- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Мое любимое произведение Лермонтова
Среди сочинений писателя Михаила Лермонтова я выделю поэму «Мцыри». Стихотворное произведение о короткой жизни юноши написано поэтом в 1838 году, когда его творчество было известно читателям.
Действие происходит на Кавказе. Картины кавказской природы сразу захватывают читателя и держат в восхищении до последних строк. Представляешь горные вершины, покрытые снегом, быстрые реки, пение птиц, разнообразие красок.
Из первых глав мы узнаем о том, как несчастный сын горцев попал в плен, заболел в пути и оказался в стенах монастыря. Монахи пожалели бедного ребенка, обитель стала для него домом. Автор дает слово Мцыри – монаху, который не служит. Герой рассказывает историю своих трехдневных скитаний на воле. Поражает мудрость исповеди, произнесенной таким молодым человеком.
Проведя несколько лет в монастыре, бедный юноша не знал другой жизни. Представления о ней ограничивались стенами обители. Мцыри жил, выполнял посильную работу. Но он не имел свободы и выбора. Страдал от того, что не мог произнести главные слова: отец, мать, родина. Он лишен радостей жизни, у него нет даже имени.
Стремление познать другой мир было так велико, что однажды юноша сбегает. Увиденное поражает его. Впервые в жизни, оказавшись вне монастырских стен, юноша видит и чувствует красоту мира. Его волнуют новые ощущения. Девушка, несущая воду, вызывает в душе целую бурю чувств, усиливает одиночество и тоску. Мцыри засыпает, и снова образ молодой грузинки возникает перед ним.
Преодолевая препятствия, юноша идет к цели. Вдруг он понимает, что заблудился. Даже в детстве не плакал, но теперь рыдает от бессилия. Эта сцена поэмы кажется особенно сильной.
Еще одна сцена, которая взволновала меня, – битва с барсом. Поражает откуда-то взявшаяся сила, способная победить. Это схватка одинаково сильных врагов. Недаром герой сравнивает зверя с человеком. Барс побежден, но юноша ранен. Потеряв силы, молодой человек понимает, что вернулся к своей тюрьме. Сознание умирающего Мцыри путается. Он слышит голоса, зовущие в иной мир.
Три дня на воле сравнимы с целой жизнью, полной тревог. Ощущение свободы вернули память. Умирая, Мцыри просит похоронить его на родной земле.
Произведение заставило задуматься о смысле жизни, любви к родине, родным и близким.
Краткий анализ стиха «Утес» Лермонтов
Вариант 1
В стихотворении М. Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль.
Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя» «тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок.
Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость.
Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».
В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки.
Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.
Это интересно: Краткое содержание пьесы «Васса Железнова» М. Горького.
Вариант 2
М.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге.
Элегию «Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г. Это произведение относиться к последним его творениям. Оно было написано не за долго до кончины автора. Как известно жизнь лирика закончилась очень трагично и печально, на дуэли. Критики предполагают, что поэт чувствовал приход своей внезапной смерти. Именно в последних произведениях ощущаются его переживания и странные необычные думы, что ранее ему было не свойственно. Да и смысл этого произведения говорит об этом.
Лирик описывал осознанно всех героев этого произведения. Он рассказывает о своем одиночестве в этом огромном многоликом мире, сравнивает человека с утесом, а тучку золотую – несерьезным мимолетным знакомством, которое оставит отпечаток в его жизни, но это не к чему его не обязывает. Все произведение пронято глубокой тоской и печалью, каким-то непониманием. Автор как будто сопоставляет себя утесу, который печален, сиротлив, стар и уязвим.
В основе произведения лежит параллелизм между природой и человеческой жизнью, олицетворение утёса, тучки.
Главный его герой – это утес великан. Он силен, велик и могуч, но совсем не страшен, вед элегия пронизана необыкновенной добротой и радостью, чувствуется необычная ясная и настоящая чистая отрада. Этот стих маленький он состоит из двух строф, которые состоят из четырех строчек.
Вчитавшись в произведение, понимаешь, что в нем два эпических героя. Это утес – великан и тучка золотая. Эти два героя показывают двух людей с разными сущностями. Тучка золотая – это несерьезный ветреный легкомысленный человек, который воспринимает в жизни все просто, легко и беззаботно. Он радостен и не переживает о трудной жизни, его не чего не беспокоит и не за что не держится, так как у него нет не каких значимым жизненных ценностей. У
тес великан — это противоположность тучке. Его нрав совсем другой. Утес — это человек, который внешне очень сильный, смелый и могущественный, но внутри – он слаб, так как умет предано беззаветно любить и надеяться, что есть на свете добро. Этот герой верит в доброту, в моральные ценности нашего огромного мира, где многие прекратили верить во все это по-настоящему. Поэт показывает по-разному этих двух героев, которые скрываются под тучкой и великаном. Он как будто нарочно сравнивает их в своей элегии.
Это произведение мне очень понравилось. После его прочтения в моем сердце остался отпечаток грусти и печали. И когда я его перечитываю, возникает необъяснимое желание полететь к этому утесу и пожалеть его.
Это интересно: С. Есенин стихи о любви + анализ стихотворений.
Вариант 3
Произведение великого русского поэта относится к позднему периоду творчества. Лейтмотивом стихотворения “Утёс” выступает идея одиночества любви. Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает о том, какой бывает любовь.
В этом стихотворении перед читателем предстают два главных героя: тучка золотая и утёс-великан. Поэт предлагает своё философское видение, в котором отношения между людьми переносятся на события природы, и сквозь призму природных явлений мы изучаем мысли и чувства людей.
Герои произведения — два противоположных образа. Золотая тучка — лёгкая, летучая, очень нежная красавица. В ней раскрывается игривое настроение, легкая влюблённость и открытость этому миру. Свободная игривая тучка привлекает утёс-великан. Он большой и тяжёлый, одиноко стоящий посреди пустыни. Возможно, он один может стать другом для тучки, скитающейся над безмолвной пустыней. И между ними возникает связь, как между родственными душами. Автор пишет об отношениях тучки и утёса:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана…
Для неё утёс стал ночным пристанищем, который мог приютить её на своей груди. Для него тучка стала мимолётным развлечением, о чём он мечтал посреди пустыни.
Пустыня стала тем местом, где встретились два живых создания, которые наполнены чувствами и способны любить. Их чувства соединились на короткое мгновение. Как будто пробежала искра, породившая тепло в груди старого утёса. Но несколько другие переживания в лёгкой непринуждённой тучке. Её мысли более лёгкие, переживания не такие глубокие. И на утро она без сожаления отправляется в дорогу, не переживая о чувствах утёса. Это видится автору так:
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса.
Здесь мы читаем о том, насколько различными бывают чувства двух влюблённых созданий. Пусть они встретились и наполнились взаимной симпатией, но это временно. Именно о краткосрочности счастья любви плачет одинокий утёс:
Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Стихотворение вызывает сочувствие к бедному утёсу. Возможно, это автобиографические размышления, и отношения тучки и утёса раскрывают события из жизни Михаила Юрьевича.
Данное стихотворение учит нас глубже чувствовать друг друга, бережно относиться к близким людям. Это очень поучительный пример, как автору удаётся передать свои переживания, используя приём аллегории и перенося отношения между людьми на явления природы.
Уважение и признание творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, изучение особенностей его поэзии формируют правильные отношения и воспитывают личность.
Это интересно: Краткий пересказ «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя.
Мой Лермонтов сочинение 9 класс
План 1.Лиризм поэзии Лермонтова 2.Лермонтов – мастер эпитета. 3.Захватывающая сила эмоций в стихах поэта о природе. Михаил Юрьевич – автор-романтик, автор – драматург. Матушка природа наделила его страстями, его произведения наполнены романтизмом, музыкальностью и лиризмом: «…Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез…» («Ангел») Лермонтов относился к тем творческим счастливчикам, умеющим посредством рифмы и прозы передавать душевные переживания, живые разговоры. Тончайшими художественными мазками поэт рисовал литературные портреты и образы. «Музыка сердца» руководила гениальным автором: «…Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг…» («Демон») Во многих стихотворениях поэта богато описана природа, она прекрасна и гармонична, она свободна и вечна. Но Лермонтову жить «трудно», оттого, что ему нет «свободы и покоя» и он хотел бы соединиться с природой, с вечностью: «…Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел». Природа у Лермонтова загадочна и переменчива, она живет и угасает, Читая его стихи о природе, окунаешься в «студеную воду», погружаешься в прохладную тень или идешь по земле, усыпанной золотыми листьями, грустишь и радуешься вместе с автором.
Популярные сочинения
- Ближе всего к великому стоит честность — сочинение-рассуждение
На самом деле, честность – роскошь, которую могут себе позволить немногие. Как не трудно понять, величие тоже является прерогативой совершенно не многих, оно доступно только избранным и, как правило - Испытание любовью Базарова сочинение
В романе «Отцы и дети» автор раскрыл глубокие проблемы современного общества, а его передовые идеи останутся актуальным ещё долгие годы. Речь идёт не только о конфликте поколений. - Сочинение Желание денег заглушает разум
Как говорят некоторые современные мыслители: современный человек свободен в такой степени, в которой он может не размышлять о деньгах, то есть, то количество времени, которое он не думает о деньгах