Характеристика произведения
- К какому литературному жанру (повесть или рассказ) принадлежит произведение «Гроза»?
- Сколько действий в пьесе «Гроза»?
- Кратко: что легло в основу сюжета драмы «Гроза»?
«Гроза» пьеса в пяти действиях, по определению автора драма, но, обладающая жанровым своеобразием:
- это трагедия, так как конфликтность ситуации приводит к трагическим последствиям,
- присутствуют элементы комизма (невежественные рассуждения персонажей пьесы),
- драматизм событий усиливается повседневной обыденностью происходящего.
Место, где разворачиваются основные действия пьесы, было выбрано Островским не случайно. Город Калинов – это собирательный образ волжских городов и сел, красотой которых был очарован драматург.
Но великолепие бесконечных водных просторов, неброская прелесть природы не в силах затмить жестокость, равнодушие, ханжество, невежество и самодурство, царящие за фасадами нарядных домов.
Произведение, как это сейчас принято говорить, «основано на реальных событиях». В зажиточной московской купеческой семье Клыковых невестка совершила самоубийство, бросившись в Волгу, не выдержав попреков и притеснений со стороны свекрови, не найдя защиты у мужа и страдая от тайной любви к другому мужчине.
Это интересно! Комедия Островского Бедность не порок – краткое содержание
Именно эта трагедийность действий является основной сюжетной линией произведения. Однако, если бы Островский только ограничился перипетиями в жизни молодой женщины, сочинение не имело бы столь оглушительного успеха и не вызвало такой резонанс в обществе. Здесь обрисован и обличен конфликт между старыми традициями и новыми веяниями, невежеством и прогрессом, вольнолюбием и дикостью мещанского мира.
Знакомство с персонажами произведения
Рассказ о драматических событиях в форме пьесы автор написал для сценического исполнения. А любой сценарий начинается с описания действующих лиц.
Главные герои
- Катерина – молодая женщина приятной наружности, богобоязненного и кроткого нрава, с трепетной душой и чистыми помыслами. Невестка в семье купцов Кабановых.
- Борис – образованный молодой человек, воспитывавшийся в другой среде, приехал на содержание и в работу к дяде. Страдает от окружающей действительности. Тайно влюблен в Катерину.
- Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – состоятельная вдовствующая купчиха. Властная и деспотичная женщина, ханжески прикрывающая своё тиранство почитанием старших.
- Тихон Кабанов – муж Катерины и сын Кабанихи – мягкотелый, безвольный человек, полностью подчиненный воле матери.
Действующие лица
- Варвара – сестра Тихона, дочь Кабанихи. Девушка «себе на уме», живущая по принципу «лишь бы было всё шито-крыто». Впрочем, добра к Катерине.
- Кудряш – Варварин ухажёр.
- Дикой Савел Прокофьевич – влиятельный купец в городе. Основные черты характера – грубость, хамство и невоспитанность, особенно к подчиненным.
- Кулигин – местный умелец, мечтающий привнести в город прогрессивные идеи.
- Феклуша – странница, темная и необразованная.
- Барыня – сумасшедшая старуха, посылающая женщинам проклятия.
- Глаша – служанка у Кабановых.
Немаловажное значение в пьесе играет такое образное понятие, как гроза – предвестник очистительной бури для одних и божье предостережение для других.
Важно! Следует помнить, что пьеса была написана Островским в предреформенные годы (1861 год отмены крепостного права). В обществе царил дух подъема, ожидания кардинальных перемен, и именно в эту пору драматург пишет о пробуждении личности, в чем впоследствии Добролюбов увидит «что-то освежающее и ободряющее».
Второстепенные персонажи
Варвара | Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих. |
Кудряш | Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка. |
Кулигин | Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться. |
Савел Прокофьевич Дикой | Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей. |
Борис | Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве. |
Феклуша | Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости. |
Действие 1
Волжский берег, общественный сад на переднем плане. Кулигин приходит в восторг от открывающихся видов. Рядом неспешно прогуливается Кудряш с приятелем. Приглушенно слышна ругань Дикого, которая никого не удивляет – это привычное явление. В этот раз он распекает своего племянника Бориса. Кудряш соболезнует незавидной участи родственника Дикого, который вынужден терпеть притеснения дядьки – тирана. Сам он один из немногих, кто может дать отпор грубияну: «Он слово, а я десять, плюнет, да пойдет».
Бранная речь слышна всё отчетливее – Савел Прокофьевич с племянником приближаются к присутствующим. Отведя душу, накричавшись, Дикой уходит. Борис объясняет причину своего вынужденного смирения: они с сестрой после смерти родителей остались сиротами. Бабушка в Калинове отписала внукам по достижению совершеннолетия наследство, и достанется оно им при условии почтительного и уважительного отношения к дяде. Кулигин уверяет, мол, это утопия: Дикого никто не ублажит. Борис уныло соглашается: и так он трудится на дядю задарма, а проку нет. Ему дико и душно в Калинове – совсем не такое воспитание и образование дали сестре и Борису их родители, проживая ранее в первопрестольной столице.
Это интересно! Пьеса Александра Островского Бесприданница: краткое содержание по главам
Входят Феклуша с горожанкой. Богомолка нахваливает красоты города, превознося благочинность и добродетели купеческого сословия, отметив семейство Кабановых. После ухода женщин Кулигин поминает недобрым словом прославляемую Кабаниху за её ханжество и домашнюю тиранию. Он делиться с Борисом своими мыслями об изобретении «перпетум-мобиля». За вечный двигатель дают большие деньги, которые можно употребить на пользу общества. Но нет средств на детали – вот такой замкнутый круг. Борис, оставшись в одиночестве, сочувствует Кулигину, но, вспомнив о своей злосчастной доле, тоже покидает сад.
Появляется Кабаниха с семейством: сын Тихон с женой Катериной и Варвара Кабанова. Купчиха изводит сына обвинениями в его излишней любви к жене и непочтительном отношении к матери. Слова предназначены Тихону, но явно направлены и против невестки. Тихон всячески оправдывается, жена пытается его поддержать, чем вызывает бурю негодования свекрови и новую волну обвинений в адрес Тихона, дескать, жену не может держать в строгости, так и до любовника недалеко.
После ухода матери Тихон набрасывается на Катерину, обвиняя её в упреках матушки. Не желая слушать возражений жены, уходит к Дикому залить неприятности водочкой.
Обиженная женщина жалуется свояченице на непростое житьё у свекрови, вспоминает как хорошо, чисто и привольно жилось ей у родной матушки: «летом схожу на ключок, умоюсь, принесу водицы и все, все цветы в доме полью».
Благолепие сплошное было – вышивание золотом, молитвы церковные, рассказы странниц.
В мужнином доме всё не то. Катя признается Варваре, что посещают её мысли дурные, греховные, которые никакими молитвами она прогнать не в силах. А на сердце у неё думы об одном человеке.
Тут появляется ненормальная барыня, которая осыпает девушек проклятиями, обещая им за греховную красоту адовы муки. Слышатся раскаты грома, приближается гроза, и девушки спешно убегают.
Гроза конспект
Александр Сергеевич Островский
«Гроза» (1859)
Драматическое действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу реки Волги.
Волжский пейзаж органично вошел в структуру пьесы. Он вносит новые краски в обрисовку места действия и выполняет важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начата и ею же завершена. В одном случае она вызывает ощущения чего-то величественного и светлого, в другом – трагическое переживание потрясения.
Островский смог тщательно воссоздать место действия пьесы, и даже можно очень ощутимо воспроизвести сам город Калинов, так как это сделал художник Кустодиев в своих эскизах и декораций к постановке «Грозы». Это высокие заборы. И ворота с крепкими запорами и деревянные дома с узорными ставнями, цветными занавесками на окнах, заставленных геранями. Это и трактиры, с многочисленными подносами, расписными райскими птицами и цветами. Музыкальными ящиками и раскрашенными самоварами, где в пьяном угаре кутят такие, как Дикорь и Тихон. Это и пыльные улицы города, где перед домами на скамейках ведут неспешные разговоры обыватели, купцы и странницы, где порою издалека, несётся песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов, начинается спуск к оврагу. Где ночами веселиться гуляющие молодцы и незамужние подруги. Общественный сад с беседками со старинными часами. Наконец, это волжский омут видный сверху, в пучине которого должна найти свой конец Катерина.
Сюжет «Грозы» имеет ряд отличительных особенностей. Развивающееся действие пьесы включает в себя социальную и индивидуальную линии борьбы и две параллельные любовные интриги. Главная — Катерина/Борис и побочная – Варвара/Кудряш. Пьеса имеет и ряд эпизодов, не связанных непосредственно с линией повествования. Такие как встреча Кабанихи с Феклушей, сцена Дикого и Кабанихина, диалог Глаши и странницы. Но и они играю в сюжете важную роль, дорисовывая картину. Напряженность драматического действия, растет от акта к акту. При этом ряд реплик Катерины («Я умру скоро», Я знаю, что умру», …, «что-нибудь сделаю над собой»…) ритмично предваряет бедующую катастрофу, говоря о её неизбежности.
Кульминация драмы приходиться на 4 акт, сцену покаяния. Значит, высший момент в развитии действия оказывается у Островского не в последнем акте, а в середине пьесы. Пятый акт заключает в себе развязку. Две интриги пьесы получают здесь свое завершение, две линии борьбы, пронизавшие драму, сплетаются в тугой узел, что бы на наших глазах оказаться развязанными. Только Катерина — одна из всех героев пьесы, искавших средства избежать тупика жизни — находит выход.
Островский раскрыл в своей пьесе трагедийные обстоятельства, в условиях которых живут калиновцы. Самодурство, делающих многих персонажей сломленными и подавленными. Жизнь в этих условиях доводит до отчаянья. В них мучается и Катерина. Трагическое сцепление обстоятельств делает ее положение невыносимым. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствуя себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. Трагическая ситуация усугубляется, тем, что, полюбив Бориса она нарушила нравственные установления, которые она же и считала святыми. Встречаясь с любимым, она вынуждена скрывать свои свидания, но правдивость не позволяет ей жить обманом.
Одним из частных проявлений конфликта пьесы является столкновение характеров. Островский мастерски показывает противоположность в характерах Катерины и ее свекрови. В отличие от грубой властной Кабанихи, ее невестка – натура глубоко поэтическая. Это хорошо чувствуется в ее диалогах о детских годах, воспоминаниях. Если Кабаниха лишена чувств прекрасного, то Катерине в высшей степени свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве.
Островский показывает одновременно и внутреннюю скованность Катерины нормами христианской морали. Следствием этого является своеобразное переплетение в образе Катерины элементов «религиозной экзальтации» с стремлением к воле, с желанием отстоять свою личность, разорвать мертвящую узость семейного порядка, охраняемого Кабанихой.
Действие 3
Кабанова и Феклуша на скамейке перед домом купчихи. Ропщут на суетность жизни в больших городах, радуются тишине и спокойствию в собственном городишке. Появляется Дикой, он во хмелю. По своей привычке, распалившись, начинает грубить Кабанихе, но та его быстро осаживает. Дикой оправдывается тем, что его расстроили с утра работники, требуя расчет, а ему это – что нож острый в сердце. Поостыв в беседе с Кабанихой, уходит.
Борис давно не видел Катерину и опечален этим обстоятельством. Рядом стоит Кулигин, размышляет о тяжкой доле бедных, которым не до красот природных – они в нужде, да в работе, а богатые огородились высокими заборами с собаками, да и думают, как обворовать сирот и бедных родственников. Подходят Кудряш с Варварой. Они обнимаются, целуются. Девушка извещает Бориса о предстоящей встрече с Катериной и определяет место в лощине.
Ночью, придя на место свидания, Борис встречает играющего на гитаре Кудряша и просит того уступить ему место, но Кудряш упирается, мотивируя тем, что это место давно «пригрел» для встреч с подругой.
Тогда Борис сознается, что у него здесь назначено свидание с замужней дамой. Кудряш догадывается, о ком идет речь и предостерегает Бориса, ведь замужние женщины подневольны.
Приходит Варвара и уводит Кудряша. Влюбленные остаются наедине.
Действие 4
Частично разрушенная галерея, стены её разрисованы картинами Страшного суда. Здесь люди скрываются от начавшегося дождя. Кулигин упрашивает Савела Прокофевича сделать пожертвования для установки башенных часов в саду и громоотовода. Дикой ругается, обзывая Кулигина безбожником, ибо гроза – это кара господня и не спастись от неё никакими железяками.
После возвращения Тихона домой Катерина пребывает в полном смятении. Варвара пытается её образумить и учит не подавать никакого вида. Сама-то она давно поднаторела в хитростях и обманах. Не добившись желаемого, Варя докладывает Борису о состоянии Кати.
Слышны раскаты грома. Выходит семейство Кабановых в полном составе. Тихон, замечая странное состояние жены, шутливо просит её покаяться в грехах. Заметив, как побледнела Катерина, сестра обрывает шутку брата. К ним приближается Борис. Катя на грани обморока. Варя подает сигнал молодому человеку, чтобы тот удалился.
Тут появилась Барыня и начала стращать молодок за грехи тайные, и Катерина не выдерживает – в исступлении признается в тайной связи с другим мужчиной на протяжении всех десяти дней. Сцена покаяния главной героини – это кульминация в пьесе.
Действие 5
Снова набережная Волги, городской сад. Смеркается. К сидящему на скамейке Кулигину подходит Тихон. Он раздавлен признанием Катерины и посылает в её адрес то пожелания лютой смерти, то начинает жалеть её.
Кабаниха дома точит невестку, словно ржа, Катя же бессловесная и безответная бродит по дому, будто тень. Всё неладно в семье Кабановых, даже Варя с Кудряшом сбежала из дому.
Но Тихон надеется на благоприятный исход – ведь любовник по велению дядюшки ссылается на целых три года в Сибирь. Приходит Глаша и сообщает, что Катерина пропала.
Катерина одна, тихо бредёт, разговаривая сама с собой. Она уже решила расстаться с жизнью, хоть это и великий грех. Одно её удерживает – желание увидеть напоследок любимого и получить от него прощение за то, что навлекла на него несчастья. Борис приходит на зов возлюбленной. Он ласков с ней, говорит, что не держит на неё зла, но судьба разлучает их, а увезти чужую жену с собой он не в праве. Катерина плачет и просит, чтобы Борис в дороге раздавал нищим милостыню на помин её души. Сама идет к берегу.
Кулигин, Кабаниха и Тихон наблюдают за поисками пропавшей Катерины. Люди с фонарями обшаривают берег. Тихон в смятении от страшных предположений, Кабаниха же обвиняет невестку в желании привлечь к себе внимание. Слышны голоса с побережья: «Женщина в воду бросилась!» Тихон пытается бежать туда, но матушка не пускает, обещая проклянуть. Приносят утопленницу. Катерина прекрасна и после смерти. Кабанов обвиняет мать в гибели жены.
Островский А Н — Гроза краткое содержание
Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)
Краткое содержание пьесы «Гроза» Островский
Первое действие
I явление
В саду на берегу Волги беседуют местные жители. Изобретатель Кулигин восхищается видом набережной и реки. Неподалеку Савел Дикой ругает своего племянника.
Кудряш, работник купца, уверяет, что мог бы утихомирить своего начальника, подкараулив и поколотив его по-тихому, но ему нужны такие же крепкие ребята, как он. Кудряшу напоминают, что Дикой может отправить его в армию.
II явление
Дикой орет на племянника за то, что тот попался ему на глаза и вообще не занят никаким делом. Борис объясняет, что сейчас нет дел из-за праздника. Купец удаляется, плюнув.
III явление
Кулигин расспрашивает, почему юноша терпит такое обращение. Оказалось, после смерти родителей и бабушки все деньги Бориса и его сестры остались у дяди. По достижении совершеннолетия купец должен отдать сиротам деньги – при условии почтительного отношения к нему. Но угодить ему никто не может, все его боятся, поэтому денег сироты могут не дождаться.
Кулигин жалеет молодого человека:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе! В мещанстве вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
Мимо идет богомолка Феклуша и нахваливает купчиху Кабанову за щедрость. Кулигин поясняет, что Кабаниха совсем затравила родных, а на публике хочет казаться хорошей.
Борис просит Кулигина не бросать поиски «вечного двигателя».
IV явление
Борис в одиночестве ругает себя за нежные чувства к незнакомке, которую видел несколько раз. Вот и сейчас он смотрит издали, как она с семейством возвращается с церковной службы. Предмет его интереса – Катя, невестка Кабановой.
V явление
Кабановы возвращаются домой. Купчиха отчитывает сына за любовь к жене, которая проявляется больше, чем любовь к матери. Также она сетует, что жена не уважает мужа, так как не страшится его.
Достается и Катерине за то, что отвадила ребенка от матери. Кабанова уверяет, что ругает родных из лучших побуждений. Она верит, что за глаза о ней плохо говорят и вообще ждут, когда она умрет, чтобы пожить своей жизнью. Сын, дочь и невестка пытаются убедить Кабанову в том, что уважают ее. Купчиха уходит домой, Тихон с женой и Варя остаются погулять.
VI явление
Тихон совестит Катю: это из-за нее мать ругается и злится. Варя заступается за Катю. Варвара понимает, что брата тянет выпить, и велит ему не задерживаться долго в гостях, чтоб мать не ругала их. Тихон уходит, обещая быстро вернуться.
VII явление
Катерина благодарно целует и обнимает Варю за то, что она к ней относится с жалостью и пониманием. Она рассказывает, какой она была раньше и как увяла в доме Кабановых. Ей хочется покинуть это место:
«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Девушки откровенничают. Катерина кается в том, что у нее есть греховные мысли. Ей полюбился один человек, и она знает, что за это поплатится жизнью. Варя советует Кате не мучиться, а устроить свидание, когда Тихон уедет по делам. Оказывается, Варя давно заметила, что Катя страдает в этом замужестве.
VIII явление
Мимо девушек проходит странная женщина. Она предрекает девушкам погибель и адские мучения за красоту и любовные желания. Катя в ужасе от сказанного.
IX явление
Варя успокаивает Катю. Оказывается, эта сумасшедшая старуха всех пугает наказанием в аду.
Надвигается гроза, и Катерина торопится быстрее оказаться дома, пусть и без мужа. Ей страшно умереть от грозовой молнии и не успеть отмолить свои греховные мысли. Варя утешает напуганную Катю. Возвращается подвыпивший Тихон, и все бегут домой.
Второе действие
I явление
Странница Феклуша спрашивает служанку Глашу о Кабановых: долго ли продлится поездка Тихона, будет ли жена выть (плакать) от расставания с мужем.
Богомолка рассказывает Глаше о государствах с неправедными законами и страшных правителях, которым далеко до православных. Также уверяет, что есть земли, где людей наказали за неверность собачьими головами.
Феклуша отправляется за милостыней, входят Варя и Катя.
II явление
Девушки разговаривают о замужестве Кати. Варя уверяет, что когда-нибудь сердце Катерины успокоится. Прозорливая Варя видит, что Катя не испытывает любви к мужу, только жалеет. Она давно знает, что Кате нравится Борис Григорьевич, племянник Дикого. Девушка предлагает жить в свое удовольствие и любить, кого хочется.
Варя зовет Катерину ночевать в садовой беседке, так как ей одной страшно.
Кабанова дает наставления сыну перед долгой поездкой.
III явление
К девушкам заходят Тихон и свекровь. Кабанова требует, чтобы Тихон отдал указания супруге, как ей себя вести, пока он будет в отъезде. Тихон отказывается, но мать заставляет повторять указы за ней. Катерине велено работать, почитать мать и не обращать внимания на других мужчин.
IV явление
Муж с женой остаются одни. Тихон извиняется за поведение матери, просит пропускать мимо ушей ее брань.
Катерина умоляет взять ее с собой или не уезжать – так она защитится от греха. Но Тихон хочет оторваться от материнской юбки, потому что устал от ругани и контроля.
Катерина готова дать какое-нибудь страшное обещание мужу, но Тихону это не нужно. Прощание окончено, женщина в отчаянии.
V явление
Входят свекровь, служанка и Варвара. Все прощаются согласно обычаям под присмотром Кабановой. Тихон кланяется в ноги матери, жена – мужу.
VI явление
Кабанова ворчит, что молодежь не соблюдает правил, не научилась делать что-либо самостоятельно, а значит – должна слушаться стариков.
VII явление
Свекровь отчитывает Катерину за то, что она не плачет и не горюет, проводив мужа – хотя бы для виду. Катерине не хочется изображать горе. Варя просится гулять, мать ласково отпускает ее.
VIII явление
Катя задумывается о своем жизненном пути. Ей бы хотелось детей, но их пока нет. Девушке кажется: ей надо было умереть, пока она была ребенком.
Катя хочет занять себя работой, пока муж ездит по делам.
IX явление
Варвара отдает Катерине украденный у Кабановой ключ от садовой калитки. Катя хочет его выбросить, она предчувствует грех.
X явление
Катю мучают противоречивые мысли. Ей страшен грех, но и хочется пожить для себя, в радости, а не в тоске и неволе. Она решает увидеться с Борисом Григорьевичем.
Третье действие
Сцена первая
I явление
Сидя возле дома, Кабанова беседует с Феклушей о суетности мира и быстротечности времени, из-за которых люди стали грустными и худыми. Богомолка рассказывает о пугающем новшестве – машинах, на которых ездят в Москве. Женщины приходят к выводу, что наступили суровые, греховные времена.
II явление
Мимо идет Дикой. Он слегка выпил, потому что у него испортилось настроение, ведь к нему опять обратились за денежной помощью. Дикой просит Кабанову унять его раздражение и успокоить. Купчиха считает, что всему виной нрав Савела Прокофьевича. Кабанова приглашает Дикого на поздний ужин. К дому приближается племянник купца – его послали узнать, где дядя.
III явление
Выяснив, что Дикой в гостях у соседки, Борис собирается уходить. Молодой человек печалится, что увидеть Катерину удается только в церкви.
Проходящий мимо Кулигин зовет его на бульвар, гулять.
Он снова сетует на порядки в семьях богатых сословий:
«Не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог».
Внезапно Бориса знаками подзывает к дому Варвара.
IV явление
Варя объясняет Борису, куда нужно будет подойти ночью. Юноша догадывается, что там он, наконец, увидит свою возлюбленную.
Сцена вторая
I явление
Кудряш в назначенном месте поджидает свою любовь – Варвару Кабанову. Он поет под гитару песню о казаке, который решает, как ему наказать супругу.
II явление
Борис в указанном месте обнаруживает Кудряша. Тот дает понять, что не потерпит конкурентов и не позволит отбить у него девушку. Но Борис объясняет, что влюблен в другую женщину – жену Тихона. Кудряш дает совет забыть эту любовь или быть крайне осторожным, потому что чувства к замужней осуждаются обществом. Кудряш объясняет: раз девушка сама пригласила, значит, Борис ей нравится.
III явление
Варвара уводит Кудряша гулять. Борис радуется, предвкушая свидание. Выходит смущенная Катерина, Борис почти сразу говорит ей о любви. Катерина пытается сохранить благоразумие и прогнать Бориса, но ей тяжело противиться чувствам. Женщина решает: будь что будет, она готова согрешить из-за любви и предстать перед судом людей. Катя открывает, что влюбилась давно, с первой минуты.
IV явление
Варя с кавалером возвращаются, теперь другая пара идет гулять. Кудряш хвалит Варю за хитро обставленное свидание. Девушка поясняет, что с такой матерью приходится быть осторожной. Но она хорошо знает, что Кабанова не хватится. Около часу ночи приходит время прощаться.
V явление
Борис с трудом расстается с Катей до завтра. Они обещают поделиться тем, что приснится каждому из них. Кудряш и Варя напевают под гитару.
Четвертое действие
I явление
Десять дней спустя народ гуляет по бульвару в честь праздника. Начинается гроза, поэтому все собираются под крышу в старой постройке. На стенах сохранилась древняя роспись, на ней видны грешники, которых отправляют в ад. Жители обсуждают картину. Входят Савел Прокофьевич и Кулигин.
II явление
Изобретатель просит у купца денег на благо горожан. Он хочет сделать на аллее большие часы, а еще поставить громоотводы, потому что грозовая активность беспокоит людей. Дикой проклинает науку и Кулигина, называя его вором, фальшивым субъектом, мошенником.
Кулигин отступает и уверенно заявляет: когда он станет миллионером, Дикой иначе будет к нему относиться. Дождь утихает на время, и жители расходятся.
II явление
Изобретатель просит у купца денег на благо горожан. Он хочет сделать на аллее большие часы, а еще поставить громоотводы, потому что грозовая активность беспокоит людей. Дикой проклинает науку и Кулигина, называя его вором, фальшивым субъектом, мошенником.
Кулигин отступает и уверенно заявляет: когда он станет миллионером, Дикой иначе будет к нему относиться. Дождь утихает на время, и жители расходятся.
III явление
В это же строение входит Варвара, а после Борис Григорьевич. Варя сообщает: неожиданно из поездки вернулся Тихон, и Катя сразу упала духом. Она бледна и печальна, ведет себя непонятно, не смотрит на мужа, вызывает подозрение свекрови. Варвара боится, как бы Катерина не решилась рассказать об измене. Борис надеется: это пройдет, и все закончится благополучно.
IV явление
В этом же здании семейство Кабановых торопится укрыться от грозы. Боязнь стихии накладывается у Катерины на чувство вины за измену, ей вдвойне страшно. Тихон посмеивается над страхами жены, лишь Варвара понимает, как плохо девушке.
Подошедший Борис усиливает отчаяние Катерины, она горько плачет.
Кулигин убеждает, что бояться нужно нравов людей, а не природного явления.
V явление
Катя слышит пересуды о том, что гроза станет причиной чьей-то гибели.
Женщина воспринимает это как пророчество и просит возносить молитвы за ее душу.
VI явление
Входит барыня, которая в прошлый раз напугала Катерину, обещая ей мучения в аду. Катя прячется, но старуха прямо указывает ей, что она умрет. Не выдержав давления, женщина признается родным в своем увлечении Борисом Григорьевичем и падает в обморок. Кабанова злословит и ругает невестку.
Пятое действие
I явление
Тихон возвращается домой, встречает Кулигина. Обсуждают поступок его жены и полный разлад в семействе. Тихон жалеет Катерину, потому что любит, а вот мать требует ее «живой в землю закопать, чтоб она казнилась». Тихон так устал, что готов пропить свой ум: «пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».
Кабанов сообщает: Варвара сбежала от матери со своим кавалером, Бориса высылают в Сибирь на работу.
Приходит Глаша и сообщает тревожные вести: Катерина покинула дом, ее давно нет. Тихон уходит на поиски.
II явление
Катерина в одиноком отчаянии ходит по улицам. Ей хотелось бы увидеться с любимым, но это кажется невозможным. Женщина чувствует, что ей проще погибнуть, чем терпеть осуждение и муки совести. Ей жаль, что эта история погубит будущность Бориса. Катя громко призывает возлюбленного, и неожиданно он появляется.
III явление
Влюбленные рады, что довелось увидеться перед разлукой навсегда. Девушка просит прощения у Бориса, но он не винит ее. Ему тяжело оставлять любимую, но взять ее с собой нет возможности. Оба плачут и стараются сказать друг другу самое важное. Борису пора уезжать, и он с тяжелым сердцем оставляет Катю, понимая, что ей лучше умереть, чем возвращаться домой.
IV явление
Катерина представляет, что придется пойти домой, терпеть издевательства свекрови и пьянство мужа. Она решает, что лучше умереть, а могила –
это спокойствие и избавление от мук. Катерина идет к Волге.
V явление
На набережной мать и сын Кабановы, Кулигин и народ. Обсуждают, что где-то здесь видели беглянку. Тихон напуган и плачет, а мать его ругает за проявление чувств к жене.
Кулигин видит в воде тело женщины и зовет людей на подмогу.
VI явление
Тихон чувствует, что это его жена, но мать не пускает его даже посмотреть, угрожает, что проклянет сына. Даже в такой момент Кабанова продолжает злословить о ней.
Жители вынимают утопленницу и приносят на берег. Она совсем как живая.
VII явление
Кулигин оставляет тело несчастной женщины Кабановым. Он сочувствует ей: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Кабанов бросается к телу жены, плачет, обвиняет мать в ее гибели. Кабанова не сожалеет о случившемся: дома она устроит самосуд.
Тихон горько обращается к погибшей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
🗹