4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 104.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 104.
Александр Сергеевич Пушкин, будучи непревзойденным мастером пейзажной лирики, в своём произведении «Туча» очень тонко передал состояние души при помощи явлений природы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Туча», Пушкина, который будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Туча.
История создания – Стихотворение написано в 1835 году.
Тема стихотворения – Переживания лирического героя, отражением которым стала природа.
Композиция – Композиционно произведение делится на три части по числу строф.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Четырёхстопный амфибрахий.
Метафоры – «алчная земля», «ясная лазурь».
Эпитеты – «унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная».
Олицетворения – «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит».
История создания произведения
Дата написания Александром Сергеевичем Пушкиным стихотворения «Туча» достоверно известна: 13 апреля 1835 г. Да и когда еще, как не весной мог поэт описать природу после грозы. Известно, что на следующий день Пушкин должен был отправиться на прием к Бенкендорфу. Александр Сергеевич подал прошение на издание газеты и ждал от шефа жандармов разрешения.
Чувство неизвестности, тревожно радостное ожидание, вера, в лучший исход задуманного вылились в это замечательное произведение.
1835-37 годы – это пора творческой зрелости Пушкина как литератора. В этот период Александр Сергеевич мало пишет стихов для печати. Стихи для него становятся выражением его настроения. И тут трудно не согласиться с Белинским, который заметил, что стихотворение «Туча» — это образец «пушкинского созерцания природы». Однажды, после затяжного и освежающего дождя поэт увидел задержавшуюся на чистом небосклоне, тучку. Эта картина послужила темой для создания лирической зарисовки.
Стихотворение было впервые напечатано в «Московском наблюдателе». Журнал был создан в том же 1835 году, и Пушкин стал одним из первых его авторов. Журнал просуществовал всего 4 года.
Образы и символы
Главным образом стихотворения является, конечно же, образ тучи. Это своего рода нежданный гость, которого никто не ожидал увидеть. Мы видим радость поэта от того, что гроза наконец-то миновала, и небо вновь окрасилось яркими красками.
Лишь образ тучи напоминает о недавней непогоде. В её образе хорошо просматривается угнетенное и подавленное состояние, которое навевает тоску. Но произведение заканчивается спокойным настроением. Которое обычно царит в природе после миновавшей грозы.
Так же проглядывается образы и других природных явлений: небо, день, гром, дождь, ветер. Здесь автор доносит то, что в природе все следует своим чередом и по времени. Всему свое время, и погодные катаклизмы не являются исключением.
В образе лирического героя мы видим самого поэта, который устал от событий, происходящих вокруг. Он хочет покоя, мира и света. Ему надоели все те «бури», которые происходят в его окружении.
Он старается прогнать тучу, которая все никак не хочет покидать светлое небо. Он ждет перемен. Но перемены обязательно должны произойти в лучшую сторону. Как после проливного дождя ярко светит солнце, так и в своей жизни, и жизни государства, он ждет яркого солнца после дождя.
Если говорить о туче, как о восстании декабристов, то мы понимаем, что на тот момент это была необходимость. Как в летнюю жару необходим проливной дождь (который многим не по нраву). Так и восстание – это была вынужденная мера в сложившимся строе.
Пушкин разделяет взгляды декабристов и находится на их стороне.
Темы, проблемы
Основной темой стихотворения является человек и его взаимоотношение с природой. Если долго наблюдать за природными явлениями, то можно найти очень много ответов на мучающие вопросы. Мы в стихотворении видим и буйство природы, которое автор показывает в роли бури. И ясный солнечный день, который следует за грозой. Земле, так же как и человеку, необходим и отдых, и своего рода встряска. Как человек не может жить без перемен, так и нашей природе они необходимы. Без проливного дождя погибнет все живое, хотя буря может многое и разрушить. Так и в сложившейся ситуации в государстве необходим был переворот, потому что дальше так продолжаться просто не могло. Да, восстание декабристов провалилось, но оно не прошло без следа.
Так же можно вскользь увидеть и тему одиночества. Ведь после бури туча остается одинока. Более того, ветер стремительно уносит её вдаль.
Само стихотворение имеет достаточно спокойный характер. Более того, у читателя возникает некое умиротворение, которое обычно бывает после буйства природы.
Средства выразительности
В данном стихотворении мы видим использование очень большого количества эпитетов, которые придают краски стихотворению и природе. С их помощью автор умело передает настроение. Описывая тучу, используются мрачные, негативные эпитеты. Но им на смену приходят яркие и радостные.
То же самое происходит с олицетворениями, которые отлично показывают смену настроения.
Данное стихотворение мало того, что необычайно красиво, так и рассказывает о весьма интересных мыслях поэта. При помощи описания природы, автор прекрасно передает свое собственное настроение, а так же описывает происходящие вокруг него события.
Жанр, размер
Анализируемое стихотворение относится к пейзажной лирике. Но многие считают, что здесь проглядываются нотки философской лирики. Потому что в образе «тучи» Александр Сергеевич показывает восстание декабристов.
Написано стихотворение было в то время, когда автор пишет все меньше произведений в направлении романтизма. Но тем ни менее «Туча» является именно романтизмом.
Что же касаемо размера стихотворения, то «Тучу» Александр Сергеевич пишет при помощи четырехстопного амфибрахия. Рифмовку использует парную.
Идея стихотворения
В «Туче» прослеживается сразу несколько основных идей и тем. Произведение небольшого размера вместило в себя множество мыслей. Оно содержит описание множества мыслей:
- природы;
- человека;
- одиночества.
Основная тема — человек и природа. Лирический герой остается наедине с небом и тучей, с трепетом следит за изменениями. Он наблюдает за развитием бури, а потом за наступлением ясного безмятежного дня.
Земля в тексте приобретает душу, становится похожей на человека. Она жаждет покоя, хочет избавиться от потрясения, отгоняет от себя печальные и тревожные воспоминания.
Темы одиночества автор затрагивает вскользь. На небе туча всего одна, и ее прогоняет поднявшийся ветерок. В сравнении со вторым катреном, вызывающим тревогу, все стихотворение в целом пропитано спокойным настроением. Оно хорошо передает эмоции человека: после печали всегда наступает легкость.
Произведение не просто выразительное и красивое. Оно содержит глубокий смысл. Погода способна изменяться, как и эмоции человека. Она не может быть постоянной: дожди сменяются солнечными днями. То же самое происходит и с людьми. Рано или поздно все проблемы решаются, неприятности заканчиваются. Изгоняя плохие эмоции, человек получает свободу и ощущение легкости. У него появляется жизненная энергия. Появление проблем в судьбе так же правильно, как и бури — в природе.
Главная мысль данного стихотворения заключена в его названии. Туча — это метафора, означающая неприятные события. А само произведение описывает план действий человека в тяжелых ситуациях: нужно пережить бурю, изгнать весь негатив. Тогда и наступят ясные дни.
Основная мысль
Анализируемое стихотворение имеет очень глубокий смысл. На примере природы Александр Сергеевич показывает самого человека, который так же переживает весьма разные периоды в своей жизни. Бывают как «солнечные дни», так и «буйства природы». У всех бывают проблемы, которые рано или поздно обязательно пройдут. Поэтому не стоит зацикливаться на них. Нужно стараться идти дальше.
Ведь как бы ни было плохо сейчас — завтра обязательно будет лучше. Как после сильного дождя появляется яркое солнце, так и после решения проблем в жизни все налаживается. Дождь не может идти постоянно, но без него погибнет все живое. Поэтому он необходим природе. Так и человеку порой нужно пережить трудности, отогнать дурные мысли, которые омрачают его настроение. И чем быстрее он это сделает, тем быстрее наступит ясный солнечный день, полный ярких красок и новых свершений!
Стихотворение «Туча» – анализ по плану
Вариант 1
Стихотворение Пушкина «Туча» в стиле русского романтизма проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.
Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.
Не случайно стихотворение так построено.
1 катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба. 1 катрен – апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.
Последний, 3 катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.
В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.
1 катрен – немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: «унылую тень», например, или целая строка «Одна ты печалишь ликующий день».
С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более «боевитому». Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение «одна ты».
Стиль 2 катрена – агрессивный «боевой». Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром». Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к 3 катрену. Его стиль и ключевое слово — умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: «Довольно». Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе «листочки древес» и «успокоенные небеса». Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес», Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена.
В стихотворении можно отметить категориальное различие и сходство глагола времен глагола. Настоящее время глагола употреблено и в 1, и в 3 четверостишиях. Нужно заметить, что и по стилю они схожи: поэт то требует, то просит тучу не омрачать солнечного дня. Во 2 катрене автор употребил прошедшее время глагола, вспоминая минувшую грозу. Этим он как бы подчеркнул различие между спокойными 1, 3 и «воинственным» 2 катренами.
В лирической миниатюре А. С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: «рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день». Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий» день. «Грозно обвивала», «алчную землю», «таинственный гром», «успокоенных небес».
Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?
Давайте проведем небольшой эксперимент: из 1 катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?
Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по небу,
Одна ты наводишь … тень,
Одна ты печалишь … день.
Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении никак нельзя!
Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве». Алчная – значит «жадная», это слово не менее важно в стихотворении.
Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.
Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.
Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.
Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.
Именно на начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма.
Вариант 2
Один из выдающихся лириков русской литературы А.Пушкин применял в своих творческих работах прием сравнения природы с живим существом. Именно элегия «Туча» считается таким произведением. Эта элегия одна из шедевров Пушкина в пейзажной лирике. Ее можно причислить к заключительным творческим работам лирика в духе романтизма. Оно было издана в 1835 г. Элегия посвящена летнему теплому дождю. При анализе этого произведения необходимо разобрать композицию. Она имеет три части.
Произведение начинается с призыва к туче, которая после нескончаемой бури одиноко бежит по голубому небосклону, как будто ищет убежище. Следя за ней автор восторгается как прекрасно создан наш мир, но все же говорит туче, что ее участь окончена и ей необходимо покинуть небо. Только ты вселяешь тоскливую тень, огорчаешь светлый день,- говорит Пушкин.
Не так давно туча была так нужна и долгожданна, лирик желает изгнать тучу, которая печалит и портит ему настроение. Пушкин подмечает, что она напоила грешную землю долгожданной водой, что все живое вокруг так нуждалось в ней. К обыкновенной туче нужно относиться благородно и трепетно, как это делает гром и молния в произведении. И именно это изумительное явления природы сопровождает тучу.Но тут же лирик сам себе возражает и относится к туче очень пренебрежительно, что туча все исполнила и требует от ветра уносить тучу с небес.
Всем этим поэт желает показать читателям, что все в нашей жизни подчинено определенным силам и законам природы. Что человек не подвластен силам природы.И если нарушать эту необыкновенную гармонию, которая царит в окружающем мире, можно потерять человеческое счастье, дарованное нам самой природой.
Если небольшая тучка сумела опечалить лирика, что тогда говорит о поступках и мыслях людей, которые могут принести значительно больше печали и разочарований? Поэт пытается донести до читателей, истину, что нужно совершать поступки обдуманно, для того, что после не сожалеть о содеянном, Не быть изгнанным как эта маленькая тучка, с небосклона.
Эта элегия мне очень понравилась. Произведение эмоциональное очень насыщенное и красочное, в нем прослеживается отрада лирика от соединения с природой, от того что он испытывает и ощущает в это время охватывающую себя реальность.
После прочтения произведения Туча понимаешь, что — это талантливая творческая работа, которая показала, что Пушкин не поменялся и не потерял свой необыкновенный дар.
Вариант 3
Александр Пушкин всегда считался великим поэтом, который оставил для своих наследников прекрасный творческий багаж. В своих стихотворных работах он очень часто использовал такие литературные приемы, о которых другие авторы еще и не задумывались.
В стихотворной работе «Туча», которое было выдано в печать в 1835, автор наделяет природу качествами живого человека. Этот прием называется отождествлением.
Прочитав творческую работу, читатель знакомится с ее главной героиней – тучей, которая осталась в небе после бури. Она не знает, куда ей податься и где найти пристанище.
Поэт обращается к ней со словами о том, что только лишь ее образ в небе напоминает нам о буре, которая уже закончилась. С одной стороны, поэт пытается прогнать темную тучу. Она навеивает печаль, поэтому, и портит настроение автора. Но, с другой стороны, Пушкин говорит о том, что к этой туче нужно относиться с уважением. Ведь немного ранее, в ней нуждалась сухая земля, которая требовала влаги и воды. А к явлениям молнии и грома, которые исходили из тучи, нужно относиться возвышенно. Они говорят о необычайной силе данных природных явлений.
В эту же минуту, Пушкин меняет свое мнение, и с неким пренебрежением гонит тучу со спокойного неба. Он пишет о том, что она уже выполнила свою миссию и должна скрыться за горизонт. В этих строках поэт хочет донести до читателя мысль о том, что все в нашем мире имеет свою последовательность и свое место. Все явления подчиняются установленным правилам. И выстраивал эти правила определенно не человек, а силы свыше.
Александр Пушкин уверен в том, что ни в коем случае нельзя нарушать эти правила, иначе, это испортит гармонию и в человеке и в природе. Поэтому, автор делает особый акцент на мысли о том, что нужно быть своевременным и в поступках и действиях для того, чтобы не стать изгнанником, как эта темная туча.
🗹