Исследование жанра произведения А.С.Пушкина «Дубровский»
Проблема жанра существует.
Рассмотрим определение жанра.
Жанр — от франц. genre вид, род. В современном литературоведении термин употребляется в различных значениях. Одни учёные в соответствии с этимологией слова называют так литературные роды: эпос, лирику и драму. Другие под этим термином подразумевают литературные виды, на которые делится род: роман, повесть, рассказ, новелла и т.д. Это понимание является самым распространённым.
Но и виды — ещё не окончательные формы литературных произведений
Сохраняя всякий раз общие родовые признаки и структурные особенности вида, каждое литературное произведение несёт в себе и своеобразные черты, диктуемые запросами жизни, особенностями материала и особенностями таланта писателя, т.е. имеет неповторимую «жанровую форму». Каждому такому «жанру» или «жанровой форме» свойственны специфические приёмы художественного воплощения. В этом случае действует основная закономерность, характеризующая жанр как единство содержания и формы при ведущей роли содержания.
Почему такое небольшое по своим размерам произведение создаёт столь серьёзную проблему – проблему жанра?
Многие критики и учёные-исследователи спорили между собой, а некоторые даже утверждали, что необходимо найти смысловое единство композиции, чтобы понять жанр этого произведения. Но это не удалось сделать, ведь существует так много разных позиций. Сколько людей, столько и мнений. Я считаю, что каждый прав по-своему. Во-первых, в «Дубровском» есть элементы разных жанров. Во-вторых, А.С. Пушкин показывает многогранность характера героя, в котором он сочетает противоречивые качества. Возможно, это тоже стало причиной многих споров о художественной характеристике произведения. В-третьих, автором много было позаимствовано и от романов, популярных в XIX веке. Сам Пушкин не раз говорил о том, что его привлекают шекспировские характеры.
Но я всё же в своём исследовании попытаюсь прийти к определённому выводу.
-6-
Итак, чтобы определить жанр произведения «Дубровский», рассмотрим сами понятия литературных определений повести, романа и приключенческой литературы.
Повесть
– это литературное произведение описательно -повествовательного жанра. По своим размерам и быстроте развертывания эпизодов повесть ближе к рассказу, чем к роману. В.Г. Белинский писал о повести:«Её форма может вместить в себя всё, что хотите – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь на мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».
Роман
(от франц. roman) — литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в её отношении к окружающему миру, на становлении, развитии её характера и самосознания. Типичная романная ситуация – столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природой или с социальной необходимостью.
Приключенческая литература
– произведения, в центре внимания которых стоят острые сюжеты, напряженные конфликты личной или общественной жизни, заставляющие читателя следить главным образом за тем, как сменяются и развиваются занимательные события, а в них проявляются наиболее значительные черты характеров людей, участвующих в процессе борьбы с природой, в революционных столкновениях.
Так к какому же жанру можно отнести «Дубровского»?
1. Я предполагаю, что это произведение можно отнести к социальному
роману (этой точке зрения придерживается и литературовед Б. В. Тимашевский). Почему?
Фигура «благородного разбойника», Дубровского – сына, несколько романтизирована, и критики – современники поэта — усмотрели в этом романе влияние западных авантюрных романов, столь популярных в начале XIX века. С чем только не сравнивали «Дубровского»! С «Разбойниками» Шиллера и романом Вульпиуса «Ринальдо-Ринальдини», «Бедным Вильгельмом» Г.Штейна и «Жаном Сбогар» Шарля Нодье, «Роб Роем» Вальтера Скотта и «Roman noire» А. Радклиф, «Фра-Дьяволо» Р. Зотова и «Корсаром» Байрона…
-7-
Действительно, Дубровский из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиною гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; герой — ловкий хитрый удалец, который преследуем полицией, в этом самом доме, без важной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя.
Все это весьма неестественно для русского офицера. Может быть, это несовершенство романа и объясняет нежелание Пушкина печатать «Дубровского».
Вероятно, такая позиция была и политически в то время удобна. Объявить бунтующего героя порождением не русской действительности, а плодом западных влияний значило освободить роман от острого социального содержания.
2.Произведение «Дубровский» многие критики и исследователи творчества Пушкина считают социально-бытовым романом.
Я думаю, что в чем-то с этим можно согласиться, т.к. он создан на основе реальных событий 20-ых годов XIX века; состоит более чем из одной части; имеет много сюжетных линий; присутствует личностная окраска многих мотивов и ситуаций.
В.Г. Белинский отнёсся к «Дубровскому почти восторженно: «Это одно из величайших созданий гения-Пушкина. Верностию красок и художественною отделкой не уступает «Капитанской дочке», а богатством содержания, разнообразием и быстротою действия далеко превосходит её». К «дивным вещам» в этой повести критик относит «старинный быт русского дворянства», который «в виде Троекурова, изображен с ужасающей верностию», обрисовку подъячих и судопроизводства, крестьян, «характера героини, по преимуществу русской женщины». И С. Тургенев имел полное право сказать, что «Пушкин одним созданием лица Троекурова показал какие в нем были эпические силы. Дополнением к образу обитателя глухих углов, «зубра» Троекурова, является образ неменьшего по существу крепостника князя Верейского, облекающего свои крепостнические замашки в форму культурно – изысканного и «европеизированного» изящества. Глубоко правдивы в «Дубровском», обрисованы с большим и подлинным сочувствием образы крепостных крестьян. Особенно выразительны в этом отношении фигура самого активного среди них, кузнеца Архипа. Архип только что расправился со своими недругами – приказными. Но по натуре он совсем не жесток. Наоборот, в нем живет жалость и сочувствие к каждому невинно страдающему существу. С тонкой художественностью Пушкин показал эту черту в эпизоде спасения Архипом кошки, снятой им, с опасностью для жизни, с крыши
-8-
пылающего сарая. Ни в одном из произведений Пушкина не поставлены так прямо друг против друга два мира – крепостных крестьян и их угнетателей.
3. Роман «Дубровский» — исторический роман
.
В30-ые годы, время, когда Александр Сергеевич работал над произведением, уже была ясна участь декабристов. Организаторов восстания на Сенатской площади казнили, многих сослали в Сибирь и на Кавказ, среди них были друзья и знакомые Пушкина. Организаторы восстания были дворяне, боровшиеся за улучшение жизни крестьянства, как и Дубровскийт — дворянин, ставший главарем взбунтовавшихся крестьян. Я считаю, что автор сам не до конца представлял смысл романа, поэтому дальнейшая судьба главного героя навсегда осталась в набросках и планах. Автор потерял интерес к своему произведению и приступил к написанию «Капитанской дочки». В связи с этим очень много вопросов осталось без ответов А.С. Пушкина.
4. «Дубровский» — авторская исповедь
.
При всем многообразии прототипов Дубровского исследователи склоняются к тому, что основными впечатлениями, положенными в основу романа, оказались болдинские.
Перед началом работы над «Дубровским» Пушкин снова побывал в Болдине, где недовольные крестьяне требовали смещения управляющего. В романе сохранились и гнев нижегородских крестьян, и многие другие реальные названия, связанные с этими местами.
Местом действия произведения Пушкин сделал Поволжье – колыбель многих крестьянских восстаний на Руси. Впечатления от Псковского края также упоминаются в «Дубровском»: грубость, самолюбие, необузданность темперамента и властность, свойственные многим псковским помещикам,– основные черты главного героя произведения помещика Троекурова.
Пейзажи романа несут в себе следы Михайловских впечатлений автора. Парк Покровского похож на Петровский парк с липовыми аллеями. Дорога от Покровского до Кистеневки оказывается подобием пути из Петровского в Михайловское. Письмо Егоровны очень похоже на письмо Арины Родионовны.
5.Также я не исключаю возможность, что «Дубровский» — это любовно-авантюрный роман
.
Одна из самых главных сюжетных линий романа– отношения Владимира и Маши. Эти отношения стремительно развиваются на протяжении всего произведения.
Марья Кирилловна представляется в романе как лицо, внутренне родственное Владимиру Дубровскому, но во многом противостоящее
-9-
ему. Она пылкая мечтательница и особенно доброжелательствовала Владимиру, видя в нем героя романтического. В начале она не обратила на него никакого внимания. Но Дубровский доказал (после случая с медведем), что «храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежит одному сословию».
Любовь в «Дубровском» оказывается сном, в который тревожно и разрушительно врывается реальная жизнь.
7. Повесть в русском литературном обиходе противопоставляется обычно роману, как более крупному жанру, и рассказу, как жанру меньшему по объему. Но я считаю, что произведение «Дубровский» больше подходит к определению приключенческого романа.
Ставя человека в острые положения, требующие воли, смелости, находчивости и – в первую очередь – высоких идеалов, возвышенных целей, за которые он должен бороться, приключенческая литература играет большую воспитательную роль.
Рассмотрим, почему.
1.Захватывающий и быстро развивающийся сюжет, увлекающий читателя в глубь событий. Благодаря этому произведение читается на одном дыхании.
2.Романтический образ главного героя, с которым по воле Пушкина мы знакомимся в образе учителя Дефоржа и потом только догадываемся, что под видом француза в дом Троекурова пробрался Дубровский. Этот прием часто используется в приключенческой литературе.
3.Произведение более походит на зарубежные авантюрные романы, которые были очень популярны в XIX веке.
4.В сцене с медведем «Дефорж» проявляет героическое хладнокровие и влюбляет в себя Машу.
5. Следует обратить внимание на то, как заканчиваются главы в произведении. Они обрываются на самом интересном, захватывающем месте. Эта недосказанность интригует читателя, появляется желание узнать, что же будет дальше!
В комнате Дефоржа ночует помещик Спицын, чьё лжесвидетельство как раз и позволило Троекурову обобрать Дубровских. Мнимый учитель не может удержаться от мести и грабит Спицына, из-за чего спустя несколько дней вынужден бежать. Конечно же, перед исчезновением Дефорж – Дубровский объясняется с Марьей Кирилловной, и тут читатель узнаёт подробность, которая полностью переворачивает ситуацию, наполняет узнаваемые «ходы» авантюрно – приключенческого романа новым смыслом. Читатель должен был предполагать, что разбойник Дубровский пробрался в дом Троекурова, чтобы убить виновника всех своих несчастий, и лишь внезапная любовь к Маше остановила его. Благородный разбойник превращается в
-10-
несчастного любовника. Его счастие равносильно её несчастию, и наоборот, а жизни друг без друга они не мыслят, поэтому Марья Кирилловна просит Дубровского похитить её. Похищение – обязательный элемент приключенческого жанра.
Ситуации, в которых действует главный герой, романтически традиционны.
Сначала, даже не выйдя на порог, (что важно, и это впоследствии позволит ему остаться неузнанным) разрывает отношения с Троекуровым, приехавшем мириться. Затем после похорон, приказывает поджечь дом, по суду отошедший недругу, и вместе с крестьянами подается в родную кистеневскую рощу, чтобы грабить неправедных помещиков. Само название имения Дубровского, намекающее на разбойничий кистень, как бы заранее предполагает такой поворот событий. Отныне он словно перестает быть реальным человеком, а превращается в персонажа легенды о благородном разбойнике. Подобные разбойничьи романы были в большой моде во времена Пушкина.
Все герои, кроме Дубровского, были описаны Пушкиным очень реалистично. Пушкин не мог придумать дальнейшую судьбу героя, поставленного в положение, из которого нет выхода. Поэтому он, вероятно, прекратил работу над произведением в связи с чем образ разбойника-Дубровского остался героем приключенческого произведения.
-11-
ВЫВОДЫ:
Проблема романа состоит в том, что, несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определены. Наряду с произведениями, носящими это имя в литературе, встречаются крупные повествовательные произведения, которые называются повестями.
Пушкин называет повестями «Дубровского» и «Капитанскую дочку», которые легко могут быть отнесены к романам, а так же коротенького «Гробовщика», входящего в цикл «Повестей Белкина».
«В наше время под словом роман разумеем историчечкую эпоху, развитую на вымышленном повествовании»,-писал Пушкин. Согласно этому определению «Дубровского» с полным правом можно называть романом, а не повестью.
Исходя из размеров произведения, можно было бы утверждать, что «Дубровский» — повесть. Важно при этом помнить, что так же считал и автор. Однако более глубокое исследование жанра рассматриваемого произведения показывает, что ему свойственны черты и особенности социально-бытового, любовно-авантюрного и приключенческого романа. В связи с этим я делаю вывод, что это многожанровое
произведение, а учитывая многообразие сюжетных линий и поворотов, можно смело говорить, что это произведение является романом. Я же на основании вышеизложенного исследования отдаю предпочтение приключенческому роману.
-12-
История создания
Так называемым фундаментом произведения стала достоверная история о дворянине белорусского происхождения Островском, который был вынужден ступить на противозаконный путь из-за несправедливого решения суда. Информация пришла к Александру Сергеевичу от близкого товарища Нащокина и вдохновила писателя на создание будущего романа.
Две трети произведения были созданы осенью 1832 года. Второй том литератор завершил к февралю 1833-го. Задуманный третий том не был начат. Пушкин так и не озаглавил свое сочинение.
Только в 1841 году роман издается посмертно. Редакции пришлось принять решение о названии самостоятельно. Так появился всем известный «Дубровский».
Суть
Первое, о чем узнает читатель, это история дружбы между богатым инфантильным помещиком Кириллом Троекуровым и помещиком-правдолюбом Андреем Дубровским. Между приятелями вспыхивает ужасная ссора, ведь Дубровский не намерен мириться с неучтивым поведением самого Кирилла Петровича и его слуг.
Взбалмошный Троекуров обдумывает жесткой план отмщения. Ему удается отсудить у друга имение. На этой почве физическое и психическое самочувствие Андрея Гавриловича заметно ухудшается. В это же время Владимир решает навестить отца. Сын узнает о несправедливом решении суда и не может с этим смириться. Его отец умирает. Младший Дубровский решается на крайние меры, сжигая имение и обдумывая план мести.
Дубровский становится разбойником. Обманным путем он проникает в жилище Троекурова, чтобы тому отомстить. Владимир, играющий роль гувернера, случайно влюбляется в дочь обидчика, которую зовут Маша. Он вынужден отказаться от желанной мести ради любви.
Троекуров выдает девушку замуж против ее воли. Мария отказывается от побега с любимым, ведь уже дала клятву перед ликом господним. Армия бросается на поиски разбойничьей шайки. Тогда уставший Дубровский отпускает крестьян-единомышленников и бесследно исчезает (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Дубровский» для читательского дневника).
🗹