Драматизм пьесы
«Гроза» написана драматургом в 1859 году. Это был период общественного подъема перед крестьянской реформой. Драма стала завершающей в цикле произведений «о темном царстве» и быстро заслужила популярность у зрителей. Это вовсе не удивительно, поскольку в произведении показан протест против старого уклада. Общественность задумывалась, был ли другой выход у Катерины, воспринимала пьесу как «росток новой жизни». Цензоры увидели в Кабанихе прообраз царя, из-за чего советовали автору убрать ее из числа действующих лиц.
Произведение Островского поразило современников драматизмом судьбы главной героини. Ее восприняли как обличение купеческой безнравственности и произвола, господствующих в России. Неосознанный протест главной героини против самодурства и общественного деспотизма привел к добровольному уходу из жизни. Гибель женщины — вызов обществу, в этом заключается драматизм пьесы.
Интересно, был ли иной выход у Катерины, ведь она слишком молода, чтобы расставаться с жизнью. Если рассмотреть пути разрешения конфликтной ситуации, можно прийти к выводу, что у молодой Кабановой была возможность остаться в живых.
Выбор Катерины
В девичестве героиня «Грозы» была счастлива. Она свободно гуляла, любовалась природой, видела улыбки и доброе отношение к себе и отвечала тем же. Беззаботная пора счастья прошла, когда ее выдали замуж за слабохарактерного человека, к которому у девушки не было любви. Супруг находился под влиянием мамы и нередко обижал Катерину. Свекровь, грубая Кабаниха, ела невестку поедом.
Вдруг случилось неожиданное — Катерина влюбилась в Бориса. Она это сделала от отчаяния или потому, что ее душа желала всплеска чувств, новых эмоций.
Любовь на стороне — это грех, молодая женщина призналась в нем супругу. Он был готов простить жену, но Кабанова понимала, что возвращение в семью свекрови не приведет ни к чему хорошему. Ей придется терпеть упреки и унижения еще в большей степени. От безысходности она нашла единственный выход, который видела в тот момент, — броситься в глубокие воды Волги.
Был ли у Катерины другой выход, можно проанализировать с учетом обстоятельств, в которых она оказалась. Любовь к Борису — результат прозябания в атмосфере тупости и ханжества, царящих в доме Кабанихи. Молодая женщина мечтала о яркой и полной событиями жизни, но видела только деспотизм. И все же из ее ситуации были выходы:
- Остаться с Борисом, уехать с ним в Сибирь, куда он направлялся по воле дядюшки. Об этом она просила его во время последнего свидания. Однако безвольный любовник не в состоянии взять такую ответственность. Он отказал Катерине, после чего ее надежды на свободу были разрушены.
- Получить развод. Очень тяжелый, но возможный путь. В то время юридическая волокита могла длиться долго. Нужно было пройти много унижений. Бракоразводный процесс — редкость даже у дворян (достаточно вспомнить произведение о чете Карениных). В купеческих семьях, где жила Екатерина, он был почти невозможен.
- Уйти в монастырь. Замужнюю женщину могли не принять, да и по складу характера Катерина не была монашкой. Кроме того, Кабаниха могла ее легко отыскать и вернуть.
- Убить мужа и свекровь. Однако молодая женщина не могла причинить боль людям и нарушить божественные заповеди.
- Продолжать искать любовь на стороне или вернуться в отчий дом. Принцип Варвары («Делай что хочешь, лишь бы было шито-крыто») чужд молодой женщине. Натура Катерины не терпит лжи и неискренности. Она могла вернуться домой, но тогда бесчестие легло бы на всю семью.
«Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»»
Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интеллигентов. В литературе по-явилась новая тема — положение женщины в семье и обществе. Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой — символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини. Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина — мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности. Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве.
Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не летают так, как птицы?» — эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой — тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невежественных диких и кабановых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калино-ва. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего.
Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу — грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением. Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в ноги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза. Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», — говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! — отвечает Катерина. — Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины. На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину.
Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».
Роковой поступок героини
Жизнь с Тихоном для молодой женщины была невыносимой. Он по-своему любил ее, однако не был мил, особенно после связи с Борисом, с которым она познала радость от близости с любимым мужчиной. Будучи цельной натурой, Катерина не терпела двуличия и уже не могла вернуться в дом Кабанихи: «Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше… А о жизни и думать не хочется… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!».
Рассуждая о том, был ли иной путь у Катерины, в сочинении можно ответить положительно. Дорог было несколько, но единственным выходом для себя героиня видела самоубийство. Это решение не является слабостью ее характера, наоборот, подчеркивает ее решительность, силу духа.
Самоубийство в христианской религии — страшный грех. Однако и это не остановило Катерину: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…». Такая цельная личность, как она, видела свое спасение только в смерти. Оправдать поступок перед людьми ей было невозможно. Будущее не сулило ничего хорошего.
Героиня — «луч света в темном царстве». Он не гаснет после ее гибели. Наоборот, пробивает тучи невежества, закрывшие мир Кабаних. Это немой упрек Борису и Тихону — безвольным, слепо поддающимся обстоятельствам людям. Смерть Катерины побуждает встрепенуться апатичного, живущего словно во сне Тихона. Кратко обращаясь к матери, он восклицает: «Вы ее погубили! Вы! Вы!».
Трагическая судьба Катерины
Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены крепостничества, что не могло не отразиться в произведении классиков. Автор прекрасно описал жизнь и быт русского купечества, подчеркивая даже незначительные детали, чтобы читатель мог окунуться в атмосферу того времени. Главная героиня пьесы – человек тонкой душевной конструкции, который нелепо смотрится на фоне существовавшей в обществе жестокости.
Катерина тяжело реагирует на идеалы, которые присущи жителям «темного» провинциального городка. Она не понимает жажды наживы, лицемерия, притворства, злости, ненависти к соседу или близкому родственнику. Она выросла в иной среде, в окружении любящих и набожных родителей, которые ходили в церковь не ради показной религиозности, а ради светлого ощущения радости на душе. Сама Катерина с детства любит мечтать, видит сны, в которых свободно летает, одним словом приучена к вольной и спокойной жизни. В богатой семье купчихи Кабановой она чувствует себя словно в тисках. И это чувство появляется даже не от того, что свекровь злая и чересчур авторитарная по натуре женщина, а оттого, что все вокруг притворяются.
Дети Кабанихи живут под постоянным гнетом и страхом. Им приходиться выполнять все ее поручения даже тогда, когда они с ней не согласны. Для Катерины такая жизнь подобна смерти. Её жизнь действительно трагична. Муж Тихон не смеет и слова в ответ сказать матери. Каждый шаг в доме Кабановых делается с позволения свекрови. Когда Катерина обнимает мужа, та ее быстро одергивает, называя это бесстыдством. А когда муж отправляется в командировку в Москву, сама же велит кланяться ему в ноги и изображать печаль. Такой девушке как Катерина, выросшей жить вольной жизнью и умеющей довольствоваться малым, жить нужно было в других условиях. Эта семья ей не подходила. Даже Тихон в глубине души понимает, что она когда-нибудь от него уйдет.
Удивительно, но тот факт, что Катерина не стремится вырваться из-под гнета свирепствующей свекрови, вовсе не говорит нам о том, что она слабая личность. Наоборот, она прекрасно осознает свое положение и знает, что когда-нибудь освободиться. До встречи с Борисом она не знала, как и когда. Полюбив этого отличного от остальных жителей Калинова человека, она смело отдается своему чувству и признается во всем мужу. Эта героиня не умела и не хотела ничего скрывать. Она точно знала, что ради любви пожертвует всем, что у нее есть. Жаль, что она заметила в Борисе только внешнюю оболочку. Молодой человек оказался ничем не лучше ее безвольного мужа Тихона. Если тот был всегда под маминой пятой, то этот испугался гнева богатого и влиятельного дяди. Поэтому о «слабости» натуры Катерины и речи быть не может.
🗹