Судьба: спор героя и автора (пьеса М. Горького «На дне»)


История создания

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным экономическим кризисом, в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. Это Барон, ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни. А в основу конфликта лег спор о правде в пьесе «На дне». Эта философская проблема давно стала неразрешимой для русской литературы, за нее брались Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие. Однако Горького нисколько не испугало это положение дел, и он создал произведение, лишенное дидактизма и морализаторства. Зритель сам вправе сделать свой выбор, выслушав различные точки зрения, которые высказывают герои.

Спор о правде

спор о правде в пьесе на дне цитаты

В пьесе «На дне», как уже было сказано выше, Горький не просто изображал ужасную действительность, основным для писателя стали ответы на важнейшие философские вопросы. И в итоге ему удается создать новаторское произведение, которое не знало себе равных в истории литературы. На первый взгляд повествование кажется разрозненным, бессюжетным и фрагментарным, однако постепенно все кусочки мозаики складываются, и перед зрителем разворачивается столкновение героев, каждый из которых является носителем своей правды.

Многогранна, неоднозначна и неисчерпаема такая тема, как спор о правде в пьесе «На дне». Таблица, которую можно было бы составить для большего ее понимания, включила бы в себя трех персонажей: Бубнова, Луку и Сатина. Именно эти персонажи ведут жаркие дискуссии о необходимости правды. Понимая невозможность ответа на этот вопрос, Горький вкладывает в уста этих героев разные мнения, которые равноценны и равнопривлекательны для зрителя. Невозможно определить позицию самого автора, поэтому эти три образа критики трактуют по-разному, и до сих пор нет единого мнения относительно того, чья же точка зрения на правду верна.

Бубнов

Вступая в спор о правде в пьесе «На дне», Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того, чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем. Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и жестокости мира.

Для Бубнова ложь неприемлема и непонятна, он считает, что говорить нужно только правду: «И почему люди врать любят?»; «По-моему, вали всю правду, как она есть!» Он открыто, без стеснений высказывает свое мнение, не оглядываясь на других. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит смысла в помощи ближнему и заботе о нем.

Что лучше – истина или сострадание? На дне.

Пьеса М. Горького «На дне» — сложное произведение с глубоким философским смыслом. Что делает человека сильнее? Что помогает или мешает ему жить? Что лучше истина или сострадание? Именно на эти вопросы и пытаются найти ответы обитатели ночлежки Костылева.

Философия дна

Иллюстрация С. Гонкова

Главной особенностью пьесы является то, что на эти вечные темы рассуждают не люди из высшего общества, а те, которые оказались на самом дне. Среди всех них можно выделить только двух «идеологов»: странника Луку и шулера Сатина. Лука проповедует философию сострадания, а Сатин выступает за культ истины.

Поразительно, что о необходимости истины говорит именно шулер, картежный мошенник, ежедневно обманывающий других людей. Тем не менее он считает, что только правда является Богом свободного человека, а ложь – религия рабов. По его мнению, любой человек достоин уважения, а жалость – унижает человеческое достоинство. Монологи Сатина такие проникновенные, потому что его позиция близка самому М. Горькому. Автор тоже считает, что важнее всего в мире человек, а человеку жизненно необходима правда.

Странник Лука, неожиданно появившийся в ночлежке, придерживает иной точки зрения. Он добрый, снисходительный и терпимый к чужим порокам. Лука всегда готов выслушать того, кто нуждается в этом, он искренне интересуется жизнью других людей. Единственным его недостатком является излишнее сострадание к человеку. Из жалости к обречённым жителям ночлежки Лука начинает лгать им, убеждая в том, что их несбыточные мечты обязательно сбудутся. Он считает что человек – это то, во что он верит.

Сострадание Луки

До неожиданного исчезновения Луки жизнь обитателей дна заметно улучшилась, многие из них начали верить в то, что их ждёт лучшее будущее. Анна стала меньше волноваться из-за своей болезни, поверив в то, что её ожидает покой и умиротворение на том свете, Пепел начинает мечтать о свободной и честной жизни в Сибири, а Настя живёт мечтами о высокой любви. Воодушевлённый рассказами о бесплатной лечебнице для алкоголиков Актёр, даже начинает работать и на некоторое время бросает пить. Но все эти перемены оказались временными.

Когда Лука исчез, все осознали, что он всего лишь их успокаивал, и на самом деле, его слова – утешительная ложь. Его сострадание привело к тому, что обречённым и без того людям стало ещё хуже. Пепел, пытаясь изменить свою жизнь, оказался в тюрьме. Настя находилась в полнейшем отчаянии, а Актёр и вовсе не выдержал суровой реальности. Осознав тщетность своих надежд, он повесился, не в силах дальше так жить.

Выходит, что главная истина в жизни – это сам человек, и только ему выбирать, как жить дальше. Однако в любом случае каждому нужна реальная надежда, а не утешительная ложь из сострадания. Финал пьесы остаётся неопределённым. Подняв тему сильной личности, автор даёт возможность героям что-то почувствовать, осознать. Но ответа на вопрос: «Что лучше истина или сострадание?» М. Горький так и не дал.

В пьесе «На дне» затронут вечный вопрос, который никогда не потеряет своей актуальности. Что лучше истина или сострадание? На этот вопрос трудно дать ответ, так как эти понятия нельзя противопоставить друг другу.

Лука и Сатин: сострадание или истина

Ночлежка. Иллюстрация

Сам автор явно предпочитает истину, и свои мысли он вложил в уста Сатина, который всё время отстаивает права и свободу человека. Ему в произведении противопоставляется старец Лука, который случайно попал в ночлежку Костылевых. С его появлением многие здешние обитатели обрели надежду, которая, хоть и была ложной, но всё-таки помогала им двигаться дальше.

Лука – очень добрый и отзывчивый человек, однако его милосердие напрямую связано с ложью. И неважно, что эта ложь было во спасение, обман всегда остаётся обманом. К чему может привести эта спасительная ложь? М. Горький показывает трагические последствия такого сострадания.

Лука, действительно сочувствует обитателям ночлежки, но он вселяет губительные надежды в уязвимые души несчастных людей.

У Сатина другое мировоззрение. Несмотря на свою мошенническую деятельность, он – настоящий философ. В далёком прошлом он служил телеграфистом и любил читать книги. Его судьба полностью изменилась после того, как он угодил в тюрьму, защищая честь своей сестры. К прежней жизни он уже не вернулся, после долгих лет тюремного заключения обратного пути не было. Этот печальный опыт изменил его отношение к окружающему миру, изменил нравственные ценности и приоритеты.

Во всех спорах, происходящих в ночлежке, Сатин отстаивает могущество человека. Именно он осуждает позицию Луки. Он считает ложь, даже спасительную, уделом рабов. А свободному человека нужна только правда, по его мнению. Сатин не говорит о подлости или злых умыслах Луки, он понимает, что стариком двигали только благие намерения, но он уверен в том, что сострадание унижает других людей, и вселяет в них ложные надежды.

Авторская позиция

М. Горький поддерживает позицию Сатина. Он считает, что у человека должно хватать мужества принять правду такой, какая она есть, потому что лишь истина делает человека сильнее и увереннее в себе. Только правда способна изменить общество, погрязшее в пороках. Человек должен понимать, что вокруг него происходит, и самостоятельно делать выбор, а сострадание лишает его этой возможности.

Размышляя над главным вопросом пьесы «На дне», автор испытывает жизнью философию Луки и Сатина. Он наглядно показывает, как повлияли на обитателей их слова. Выходит, что нет в жизни ничего важнее истины, но иногда без сострадания и утешительной лжи – не обойтись.

Что лучше – истина или сострадание? Это вопрос, который при более глубоком рассмотрении вызывает большие сомнений, чем определенности.

Истина

Что такое истина? Это нечто существующее в реальности, утверждение, проверенное опытом. Что такое сострадание? – эмпатия, сочувствие к несчастьям другого человека. Эти понятия сложно противопоставить друг другу. Но именно это делает М. Горький – автор пьесы «На дне».

Действие пьесы происходит в ночлежке для босяков, «бывших людей». Это место больше напоминает тюремный подвал, нежели помещение, пригодное для жизни. Жители ночлежки – люди, озлобленные на жизнь, потерявшие всякую надежду на лучшее будущее, равнодушные друг к другу и к себе. Они забыли свое прошлое, они не имеют настоящего, у них не будет будущего. Сами они говорят, что они не живут, а существуют. Какой-то критик о — потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди».

В этот черный мир врывается светлый странник Лука. Он пытается утешить людей, дать им новый взгляд на жизнь, расширить замкнутость ночлежки мечтами и надеждами. И люди тянутся к нему. Настя обретает надежду на настоящую любовь, Пепел задумывается о поездке в новую жизнь в Сибирь, Актер начинает мечтать о лазарете для пьяниц, Анна умирает с мыслями о райском спокойствии.

Противопоставление Луке

Явно противопоставлен Луке Бубнов – циничный и мрачный человек, с которым никто и разговаривать-то никто не хочет, он успевает лишь вставить свои фразы в чужой разговор. Он убежден, что нужно прямо говорить всю правду, как она есть, не стесняясь. И, когда Лука исчезает, Бубнов обвиняет старика в том, что он растревожил души ночлежников ложной надеждой и бросил их.

Немного другой позиции придерживается Сатин. Сатин – бывший телеграфист, человек, поддерживающий взгляды философа Ф. Ницше, кричащий вслед за ним, что «Бог умер!». Он говорит, что Лука – не шарлатан, потому что врет из сострадания, от доброты душевной. А Сатин восклицает: «Человек – вот правда!». Он уверен, что сострадание унижает людей, из-за жалости к самому себе человек не способен изменить жестокий мир. Для революции людям нужно трезво смотреть на жизнь.

Ответ на вопрос

Кто из них прав? Горький не дает однозначного ответа. С одной стороны, сострадание Луки приводит к тому, что кончает жизнь самоубийством Актер. С другой стороны, возможно, в его смерти виновны те, кто открыл правду о выдуманных лечебницах для пьяниц.

Мы не знаем и того, на чьей стороне автор. Современники утверждают, что М. Горький плакал, когда читал сцены утешения Анны старцем Лукой. Возможно, именно его позиция ближе всего писателю, а позиции остальных героев введены, чтобы подтвердить правоту Луки?

На мой взгляд, истина безусловно важна для человека, но наступают такие моменты, когда без утешения, без веры во что-то лучшее жизнь просто не может продолжаться. А вера – и есть сама жизнь.

Лука

Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.

Лука предстает одной из ключевых фигур в такой проблеме, как спор о правде в пьесе «На дне». Реплики его полны сочувствия, успокоения, но в них нет и слова правды. Этот образ один из самых неоднозначных в драме. Долгое время литературоведы оценивали его только с отрицательной стороны, но сегодня многие усматривают в действиях Луки и положительные моменты. Его ложь утешает слабых, неспособных сопротивляться жестокости окружающей действительности. Философия этого персонажа в доброте: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился». Показательной в этом отношении считается история о том, как старец спас двух воров, когда отнесся к ним по-доброму. Правда Луки — в жалости к человеку и желании дать ему надежду, пусть и иллюзорную, на возможность лучшего, которая помогала бы жить.

Социальный подтекст

Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.

Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.

Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.

Каждый день жизни героев напоминает предыдущий, кажется, что череда повторяющихся действий не прекратится никогда. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но сделать усилие, вырваться за границы жизненного дна у них нет ни сил, ни возможности.

Сатин

Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь – религия рабов», «Правда – бог свободного человека!»

Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. Именно этот персонаж произносит знаменитый монолог о человеке-боге: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Это — великолепно! Это звучит — гордо!»

В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.

Сюжет известной пьесы

Анализ «На дне» (Горький М.) невозможен без знания сюжета пьесы. Красной нитью через все произведение проходит спор о возможностях человека и самом человеке. Действие разворачивается в ночлежке Костылевых – месте, которое словно забыто богом, оторванно от цивилизованного мира людей. Каждый обитатель здесь давно утратил профессиональные, социальные, общественные, духовные, семейные связи. Практически все они считают свое положение ненормальным, отсюда и нежелание ничего знать о соседях, определенная озлобленность, пороки. Оказавшись на самом дне, персонажи имеют свою жизненную позицию, знают только собственную правду. Может ли что-нибудь спасти их, или это потерянные души для общества?

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: