Сочинение: Трагедия совести в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)
(394 слова) В пьесе А. Н. Островского «Гроза» тема трагедии совести красной нитью проходит через все повествование. Она же становится главным фактором, позволяющим полностью раскрыть образ главной героини – Катерины. Каким же образом в произведении раскрывается тема совести, и почему она непременно трагична?
Катерина выросла в семье, где царили уважение и взаимопонимание. Все очень внимательно относились друг к другу, и героиня не испытывала никаких притеснений в выборе свое судьбы. Здоровая атмосфера в доме позволила девушке вырасти достойным человеком и сохранить в себе лучшие человеческие качества. Катерина добра, скромна и искренна. Она с практически благоговейным трепетом относилась к религии и находила большое утешение в молитвах.
После замужества, тем не менее, Катерина попала в совершенно другой мир. В ее новом доме всем заправляла ее свекровь – зловредная купчиха Кабаниха. Кабаниха в произведении выступает, как одна из представительниц закостенелой прослойки русского общества. Кабаниха была своенравна, упряма, более того, она держала в страхе весь дом и считала, что тирания – это самый надежный способ поддерживать порядок. Порядок, разумеется, должен был соответствовать ее собственным представлениям об оном. Катерина невероятно страдала от притеснений со стороны Кабанихи, она ей была совершенно чужда. Муж Катерины Тихон, кстати говоря, не заступался за свою молодую жену, ибо во всем потакал своей матери. Подобное безволие характеризовало Тихона, безусловно, далеко не с самой лучшей стороны.
Утешение Катерина обретает в лице Бориса. Вспыхнувшая любовь придает ей сил, она чувствует себя счастливой. Очень скоро, правда, девушку начали терзать страшные угрызения совести. Она видела себя грешницей, считала, что Бог не простит ей подобный поступок. Катерина не боялась сопровождающей ее грозы, однако очень боялась умереть во грехе. Поэтому она приняла решение покончить с собой, дабы тем самым очиститься. Совесть не дала ей жизнь с осознанием того, что она своим поведением оскорбила священные узы брака. Именно совесть подвела ее к трагическому решению своей судьбы, именно из-за угрызений совести она решилась на суицид.
В чем же трагедия? Трагедия, пожалуй, сводится главным образом к тому, что Катерина из всех представленных персонажей была самой чистой, самой великодушной и самой прекрасной. Она старалась бы честной с собой, с окружающими, она не сводила ценность жизни к одним лишь материальным благам, она верила в любовь, в конце концов. Остальные же герои пьесы продолжали жить. Конечно, после смерти Катерины в доме Кабанихи все рухнуло, и Тихон с Варварой начали выходить из-под ее контроля. Тем не менее никто из них не встретил смерть, а жизнь Катерины закончилась самоубийством, хотя она последняя, кто этого заслуживает.
Автор: Яна Москаленко
Сочинение на тему трагедия совести в драме островского гроза
С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей “тёмного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна , напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. “Я жила ,ни об чём не тужила, точно птичка на воле”. Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина ,как “вольная птица” ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. “Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. “Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе. Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки – пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная ,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. “А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, – так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Среди жертв “тёмного царства” она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу,” -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь. Самодурная сила “тёмного царства” не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Её попытка вырваться из “опостылевшего” мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы “тёмного царства”. Она хочет открытости, свободы, “честного” счастья. Борис говорит ей: “Никто и не узнает про нашу любовь. ” А Катерина отвечает: “Пусть все знают ,пусть все видят, что я делаю!” Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам. Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину “Страшного суда” ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том ,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. “Возьми меня с собой отсюда!” -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. “Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду. ” -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву. Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка. Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над “тёмным царством” несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему “тёмному царству”. Жизнь героини была коротка, но она, как “луч света”, полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия. Внимание, только СЕГОДНЯ!
««Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»)»
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».
В а, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.
Жизнь Катерины
Главная героиня занимает основное место для трагедии совести в драме Островского «Гроза». Катерина выросла в русской купеческой семье, где ей привили многие положительные качества. В частности, она совершенно не умела лгать, о чём заявляла прямо. Главное своё утешение и наслаждение девушка находила в теме религии, где видела лишь красоту и высшую правду.
Образ Катерины и трагедия совести напрямую взаимосвязаны. Такой чистый и прямолинейный человек обязательно станет участником печальной истории. Повзрослев, девушка вышла замуж за Тихона — члена купеческой семьи, где главенствовала Кабаниха. Нрав этой героини был в полном соответствии с ее именем.
Властная женщина считала, что построить порядок в семье можно, если подчинить всех окружающих, превратив их в безвольных и пассивных людей. Не стала она делать исключение и для Катерины, постоянно донимая ее придирками, несправедливыми замечаниями и по-всякому измываясь над ней, чтобы поскорей переделать на свой вкус. Кабаниха была уверена, что для сохранения семейных традиций поступать нужно следующим образом:
- Все вокруг подчиняются только ей.
- Каждый безразличен к другому, нет никакой взаимопомощи.
- Если приходит кто-то новый, он принимает устоявшиеся правила и обрабатывается психологическим давлением.
Трагедия здесь во втором пункте. Катерина, оказавшись под гнётом Кабанихи, ищет поддержки у своего мужа. Тихон, будучи абсолютно безвольным, считает всё происходящее нормальным, никак не утешает свою жену. Девушка чувствует себя в тюрьме, где над ней постоянно издеваются, а единственный родной человек оказался хуже всех остальных.
В дальнейшем это стало причиной трагедии Катерины. Эта трагедия любви и совести стала непреодолимым препятствием, которое не удалось разрешить никак, кроме самого радикального и ужасного способа.
Новая любовь
Будучи в своём положении, Катерина обращает внимание на Бориса. Этот человек стоит гораздо выше по статусу, чем Тихон, но по несчастливому совпадению тоже оказывается безвольным. Хоть у него и есть возможности, но он советует несчастной смириться с её положением. В его голове нет ни малейшей идеи о том, что можно сопротивляться происходящему.
Но всё равно девушка чувствует к нему благодарность, потому как тот всё же понимает её и сочувствует. Из-за этого она влюбляется окончательно, чувствует подъём, но стыдится его. Она в браке с Тихоном, а мысли о другом — это для неё страшный грех. Окрестив себя нечестивым человеком, Катерина открывает суть трагедии совести в пьесе «Гроза». Это чувство съедает её на протяжении всего повествования.
Вскоре чувство любви ассоциируется у героини только с грехом. Самое странное, что это даже нельзя назвать полноценным романом. Она осознаёт нарушение нравственного долга, хоть Тихон и легко бы всё стерпел. Он подавленный чужой волей мужичок. Ему что с женой, что без неё, — всё едино.
Получилось так, что притворяться главная героиня не может, а новая семья так и пытается залезть в душу, что-то подозревает. Из-за этого она приходит к единственному выводу — нужно признаться немедленно, выставить себя на жестокий людской суд.
Такой широкий жест души требует, чтобы его оценили по достоинству. Любому читателю хочется, чтобы девушку утешили, простили, разглядели в ней высочайшую благородность. Но было выбрано не то место, не те люди. Они не умеют понять её сущность, поэтому Катерина решает, что не хочет жить старой жизнью, пусть даже для этого придётся погибнуть. Она совершает самоубийство, что приводит к множеству последствий для окружающих.