Второй образ грозы
Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:
- Изобретатель Кулигин не страшится ее, так как не видит в этом явлении природы ничего мистического.
- Грозу как наказание воспринимает Дикой, он считает ее поводом вспомнить о Всевышнем.
- Несчастная Екатерина увидела в грозе символику судьбы и рока. Так, после самого страшного раската грома барышня призналась в чувствах к Борису. Она страшится грозы, потому что считает ее Божьим судом. На этом поиски смысла названия пьесы «Гроза» А.Н. Островского не заканчиваются. Данное природное явление помогает Катерине пойти на отчаянный шаг. Благодаря ей она сама себе признается, становится честной.
- Кабанов, ее муж, видит в грозе иной смысл. Читатель это узнает в самом начале пьесы. Ему нужно уехать ненадолго, благодаря этому он избавится от излишнего материнского контроля, а также от ее невыносимых приказов. Он говорит о том, что над ним не будет никакой грозы и никаких кандалов. В этих словах заключается сравнение стихийного бедствия с бесконечными истериками Кабанихи.
Первый образ грозы
Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.
Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях. Во-первых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы. Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.
В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами. Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это ещё не всё. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» имеет в себе ещё одно ядро. Давайте рассмотрим и его.
«Смысл названия и образная символика в драме «Гроза»»
Драма А. Н. Островского «Гроза» показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и её идея. Одно из самых ярких проявлений образа грозы — это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер Кабанихи довольно схож с раскатами грома: она так же устрашает окружающих людей, может даже погубить. Вспомним слова Тихона перед отъездом: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Родной сын, говоря о грозе, имеет в виду тиранию в доме. Схожая обстановка царила и в доме Дикого. Он злился, ругался, а иногда даже рукоприкладствовал из-за всяких мелочей. Кудряш сказал о нем: «Пронзительный мужик!» — и точно, характер Дикого может пронзить любого, словно электрический разряд. Но гроза в произведении характеризует не только «жестокие нравы» в Калинове. Заметно, что наиболее яркие моменты непогоды совпадают с душевными терзаниями Катерины. Вспомним, когда Катерина призналась Варваре, что любит другого, началась гроза. Но и в душе Катерины было неспокойно; её импульсивность давала о себе знать: даже ещё не сделав ничего неправильного, а лишь подумав не о муже, Катерина начала говорить о скорой смерти, побеге из дома и страшных грехах. По возвращении Кабанова в душе Катерины бушевали ураганы, и, в то же время, на улицы слышны раскаты грома, пугающие горожан. Также образ грозы предстает перед читателями в качестве наказания за совершенные грехи. Катерина говорила о грозе: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Мы можем понять, что гроза для горожан — это только страдания. Эту же мысль подтверждают и слова Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». Этот страх перед грозой-наказанием характеризует Дикого как приверженца старых нравов, если рассматривать грозу в её следующем образе: символ перемен. Гроза как символ нового ярко показана в монологе Кулигина: «Не гроза это, а благодать!» Кулигин, будучи героем-резонером, открывает перед читателями точку зрения самого Островского: перемены всегда к лучшему, их нельзя бояться. Таким образом, становится очевидным, что А. Н. Островский, умело орудуя образом грозы в её разных проявлениях, показал все стороны жизни в типичном русском провинциальном городке, начиная с трагедии «жестоких нравов» и заканчивая личной трагедией каждого.
Авторская трактовка смысла названия и образной символики драмы «Гроза»
Выше мы уже говорили о том, что образ грозы является символичным, многогранным, а также многозначным. Это говорит о том, что в названии пьесы заключено много смыслов, которые дополняют и сочетаются друг с другом. Все это позволяет понять читателю проблему всесторонне.
Стоит отметить, что у читателя возникает огромное количество ассоциаций с названием. Примечательно то, что авторская трактовка произведения не ограничивает читателя, поэтому мы не знаем, как именно нужно расшифровывать интересующий нас образ-символ.
Тем не менее смысл названия и образная символика драмы «Гроза» автором понимается как явление природы, начало которого читатель наблюдает в первом действии. А в четвёртом гроза импульсивно набирает силу.
Город живёт в страхе пришествия грозы. Ее не боится только Кулигин. Ведь он один ведет праведную жизнь — зарабатывает на жизнь честным трудом и так далее. Он не понимает первобытный страх горожан.
Складывается впечатление, что образ грозы несет в себе отрицательную символику. Однако это не так. Роль этого природного явления в пьесе заключается в том, чтобы расшевелить и освежить общественную жизнь и людей. Ведь не зря литературный критик Добролюбов написал, что город Калинов — это глухое царство, в котором обитает дух пороков и застоя. Человек стал глупцом, потому что не знает и не понимает собственной культуры, а значит, он не умеет быть Человеком.
Явление грозы пытается разрушить капкан и проникнуть в город. Но одной такой грозы будет недостаточно, как и смерти Катерины. Гибель барышни привела к тому, что нерешительный супруг впервые поступает так, как ему велит совесть.
ilovs.ru Мир женщины. Любовь. Отношения. Семья. Мужчины.
Наделение как явлений, так и предметов символичным смыслом очень характерно для произведений реалистичного направления в литературе.
А.С. Грибоедов первым использовал такой принцип в своем произведении «Горе от ума». А.Н. Островский идет по стопам Грибоедова, используя тот же прием, он наделяет символикой слова героев произведения «Гроза», природные явления и саму природу.
Еще одна исключительная черта пьес Островского — это придание символичности и самому названию произведения.
Каково же значение и роль символов в пьесе Островского «Гроза»?
Один из самых основных символов — это река Волга и вид другого берега.
Река выступает как граница между свободной жизнью на другом берегу и зависимой, невыносимой жизнью на той стороне, где стоит Калинов. Свое детство и юность, жизнь до замужества ассоциирует Катерина, главная героиня произведения, именно с противоположным берегом Волги. Катерина жаждет свободы, хочет избавиться от гнета свекрови и безвольного мужа, о чем и говорит Варваре, сравнивая себя с птицей, которая жаждет полета. Перед тем, как броситься в Волгу, она также вспоминает о птицах. Они для нее являются символом вольности и свободы, они вольны делать все, что желают.
Островский нам показывает реку как путь к свободе и вольной жизни, но в то же время река оказывается и дорогой к смерти. Объясняет он это словами полоумной старухи-барыни, которая говорит, что Волга — это омут. Именно туда ведет красота: «Вот, вот, в самый омут!”
В первый раз барыня появляется в пьесе перед первой грозой и фразами о гибельной красоте пугает Катерину. Катерина религиозна, она верует в Бога, но воспринимает грозу как божию кару, боится ее, т.е. ведет себя как язычница.
Островский показывает нам, насколько по-разному воспринимают грозу герои его произведения. Дикой, как и Катерина, воспринимает грозу как Божье наказание. Кулигин считает грозу электричеством, а позже благодатью и раскрывает, таким образом, высший пафос христианства.
Монологи героев тоже наделены символикой. Кулигин в 3-ем действии говорит об отличиях в домашней и публичной жизни богатых людей. Закрытые ворота и замки, за которыми «домашние едят поедом», да еще и «семью тиранят», символизируют лицемерие и скрытность богачей. Мотив суда присутствует в монологах Феклуши и Кулигина. Феклуша говорит о хоть и православном, но несправедливом суде. Кулигин упоминает суд между калиновскими купцами, и этот суд несправедлив, потому что основной причиной судебных разбирательств является зависть, в судах царит бюрократия, и рассмотрение дел затягивается. Присутствие мотива суда в пьесе так же символично. Этот мотив обращает наше внимание на несправедливость и произвол, которые царят в «темном царстве».
Символичны и картины в галерее, куда все забегают в момент грозы. Здесь показаны и покорность в обществе, и ад, которого так страшится Катерина и не боится Кабаниха, которая на людях — добрая христианка и потому ей нечего бояться Божьего суда.
Символичны слова Тихона о том, что Катерине теперь хорошо. И он задает вопрос, словно обращаясь к ней, но скорее к самому себе: «А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!” Этими словами он признает, что Катерина погибла, но хотя бы таким образом обрела свободу и избавилась от унижений и что он, Тихон, на способен пойти на такой шаг, не способен избавиться от тирании матери из-за своей слабохарактерности.
В заключение хотелось бы отметить, что символика очень важна в пьесе. Она полнее раскрывает замысел автора и лучше доносит глубокий смысл, который содержит пьеса. Пьесой «Гроза» Oстровский показывает глубочайший конфликт, существовавший в то время не только между людьми, их отношениями, но их внутренний, персональный конфликт.
Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”
Цель урока
:
Проследить реализацию метафоры грозы через её образ (грозовое состояние общества,
гроза в душах людей);
Помочь учащимся подготовиться к сочинению-миниатюре “Смысл названия…”;
Воспитывать интерес к произведению Н.Островского
ХОД УРОКА
А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо.
Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?
(А.Н.Островский)
I. Оргмомент. Сообщение темы.
– Перечитайте тему урока. О чем будем говорить?
II. Работа с эпиграфами.
Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорить о грозе как действующем лице пьесы. Этого мало. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея — сюжет).
III. Целеполагание.
Итак, необходимо выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.
– С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)
IY.
«Поговорим о смысле»
1. Индивидуальное сообщение
– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)
2 . «Делаем выводы». Работа в группах.
1 группа
– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)
Вывод № 1.
Вся
экспозиция
связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.
2 группа
– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)
Вывод № 2.
Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.
3 группа
– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог
Кулигина в 1-м действии.)
Вывод № 3.
Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).
4 группа
– Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрите значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)
Вывод № 4.
Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.
Группа 5
– Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)
Таким образом, в завязке
действия участвует гроза.
Вывод № 5.
У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.
3. «Заморочки, но не из бочки».
1блок вопросов.
– Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в
Москву? (Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “ Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение
обыгрывается в данной сцене?
– “ Тиша, не уезжай…” — “Ну, бери меня с собой…” — “Батюшки, погибаю я…” — “…возьми
клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина?
(Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
2 блок вопросов.
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания?
(“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы
взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” — “Съедят, в гроб вколотят”.)
Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.
– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о
громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)
Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.
3 блок вопросов.
– Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту
сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза
даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни (“…умирать не хочется…” — “…Красота-то ведь погибель…” — “…в омут с красотой-то…” — “…от бога не уйдешь…”).
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, гиена огненная.)
И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною
еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления — гроза”. (М. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.
4 блок вопросов.
– В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)
Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.
— Зачем мы искали смысл названия пьесы Островского «Гроза?».
Y. Составление плана.
Совместное формулирование вступления, тезиса, заключения, а над основной частью дети работают дома.
Примерный план.
I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.
II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.
1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.
2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.
3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.
4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.
5. На фоне грозы Катерина признается в измене.
6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.
III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.
VI. Домашнее задание:
выучить наизусть отрывок по выбору (Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3,
Катерина «Я говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7).
Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».
Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.
Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…». Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.
Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.
Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.
Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города». Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С её точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе.
Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для неё на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.
Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».
Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.
Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…». Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.
Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.
Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.
Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города». Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С её точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе. Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для неё на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.
Символика драмы «Гроза» детально разработана и включает в себя несколько образов-символов. С помощью этого приёма автор хотел передать остроту и глубину конфликта, который был как в обществе, так и внутри каждого человека. Эта информация пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Смысл названия и символика пьесы «Гроза»».
Тест по произведению
Майянское КАВАК дословно читается как «опрокинется, перевернется», являясь производным от глагола «каваль», тем не менее традиционно данный знак интерпретируется как Гроза. Это связано как с характером самого знака, так и с игрой слов: «кавак» созвучно майянскому «к’а-вак’», что означает «сильный грохот, треск, гром».
Главным элементом иероглифа знака Кавак является опрокинутая горка, состоящая из отдельных кружков. Чаще всего сверху эта горка ограничена прямой горизонтальной линией, что символизирует высший предел. Сочетание знака высшего предела и опрокинутой горки следует понимать как переполненность, бурное выплескивание через край. Еще один частый элемент иероглифа Кавак — косой крест, состоящий из двух прямых коротких линий, означающих трещину, раскол, прорыв.
Часто иероглиф знака Кавак стилизуется под человеческое лицо в профиль. При этом на месте рта нередко изображается значок зерна (разделенный пополам прямоугольник) в окружении множества черных точек. На языке майянских образов все это означает множество разговоров и мыслей о богатстве и изобилии.
🗹