Гончаров — критик: критический этюд «Мильон терзаний» на пьесу Грибоедова «Горе от ума»


О произведении

Критическую статью «Мильон терзаний» Гончаров написал в 1872 году. В ней автор проводит краткий анализ пьесы Грибоедова «Горе от ума», говорит о её актуальности и значении для русской литературы.

Гончаров сравнивает главного героя Чацкого с Печориным и Онегиным. Автор прослеживает развитие образа героя на протяжении всей пьесы, его поведение и психологические нюансы, а также подробно останавливается на конфликте взглядов Чацкого и Фамусова.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Мильон терзаний», а также пройти тест.

Любовные терзания

Вся комедия «Горе от ума» завязывается на любовном конфликте. Главный герой Чацкий после длительного отъезда оказывается в доме Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Показывая свое неравнодушное отношение к девушке, Чацкий видит, что она холодна с ним. Это заставляет главного героя задуматься о любви, терзаться сомнениями, любит ли его Софья, а если не любит, то почему.

Чацкий буквально сразу определяет причину равнодушия Софьи: она влюблена в Молчалина. Он внутренне и внешне терзается непониманием, что его возлюбленная нашла в этом лицемерном человеке. Чацкий пытается доказать Софье то, что Молчалин ей не пара.

Краткое содержание

В статье Гончаров пишет о том, что комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе, отличается «моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью». Он сравнивает пьесу со столетним стариком, «около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий».

Гончаров упоминает Пушкина, у которого «гораздо больше прав на долговечность». Однако герои Пушкина «уже бледнеют и уходят в прошлое», «становятся историей». «Горе от ума» появилось раньше, чем «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», но при этом «пережило их», пройдя даже гоголевский период и «переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Несмотря на то, что пьеса сразу разошлась на цитаты, от этого не опошлилась, а «сделалась как будто дороже для читателей».

Гончаров называет «Горе от ума» картиной нравов, галереей живых типов, это «вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия». «Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая». В героях пьесы отразилась вся прежняя Москва, «тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Центральный персонаж пьесы «Горе от ума» Чацкий «положительно умен», в его речи много остроумия, он «безукоризненно честен». Гончаров считает, что как личность Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина, так как готов к делу, «к активной роли». При этом Чацкий не находит ни в ком из других героев «сочувствия живого», поэтому и уезжает, увозя с собой «мильон терзаний».

Гончаров размышляет над тем, что в пьесе Грибоедов показывает «два лагеря»: с одной стороны это «Фамусовы и вся братия», а с другой – пылкий и отважный боец Чацкий. «Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование». Однако после бала Чацкий устает от этой борьбы. «Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе – и наносит удар всем, – но не хватило у него мощи против соединенного врага». Преувеличения, «нетрезвость речи» становятся причиной того, что его принимают за сумасшедшего. Чацкий даже не замечает, «что сам составляет спектакль на бале».

Гончаров не оставляет без внимания и образ Софьи. Он подчеркивает, что она относится к тому типажу женщин, которые «почерпали житейскую мудрость из романов и повестей», поэтому умели «только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать». Гончаров сравнивает Софью с пушкинской Татьяной: «обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой», считает, что в отношениях с Молчалиным Софьей двигало «влечение покровительствовать любимому человеку».

Гончаров отмечает, что у Чацкого «роль страдательная», но иначе не могло и быть. «Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь» – «жизнь свободную». Его идеал заключен в свободе ото «всех цепей рабства, которыми оковано общество». «И Фамусов, и другие про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить». При этом Гончаров считает, что «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», поэтому комедия и остается актуальной.

Критик отмечает, что в книге «Горе от ума» две комедии «как будто вложены одна в другую». Первая – частная «интрига любви» между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Гончаров считает, что при постановке «Горя от ума» артистам важно «прибегать к творчеству, к созданию идеалов», а также стремиться к «художественному исполнению языка».

Способность прислуживать

Самой яркой чертой Молчалина является его желание услужить всем людям, занимающим высокое положение в обществе. Он понимает, что только лесть и притворство способны помочь ему продвигаться по социальной лестнице. Благодаря своему главному качеству Молчалину удается получать чины, в результате чего он добился статуса дворянина.

В произведении Чацкий верно подмечает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Главный герой, увидев настоящую сущность Молчалина, уверен в следующем: «Молчалины блаженствуют на свете». Анализ данной фразы говорит о том, что Молчалин («Горе от ума») – это обобщенный образ, олицетворяющий общество времени А. С. Грибоедова. Чацкий, рассуждая о Молчалине, говорит так: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Именно Молчалин становится идеалом Софьи.

Главный принцип, по которому живет Молчалин, заключается в его фразе «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Герой понимает, что он должен угождать людям и унижаться перед ними, чтобы его заметили. Желание «прислужить» у Молчалина стало причиной желания получить высокий чин и хорошее положение в обществе.

Герой зависим от общественного мнения. Молчалин молчалив, говорит только для того, чтобы сделать комплимент или похвалить человека из высших кругов. А. С. Грибоедов не случайно прибегает к приему говорящих фамилий. Персонаж, уверенный в том, что «злые языки страшнее пистолета», стремится раскрывать свою сущность как можно меньше, ведь тогда окружающие смогут понять его истинные намерения, а он хочет получить чины как можно скорее. Для этого, как отмечает Чацкий, Молчалин готов и «моську вовремя погладить», и «в пору карточку втереть». Главный герой оценивает это качество Молчалина как глупость и несерьезность.

Ради собственного продвижения по карьерной лестнице Молчалин, которого, по мнению Чацкого, «взманили почести и знатность», строит любовные отношения с дочерью Фамусова Софьей. Настоящего чувства любви к ней у героя нет. Он думает лишь о том, что возможный брак с дочерью знаменитого человека в обществе поможет ему осуществить свои планы. И если с Софьей Молчалин ведет себя так, как в ее представлениях должен себя вести настоящий мужчина, то с горничной Лизой, как она отмечает сама, Молчалин – повеса. С Лизой герой настойчив и смел. Это показывает двуличность персонажа, его способность за внешним видом вежливого и скромного человека скрывать страстные чувства и развязное поведение. Служанка оценивает Молчалина негативно, сравнивая его с камнем и льдом.

Введение

Идея написания статьи родилась после посещения им постановки пьесы. Поначалу она вышла в форме небольшой заметки, но затем выросла в большую статью.

В ней прозвучало довольно смелое сравнение и утверждение, что комедия Грибоедова отличается от таких великих творений, как «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» тем, что время не властно над ней и она будет всегда свежей и современной, чего нельзя сказать о пушкинском и лермонтовском произведениях, которые останутся лишь гениальными памятниками литературы.

Не смотря на то, что произведение «… появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, переживет и еще много эпох и не утратит своей жизненности».

Писатель объясняет данный феномен довольно подробно, пошагово разбирая всё произведение. В числе основных причин его неувядаемости он отмечает приверженность пьесы правде жизни, честному описанию нравов московского высшего света, характеров персонажей и открытия Чацкого, как истинного героя нового времени.

Период действия пьесы занимает всего один день, однако автору удаётся показать типичные полотна русской жизни начала 19 века во всём объёме. Картина пьесы охватывает широкий исторический пласт – от времен «века золотого Екатерины» до Николая Первого.

При прочтении пьесы или присутствии на спектакле, благодаря правдивости изображения характеров героев, ощущается присутствие живых людей. Разумеется, что новые Фамусовы не будут ставить в пример молодым таких людей, как Максим Петрович, да и Молчалины изменились. Они попросту мимикрировали и остались среди нас и по прежнему проповедуют принципы «награжденья брать и весело пожить». До тех пор пока в обществе жёстко не осуждаются сплетни, ничегонеделание эти персонажи будут существовать, не старясь.

Жанровое своеобразие пьесы Грибоедова “Горе от ума”

Сюжет комедии Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен. Не могу согласиться с теми, кто считает его банальным. На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете – история любви Чацкого к Софье.

Действительно, эта история занимает в произведении большое место, придавая живость развитию действия. Но все же главное в комедии – общественная драма Чацкого. На это указывает и заглавие пьесы.

История несчастной любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета. Проследим за ее развитием.

Первые сцены, утро в доме Фамусова – экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, рассказывается о характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение,развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого.

И до этого Софья отзывалась о Чацком очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых, заодно посмеялся и над Молчалиным, холодность Софьи перешла в раздражение и негодование: “Не человек, змея!” Так Чацкий, сам того не подозревая, восстановил Софью против себя.

Все происшедшее с ним в начале пьесы получит в дальнейшем свое продолжение и развитие: он разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московским знакомым вырастет в глубокий конфликт с фамусовским обществом.

Основные тезисы

Автор указывает на классичность «Горя…» и утверждает её неувядаемую свежесть и актуальность. Сравнивая персонажи Пушкина и Лермонтова с Чацким, он о, а грибоедовские герои переживут ещё не одну эпоху.

Пьеса разбирается буквально по шагам и в «группе двадцати лиц» отражает практически всю Москву того времени. Фамусов и его окружение олицетворяют все пороки человечества: склонность к сплетням, низкопоклонство, безделье и т.п. Некоторое исключение составляет Софья. Она умна, её нельзя назвать совершенно безнравственной, но в своей любви к Молчалину она совершенно слепа и не видит того, что «Молчалин прежде был так глуп».

Единственный человек, который, действительно, умён и, при этом, очень деятелен – это Чацкий. Однако окружающая обстановка и нравы московского общества обрекают его только на «мильон терзаний». Разочаровавшись в любви, непонятый, он бежит «вон из Москвы».

Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20-х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой.

Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно отметить не одну, как было принято любовную интригу (Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза – Петруша), но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия.

В классицистическом произведении любовной паре господ соответствовала пара слуг, пародирующая их. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина).

Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…» (а теперь Молчалин мечтает стать дворянином, женившись на дочери Фамусова).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Совет

Все герои произведений классицизма были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип в комедии соблюдается только в общих чертах: так называемое фамусовское общество противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды.

Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый их них не так уж плох.

Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

…Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное – поди-тка, послужи…

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительность, даже злобой («Не человек – змея» – это оценка Чацкого его бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, т. е. победа положительного героя и добродетели над пороком. В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных.

К положительным можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей – родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянника княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «… он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник». И из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой». Фактически же Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах страны. Они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть юмористической, фарсовой либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент.

В комедии есть такие герои, как Скалозуб, Тугоуховские, смешные в каждом своем действии, каждом своем слове.

Использованы также и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий – Репетилов).

Главные герои комедии неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома Фамусовым мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви, озлобляясь, начинает обличать всех и вся.

Обратите внимание

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма.

Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии.

В итоге мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа

Источник: https://vuz-24.ru/nex/vuz-85166.php

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: