Сочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)


Сочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

(621 слово) В пьесе А. Островского «Гроза» главные герои – это основа произведения. Они раскрывают остросоциальную проблему общества и взаимоотношения людей того времени. Характеры и поступки главных героев зависят от второстепенных персонажей. На них автор возложил определенные задачи.

Варвара – дочь Кабанихи. Она — антипод своему брату Тихону. Варвара, несмотря на жесткий контроль со стороны матери, остается смелой и свободной девушкой. Она ни во что не ставит Кабаниху и живет по своим правилам, лишь внешне сохраняя покорность. Роль Варвары проста – это единственный человек в семье, который искренне поддерживал Катерину. Она заметила печаль и тоску в глазах невестки и решила помочь Катерине устроить свидание с Борисом. Но ни один из влюбленных этого не просил. Варвара помогает честно и безвозмездно, так как видит мучения обоих. Читатель сам рисует в воображении образ девушки: яркая, беспринципная, смелая и самодостаточная. В отличие от Катерины, которая сбросилась со скалы, Варвара сбежала с Кудряшом, но не для того, чтобы насолить матери. Она может изменить все на своем пути и добиться той цели, которую захочет. Задача автора показать — двух разных девушек, которые выбрали свой путь перемен.

Кудряш – друг Варвары. Представляет собой хамоватого, дерзкого и недружелюбного молодого человека. Его цель – овладеть богатством и манипулировать людьми. Кудряша относят к «темному царству» в пьесе. Но он отличается своей амбициозностью и желанием изменить что-то в себе. Ваня — добрый и веселый, а главное, рассудительно смотрит на многие вещи. Роль Кудряша – сравнение его любви к Варваре и любви Бориса к Катерине. Кудряш не бросает свою возлюбленную, а убегает вместе с ней, рискуя всем. А Борис не стал бороться за свою любовь, ему было проще опустить руки и оставить все на произвол судьбы.

Кулигин – механик-самоучка. Один из положительных персонажей в пьесе. Он умелый и практичный человек, с проницательным умом. Он хочет поменять мир и образовавшиеся устои, которые мешают жить людям. Человек с открытым и чистым сердцем мечтает о всенародном благополучии. Но все эти мечты канули в лету. Кулигин – это резонер автора. Из его уст произносятся слова о насилии и разврате, о жестокости богатых людей в городе Калинов. Он разоблачает этот город и вскрывает все нарывы, о которых никто раньше не говорил. Герой имеет четкую позицию и демонстрирует авторское отношение к героям.

Дикой – купец. Он однозначно принадлежит «темному царству», так как ни в одной сцене он не проявляет положительных качеств. Богатый, влиятельный купец, но обладает грозным и жестоким характером. Дикой безграмотный, умственно отсталый человек, в образе показана ясная печальная ситуация в России 19 века. Роль такого персонажа ясна – показать все самодурство города в одном лице. Дикой — алчный и беспринципный делец, который ставит свои интересы выше всех. Он только и делает, что постоянно поглощает одну рюмку за другой.

Борис – племянник Дикого. В начале драмы создает впечатление успешного и сознательного молодого человека. Он восхищает свой уверенностью и справедливостью убеждений. Борис совершенно непохож на своего никчемного дядю. Но, узнав о герое больше, читатель видит вторую сторону его образа. Трусливый и лицемерный Борис, который сбегает от любящей Катерины, предстает перед нами более прогрессивной копией своего дяди. Он не желает брать ответственность за ее чувства и оставляет девушку одну в этом городе. Роль персонажа показать, что за приятной внешностью скрывается слабовольный характер.

Феклуша – нахлебница Кабанихи. Это человек, который с легкостью может обвести вокруг пальца. Благодаря своей лести и лицемерию, она обеспечивает себе достойное и мирное проживание. Она консервативна в своем отношении ко всему. Любые перемены вызывают страх и неодобрение. Старуха привыкла жить так, как было заведено несколько столетий назад. Феклуша — бескультурная, необразованная и невежественная, но поучает всех вокруг, как жить, выдумывая небылицы. Живет только ради собственной выгоды. Она не влияет на ход событий в драме, но раскрывает еще один типаж «темного царства».

Все персонажи являются частью повествования и играют свои роли: показывают быт и нравы Калинова или противостоят им. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени влияет на исход сюжета, но все выполняют свою функцию в полном объеме.

Автор: Полина Цимкина

Сюжет пьесы

Весь сюжет произведения закручен вокруг молодого человека дворянских кровей Александра Чацкого. Он возвращается из трехлетнего путешествия обратно на родину к своей возлюбленной — Софье Фамусовой. Они дружили с самого раннего детства, а в юности полюбили друг друга. Но как выяснилось, Софья была в сильной обиде на Александра из-за того, что тот уехал в Сант-Петербург и не писал ей.

Чацкий первым делом едет в дом Павла Фамусова,

Вернувшись домой, Чацкий первым делом едет в дом Павла Фамусова, отца Софьи, с намерением жениться на девушке. Но София реагирует на его приезд довольно холодно. Сначала Александр не догадывается, что его приезд не к месту. Выясняться, что Софье нет дела до Чацкого, ведь она влюблена в другого и погружена в свои переживания.

Возлюбленным оказывается Алексей Молчанин, который проживает в ее усадьбе и приходится секретарем Павла Афанасьевича. Но Чацкий не знает этого, потому он пытается понять, кто украл сердце его Сони. Алексея он не считает за противника, а видит в нем лишь жалкого человека, который не достоин ни внимания, ни любви девушки. Помимо всего прочего, он презирает его за попытки угодить всем вокруг, особенно тех, кто выше него по статусу. После того как Александр понимает, что именно этот мелкий человек понравился его Софье, он в ней окончательно разочаровался.

С самого начала и до конца комедии Чацкий то и дело читает выразительные монологи, в которых раскрывает всю сущность московского общества. Ярче всего представляет в них это самое общество папа Сони — Павел Фамусов. Однако в этом самом обществе недолюбливают Александра и поговаривают о его сумасшествии. Слухи о том, что у Чацкого не все в порядке с головой, начала распускать Софья, обидевшись, что он как негодяй ее бросил. А люди с радостью их подхватили и разнесли по всей столице. В финальном действии пьесы Чацкий принимает решение покинуть Москву.

В произведении, как и в любой классической пьесе, соблюдены единство места и времени происходящего. События разворачиваются в течение суток в доме Фамусова. В сюжете отражаются две линии: любовная история Чацкого и его противостояние столичному обществу.

Другие герои

Кузьма Петрович, наряду с Максимом Петровичем, отожествляет идеал Фамусова. «Он и сам был богат и на такой же был женат, и знатного рода» — столичный туз, перед которым приклонялась вся Москва.

К веку минувшему также относятся все друзья Репетилова из его подобия тайного общества, что хотело бы стать передовым. К представителям века минувшего также относятся:

  • Отец Молчанина, посоветовавший сыну угождать всем и всегда;
  • Барон фон Клоц и его продажные секретари;
  • Прасковья Федоровна, тетя Сони, любившая собирать сплетни и передавать их дальше;
  • Мадам Розье и танцор Гильоме, которые были любимы лишь благодаря своим иностранным фамилиям и происхождению, так как большинство столичных штучек презирало всю отечественную культуру и восхищалась зарубежной;
  • Князь Григорий и Воркулов Евдоким — любители Англии и итальянской музыки;
  • Хворовы, Скачковы, Нестор Валранский и Дрянские.

Представителей «века нынешнего» в пьесе гораздо меньше. Единомышленник Чацкого и внесценический персонаж — двоюродный брат Скалозуба, который ушел со службы, чтобы наслаждаться деревней и чтением литературы. Также таковым является профессор Педагогического института и племянник княгини Тугоуховский Федор, изучающий химию и ботанику. И основная доля этой категории — это вся молодежь, которую представляет Чацкий в своих отрывках из своих монологов «А судьи кто?», «Пускай теперь один из нас». По его мнению, именно они — люди, за которыми будущее великой страны.

Таким образом, вспомнив список внесценических персонажей «Горе от ума», можно подытожить, что Грибоедову удалось отобразить в своем произведение всю многогранность московского общества. Он выставил на всеобщее обозрение все их недостатки и мнимые достоинства, которыми они так гордятся.

Максим Петрович

Такой персонаж, как екатерининский вельможа Максим Петрович, занимает особое место в числе образов комедии. Фамусов, говорящей о важности происхождения и чина, ставит его всем в пример. Это его идеал для подражания. Он любит рассказывать о его достижениях, ведь это гордость иметь такого родственника.

Для главы дома важно то, что его дядюшка получал ордена, был богат, имел слуг, а самое главное — жил при князе и прислуживал самой княгине. Сам герой симпатичен другим тем, что он раздает чины, пенсии и его всегда рады видеть при дворе. Но ради достижения таких высот, когда было нужно прогнуться под кого-то, он всегда это делал.

Именно Максим Петрович дает понять, что человек в обществе Фамусова оценивается по занимаемой им должности и его статусу. И это общество всеми силами борется за то, чтобы все оставалось как есть, без изменений. Они стараются всеми силами следовать традициям, доказывать непоколебимость авторитетов и свое превосходство.

Дворянин в Российской империи защищен в первую очередь своим статусом. Но если он еще не нарушает традиции своего класса, то перед ним открываются все возможности. Главное — не быть неудачником, как Репети-Лова. Это еще один второстепенный персонаж, который, несмотря на свой статус, пытался метить на высокую должность, но ничего не вышло.

Главные герои пьесы Островского «Гроза»

Кабаниха

(Марфа Игнатьевна Кабанова) — вдова, грубая деспотичная женщина, стремящаяся подчинить своей воле окружающих. Воспитана она по старинным обычаем, где в основе — патриархальный уклад жизни. Муж должен бить детей и жену, издеваться над ними. Хозяин должен тиранизировать своих подчиненных и не принимать в счет их мнения. Потому и Кабанова считает, что варварство и грубость — то, что непременно поможет в семейной жизни. Муж, по ее мнению, не должен любить жену, а, напротив, быть деспотом: бить жену, оскорблять и неуважительно о ней отзываться. Жена в таком случае вообще превращается в рабыню. Ее роль в семье: готовить еду и прислуживать мужу. Эти принципы Кабаниха пытается внушить собственному сыну, который боится мать и полностью подчинен ее тирании. Кабанова подчинить своим нравам невестку, жену сына, но это у нее не получается. В ее образе Островский воплощает ханжество и лицемерие патриархальной жизни, прогнившей насквозь.

Тихон Кабанов

— сын Кабанихи. С ранних лет воспитывался в напряженной обстановке. Видел деспотизм, грубость, лицемерие со стороны матери. Слабохарактерный человек, не имеющий твердой воли. Загнан в угол чрезмерной строгостью и деспотизмом матери. Причем не предпринимает даже малейший попыток вырваться из под ига Кабанихи, а, напротив, безмолвно ей подчиняется. Пытается быть верным и ласковым мужем, но испытывает огромное давление со стороны Кабановой, которая желает, чтобы сын жил в семье по ее принципам. Пытается угодить и матери и жене, что довольно плохо получается. Единственную отдушину и радость он находит в пьянстве, что не осуждает Кабаниха, так как считает это признаком аристократичности и высокого дворянского происхождения. В обществе все так делают, поэтому такое поведение не вызывает осуждения. Узнав об измене жены, прощает ее, так как милосердия и сострадания в нем все же больше, чем в матери. К тому же, Тихон сильно любит ее. После гибели Катерины в каком то смысле завидует ей, ведь считает, что она принесла жизнь в жертву обществу грубых нравов и деспотизма.

Катерина

— супруга Тихона. Молодая девушка с мягким характером, воспитанная в совершенно чуждом для Кабанихи духе. Очень часто Катерина вспоминает о матери и о том, насколько ласкова она была с ней, не принуждала к труду и выполнению сухих правил. Неудивительно, что деспотизм свекрови ей претит и она не может с собой ничего сделать. Она также пытается полюбить мужа, но ничего, кроме жалости к нему не испытывает. Кабаниха же изживает Катерину из дома, так как боится, что сын окажется под ее влиянием. Не выдержав все этого, Катерина заводит роман на стороне и все ночи напролет проводит с любовником. Но тут ей тоже не везет: Борис, ее новый возлюбленный, оказывается трусом и сбегает при первых же трудностях. Когда же их роман вскрывается девушка, окончательно запутавшаяся в своих чувствах, бросается с обрыва в реку и погибает. Через этот образ Островский показывает “луч света в темном царстве”. Но этот луч света никому не нужен. Общество настолько прогнило, что не способно понять человека, мыслящего не так, как большинство.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, из которых наиболее известны “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди — сочтемся”, “Гроза” и многие другие.

А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы”. Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи.

Так, постоянной спутницей Катерины — главной героини пьесы — является Варвара, сестра мужа Катерины Тихона Кабанова. Она — оппонент Катерины. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, так как она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом:

“Катерина. Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.

Варвара. Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.

Варвара приспособилась к “темному царству”, выучила его законы и правила. В ней чувствуются властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…”, — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Кудряш — второй Дикой, только он еще пока молод.

В конце концов Варвара и Кудряш покидают “темное царство”, но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Давайте теперь обратимся к истинным жертвам “темного царства”. Так, муж Катерины Кабановой Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, “на безлюдье”, ведь, по сути своей, Борис мало чем отличается от Тихона, разве что чуть-чуть пообразованнее его. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

В “темном царстве” большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.

Но не все так мрачно, встречаются в “темном царстве” и живые, тонко чувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Однако все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться”.

Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение “темного царства”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…”

Но Кулигин, так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, приспособился к “темному царству”, смирился с такой жизнью, он всего лишь один из обитателей “темного царства”.

Второстепенные персонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой лестницы, которая привела Катерину на берег Волги, к трагической смерти.

Татьяна Юрьевна

Идеалом для подражания желающего всем угодить Молчанина стала Татьяна Юрьевна. Этого человека он берет себе как пример для восхищения и подражания, ведь она устраивает самые пышные и богатые балы в округе. Татьяна своим примером олицетворяет основные «достоинства» персонажей «Горе от ума»:

  • чинопочитание;
  • знатность;
  • достаток.

Именно по этим критериям они оценивают человека и думают, имеет ли смысл с ним общаться. Когда Молчанину становится известно, что Чацкий знаком с ней, он удивлен. Ведь Александр казался ему сумасшедшим.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: