Пьеса А. Островского «Гроза»: Почему Островский назвал «Грозу» грозой?

А. Островский — великолепный русский драматург. Его бессмертные произведения по сей день ставятся на подмостках театров, а цитаты из комедий стали крылатыми выражениями. «Свои люди — сочтемся», «Лес», «Не все коту Масленица», «Бесприданница» — произведения А. Островского составят весьма большой список.

Самая известная драма Островского — «Гроза». Она повествует о событиях в маленьком городе. Драматург прибег к удивительному приему, где участие в человеческих жизнях принимает природное явление, заключающее в себе основную мысль произведения. Вот почему Островский назвал «Грозу» грозой, и этому факту нужно уделить особое внимание.

Краткое содержание драмы «Гроза»

«Гроза» была написана в 1859 году, в дореформенный период творчества Островского. Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.

Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.

Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму «Гроза», и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении — это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.

О чем книга «Гроза»

Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. «Темное царство» самодуров основано исключительно на денежном расчете и чувстве страха.

Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа.

Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной. Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены.

Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису. Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису. Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила.

Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома. Борис случайно встретился на ее пути. Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования. Люди искали пропавшую девушку по всему городу. Катерина умерла, бросившись с обрыва. Тихон тяжело пережил это горе.

Гроза в душе Катерины

Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал «Грозу» грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе «вон никак гроза заходит…» Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.

Гроза входит в полную силу лишь тогда, когда Катерина не выдерживает мук совести и стыда. Муж Катерины вернулся и все так же любит ее, Кабаниха все так же злорадствует. Никто не заметил измены Катерины, ей все могло сойти с рук. Но вдруг разразилась суровая гроза, и Катерина пугается ее как Божьей кары. Катерина была правильно воспитана, и измена для нее была серьезным грехом. Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что гроза, разразившаяся в душе Катерины, и гроза в небесах в кульминации драмы сливаются воедино, и в этот момент тайна девушки раскрыта. Катеринин грех становится известным всему Калинову.

почему островский назвал драму гроза

Сочинение: Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?

(455 слов) С XIX века вокруг “Грозы” ведутся споры. Обсуждают созданные Островским образы и поднятые проблемы, значение пьесы для литературы. И раз за разом ее ставят на сцене и адаптируют — количество театральных постановок, опер, фильмов по сюжету “Грозы” поражает. Разумеется, в драме продумано все: персонажи диалоги, название. Именно оно вызывает особенный интерес.

Островский играет со значением слова. С одной стороны, гроза — это природный феномен. Она начинается в первом действии и набирает силу вплоть до четвертого. Ее с ужасом ждет почти весь город, видя в грозе опасность и даже наказание свыше. Спокойным остается только Кулигин, для него это обычное погодное явление, лишенное сакральных смыслов. Гроза в пьесе играет особую роль. Она влияет на состояние героев — особенно Катерины, которая становится все более беспокойной — и двигает сюжет, внося движение в жизнь Калинова, застойного “темного царства”.

С другой стороны, гроза — многозначный символ. В первую очередь, символ нарастающего конфликта. Первые еще тихие и отдаленные раскаты грома слышны почти сразу после разговора Катерины и Варвары, где первая намекает собеседнице на новую тайную любовь. Они предвещают последующие перипетии сюжета. Гроза появляется вновь в четвертом действии, и становится все сильнее по мере того, как читатель приближается к кульминации. И, наконец, достигает пика в моменте признания Катерины в измене. Она является и символом приближающегося падения и гибели Катерины. Гроза — отождествление опасности, приближающейся и, наконец, нависающей прямо над ней.

Она — отражение характеров героев. Кабанихи, грозной, шумной и неустанно бранящей всех женщины. Она похожа на разбушевавшуюся стихию, не просто так Тихон даже сравнивает ее и созданную ей обстановку в доме с грозой. Дикого, жаждущего того, чтобы окружающие боялись его и представляющего реальную угрозу. И Катерины, состояние которой хорошо отражено поведением стихии. Ее нарастающее беспокойство и нервозность сопряжены с усилением грома, а моменты счастья с Борисом, наоборот, с хорошей погодой.

Наконец, грозу можно воспринимать как метафору. Метафорическая гроза бушует в семье Кабанихи. Обстановка неспокойная: Тихон уезжает из дома на две недели, чтобы над ним не нависала “гроза” матери. Катерина находит любовь и запускает череду драматических событий. Гроза и в семье Бориса, который вынужден терпеть агрессивного дядю, чтобы получить наследство. И для самого Дикого, который вынужден отдать племяннику часть достатка. Гроза и в самом Калинове, застрявшем в прошлом, где постепенно появляются непосредственные и перспективные люди. Наконец, гроза в душах многих героев, которые переживают трудности и справляются со стрессом, ищут единственно правильное решение окруживших их проблем: общественного порицания, измены, запретной любви, наследства и многого другого.

Название пьесы Островского нельзя трактовать однозначно. “Гроза”, несмотря на лаконичность, сложное название, имеющее много смыслов. В “грозе” заключены и внутренние переживания героев, и намеки на грядущие изменения в их жизни, и социальные изменения, и неумолимая стихия, которая эти изменения вносит. С каждым новым прочтением, обнаруживаются новые смыслы и метафоры, порой непонятные и неоднозначные. Поэтому истинный смысл и смыслы названия этой пьесы будут предметом интереса еще долго.

Автор: Мария Кривоченко

Гроза для Кулигина

На фоне других персонажей выделяется образ Кулигина. Механик-самоучка, своеобразный мечтатель, он становится свидетелем всех событий. Кулигин живет в Калинове и видит его темноту и пороки. Патриархальный уклад семьи разрушен, самое время переходить к новому, но Кабаниха и Дикой продолжают жить по старым правилам.

Кулигину доверяют большинство персонажей. Он не боится власти Кабанихи и Дикого и способен смело высказывать свое мнение. «Вот ваша Катерина, делайте с ней, что хотите!» — бросает он Кабанихе после смерти женщины. Он положительный герой, и мы понимаем, почему. Островский назвал произведение «Гроза», и гроза стала живительной, новой силой, которая дала Калинову луч света. Кулигин ее не боится, а, наоборот, радуется: «Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой». Кулигин предлагал Дикому поставить громоотводы в городе, и это своеобразная аллегория: как легко громоотвод отводит грозы от города, так и Кулигин мягко противостоит людским порокам.

Творчество А. Н. Островского

Островский — популярный русский писатель и драматург XIX века, его деятельность оказала немалое влияние на развитие Российского национального театра, он основал театральную школу и изменил подход к сценическим постановкам.

А. Н. Островский впервые предложил зрителю иное направление в драматургии — реализм, открыл целую плеяду ярких актёров. Тема пьес Александра Николаевича — рядовые люди в обычных ситуациях, их психология и трагедии, корнями уходящие в быт. Драматург ставит целью объяснить житие простого человека, его проблемы, смятения, ожидания.

В пьесе «Гроза», созданной в 1859 г., выставлены напоказ обывательщина, патриархальные устои и жизнь купечества. В тот период Россия жила предчувствием реформ и глобальных перемен, среди которых одним из самых ожидаемых событий было упразднение крепостного права.

Автор подвергает анализу такие проблемы, как роль женщины в обществе, её место в семье, современный «Домострой», пробуждение в человеке чувства собственного достоинства, добродетели, взаимоотношения старшего поколения, угнетающего, и безмолвного — «молодёжи».

Первостепенная мысль «Грозы» состоит в том, что человек с благородными порывами и стремлением к воле не может благополучно проживать в обществе, где доминируют «бессердечные нравы», господствует «Домострой» и всё сформировано на боязни, лжи и повиновении. Понять, в чём смысл заглавия пьесы «Гроза», поможет анализ описываемых событий.

Главная тема произведения заключается в конфликте между «тёмным царством» и его жертвами:

  • Угнетатели, «тёмное царство»: Дикой, Кабаниха.
  • Их жертвы: Катерина, Варвара, Тихон, Кулигин.

Гроза для самодуров

При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу «Гроза», стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой — человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.

Вторая «гроза» города Калинова — Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль.

Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу «Гроза» и никак иначе. Гроза в произведении является созидательной разрушительной силой. Если бы Островский дал драме другое название, то, скорее всего, читатели бы не уловили основной смысл произведения.

Почему произведения Островского называют пьесами жизни? — сочинение

А. Островский — великолепный русский драматург. Его бессмертные произведения по сей день ставятся на подмостках театров, а цитаты из комедий стали крылатыми выражениями. «Свои люди — сочтемся», «Лес», «Не все коту Масленица», «Бесприданница» — произведения А. Островского составят весьма большой список.
Самая известная драма Островского — «Гроза». Она повествует о событиях в маленьком городе. Драматург прибег к удивительному приему, где участие в человеческих жизнях принимает природное явление, заключающее в себе основную мысль произведения. Вот почему Островский назвал «Грозу» грозой, и этому факту нужно уделить особое внимание.

Вариант 3

В пьесе «Гроза» А.Н. Островского, описывается жилой быт и нравы жителей маленького Русского городка, в давние времена. Не смотря на то, что прошло много времени, типаж людей, который описывается в драме, остается актуальным, и по сей день.

Автор четко выделил три основных типажа, которые часто встречаются в жизни: тираны – Дикой и Марфа Кабанова (Кабаниха); жертвы – Тихон, Екатерина и Дикой; независимые личности, которые прислушиваются только к себе и делают, что хотят – Варвара, Кудряш и Кулигин.

Известный городской купец Савел Дикой, каждый день и всю свою жизнь, не представляет без ругательств. Оскорбления летят в сторону слабых личностей, в материальном и духовном плане. Если человек равен ему по духу и может дать отпор, то Дикой, разговаривается с ним учтиво. Весь свой не выпущенный гнев он срывает на родных, которые прячутся от него на чердаке и в чулане, зная, что он не в духе.

Он понимает, что никчемен, не смотря на все свои отрицательные качества. Возможно, этот изъян он старается скрыть и выбрасывает весь свой гнев на других людей. Единственным человеком, который относится к Савелу хорошо и понимает его душевное состояние, является Кабаниха.

Марфу Игнатьевну Кабанову жители городка называют Кабанихой. Она относится к тиранам и манипуляторам. Воля сына полностью подчинена ей. Близкие не слышат от нее ласковых слов, только постоянные упреки и недовольства. Она ошибочно считает себя умней других и старается возвыситься над людьми.

Тихон относится к категории мужчин, которых называют «маменькиными сыночками». По характеру Тихон добрый, но любил супругу и смог простить ее за измену. На него сильно влияла мать, поэтому он сбежал в другой город, не взяв с собой жену Екатерину. Этим он сам подтолкнул ее к измене. Его безразличие и безличность, спровоцировали самоубийство Кати.

Главным персонажем пьесы является Екатерина. В семье мужа ей жилось плохо, там царила тирания и постоянные упреки. Девушка выросла в атмосфере любви и свободы. Муж не показывал ей своей любви и не оказывал поддержки, поэтому Екатерина была несчастна. Она всегда мечтала о детях, мечтала летать, как птицы. Она не обучена вранью, и не приемлет лживости от других.

В своей измене она покаялась мужу, осознав, что поступила плохо. На самоубийство ее толкнул не греховный поступок, а предательство любимого Бориса. Он решился уехать из города, оставив Екатерину с деспотичной свекровью.

Родственник Дикого, Борис, был возлюбленным Екатерины. Приехав в город за наследством, он полюбил Катю. Когда настал ответственный момент он не задумываясь предал ее, уехав один не смея пререкаться с дядей.

Независимая Варвара, дочь Кабанихи научилась противостоять тиранше матери и искусно овладела враньем. К брату не испытывает уважения, из-за его мягкого характера, который подтолкнул Екатерину к измене.

Варвара хотела сделать Катю счастливой, но это привело к большой трагедии. Девушка не отчаялась и сбежала с любимым.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: