- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Любовь в пьесе Гроза
Жизнь Катерины довольно непроста: постоянный гнет родни, незавидная жизнь в усадьбе, частые переживания – все это отражается на мыслях и чувствах героини.
И вот, наконец, на горизонте появляется он, Борис. Он совершенно не похож на всех ее знакомых, он словно из иного круга. Именно это и становится для женщины некоей надеждой на настоящее, светлое чувство, которого она доселе не испытывала.
Конечно, Катерина замужем за Тихоном. Но любви к нему она никогда не испытывала. Этот человек просто не вызывал неприязни, потому и было решено сосватать их. Ведь засиживаться в девках негоже.
Именно поэтому девушка была выдана замуж «потому, что надо» — но никакой возвышенной любви в данном случае не наблюдается. Что же касается Бориса, встретив его, Катерина начинает чувствовать нечто доселе новое и неведомое – то самое прекрасное чувство, о котором уже так много сказано.
Не боясь осуждения, девушка идет на свидание с любимым мужчиной. У нее появляется вера в то, что скоро все будет позади – и безвольный, совершенно не интересный Тихон, и домашний гнет, и все невзгоды, которые преследовали ее раньше.
Как выясняется впоследствии, Катерина ошибалась. Хоть Борис и отличается от ее знакомых, он далеко не «рыцарь на белом коне» и порой проявляет такую же бесхарактерность, как и ее муж.
Мужчина боится своего дяди и очень зависим от его мнения, потому он даже не предпринимает попыток для того, чтобы защитить возлюбленную от неминуемого позора. Самое обидное, что Борис уезжает и оставляет девушку в том же несправедливом и жестком по отношению к ней окружении, с которого и начиналась история.
Тем не менее, Катерина не проклинает мужчину за его поступок – ведь она искренне любит его, даже сейчас, когда он умудрился бросить ее на произвол судьбы, воспользовавшись ее душевными порывами. Вполне возможно, если бы обвинения в позоре и гнет прекратились, то героиня смогла бы продолжать жить, надеяться, верить и радоваться – и, вполне возможно, сумела бы встретить свою судьбу.
Любовь для девушки – наивысшая жизненная ценность. Однако психологическое давление окружающих никуда не исчезает. Не в силах больше терпеть окружающую действительность, Катерина кончает с собой, прыгая с обрыва в волны Волги. Для нее это единственный выход обрести покой и долгожданную свободу от всего, что угнетало.
В этом и заключается проблема и трагедия любви в произведении. Случается, что чувства – лишь мираж, который приносит счастье лишь на миг, чтобы после опять бросить душу о скалы страданий. Именно это и произошло с Катериной. Она искренне верила Борису и считала, что настал тот самый момент, когда жизнь изменится и она станет счастливой, но, увы, мечтам девушки не суждено было сбыться.
Другие сочинения: <- Был ли иной путь у Катерины?? ОстровскийПочему погибла Катерина Кабанова в пьесе Гроза ->
Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Любовь – это высшее чувство, ради которого люди готовы многим пожертвовать. Она способна окрылять человека, дарить надежду, награждать жизненными силами и дарить безграничное счастье. Недаром в произведениях всех классиков обязательно встречается тема любви. Как писал Ф. М. Достоевский: «Любовь искренняя, направленная прямо в душу человеческую, — исцеляет». Но всегда ли любовь делает человека счастливым? На этот вопрос можно ответить, прочитав великолепную социально-психологическую повесть А. Н. Островского «Гроза».
Главная героиня драмы ради любви решилась на самый отчаянный шаг – самоубийство. К такому исходу она пришла не сразу, а после предательства и жестокости самых близких людей по отношению к ней. Любовь Катерины оказалась краткосрочной. Она сделала ее счастливой лишь на мгновение. В глубине души девушка была безмерно благодарна Борису за то, что он позволил ей испытать такое прекрасное чувство. Ведь Катерина была натурой поэтической, одухотворенной и романтичной. Для нее встреча с Борисом стала решающей в жизни. В нем она увидела то, чего не могла найти в семье Кабановых и в опостылевшем городе Калинове.
Муж Катерины был раболепно предан слову матери, золовка притворялась, что соблюдает патриархальные традиции семьи, но с удовольствием их втайне нарушала. Сама Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) держала всех под страхом и тупым подчинением. Могла ли такая духовно свободная, нежная, чистая девушка как Катерина быть счастлива в этой семье? Она выросла в иных условиях, в любящей семье, где все друг друга уважали и не считали нужным притворяться. А в семье Кабановых все держалось на лжи и притворстве. Поэтому, когда в Калинове появился племянник богатого купца Дикого, молодой Борис, она тут же увидела в нем свой идеал.
По сравнению с жителями их захолустного городка, он был умен, воспитан и образован. Вот отчего Катерина увидела в нем героя-освободителя. Кроме того, будучи личностью сильной и неподдающейся влиянию Кабанихи, она видела, насколько слаб и безволен ее муж Тихон. Такого мужчину Катерина любить не могла, а только жалеть. В Борисе же она с первого взгляда увидела свою погибель. Она поняла, что не сможет сопротивляться этому чувству и окажется в грехе. Для такого набожного и религиозного человека, как Катерина, измена была подобна смерти.
Не получив прощения от безропотного мужа и наткнувшись на непонимание окружающих, героиня решила свести счеты с жизнью. Только после ее смерти Тихон осознал, насколько она ему была дорога и насколько трусливым и жалким он выглядел в ее глазах, выполняя капризы своей авторитарной матери. На самом деле он ее очень любил. Зная набожность Катерины и ее муки по поводу случившегося, он подозревал, что она может отчаяться и умереть. Если бы Тихон сумел высказаться против самодурства матери и ее глупого уклада чуть раньше, то такого не произошло бы.
Впервые он произнес, что не может жить в этой мерзкой семье уже после смерти Катерины. Подтверждение тому его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эта драма, безусловно, заслуживает внимания. Она дает повод для рассуждений над взаимоотношениями людей и их чувствами.
см. также: Краткое содержание Гроза, Островский Краткая биография Александра Островского
Популярные сочинения
- Зачем нам нужен речевой этикет? сочинение
Люди общаются с разными целями, но речевой этикет нужен нам всегда. И этикет этот мы впитываем с детства - Сочинение В чем трагедия Печорина? 9 класс
Печорин – это главный герои произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герои нашего времени». Из-за этого героя, автора довольно часто обвиняли в том, что он создал эгоиста, низшего и просто ужасного человека - Сочинение Нам не нужна война
Что означает слово идеальный? И есть ли такая концепция вообще? С разных точек зрения это может существовать, но это также кажется глупостью, такой же как совершенство. Но мы всегда к этому стремимся.
Сочинение на тему любви по произведению гроза
ТЕМА ЛЮБВИ В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО Любовь покрывает множество грехов. Ев. от Петра, IV, 8 «Гроза», показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся под их пятой, освещена, словно «лучом света», самой сильной героиней Островского – Екатериной, ставшей «легендарным характером». Ее душевная сила идет от ее особого внутреннего мира. Наверное, у каждого калиновца когда-то был свой мир, такой же чистый, но, приняв господство самодуров или даже становясь ими, пойдя на множество компромиссов, они растеряли его, или изуродовали, или же схоронили в самой глубине души. А Катерина сохранила его неприкосновенным, ибо она не пошла, вернее, просто не смогла пойти на компромиссы с совестью и, может быть, поэтому не была понята другими. Катерина живет своими чувствами и нравственными понятиями и терпит попытки Кабанихи подчинить их себе лишь до тех пор, «пока терпится». Она необразованна и проверять все с помощью рассудка просто не может. Может быть, будь она разумна, она бы поняла, почему так жалок Тихон, и не стала бы требовать от него подвига, поняла бы эгоизм Бориса, не так восприняла бы пророчество барыни, но… Дали ли Жадову из «Доходного места» его ум и образованность силы в борьбе с жизнью? Нет. Убеждения же Катерины, в отличие от его, не вычитаны, не услышаны, а выстраданы, созданы и приняты ею самой, и никто и ничто не смогло заставить ее отказаться от них. Вещун ее — сердце. Ощущение мира у нее языческое, сила чувств необычайна, она как бы возносится над землей на крыльях и спрашивает Варвару: «Отчего люди не летают?» Избыток чувств выражается не только в этих порывах, но и в слезах поутру, в то время когда она еще жила, «как птичка на воле». Этим сильным чувствам было мало восхищения природой и Божьими храмами, очарования рассказов странниц и богомолок, они сами создают необычайное воображение, чудесное и глубоко поэтическое. Иконы, слова странниц о «храмах золотых», «садах необыкновенных» превращаются в живые яркие картины, сны, церковь становится раем, Катерина видит поющих ангелов, ощущает себя летящей… Но христианство для Катерины не только основа воображения, не просто милые народные праздники и хождение в церковь. Для нее это закон, но не жесткий закон Кабанихи, выражаемый внешним соблюдением обычаев, порою устаревших и унизительных, а закон внутренний, принятый полностью и исключающий любое нарушение его. Именно поэтому Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упреки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими. Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство. Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится». Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого достоинства, гордости. И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху: ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это обидчивостью или заносчивостью. Чувство обиды действительно сильно у Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее достоинства. Катерина не выступает, как Кулигин, в защиту гражданского достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно проявляется в ее словах, когда Кабаниха «точит» сына и невестку. А самое сильное ее чувство – любовь. Все существо Катерины пронизано ею. Любовь к природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед смертью она поет гимн жизни, гимн безупречной красоте природы. Мне кажется, что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем миром, куда она попала после замужества, где «все как будто из-под неволи», даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами Кулигина, «этот мир был страшнее», у него были «жестокие нравы». Это усиливало ее стремление в небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису. Она и Варвару любит «до смерти», и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее чувством. Любовь ее — «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает — о его, не о своем бесчестии — о его «вечном покоре», Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать. В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров. По их представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит! Она и «завяла», будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства. И это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах. Из этого тупика в мире Калинова выход один — смерть. И поэтому Катерина с самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений ей «умереть захотелось…». Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста, «скрывать-то ничего не может», не может делать так, чтоб было «шито-крыто». Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен. Даже ласки Тихона ей противны, и они как попрек. Жизнь превратилась в нескончаемую муку, и о ней даже «думать не хочется». «И человек ничто. Пылинкой в мире он. Но боль его громаднее Вселенной». Катерина смогла быть сильнее Ларисы Огудаловой, попавшей в такое же положение, и сама прерывает жизнь, умирая в полете — полете вниз, но полете…
Причины, по которым любовь может приносить несчастьеi
Прежде всего, нужно уметь отличать настоящую любовь от ее подделок. Чаще всего тяжёлая любовная зависимость приносит только боль. Причём неважно, что лежит в основе этой зависимости — потребность в чувствах или материальная составляющая. Чаще всего в неё попадают подростки, а также люди, имеющие комплексы и иные психологические проблемы.
У любовной зависимости есть своя типология:
- Созависимый теряет собственную индивидуальностьи начинает жить жизнью любимого. Онсловно превращается в придаток, реализуясвои мазохистские фантазии.
- Созависимый старается захватить территориюпартнёра. Он старается стать незаменимыми навязать контроль.
- Зависимый старается не просто подавитьиндивидуальность партнёры, но разрушить его границы, проявляя садистские наклонности.
Понятно, что ни одна форма не может принести настоящего счастья, даже если сначала покажется иначе. Зависимость не только разрушает любовь, но психику людей. Они теряют способность строить нормальные отношения и вообще быть счастливыми.
Итоговое сочинение 2019? Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?»
Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
Любовь-это прекрасное светлое чувство, чувство симпатии и глубокой привязанности к человеку. Казалось бы, любящие друг друга люди должны быть счастливы, испытывать радость от взаимного общения, им должно быть легко и приятно быть вместе. Но в жизни всё значительно труднее, и в любви есть место страданию; часто у тех, кто любит, нет взаимопонимания, а иногда просто каждый любой ценой хочет настоять на своём, добиться первенства в отношениях. Конечно, такая любовь не может принести радости и удовлетворения.
В русской литературе эта проблема нашла отражение в творчестве многих писателей. Так, М.Горький в рассказе « Макар Чудра» повествует о неземной любви героев: красавицы Радды и удалого молодца Лойко Зобара. Но героям не суждено быть вместе, стать по-настоящему счастливыми, обрести семью. Почему так случилось? Попробуем разобраться в поведении Радды и Лойко, понять, какие у них ценности жизни, что главное для них в отношениях мужчины и женщины. Полюбив цыганку, герой понимает, что прежней жизни у него уже не будет, и всё же пытается подчинить себе гордую девушку: « Но смотри, воли моей не перечь — я свободный человек и буду жить так, как хочу!» Очевидно, что любовь — это такое чувство, которое не приемлет никаких условий. Оно стихийно и не подчиняется законам разума. И вот с этим герой не захотел считаться, с этим он не смирился. Как бы ни сильны были чувства удалого цыгана, но желание первенствовать оказалось выше любви. Итог — сердечные муки и страдания героя, несчастная любовь, трагический конец.
И гордая цыганка Радда полюбила героя. « Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Но в признании Радды любовь тоже воспринимается с оговорками. Девушка как будто не хочет понять и принять, что по-настоящему любящий человек всё отдаёт и ничего не требует взамен, а эгоизм в отношениях просто губителен для любви. Поэтому и для Радды любовь обернулась бедой.
Мне кажется, смысл любви, которую Зобар и Радда определили для себя не как высокое взаимное чувство, а только лишь как возможность утвердиться, подчинить себе другого, был утрачен. Конечно, такие отношения гибельны для любви. В них не может быть тепла, искренности, положительных эмоций. Неслучайно, герои погибают, не сумев дать радости друг другу.
К сожалению, и у героев романа И.И.Гончарова «Обломов» внезапно вспыхнувшее чувство вскоре стало тягостным и безрадостным. Почему? Гончаров словно предупреждает читателя от главной ошибки в отношениях с любимыми: нужно принимать человека таким, какой он есть, а не пытаться изменить его, превратив в идеал своей мечты. Так стремилась Ольга Ильинская вывести Илью Ильича из покоя и лености, научить действию, оживив его спокойную жизнь. Наверное, в этом было своё зерно, но Обломову такая активность Ольги внушила только апатию и угасание чувств. Герой мечтал совсем о другом. Он не хотел ни волнений, ни движений. Его душа желала спокойствия и тишины. А Ольга была требовательной и настойчивой в своём порыве перевоспитать любимого; она видела в нём так много недостатков, что не могла смириться с реальным Обломовым. Итог — разрыв, разочарование. А ведь как замечательно всё начиналось! Сколько нежности, душевности, искренности было в душе Ильи Ильича к возлюбленной! Но постоянная работа героини по усовершенствованию Обломова, её борьба за идеал разрушили прекрасное чувство. Кого вы любите, реального человека или предмет своей мечты? Разберитесь в чувствах! Тогда любовь будет приносить радость, удовлетворение от общения и жизни с любимым.
В заключение хочу подчеркнуть, что любовь «способна сдвинуть горы», это очень сильное чувство, прекрасное и радостное. Берегите любовь, и ваша жизнь будет ярче, красивее, интереснее.
klassreferat.ru
Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие. Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”. Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов. Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало. Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья. Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова. Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.
Рекомендуем посмотреть:
- Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)
- Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А.Н.Островского «Гроза»)
- Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?
- Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского
- Характеристика города Калинова и его жителей (по драме «Гроза» Островского)
- Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза»
- Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Трагедия любви в провинциальном мире (сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»)
- Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”)
- Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — сочинение