Кульминация в произведении гроза. Анализ «Гроза» Островский

Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису.

В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой накала как общественного, так и любовного конфликтов.

Подсказку к тому, что именно эта часть является кульминацией, дает нам сам автор, указывая на раскаты грома, что предшествуют грозе.

Данный эпизод начинается со слов Кабанихи: “Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!”, она намекает на то, что судьбы Катерине все равно не избежать, а сцена, когда Тихон, Марфа и Варвара окружают Катерину, становится переломным моментом, точкой накала обоих конфликтов. Девушка больше не способна держать все в себе и, наконец, рассказывает обо всех своих грехах. В том момент она испытывает различные чувства: страх перед грозой и Кабанихой, муки совести перед Тихоном, обиду за предательство Бориса.

Невозможность решения общественного и внутреннего конфликтов заставляет главную героиню покончить жизнь самоубийством.

Кульминация по пьесе Гроза (Островский А. Н.)« Детская мечта сочинениеСочинение “Что значит быть современным человеком” »

Крылов Егор

Кульминация — это самый напряжённый и важный эпизод в произведении, обнажающий различие во взглядах, отношениях действующих лиц.

Кульминацией пьесы А. Н. Островского «Гроза» можно считать признание главной героини в совершении греха. Катерина прилюдно признаётся в измене мужу. Надвигающаяся гроза, раскаты грома вселяют в душу женщины страх. Слова появившейся барыни о том, что красота ведёт к беде и что за всё в жизни приходится платить, подталкивают Катерину к самоубийству. Гроза в душе героини и гроза природная становятся предвестниками покаяния.

Пожаловаться Опубликовано 27.02.2014 — 13:21 —

Контроль знаний

  • Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского с цитатами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по драме Островского «Бесприданница»

Разработка урока в 10 классе по драме Островского «Бесприданница» с презентацией к уроку…

Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла…

Тест по драме Островского «Бесприданница»

Электронный тест по драме островского «Бесприданница»…

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России»

Цели урока: Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве…

Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс

Деловая игра – зачет….

Урок — аргументированная беседа Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского

Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского…

Отзывы родителей на методическую разработку » Общественный зачет зачет как эффективная форма проверки качества знаний учащихся по русскому языку и литературе»

Отзывы родительского сообщества на МР…

  • Мне нравится

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой

. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею

.

Действие 2. В доме Кабанихи

Мы становимся свидетелями действа в доме купчихи Кабанихи. Странница Феклуша беседует с дворовой девкой Глашей. Юродивая хвалит щедрость дома Кабановых и пытается заинтересовать слушающих примитивными выдумками об укладе жизни в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьеса Островского «Гроза». Краткое содержание по главам нам показывает и настоящую виновницу трагедии.

Дочь купчихи Варвара беспечно играет роль сводни. Ее невестке Катерине понравился племянник Дикого, Борис. Муж Катерины Тихон уезжает по делам. Его сестренка, жизненные убеждения которой – «все можно, если концы в воду», собирая братца в дорогу, одновременно подговаривает к измене его жену, Катерину. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой ключа матери от калитки.

Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Просит Тихона взять ее с собой. А когда тот отказывает, то она, как водилось в народе, пытается связать себя клятвой, через которую не сможет перешагнуть. Но недалекий Тихон и тут прерывает ее.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история — молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Краткий анализ

Год написания

– 1859 год.

История создания

– Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема

– В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция

— Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция — описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка — конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий — любовь Катерины к Борису, кульминация — внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка — протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр

– Пьеса, драма.

Направление

— Реализм.

Действие 1. Характеристика города Калинова

Первое действие происходит в саду, разбитом на волжском берегу. Беседуют инженер-самоучка Кулигин с конторщиком купца Савела Прокофьича Дикого — Ваней Кудряшом. Позже к их разговору присоединяется образованный племянник Дикого – Борис. Мы слышим от них емкую и нелицеприятную характеристику порядков в этом уездном городе. Здесь процветает самодурство Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаниха), с другой. Дикий, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащую Борису. В городе процветают хамство и иезуитство. Его проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло, с криком и руганью обирает своих работников, постоянно не доплачивая им жалованье, то Марфа Игнатьевна третирует своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) более тонко – постоянными упреками и поучениями. При этом каждый свой выпад Кабаниха может объяснить «по понятиям»: мол, так заведено и т. д. Ее мораль «непробиваема». Неслучайно с этой нелицеприятной оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое содержание по действиям в дальнейшем целиком опирается на это емкое описание.

Знакомство с персонажами произведения

Рассказ о драматических событиях в форме пьесы автор написал для сценического исполнения. А любой сценарий начинается с описания действующих лиц.

Главные герои

  • Катерина – молодая женщина приятной наружности, богобоязненного и кроткого нрава, с трепетной душой и чистыми помыслами. Невестка в семье купцов Кабановых.
  • Борис – образованный молодой человек, воспитывавшийся в другой среде, приехал на содержание и в работу к дяде. Страдает от окружающей действительности. Тайно влюблен в Катерину.
  • Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – состоятельная вдовствующая купчиха. Властная и деспотичная женщина, ханжески прикрывающая своё тиранство почитанием старших.
  • Тихон Кабанов – муж Катерины и сын Кабанихи – мягкотелый, безвольный человек, полностью подчиненный воле матери.

Действующие лица

  • Варвара – сестра Тихона, дочь Кабанихи. Девушка «себе на уме», живущая по принципу «лишь бы было всё шито-крыто». Впрочем, добра к Катерине.
  • Кудряш – Варварин ухажёр.
  • Дикой Савел Прокофьевич – влиятельный купец в городе. Основные черты характера – грубость, хамство и невоспитанность, особенно к подчиненным.
  • Кулигин – местный умелец, мечтающий привнести в город прогрессивные идеи.
  • Феклуша – странница, темная и необразованная.
  • Барыня – сумасшедшая старуха, посылающая женщинам проклятия.
  • Глаша – служанка у Кабановых.

Немаловажное значение в пьесе играет такое образное понятие, как гроза – предвестник очистительной бури для одних и божье предостережение для других.

Важно! Следует помнить, что пьеса была написана Островским в предреформенные годы (1861 год отмены крепостного права). В обществе царил дух подъема, ожидания кардинальных перемен, и именно в эту пору драматург пишет о пробуждении личности, в чем впоследствии Добролюбов увидит «что-то освежающее и ободряющее».

Действие 5. Трагедия

«Может ли счастье быть там, где царят унижения и ханжество?» — незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читая краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон беседует с Кулигиным. Рассказывает, как беспробудно пил во время поездки в Москву, о том, что за измену «немного побил» Катерину. (Так мама велела.) Радуется, что Бориса дядюшка Савел Прокофьич отправляет в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя сбежала к Кудряшу от самодурства мамы Марфы Игнатьевны.

В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, уговаривает взять ее в поездку в Сибирь. После отказа она кротко просит молодого человека молиться о ее грешной душе. Но даже это не пронимает слабовольного молодого человека. Глубоко показательна его последняя фаза: «Эх, кабы сила!» Это фраза полного морального банкрота. Катерина же не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней. Кулигин обвиняет Марфу Игнатьевну и Тихона в немилосердном отношении к Катерине. Тихон же винит мать, себя считая несчастным.

Действие 3. Свидание

Свидание Катерины и Бориса – главная идея этого эпизода драмы, его краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Видна улица перед домом Кабанихи. Вначале пьяный Савел Прокофьевич «сцепляется» с купчихой. Правда, «одного поля ягоды» вскоре примиряются. Затем им на смену выходит философствующий Кулигин, потом целующаяся парочка — Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины встречу вблизи сада Кабановых в овраге. И наконец, происходит само свидание. Причем Кудряш с Варварой и Борис с Катериной назначают его в одном том же месте. Правда, потом пары расходятся.

Катерина пылко признается Борису в любви. Однако, как видно, у того отношение к любви меркантильное, потребительское. Не понимает он, а скорее всего, и не может понять, какое сокровище – душа Катерины. Не прошел он испытание любовью, мелкий человечишка. Ослепленная чувством Катерина, конечно же, не замечает этих нюансов.

Опубликовано 08.12.2011 — 12:44 —

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского «Гроза». Умение делать анализ драматического произведения, Знание основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте.

Композиция драмы «Гроза»

Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.

Первое действие — завязка конфликта

  • характеристика нравов города Калинина

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);

  • характеристика хозяев жизни:

(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),

Кабанихи

(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);

  • безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине

(«А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе», «… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал»);

  • безволие Тихона

(«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);

  • противостояние Катерины и Кабанихи

(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);

  • Сведения о детстве и любви к Борису

(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);

  • тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины

(«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», «…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»).

Второе действие — развитие характеров и сюжета

А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту

(«Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),

согласие Катерины на свидание с Борисом

(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)

Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым

(«А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…»)

В) сведения о характере Катерины

(«Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею…», «А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой»);

Г) сведения о характере Варвары

(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);

Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу

Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.

А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах

(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);

Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина

«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;

В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:

«Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);

Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер

(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).

Четвертое действие — кульминация сюжета

Она свершается в признании Катерины:

А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона

(«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),

гроза над городом, обращение дикой барыни

(«Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!»);

Б) кульминация — признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.

Предварительный просмотр:

Анализ эпизода драматического произведения

(6-е явление 4 действия драмы А.Н.Островского «Гроза»)

Кульминацией пьесы А.Н.Островского «Гроза» является 6 явление 4 действия. Сцена всенародного покаяния главной героини – наиболее напряженный момент развития конфликта и в душе Катерины, и в ее столкновении со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой. На наших глазах происходит борьба живого и свободного чувства с религиозным страхом и нравственным долгом замужней женщины. Назревание этого конфликта показано в предшествующих эпизодах: в разговоре Бориса с Варварой о возможном признании Катерины, в репликах прохожих о том, что «гроза даром не пройдет», в рассуждениях изобретателя-самоучки Кулигина о грозе-«благодати», в угрозах полубезумной барыни. Смерть героиня предчувствует с самого начала действия, поэтому-то мы воспринимаем Катерину как лицо трагическое. Желание быть любимой и любить осуждается ханжеской моралью Кабанихи. Может, лучше делать вид, что любишь?

Честная и открытая, Катерина не желает так поступать, а встречаться тайно, как Варвара, не хочет. Да, она иная, не такая, как все, и в этом ее беда, ее трагедия. Только нравственно чистый человек может терзаться муками совести и ощущением вины.

6 явление начинается репликами старой барыни, на которые никто, кроме Катерины, не обращает внимания. На Руси издавна юродивые, сумасшедшие почитались, к их предвидениям прислушивались. Впечатлительная Катерина не просто слушает – чужие слова бьют ее прямо в сердце: «Красота-то ведь погибель наша!.. В омут лучше с красотой-то!..» Автор не обрисовывает внешность героини, ее красота другого рода – внутренняя. Она не нужна в этом мире лжи, лицемерия и страха. Мотивы красоты и смерти здесь звучат антитезой, они объединены в страшном пророчестве: «Что прячешься! Нечего прятаться! Видно боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется!»

Вот и путь героине указан…

Слово «прятаться» звучит трижды: два раза в словах барыни и в авторской ремарке. Видно, от судьбы не уйдешь. Удар грома как приговор, определена героине и форма наказания – «в огне гореть». Варвара сочувствует невестке, понимая ее муки. Но помочь она может лишь советом: «…помолись, легче будет». А Катерина в ужасе замечает на полустертых фресках галереи картину «геены огненной». Тяжесть на ее душе требует выхода, и он приходит.

Перед покаянием героини мы о. Окружают, давят, теснят… И вот он – прорыв чувств: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Эпизод очень эмоционален, и это подчеркивается обилием восклицательных предложений.

Воспитанная в патриархальных традициях, Катерина обращается к родным по старшинству: «Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!» На первом месте – Бог. Он высший судия для героини. В этом тоже проявление религиозности героини.

Интересно проследить также поведение Варвары и Тихона. Варвара пытается выгородить Катерину, чувствуя и себя виноватой в ее грехе: «Врет она, сама не знает, что говорит». Тихон тоже догадался, в чем будет каяться жена. Жалея ее (ведь просила, чтобы взял с собой!), он пробует остановить Катерину. Здесь чрезвычайно красноречива ремарка: «растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав». Он предостерегает жену, боясь гнева матери, даже «хочет обнять». А Кабаниха торжествует: «Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался!»

Покаяние героини происходит тогда, когда все сходится для нее: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания гуляющих горожан, предательство Бориса (тот в решающий момент малодушно исчезает). Катерина признается в грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что показывает ее истинно русскую душу. Сцена покаяния неминуемо приближает трагическую развязку пьесы.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции

произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка

, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий

пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация

представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка

пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: