Никогда не нужно умалять значение произведений писателей и поэтов. Казалось бы, как всего лишь одно стихотворение может повлиять на что-то или даже кого-то? Но практика показывает, что одно стихотворение способно оказать на разных людей свое, особое, влияние. Кто-то узнает себя в лирическом герое, другие только мечтают попасть в такой же сюжетный поворот, а остальные просто наслаждаются звучным и красивым слогом. Возможно, разбор стихотворения «Туча» величайшего поэта Александра Сергеевича Пушкина поможет читателям найти то самое «свое» в строках произведения.
История создания
История создания этого стихотворения тесно связана с тем, какую мысль Пушкин хотел передать читателям. Существуют две точки зрения:
- Первая заключается в том, что Александр Сергеевич выразил этим стихотворением душевное состояние в определенный эпизод своей жизни, чего мы не можем точно утверждать. На следующий день после написания, а именно 14 марта, поэту необходимо было попасть к начальнику Третьего Отделения А. К. Бенкендорфу, на приеме у которого должна была решиться судьба его собственной газеты. И Пушкин перенес тяжесть своего груза на такую же тяжелую тучу.
- Вторая точка зрения связана с десятилетием со дня восстания декабристов. Предположения можно построить, исходя из словосочетаний: «рассеянная буря» подразумевает декабристов, «таинственный гром» и «дождь» — идеи декабристов, а общество упоминается в качестве «алчной земли».
Несмотря на то, что 1834-35 годы не отмечаются в биографии поэта как плодотворные, стихотворение «Туча» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в «неплодотворном» 1835 году.
Используемые образы
Для выразительности стихотворения автор использовал различные художественные символы и образы. Туча в тексте — это нежданный и нежеланный гость. Ведь гроза закончилась, небо стало ясным, но темное облако все не исчезает. Это не дает покоя автору. Ему не нравится такое напоминание о ненастье. Для лирического героя и самого Пушкина туча — олицетворение тоски и угнетения. Но последние слова произведения дарят хорошее настроение: у читателя появляется ощущение спокойствия, умиротворения, безмятежности и расслабленности.
Описал Пушкин и другие образы — таинственный гром, небо, ветер, дождь и ясный день. Автор в своей работе отдал должное силам природы: все идет своим чередом. Туча изливает дождь, проходит буря, затем описывается небесная лазурь. Главный герой устал от грома и молний, звука падающих капель. Он хочет покоя, солнечного света и умиротворения. Именно поэтому в последних стихотворных строках он прогоняет тучу, словно тень, которая ухудшает его настроение.
Если рассматривать произведение как описание восстания декабристов, то темное облако — необходимое явление. Хотя его стараются все прогнать, без него не наступил бы ясный день. Восставшие погубили себя, но потрясли общество, заставили его задуматься над положением вещей.
Пушкин не скрывал того, что поддерживал декабристов. Это отразилось и в стихотворении. Туча издавала гром, поила алчную землю дождем, то есть декабристы насыщали общество новыми идеями. Но она рассеялась, ведь восстание прекратилось. Но декабристы больше не смогут вернуться, как это сделает грозовое облако. Хотя в обществе появятся новые мыслители, которые смогут снова раскрыть народу глаза.
Автор представлял себя на месте этой тучи. Он до конца оставался верен декабристским идеалам. Землю он описал как проявление равнодушия высших классов общества к страданиям повстанцев. И хотя облако напоило сердца народа, полностью выполнило свою задачу, его прогнали. Оно попросту стало ненужным и забытым.
Образы и символы
Рассмотрим образы и символы в стихотворении также с двух сторон.
- Туча в стихотворении Пушкина – гость, которого совершенно никто не ждет. Поэт радуется тому, что прошла гроза, и что небо вновь стало лазурным. О минувшем ненастье напоминает лишь эта запоздалая туча. Таким образом, туча для лирического героя и для самого Пушкина – символ чего-то гнетущего и тоскливого. Состояние безмятежности, умиротворенности и расслабления являются приятным завершением произведения. Встречаются и образы неба, дня, «таинственного грома», дождя, ветра и других явлений природы. Описывая их, поэт отдает должное порядку, царящему в природе: всему свой черед — и туче, и буре, и голубой небесной лазури. Лирический герой жаждет покоя и света после грома и молний, то есть является человеком, уставшим от накала страстей. Он гонит тучу прочь, как будто обращаясь внутрь себя, как будто прогоняя последнюю тень, омрачающую его настроение.
- Как уже говорилось ранее, Пушкин мог воплотить в образе тучи мрачное воспоминание о декабристском восстании, годовщина которого (10 лет) выпала на период создания произведения. Хоть эту тучу и хотят быстрее прогнать, все-таки она — необходимое явление. Ведь существует выражение: после грозы всегда наступает ясный день. Так себя проявили и восставшие, которые принесли обществу необходимые потрясения. Пушкин определенно находился на стороне декабристов, что можем увидеть в строках: туча «издавала таинственный гром» и «поила дождем» истощенную без влаги землю. Как известно, восстание провалилось, потому в стихотворении туча была рассеяна. Александр Сергеевич хотел быть на месте этой тучи, так как был верен идеалам декабристов. Равнодушное к страданиям декабристов общество представлялось поэту землей. Туча напоила ее, выполнила свою задачу, и ликующий день гонит ее, постылую и уже ненужную, в небытие.
Жанр и композиция
Мнения литературоведов по поводу жанра стихотворения Пушкина «Туча» отличаются. Некоторые относят его к пейзажной лирике, другие — к философской. Последнее мнение основывается на том, что рассеянную тучу воспринимают как символ декабристского восстания.
Хотя в период создания произведения автор уже отошел от романтизма, работа написана именно в этом стиле. Пушкин использовал в тексте парную рифму. Строки написаны четырехстопным амфибрахием.
Состоит произведение из трех катренов. Каждый из них передает разное настроение:
- знакомство с тучей;
- описание грозы;
- успокоение природы.
В первом катрене описание тучи вызывает легкое чувство тревоги и печали. Гроза передает напряжение, волнение. А в третьей части стиха негативные эмоции отступают, хотя остается недоумение. Ведь природа уже успокоилась, а туча все не хочет уходить. Ее прогоняет легкий ветерок.
Темы и настроение
- Человек и природа — основная тема стихотворения
. Оставаясь наедине с природой, лирический герой с любовью и трепетом следит за сменой ее настроений: от бури до безмятежного солнечного дня. Земля одушевляется и уподобляется человеку, который жаждет покоя после потрясения и гонит от себя тоскливые воспоминания. - Тема одиночества
тоже вскользь затрагивается автором, ведь туча осталась одна, поэтому ее, одинокую, прогоняет ликующий ветер. - Настроение
стихотворения «Туча» — спокойное и умиротворенное, как ясный день после грозы.
Идея стихотворения «Туча» Пушкина
Произведение состоит из большого количества мыслей. Оно описывает и природу, и человека, и одиночество. Анализ стихотворения «Туча» Пушкина показывает, что автор посредством своего произведения передавал наблюдения лирического героя за сменой природных явлений. Повествование с любовью и трепетом рассказывает о переходе от бури к безмятежному солнечному дню, о пробуждении земли, которая, как и человек, жаждет спокойствия после сильного потрясения и отгоняет от себя неприятные воспоминания. Из этого можно сделать вывод, что основная тема, затронутая в стихе, — человек и природа.
В творении вскользь затронута тема одиночества. Оно проявляется в образе тучи, которая осталась одна, гонимая ликующим ветром. Все произведение Пушкина в целом передает спокойное настроение. Исключением является второй катрен, где описываются события, вызывающие тревогу. Но остальные части — передача человеческих эмоций и убеждение в теории, что после печали всегда приходит легкость.
В произведении содержится глубокий смысл, преподносимый читателю выразительно и красиво. Природа изменчива так же, как и человек. Ни один, ни другой не могут все время находиться в состоянии спокойствия. Проблемы, большие и маленькие, рано или поздно проходят, сменяясь ощущением легкости и свободы. Они — неотъемлемая часть судьбы, а их появление — правильное действие, как бури и дожди в природе.
Название стихотворения передает его философский смысл.
Туча — аллегория, которая выступает в роле жизненных неприятностей. Само произведение — ход действий человека, когда он встречается с проблемами и трудностями: нужно выдержать бурю, а затем избавиться от всего негатива, который она принесла. Только после этого наступит ясный день, то есть придет долгожданное спокойствие.
Основная идея
Стихотворение обладает не только тонкой художественной красотой, но и глубоким смыслом. Погода, как настроение и ощущения человека, имеет свойство быстро изменяться. Она непостоянна: на смену буре все равно когда-нибудь придет ясный день.
Так же происходит и с человеком: все навалившиеся проблемы рано или поздно находят решение. Наконец, прогнав всякие неприятные чувства вон, он испытывает облегчение и приятные эмоции. В нем просыпаются новые жизненные силы. Переживания и тоска — такие же естественные для человека, как и дождь, гроза и буря — для земли. Главная мысль заключается в том, что нужно вовремя прогнать все гнетущие воспоминания, как последние тучи, чтобы насладиться ярким солнечным днем.
Урок. «А,С. Пушкин «Туча».
Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча».
1) Историческая основа стихотворения:
— Когда было написано стихотворение « Туча»? (в 1825 году)
— Чем примечателен был этот год? (на Сенатской площади произошло восстание декабристов.)
— Вы, конечно, слышали о восстании на Сенатской площади, вспомним эти события (тема декабристского восстания восьмиклассникам на момент изучения Пушкина не знакома, так как на уроках истории эта тема еще не прорабатывалась, поэтому на уроке литературы просто необходимо осветить это историческое событие)
Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Санкт-Петербурге, столице Российской империи, 14 декабря 1825 года.
Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов по своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I.
2) Работа с текстом стихотворения « Туча». Зачитывается стихотворение.
— Какова тема стихотворения «Туча»? (тема природы, состояние Земли после дождя, о туче, принесшей свежесть)
— В этом стихотворении два плана: первый, верхний, это состояние природы; второй, глубокий, это отклик на восстание декабристов. Как называется литературный прием, использующий иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты? (аллегория)
— Поработаем над анализом стихотворения, проследим движение мысли автора. Прочтите еще раз первую строфу.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
— Какой прием используется здесь? (анафора – единоначалие)
— Как вам кажется, какое значение несет слово «одна»? (одна — одиночество, конец)
— Как вам кажется, что стоит за образом тучи? (тема восстания декабря 1825 года)
— Как вы понимаете строчку «последняя туча рассеянной бури», если в основе стихотворения лежит аллегория? (буря- восстание, туча- память о восстании)
— Найдите эпитеты в этой строчке, какой в них заложен смысл?
(«рассеянной» бури, если « буря»- это восстание 1825 года, то эпитет
«рассеянной» характеризует финал этого события; восстание было
подавлено, в слове «рассеянной» присутствует ощущение действия какой-то внешней силы, которая и уничтожила бурю;
«последняя» туча – отголосок восстания, «последняя» (по словарю) — конечная в ряду чего- нибудь, окончательная, бесповоротная)
— Давайте порассуждаем, если образ тучи — это память о декабрьских событиях 1825 года, то что же такое « ясная лазурь»? ( Лазурь- это жизнь)
— Каково ваше понимание эпитета «ясная»? (жизнь прекрасна в своем естественном существовании, в ней работают свои законы; жизнь «ясная», потому что в ней происходит созидание)
— В первой строфе вы определили анафору, эпитеты. Какие еще средства выразительности вы можете выделить? (синтаксический параллелизм)
— Что это такое? (сочетание нескольких строк с одинаковой синтаксической конструкцией)
— Найдите в последних двух строчках антитезу (унылый — ликующий)
— Какая смысловая нагрузка лежит на этих эпитетах? (Работа со словарем:
«унылый» — испытывающий или наводящий уныние, безнадежная печаль, тоска; «ликующий» — торжественно, восторженно радующийся; смысловая нагрузка: тема восстания для Пушкина была близка, он очень переживал за судьбу своих знакомых, причастных к кругу декабристов (Кюхельбекер), требования декабристов во многом Пушкин поддерживал, но методы декабристов для Пушкина были неприемлемы.)
— Вторая и третья строфа стихотворения представляют антитезу. Давайте поработаем над «смыслами» второй и третьей строфы. Ученики читают вторую строфу:
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
— Какие два плана представлены во второй строфе? (Первый план – гроза, «таинственный гром», дождь, молния – одним словом, разбушевавшаяся стихия)
— Находим средства выразительности…(анафора – единоначалие)
— С какой целью автор использует анафору? (чтобы обратить внимание читателя на буйство стихии, показать природную силу)
— Что означают эпитеты « таинственный», « алчную»? (Работа со словарем:
«алчный» — жадный; здесь, в стихотворении, в сочетании «алчную землю» слово употребляется в переносном смысле: «страстно желающий чего- нибудь, стремящийся к чему- нибудь»;
«таинственный» — 1) заключающий в себе тайну, непонятный,
2) являющийся тайной
3) выражающий загадочность
Сочетание «таинственный гром» передает всю непонятность, загадочность природной стихии, ее непостижимость человеком.)
— Все, о чем мы с вами сейчас говорили, это всего лишь первый план, поверхностный. А каков же глубинный план второй строфы, в чем ее аллегорический смысл? Что кроется за понятиями « гром», «молния» ? ( Речь идет о восстании на Сенатской площади, о том моральном всплеске, который произошел в умах и настроениях российского общества; «молния», «гром»- это выступление декабристов, произошедшее 14 декабря 1825 года, закончившееся кровопролитием).
Сообщение ученика: К вечеру Сенатская площадь была окружена правительственными войсками. Попытки уговорить восставших добровольно сложить оружие ни к чему не привели, и тогда по приказу Николая I артиллерия ударила картечью по рядам бунтовщиков. Среди жертв было немало горожан, с сочувствием наблюдавших за ходом восстания, в том числе 9 женщин и 19 малолетних детей.
Еще днем, пытаясь уговорить восставших разойтись, к ним вышел Михаил Андреевич Милорадович, петербургский генерал- губернатор, герой Отечественной войны. Казалось, еще мгновение – и солдаты послушают генерала. Но сначала Е.Оболенский ранил Милорадовича, а после Петр Каховский выстрелил в генерал- губернатора. На следующий день генерал- губернатор М.А.Милорадович скончался.
Николай отправил брату письмо: «Дорогой Константин, Ваша воля исполнена : я — император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных…»
— В строфе «И алчную землю поила дождем тоже скрыт свой аллегорический смысл. Подумайте, что содержится в этих строфах?
( Общество жадно впитывало декабристские идеи: ликвидация крепостного права, дарование прав, свобод своему народу, ликвидация сословий, дарование Конституции. Некоторым было близко радикальное предложение Южного общества декабристов – ликвидация самодержавия и установление республики).
— Почему многие современники декабристов, последующие поколения восхищаются людьми, вышедшими на Сенатскую площадь? (Они выдвинули смелые идеи, не побоялись прямо заявить о своих требованиях. Выйдя на Сенатскую площадь, они, по сути, отказывались от всего, что у них было в жизни: от положения в обществе, стабильности, семьи. Старались ведь не для себя: все они дворяне, у них и так все было. Главные их требования касались усовершенствования государственной жизни, улучшения положения крестьян).
— Декабристы останутся в памяти потомков как люди, пожертвовавшие своей жизнью, именем ради блага Отечества. Это М.П.Бестужев- Рюмин, С.И,Муравьев-Апостол, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, И. Д. Якушкин, И. И. Пущин, К. Ф.Рылеев, П. Г. Каховский, В. К. Кюхельбекер и др.. Пятеро из них , Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Пестель, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский были казнены; остальные отбывали ссылки в Сибири на рудниках.
— Декабристское восстание было тем освежающим дождем для нашей российской жизни, после которого стала понятна необходимость немедленных перемен.
— А что бы вы в действиях декабристов осудили? ( Убийство Милорадовича, декабристы вывели солдат на площадь, даже не объяснив им настоящих своих целей, восстание закончилось кровопролитием, погибли совсем невинные).
— Ярым противником кровопролития был и сам Пушкин.
Любое насилие не принималось Пушкиным, ибо оно противно человеческой сущности. Прочитайте третью строфу.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
— Как вы понимаете эту строфу? Дайте характеристику двух планов этих последних строк. Какие художественные средства употребляются автором?
( Первый план – успокоенная природа, с помощью приема « олицетворение» природа ощущается как совершенно самостоятельный, живой организм. Деревья, земля напитались водой, ожили, успокоились после бури и готовы дальше жить. Второй план- восстание декабристов не прошло бесследно. Оно дало импульс дальнейшему совершенствованию общества.)
— Николай побоялся отменить крепостное право, но просил об этом впоследствии своего сына Александра Второго, что тот и сделал.
— Каково ваше восприятие стихотворения?
Задание на дом: Выучить наизусть стих-е «Туча».
Средства выразительности
Пушкин использует много эпитетов, тем самым создавая живую и богатую картину. Те эпитеты, которые описывают тучу, окрашены негативно, в тусклые тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром»). Этим эпитетам противопоставляются светлые, радостные эпитеты, описывающие посветлевшее небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»).
По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и олицетворения. Так, туча ассоциируется со злобным, враждебным существом: «ты несешься», «ты печалишь» и тому подобное. Туче противопоставлен свежий ветер, сгоняющий ее с небес: «и ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес».
Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, действительно, очень богато по настроению и идейному содержанию. Описание туч для поэта – это возможность поговорить о мироустройстве в целом и провести параллель между окружающим и внутренним миром человека.
Автор: Алина Пак
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Туча.
История создания – Стихотворение написано в 1835 году.
Тема стихотворения – Переживания лирического героя, отражением которым стала природа.
Композиция – Композиционно произведение делится на три части по числу строф.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный амфибрахий.
Метафоры – «алчная земля», «ясная лазурь».
Эпитеты – «унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная».
Олицетворения – «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит».
Композиция и конфликт
Композиция произведения состоит из трех частей, каждая из которых делится на определенное количество четверостиший. Так, в начале, поэт обратился к самой туче и привел описание ее и что она делает. Потом, уже в средней части, он говорит о буре, которая прошла и тем самым принесла дождь, которого так долго ждали. А в финале поэт сообщает, что туча уходит, потому что ее время прошло.
Используя образ тучи, автор описал то, что творилось у него в душе – тот конфликт его с собой. Туча и сопутствовавшие ей молния с громом символизируют человеческие переживания и волнения, после которых наступает затишье и покой в душе, который символизируется ветром.
Тематика и проблематика
Главной темой произведения является сумбур в душе человека, его волнения, а также воспоминания о былом и мысли о том, что произойдет в будущем.
Поэт показывает нам свои душевные терзания и мучения, обильно используя различные художественные средства, а также кризис и сопутствующие проблемы. Однако он хранит надежду на светлое будущее.
Еще одной отдельной темой в произведении является тема природы. Пушкин заострил внимание на схожести природных катаклизмов с теми, что творятся в душе человека, с его переживаниями. А может, он решил в образе бури скрыть мятеж декабристов. Буря очень похожа на бунт.
Проблемы в стихотворении имеют философский характер. Автор показывает нам взаимосвязь природных циклов и изменений и человеческого существования, потому что в жизни человека дни спокойствия и гармонии сменяются бурей, которая тяжело проходит.
Мораль произведения такова – жизнь нужно принимать такой, какая она есть, со всем тем, на что она богата, и какой бы она ни была. Поскольку за бурей всегда устанавливается затишье, пессимизм сменится оптимизмом, нужно верить в лучшее всегда. Именно этот смысл бытия доносит до нашего внимания поэт. Одновременно с философским рассуждением стих обнажает нам красоты Родины, во многом благодаря заключенному в нем смысле.
Образы
Главным лирическим героем произведения является сам автор, посредством олицетворения через облик тучи поэт показал то, что у него было на душе, царившую тогда бурю.
Когда пришел на смену буре спокойный ветер, он жаждет оптимистичного расклада дел в его пользу. А именно – согласия на печатание его стихов в тираже
Можно считать произведение «криком души» автора, поскольку Пушкин через образ тучи изливает душу и лелеет надежду на будущее.
По мнению некоторых читателей, это произведение имеет отношение к произошедшему 14 декабря 1825 года восстанию декабристов. Автор соотносит себя с последней туче бури, потому что он все еще хранит верность идеям мятежников.
🗹