- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Любовь Татьяны к Онегину
Роман в стихах «Евгений Онегин», написанный А.С.Пушкиным, затрагивает множество проблем девятнадцатого века. В.Г.Белинский называл это произведение «энциклопедией русской жизни», ведь в нём действительно изображено немало деталей быта того времени. Многие классики старались отразить в своём творчестве образ идеальной русской девушки, и А.С. Пушкин — не исключение. В его произведении эту роль выполняет Татьяна Ларина.
Главная героиня романа в начале произведения предстаёт перед нами совсем юной. Загадочность, таинственность и мечтательность её образа завлекают читателя. Тонкую натуру этой девушки отметил даже Евгений Онегин, сказав, что будучи поэтом, непременно влюбился бы в Татьяну. Однако всё происходит совсем наоборот: она сама влюбляется в Евгения Онегина. Как известно, Татьяне Лариной «…рано нравились романы», она давно ждала большой любви — и дождалась. Однажды увидев Евгения Онегина, девушка уже ни на секунду не сомневается, что он — её судьба. Насколько безошибочен её выбор, покажет время, но тем не менее, мы понимаем уже сейчас, что Татьяна погружена в чувство головой, что все её молодые надежды и мечты направлены на одну только возможность видеть возлюбленного.
Так или иначе, объяснившись с молодым человеком, девушка сталкивается с невзаимностью. Она заболевает, страдает, хандрит — всё это указывает на то, что Татьяна Ларина испытывала по-настоящему сильные чувства. Между тем, время не стоит на месте, девушке приходится сделать много новых открытий о Евгении Онегине. Татьяна задаётся вопросом: «Уж не пародия ли он?», но и это не остужает её любви. Девушка продолжает тянуться к Евгению Онегину, каким бы он ни был. А.С. Пушкин раскрывает в её чувствах самую настоящую, безусловную и искреннюю любовь.
Мы понимаем, что чувство Татьяны — во многом собирательный образ любви каждой русской женщины. Жертвенность, самоотверженность и преданность девушки — пушкинский идеал, воплощённый им в любимой героине. Быть может, именно разглядев, наконец, эти качества в Татьяне Лариной, Евгений Онегин сам не на шутку влюбляется в неё. Но, несмотря на безграничность своего чувства, замужняя Татьяна находит в себе силы его заглушить — того требует мораль и нравственность, её благодарность мужу-генералу. Евгений Онегин не теряет любви Татьяны, но навсегда теряет её саму:
Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
Образ Татьяны
Татьяна Ларина – героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». С детства маленькая Таня отличалась от веселой хохотушки-сестры и других сверстников. Она не любила шумных праздников, а предпочитала бродить по лугам и созерцать природу.
Избегающая людей и зачитывающаяся любовными романами французских классиков девушка влюбляется в молодого «дэнди» Евгения Онегина. Он не был похож на людей из привычного круга общения девушки, казался ей особенным и оригинальным. В его образе слились для нее все отважные герои прочитанных книг. Чуткая искренняя душа Татьяны была переполнена чувствами и стремилась к Евгению в поисках взаимной любви. Не в силах сдерживать свои эмоции девушка пишет письмо возлюбленному, что для того времени было смелым и редким поступком, так как обычно мужчина должен был первым проявить интерес.
Выйдя замуж спустя несколько лет, она не перестает любить главного героя. Встретившись с ним вновь в ее душе вновь вспыхивают воспоминания, но она не способно предать мужа ради своего собственного счастья.
Монотонное великолепие скуки. Почему Татьяна Ларина влюбилась в Онегина, а не в Ленского
В животном мире зевота – это не от скуки, а оттого, что спать хочется. Фото Pixabay
Наблюдение за прошедший ковидный год: раньше, сидя за ПК, включал фоном музыку, сейчас – не тянет. Апатия, дальние залпы депрессии, а по-русски – скука. Радионовости слушать не хочется; визуальная агрессия ТВ – чересчур уж навязчива и опять же скучна настолько, что порой скулы сводит… Как говорил Писатель, персонаж в исполнении Анатолия Солоницына в к/ф «Сталкер»: «Скучно, господа, скучно. Вот в Средние века скучно не было: тогда в каждом доме был домовой, а в каждой церкви – Бог».
Удивительно, однако, как тяжело бывает выразить (или определить со стороны) словами психическое состояние человека. Слов буквально не хватает. Похоже, именно поэтому психологи, психиатры, психоаналитики придумывают все новые и новые определения, вводят все новые и новые понятия. Суггестия, габитус, гештальт, субитация, инсайт, прокрастинация… Остановите меня! Путешествие по словарю психологических терминов способно отправить нас в непроходимые джунгли пересекающихся смыслов или автономных пустынь банальностей.
Возможно, в силу этого обстоятельства психология никак не может обрести статус полноценного естественно-научного знания, то есть науки. Без всяких оговорок. Академик Иван Павлов, кстати, себе такую задачу ставил. И даже, как ему казалось, нашел решение ее. В 1920-е годы И.П. Павлова повторно выдвигали на Нобелевскую премию (первую он получил в 1904 году за работы в области физиологии пищеварения). Но его интересы, как он сам признавался, уже далеки были от физиологии. Он пытается перенести разработанную им методику на сферу изучения психического. «Имея в виду развитие естествознания, естественно ждать, что не психология должна помогать физиологии больших полушарий, а наоборот – физиологическое изучение этого органа у животных должно лечь в основание точного научного анализа субъективного мира человека», – формулирует свое credo И.П. Павлов в книге «Лекции о работе больших полушарий головного мозга», выпущенной в 1926 году.
А вот другой академик, физик Сергей Вавилов, называл метеорологию и медицину – «цыганские науки». «Крутые морозы в марте и проваливающиеся медицинские диагнозы роднят две науки. Обе они цыганские. Так же вот как цыганки гадают. Угадала правильно – успех, деньги, не угадала – спряталась, Бог простит!.. Да и вообще там, где статистика, такие псевдонауки возможны», – запишет в своем дневнике 24 марта 1940 года Сергей Иванович.
Как бы там ни было, психология обретается где-то в серой (мертвой) зоне между философией, биологией и ведовством. Но слов ей все равно не хватает для самовыражения. Ничего собственного, все базовые определения – из другого «языка»: зависть – черная/белая; мечта – голубая; грусть – легкая; печаль – светлая; тоска – зеленая (бывает еще и высокая)… Всё – понятия из оптики, химии, механики. И только скука – смертная. Чистая экзистенция!
«Известная под несколькими псевдонимами – тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошенность, уныние и т.д., скука – сложное явление и в общем и целом продукт повторения… Само понятие оригинальности или новшества выдает монотонность стандартной реальности, жизни, чей главный стих – нет, стиль – есть скука», – дает развернутое определение Иосиф Бродский в одном из своих эссе («Похвала скуке», 1983).
Что любопытно – и несколько загадочно, – перечисленные Бродским «псевдонимы» скуки составляют фактически основу, через которую вьется уток сюжета пушкинского романа «Евгений Онегин». Уже в первой строфе: «Но, Боже мой, какая скука/ С больным сидеть и день и ночь…» И далее: «Что занимало целый день/ его тоскующую лень…», «Ему наскучил света шум…», «Недуг, которого причину/ Давно бы отыскать пора,/ Подобный английскому сплину,/ Короче: русская хандра/ Им овладела понемногу…» Это все – про Онегина. Вернее, далеко не все!
И только скука – чистая экзистенция! Елена Петровна Самокиш-Судковская. Онегин у себя в кабинете. Иллюстрацияк «Евгению Онегину». 1918 |
Но и Татьяна Ларина, кажется, по психотипу идеально подходит главному герою. И ее знаменитому «Ты чуть вошел, я вмиг узнала,/ Вся обомлела, запылала/ И в мыслях молвила: вот он!» впечатлительный гений Пушкина обеспечивает соответствующую психологическую подкладку. «Ей скучен был и звонкий смех,/ И шум их ветреных утех», «Тоска любви Татьяну гонит,/ И в сад идет она грустить…», «– Что, Таня, что с тобой? – Мне скучно…»
В общем, одна из значимых проблем главных персонажей – и неглавных тоже (соседей Лариных, например, которые в присутствии Ленского ), выражаясь современным языком нейропсихологии, разный порог скуки. У Онегина он низкий: «Два дня ему казались новы/ уединенные поля…/ Потом уж наводили сон;/ Потом увидел ясно он,/ Что и в деревне скука та же…» А вот Владимир Ленский – тот вовсе не знаком с этим состоянием, скукой: «Зевоты хладная чреда/ Ему не снились никогда». Счастливец! Но опять же у Бродского: «Скука – признак высокоразвитого вида, признак цивилизации, если угодно» («Коллекционный экземпляр», 1995).
И вот что замечательно. Цивилизация явно дрейфует в сторону нулевого порога скуки. Если Онегину понадобилось все же два дня, чтобы утомиться сельскими пасторалями и эклогами, то современный его ровесник не выдерживает монотонности в любой ее форме – особенно в форме продолжительных умственных усилий – и несколько часов, а то и минут. Он тотально зависим от сенсорной стимуляции. Конечно же, благодаря цифровым гаджетам. Исследование компании Time Inc. медийного поведения 20-летних молодых людей показало, что они меняют источники информации до 27 раз в час, а свой смартфон проверяют от 150 до 190 раз в сутки. Парадокс в том, что и сама эта зависимость быстро приобретает характер монотонной повторяемости…
Американская нейробиолог Марианна Вулф не оставляет нам поводов к самооправданию: «Чем более часто используются гаджеты, тем более преобладают скука и внутренняя опустошенность, это видно даже у очень маленьких детей, когда мы забираем у них эти устройства».
Что можно противопоставить конвейеру скуки? Конечно, прежде всего на ум приходит – свободу. Но пандемия создала клинически чистую лабораторную ситуацию, когда именно это лекарство от скуки исчезло из наших домашних «аптечек». Жизнь в рамках самоизоляции стала изматывающе однородной, изотропной сказал бы физик. А мы помним, что все, что обнаруживает избыточную регулярность, – буквально всё! – чревато скукой.
Второй вариант – отнестись к этому скучающему состоянию со всей возможной серьезностью, то есть начать его анализировать. Лучшего средства, чем чтение бумажных (sic!) книг, – не знаю. Если уж мы ограничены коронавирусом в возможности перемещения наших тел в физическом пространстве, давайте наладим перемещение в ментальном. Многие так делали – и помогало. Исаак Ньютон, прожив на острове 84 года, никогда не видел моря и не отъезжал от дома дальше чем на 180 миль. И ничего – сформулировал закон всемирного тяготения и много чего еще. В конце концов, как сказал поэт, свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку.
Закончу эти заметки, навеянные пандемическим сплином, еще одной цитатой из эссе Бродского. «Причина, по которой скука заслуживает такого пристального внимания, в том, что она представляет чистое, неразведенное время во всем его повторяющемся, избыточном, монотонном великолепии». Все-таки скука, хотя и смертная, но смертна…
Любовь Татьяны к Онегину
Как известно из сюжета романа, Татьяна предпочитала чтение активным многолюдным играм и выходам в свет. Это увлечение сформировало в ней стремлении к идеализации образа идеального избранника. В романах Руссо и Ричардсона она влюблялась в самоотверженных и высоконравственных героев, образ которых она перенесла и в реальную жизнь. Евгений идеально подошел на роль ее возлюбленного. Он был не похож на других, его, как и ее, тяготили выходы в свет и мишура счастливой светской жизни, поэтому Татьяна незамедлительно увидела в нем своего избранника и родственную душу. Письмо девушки раскрывает ее пылкую страстную личность, способную отдаться своей любви без остатка и без оглядки на мнение окружающих.
Уже спустя некоторое время после того, как Онегин ее отверг, Татьяна попадает в его поместье. Она входит в его дом, словно в его душу, изучает книги которые он читал. Здесь герой открывается ей с другой стороны, она удивлена выбору книг, среди которых в основном современное чтиво о современном человеке – циничном и эгоистичном. Она понимает, что возможно все ее юношеские представления о нем были не верны, в душе ее поселяется разочарование в этом человеке. Однако девушка продолжает любить Онегина.
Спустя несколько лет при встречи с ним она понимает, что любовь жива, но она – уже давно замужняя дама, и предать мужа она не способна. Этот поступок характеризует ее, как человека способного на самоотверженные поступки, даже если ей самой они принесут страдания.
Популярные сегодня темы
Каждое произведение Достоевского являет собой удивительный мир, где каждая мелочь и каждая деталь имеет особое значение, несет в себе глубокий смысл.
На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство
По жанровой направленности произведение представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.
В силу определенных денежных обстоятельств, Достоевский принял решение заключить соглашение с издательством, согласно которому, роман «Игрок» должен был быть написанным за рекордно короткие сроки.
Мальчику Афоне скучно, потому, что его отец на войне, а мать работает. Он остается под присмотром своего дедушки. Дедушка его очень старенький, поэтому в основном лежит на печке или спит.
Любовь в произведениях А. С. Пушкина
А. С. Пушкин считал, что любовь – главное качество, которым наделен человек. Любовь – это не страдания, а естественная потребность души. В своей лирики он отводит этому чувству центральное место. красавице Анне Керн посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение…». Пушкин вдохновившись ее чистотой и ангельской внешностью, написал это прекрасное стихотворение.
В своих произведениях великий поэт много рассуждает на тему любви. Его музами также становились Елизавета Воронцова и Наталья Гончарова. Последняя, являясь его женой, вдохновила его на написание стихотворения «Мадонна».
План-схема сочинения
Прежде чем мы перейдем к сочинению, предлагаем составить краткий план. Роман – очень неоднозначно трактует тему любви, каждый способен по-своему определить и понять ее. Мы же выберем простую схему, с помощью которой выразить свои умозаключения будет проще. Итак, план сочинения:
- Введение.
- Герои в начале произведения.
- Перемены, произошедшие с ними.
- Заключение.
После работы над планом мы предлагаем вам ознакомиться с результатом.
Развитие действия
Через три года герои встретятся снова. И тут уж чувства завладеют Евгением. Он увидит уже не деревенскую наивную девушку, а светскую даму, холодную, держащую себя в руках так естественно и натурально.
Тема любви в романе «Евгений Онегин» приобретает совершенно иные черты, когда герои меняются местами. Теперь уже очередь Евгения писать письма без ответа и тщетно надеяться на взаимность. Тем более тяжко ему понимать, что эта прекрасная в своей сдержанности дама стала такой благодаря именно ему. Своей же рукой он уничтожил чувства девушки и теперь желает вернуть их, да поздно.
О теме любви в произведениях Пушкина
Любовь пронизывает лирику Пушкина и его «Повести Белкина»», а рассказ «Метель», входящий в состав их, можно назвать настоящим манифестом той мистической, сильной любви, что творит чудеса.
Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» вмещает множество проблемных вопросов: невзаимной любви, супружеской верности, ответственности и страха быть ответственным. В ракурсе данных подтем любовная тема обрастает особыми деталями, развивается уже не в плане личных отношений, но намного шире. Проблемные вопросы на фоне заглавной темы заставляют задуматься, и, несмотря на то, что автор не дает четкие ответы на них прямо, мы прекрасно понимаем, что именно он хочет сказать.
О романе
В свое время произведение стало настоящим прорывом в словесном искусстве в целом и поэзии в частности. А тема любви в романе «Евгений Онегин» – предмет и для восхищения, и для дискуссий.
Неоднозначность подачи, особая форма «романа в стихах» тоже была в новинку даже искушенному читателю. Титул «энциклопедии русской жизни» был получен им по праву – настолько точно, четко была изображена атмосфера обитания дворянства девятнадцатого века. Описание быта и балов, одежды и внешнего вида героев удивляет точностью и тонкостью деталей. Создается впечатление перенесения в ту эпоху, что помогает лучше, тоньше понять автора.
«Евгений Онегин». Тема любви в романе. Анализ
Любовь в романе показана в двух вариантах: первая, искренняя Татьяны. Вторая, возможно, последняя, страстная – Евгения. Чувства открытой, природной любви девушки вначале произведения совершенно контрастируют с усталым от любовных игр в Петербурге, холодным сердцем Евгения. Он настолько разочарован во всем, что желает уединиться и отдохнуть от переживаний, показных страданий дам и своей тоски «лишнего человека». Он настолько утомлен и искушен в сердечных делах, что не ждет от них больше ничего хорошего. Ему невдомек, что Татьяна не играет, ее письмо – не дань моде и романтическим книжкам, а искреннее выражение настоящих чувств. Он поймет это позже, когда во второй раз встретит девушку. В этом и загадка произведения «Евгений Онегин».Тема любви в романе кратко, но емко поднимает важные и нужные сопутствующие темы, о том, что же такое любовь и существует ли она. На примере Евгения мы убеждаемся, что существует, и убежать от нее невозможно. Любовь и судьба в данном контексте у Пушкина пересекаются, возможно, даже становятся тождественными друг другу. От этого произведение приобретает особую атмосферу мистицизма, рока, загадки. Все в совокупности делает роман безумно интересным, интеллектуальным и философским.
Особенности раскрытия темы любви у Пушкина
Отличительные черты темы обусловлены как жанром, так и структурой произведения.
Два плана, два внутренних мира главных героев имеют много общего, но много и отличий, чем и обусловлено понимание самого сильного из чувств.
Тема любви в романе «Евгений Онегин» разворачивается на примере главных персонажей произведеня.
Татьяна – дочь деревенского помещика, она выросла в уютном тихом поместье. Приезд Евгения всколыхнул и поднял с потаенных глубин бурю чувств, с которыми совладать девушке оказалось не под силу. Она открывает свое сердце возлюбленному. Девушка симпатична (как минимум) Евгению, однако он настолько боится ответственности и несвободы брака, что отталкивает ее почти мгновенно. Его холодность и выдержка ранит Татьяну еще больше, чем сам отказ. Назидательные нотки разговора «на прощание» становятся заключительным ударом, убившем в девушке все ее стремления и запретные чувства.
🗹