни во время медового месяца.
- Графиня Маша — активная и решительная красавица.
Персонаж Сильвио имеет прототип — известный дуэлянт и лингвист Липранди, с которым классик познакомился в Кишинёве. Мужчина не относился к гусарам, но имел военное прошлое.
Композиция
Произведение состоит из двух глав, описывающих события, произошедшие с разницей в пять лет. Повествование ведётся от первого лица, офицера, который стал свидетелем того, как разворачивалась история отношений между двумя людьми на протяжении нескольких лет. Композиция произведения весьма необычна, так как рассказчик узнает о событиях, не будучи свидетелем, ему повествуют о них участники конфликта.
Сначала присутствует эффект загадочности, так как офицер-рассказчик намекает читателю на то, что за необычным поведением его знакомого (одного из будущих дуэлянтов) стоит какая-то история. Ее мы узнаем только в самом конце главы, когда свой секрет раскрывает лично офицеру Сильвио. Тогда история обрывается, и следующий виток ее развития мы узнаем спустя несколько лет, когда рассказчик случайным образом знакомится со вторым участником конфликта (графом). И снова сначала видим героя со стороны, не подозревая, кто он на самом деле, и только в ходе «случайного» диалога с ним, от лица офицера узнаем его истинную роль в сюжетной линии.
Рассказ графа
Через некоторое время жизненные обстоятельства вынудили рассказчика подать в отставку и переехать в небольшое село, где он погибал от скуки. Но однажды в соседнюю усадьбу приехал граф с молодой супругой. Мужчина сразу отправился с ними познакомиться. Соседи просто очаровали его своей манерой общения. Он обратил внимание, что на стене гостиной висела необычная картина, которая была прострелена несколькими пулями.
Офицер похвалил меткий выстрел и сказал, что ему встречался лишь один человек, чьи способности в стрельбе были просто восхитительными. Граф начал расспрашивать о нем, и мужчина рассказал о Сильвио. Услышав это имя, семейная пара начала сильно смущаться. Так он и узнал в молодом парне обидчика гусара. Но их история имела увлекательное продолжение, а картина являлась неким памятником их давней встречи.
Произошло это несколько лет назад в этом имении, где супруги проводили собственный медовый месяц. В один из дней графу доложили, что его ожидает некая персона, которая не хочет называть своего имени. Зайдя в гостиную, он увидел там гусара, которого сразу не узнал. Мужчина напомнил ему о долге и сообщил, что желает разрядить свой пистолет. Однако в любой момент в комнату могла зайти Маша.
Суть
В «Выстреле» есть три основных действующих героя: гусар Сильвио, граф и офицер-рассказчик. В начале мы от лица офицера знакомимся с Сильвио, они находятся в близких дружеских отношениях, что отмечается самим автором. Гусар любит стрельбу, практикуется каждый день и может попасть даже в муху на стене, по словам рассказика. Кроме того, Сильвио пользуется популярностью среди других офицеров, которые видят в нем свой авторитет, приезжают ежедневно к нему домой, чтобы поиграть или просто побеседовать за шампанским. На одной из таких встреч молодой офицер повел себя неподобающе, фактически оскорбив Сильвио, и все ожидали, что Гусар вызовет на дуэль грубияна. Но этого не произошло. Этот факт поразил офицеров, но спустя какое-то время об этом все забыли, кроме рассказчика, который увидел слабость в Сильвио и не мог понять, чем она оправдана.
В один день гусару пришло письмо, прочитав которое, Сильвио объявил о скором отъезде. Перед тем, как покинуть свою усадьбу, он решил объясниться с рассказчиком, так как чувствовал изменение во взаимоотношениях с офицером.
В ходе беседы Сильвио поведал давнишнюю историю, которая случилась с ним во время службы. Он был не менее популярен среди товарищей, чем является сейчас среди офицеров, ему нравилось его положение в полку, но в какой-то момент появился некий граф, который, как казалось Сильвио, был лучше него во всем и хотел занять его место. Пропитавшись завистью, гусар нашел способ спровоцировать графа на дуэль. В назначенное время в назначенное место граф явился с шапкой черешни, хоть первый выстрел и достался ему, он промазал и лишь продырявил фуражку Сильвио. Когда же настал черед стрелять гусару, тот, посмотрев на графа, который демонстративно ел черешню, понял, что тот не ценит жизнь, и это убийство не доставит ему удовольствия, поэтому отсрочил свой выстрел.
Этим Сильвио объяснил свое нежелание подвергать себя опасности в дуэли с молодым офицером. В письме, полученном утром, сказано, что граф женится на молодой красавице. Гусар же, поняв, что время выстрела пришло, отправился в город, чтобы завершить начатое.
Основные события второй главы начинаются уже несколько лет спустя (5-6). Рассказчик поселяется в деревне и хочет проведать своих новых соседей. Офицер приходит в дом графа с графиней, сперва ему сложно начать разговор, но он замечает картину с двумя пулями, сплавленными друг с другом, очевидно, от двух выстрелов в одну точку. Это озадачивает рассказчика, и он начинает вспоминать о своем давнишнем друге Сильвио. Тут граф решает узнать имя меткого стрелка, про которого рассказывает гость, и чуть ли не теряет дар речи, когда слышит, как того звали. Оказывается, что граф и является тем самым противником Сильвио, с которым тот так жаждал закончить дуэль.
Тогда рассказчик узнает вторую часть истории, которая произошла после отъезда гусара из поместья.
В один день граф по возвращении домой обнаружил в своем кабинете давнего знакомого. Сильвио потребовал выстрел, который не сделал тогда, но решил дать еще один шанс выстрелить оппоненту (жребий выпал именно так, поэтому первым стрелял граф). Однако, он попал в картину, в этот момент домой вернулась Мария, которая бросилась сначала на шею мужу, затем в ноги Сильвио, умоляя прекратить. Муж попросил графиню ждать за дверью и не унижаться, после подготовился к выстрелу, зная, что он будет смертельным, и потребовал стрелять. Сильвио же опустил пистолет, поняв, что добился того, чего хотел, получил ту эмоцию и, уходя, практически не глядя, из дверей стрельнул ровно в то же место в картине.
Начало событий
Армейский полк располагался в небольшом городке. Обыденная жизнь проходила по армейскому распорядку, а постоянную скуку рассеивало лишь знакомство офицеров с одним человеком по имени Сильвио, который жил неподалеку. Он был старше многих военных из полка, неприветлив, обладал крутым характером и острым языком. В его личной жизни существовал неизвестный секрет, который он не открывал окружающим.
Все знали, что Сильвио раньше служил в знаменитом гусарском полку, но по неизвестной причине ушел в отставку и переехал жить в этот маленький городок. Люди даже не догадываются об источнике его дохода, но он ежедневно устраивал роскошные обеды для офицеров, во время которых шампанское просто лилось рекой. По этой причине многие его выходки прощались. Таинственность фигуры мужчины оттеняла лишь его уникальная способность метко стрелять из пистолета. Гусар практически не участвовал в беседах приятелей о поединках, а на вопросы, случалось ли ему участвовать в дуэлях, тихо отвечал, что да.
Между собой военные говорили, что на совести гусара лежит какая-то несчастная жертва его уникальных способностей. В один из дней несколько мужчин по привычке собрались у него дома. Выпив спиртного, они начали играть в карты и попросили Сильвио подержать банк. Он играл молча и терпеливо исправлял ошибки собравшихся в записях. Один юный офицер, который совсем недавно прибыл в полк и не знал привычек хозяина, заявил, что тот сильно ошибся.
Взбешенный молчанием гусара, парень кинул ему в голову массивный шандал. После этого, побледнев от злости, мужчина попросил офицера уйти. Окружающие думали, что дуэль неизбежна и знали ее результат. Однако хозяин дома не стал вызывать обидчика на поединок. Это обстоятельство сильно подпортило его репутацию среди приятелей. Через некоторое время все опять пошло своим чередом и этот случай позабылся. Только один военный, которому Сильвио очень симпатизировал, не сумел примириться с ощущением, что гусар так просто стерпел оскорбление.
В один из дней в полковой канцелярии гусар получил небольшой пакет, содержимое которого его очень взволновало. Он сказал собравшимся приятелям, что ему необходимо срочно уехать и пригласил их на торжественный обед. Поздно вечером, офицеры начали расходиться по домам и Сильвио попросил рассказчика задержаться, чтобы открыть тому собственный секрет.
Главные герои и их характеристика
- Сильвио
, очевидно, является достаточно самолюбивым и гордым человеком, который не прощает того, что кто-то кажется ему лучше самого себя. Именно поэтому он негативно относится к графу, который поначалу даже хотел начать с ним дружбу, а далее Сильвио сам провоцирует конфликт, кидая острое оскорбление в сторону графа. Также он является злопамятным человеком, так как каждый день думает о том, как отомстить сопернику, тренируется ради этого, чтобы не растерять навык. Высшей точкой его эмоционального развития является тот момент, когда он не опускается до мести, не стреляет в графа, понимая, что это будет низко. - Граф
же является достаточно спокойным человеком, хоть и не менее высокомерным и наигранным, чем Сильвио, судя по его поведению на дуэли (граф не случайно принес черешню). Очевидно, что образ графа является положительным, в том числе потому, что Пушкин писал его с себя. В ситуации, когда Сильвио легко мог его убить, граф ведет себя крайне достойно и благородно, не унижается. Возможно, именно это заставляет Сильвио отказаться от выстрела, так как он видит, что противник — достойный человек. - Рассказчик
в повести является сторонним наблюдателем, который смотрит на события реалистично и трезво оценивает ситуацию. Судя по тому, что Сильвио любил с ним беседовать и считал другом, несмотря на разницу в возрасте почти в десять лет, офицер является совсем не глупым человеком. Он позволяет взглянуть читателю на происходящее со стороны, создает эффект присутствия там в реальном времени.
Авторские афоризмы
«…Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит?..»
«…я мало уважаю постороннее мнение…»
«…Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести…»
«…я хотел казаться развязным, но чем больше старался взять на себя вид непринужденности, тем более чувствовал себя неловким…»
«…Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков…»
Темы и проблемы
В данном произведении затрагивается несколько важных тем и проблем. Этическая проблематика особенно многогранна и интересна.
- Основная проблема — честь и бесчестье
. Сильвио, как романтический герой, очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. Но, опуская дуло пистолета в кульминации повести, Сильвио как бы восстанавливает свою честь, понимая, что с его стороны будет низко убить графа. - Также поднимается проблема ценности собственной жизни
. Сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность бытия, так как не хочет делать больно ей, расставаться со счастьем, которое обрел в семье. Подобный сюжет наверняка навеян тем, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине (рассказ был написан накануне свадьбы писателя). - Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, в чем смысл мести
. В данном случае Сильвио не хочет, чтобы граф умер, а хочет заставить его бояться, унижаться, молить о прощении, потому что знает, что это будет для соперника гораздо сложнее, чем просто умереть. Главный герой жил ради этой мести, но стоило ли оно того? Он посвятил всего себя этой сжигающей душу идее, потратил время и силы. В финале даже непонятно, кто победил, а кто проиграл? Если граф обрел смысл жизни, то Сильвио его утратил, ведь мщение больше не было его стимулом к существованию. - Основная тема — великодушие и прощение.
Герой вовремя осознал, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он пожалел Марию, которая ни в чем не виновата, но обречена стать жертвой его самосуда. - Другая важная тема — любовь
. Она показала графу значимость жизни и спасла его, ведь именно жена сделала то, чего так хотел Сильвио — бросилась на колени и молила о пощаде ради спасения супруга.
Отзывы читателей
Я очень люблю классическую русскую литературу, а произведения Пушкина меня постоянно вдохновляют. Повесть «Выстрел» является одним из примеров таланта автора. В ней он показал, как важно всегда оставаться человеком и проявлять сострадание к близким. Всем советую прочитать эту книгу.
Читала это произведение вместе с дочкой, чтобы написать сочинение по литературе. Меня поразили глубокие мысли автора, которые он смог выразить доступным языком. Я сделала вывод, что не нужно тешить свое самолюбие, если это вредит окружающим людям.
Алина, Москва
Мне очень понравилась эта повесть Александра Пушкина. Она читается на одном дыхании и оставляет после себя приятное впечатление. Главный герой смог обуздать собственную ярость и сохранил жизнь человеку. Это можно назвать внутренним подвигом.
Анна, Ижевск
Основная идея
Смысл повести «Выстрел» заключается в том, чтобы показать значимость гуманизма в жизни человека. Люди должны выбирать не месть, а великодушие, ведь только оно освобождает душу из оков обиды. Сильвио и так потратил лучшие годы, ожидая момента для выстрела, но в эту заветную секунду понял важную истину — право выстрела не дает ему права убить человека. Его месть — всего лишь жалкое и подлое убийство того, кто не смог по закону чести защитить себя.
Главная мысль книги — утверждение вечных идеалов — любви, верности и доброты. Именно эти чувства помогли графу осознать, что жизнь ценна сама по себе. Если раньше он был слеп и играл с нею, то после женитьбы понял, как важно сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог.
Главная мысль
Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.
Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.
Чему учит?
Произведение учит читателя тому, что нужно уметь простить, отпустить обиду. Только так можно сохранить свою честь. На примере Сильвио писатель показывает то, как можно совладать с эмоциями, руководствоваться разумом, а не желанием мстить.
Также после прочтения повести «Выстрел» невольно начинаешь задумываться о том, что является в жизни по-настоящему ценным: не положение в обществе, не богатства (писатель указывает на материальную обеспеченность графа), а любовь близких, семья.
🗹