Центральным образом романа И. А. Гончарова «Обломов» является молодой помещик Илья Ильич Обломов, с помощью которого автор поднимает социальные проблемы, затрагивает философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни. Апатичный характер главного героя, его малоподвижный образ жизни, отсутствие интереса к окружающему миру, нежелание развиваться – все это стало олицетворением такого явление, как «обломовщина». Характеристика Обломова, его отношение к любви, дружбе, обязанностям становится отражением настроений, которые царили в помещичьей среде в XIX веке. Особенности личности героя наиболее полно раскрываются благодаря противоположным женским образам: Агафье Пшеницыной и Ольге Ильинской.
Жизненное кредо Обломова
Пожизненное состояние Ильи Ильича напоминает крота, не покидающего свою нору. После пробуждения главный герой романа на протяжении нескольких часов обещает встать, но все эти попытки не увенчаются успехом, а день тем временем идёт к завершению.
Чтобы понять, каково было восприятие жизни у Обломова, можно обратить внимание на цитату: «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием…»
Жизненные трудности вызывают у Обломова страх. Он не имеет ни желания, ни сил с ними бороться. После первой же неудачи на службе Илья Ильич оставил все попытки изменить свою жизнь и что-либо предпринять.
Рассеянность и безответственность сыграли злую шутку с Обломовым на службе. Он работал секретарём и часто допускал ошибки. Но его это не огорчало: допустив оплошность, Илья Ильич мог приказать другому человеку устранить её. Такое отношение привело к тому, что к тридцати годам он не добился успеха ни на каком поприще и занятие любого рода считал пустой тратой времени и преградой наслаждению жизнью.
Обломов не интересуется ничем и не хочет пробовать что-то новое: его не привлекают светские мероприятия, книги, даже собственное имение. Его жизненный уклад — вечная апатия, обволакивающая и заглушающая его интерес к существованию. К деньгам он также относится посредственно, не погружаясь в дела своего поместья и живя лишь на его доходы, уменьшающиеся с каждым годом.
Чтобы понять отношение Обломова к жизни, достаточно заглянуть в его детство:
- Илья Ильич был ребёнком, растущим в «тепличных» условиях. Его баловали, потакали всем желаниям и всячески отгораживали от трудностей внешнего мира;
- герой рос в деревне, где с работой справлялись нехотя. Жители Обломовки были ленивыми, медленными, малообразованными людьми, принимающими труд за наказание. Илья рос, видя такое отношение к работе, и не мог не проникнуться им.
Когда Обломов переехал в город, его мировоззрение не изменилось. Его праздный и ленивый образ жизни шумный и подвижный город не в состоянии был изменить. Илья Ильич закрылся от окружающего мира и продолжил жить в своём воображении, в котором создал идеальный прототип своей родной деревни.
Одна из самых важных вещей в жизни Обломова — еда. Он любил вкусно и плотно поесть, отдавая предпочтение деликатесам и жирной пище.
Гончаров в своём романе использует распространённый приём, кратко заключая смысл жизни и характер персонажа в его имя. Так, фамилия Обломова означает нечто «обломанное», нечто разрушенное, сломанное и не поддающееся починке. Имя и отчество — Илья Ильич, олицетворяют цикличность, замкнутость образа жизни героя.
Он вёл апатичный образ жизни, ни к чему не стремился, жизнь его была похожа на череду одинаковых дней.
Казалось, что жизненная позиция Обломова не изменится и он проведёт остаток своих дней на диване. Но, повстречав Ольгу Ильинскую, герой ощутил в своём сердце силу, способную расшевелить даже такого, как он, и разорвать круг однотипных дней, сменяющих друг друга.
Обломов был человеком мягким, добрым и ранимым. Несмотря на то что он уже забыл, как вести себя в обыденном общении с людьми, Ольга после многочисленных их встреч влюбилась в героя. Илья Ильич дарил ей цветы, они вместе гуляли вдоль озера, и через некоторое время Обломов стал понимать, что он становится женихом. Но такие перемены в жизни он не готов был принять, даже несмотря на испытываемые к Ильинской чувства.
Сменив место жительства, Обломов встречает на своём жизненном пути Агафью Пшеницыну. Вдова была хорошей хозяйкой и не требовала от него никаких решительных действий, чем пробудила в герое влюблённость.
Итог жизни Обломова нельзя назвать позитивным. Лень, любовь к вредной пище, отсутствие активности, отрешение от любой деятельности привели к тому, что Обломов прожил недолгую жизнь и умер в возрасте 40 лет. На закате жизни он вновь оказался там же, где и начал свой путь. Его любили таким, каким он был — ленивым, бесперспективным, и потому, почувствовав тёплое отношение к себе, Обломов совсем забыл о своём поместье и закрыл глаза на то, что Тарантьев и брат Агафьи обворовали его.
Знакомство с Ольгой
Итак, Штольц старается расшевелить Обломова. Они вместе ездят в гости, Штольц заставляет его читать, знакомит с интересной девушкой, которой и оказалась Ольга Ильинская.
Это знакомство пробуждает в главном герое сильные чувства. Он объясняется девушке в любви. Обломов и Ольга, взаимоотношения которых, казалось бы, не могли начаться вообще, тем не менее стали встречаться. Девушка считает любовь к Илье Ильичу своим долгом. Она желает изменить его, заставить жить по-другому.
Судьба Штольца
В противовес праздному и апатичному образу жизни Обломова представлено описание жизненного пути Андрея Штольца. В отличие от своего друга, Штольц не был потомственным дворянином. Он получил этот титул благодаря своему старанию и прилежности на службе.
Штольц воспитывался в суровой и дисциплинированной среде. Его не баловали, как Обломова, а прививали ему любовь и уважение к труду. Отец уделял особое внимание воспитанию Андрея, поэтому с малых лет Штольц ходил с отцом на фабрику и принимал активное участие в подготовительных работах. Кроме того, когда Андрей немного подрос, отец назначил его на должность и даже выплачивал небольшое жалование.
Андрей Иванович получил хорошее образование. Основы ему преподали дома, затем он обучался в пансионе и университете.
Хорошее воспитание в совокупности со строгостью и дисциплиной, природной любознательностью и рвением к обучению сделали Штольца активным и благородным молодым человеком. Он не пренебрегал посещением светских мероприятий, любил путешествовать и никогда не сидел без дела. Штольц искренний, открытый и добрый человек, при этом лишённый романтизма и мечтательности. Его отличает приземлённость и прагматичность.
Штольц — сильная личность. Он не привык мириться с трудностями, всегда доводит дело до конца в неудачах винит только себя и личные недоработки.
С Ольгой Ильинской Штольц был знаком давно. Значительная разница в возрасте не позволяла ему воспринимать девушку как потенциальную возлюбленную, но Ольга всегда питала к нему симпатию. После неудачи в отношениях с Обломовым Ольга долгое время боялась открыться новым чувствам. Штольц, узнав об истинной причине отказа от поездки за границу со стороны Обломова, начал больше времени проводить с Ильинской. Молодые люди сблизились. Почувствовав симпатию, Штольц признался Ольге в своих чувствах. Девушка же, не в силах скрыть своё отчаяние, поделилась переживаниями со Штольцем.
Через некоторое время Андрей и Ольга заключили брак. Их союз стал крепким и гармоничным, поскольку оба они были людьми активными и открытыми к жизненным свершениям.
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына
В своем романе Гончаров пишет о двух женщинах, которые любили Обломова. Первая, Ольга Ильинская, активная, образованная. Она хорошо поет, интересуется искусством, литературой и наукой. Обладая высокими душевными качествами, она смогла понять благородство души Обломова. Однако Ольга видит недостатки в натуре Ильи Ильича. Ей не нравится его пассивность, малоподвижность, лень. Она любит, скорее, свою благородную миссию, благодаря которой должно случиться духовное возрождение главного героя. Девушка не лишена тщеславия. Ей приятна мысль, что она будет причиной его «пробуждения».
Именно из-за того, что в этой любви было много стремления переделать другого, расстались Обломов и Ольга. Взаимоотношения, основанные на требованиях и претензиях к другому человеку, обречены на провал.
Совершенной противоположностью Ольги была Агафья Матвеевна Пшеницына — вторая женщина, любившая Обломова. Она, конечно, не обладала образованностью Ильинской и не понимала его ум, не видела духовного богатства. Агафья Матвеевна вкусно кормила его и просто делала жизнь Ильи Ильича удобной.
Смысл дружбы
Гончаров намеренно сравнивает двух главных героев в своём произведении. Читатель видит, что взгляды на жизнь Обломова и Штольца значительно отличаются, при этом их связывает крепкая дружба. Автор призывает сравнить этих персонажей и разобраться, для чего вводится такое сравнение и что значит дружба для каждого из них.
Чтобы понять, что же связывало Штольца и Обломова на самом деле, можно составить таблицу со следующими колонками:
- воспитание;
- идейно-нравственные принципы и устои;
- характер;
- отношение к жизни.
Воспитание Ильи и Андрея сильно отличалось, при этом они оба были благородными и честными людьми, следовавшими нравственным нормам. Вероисповеданием Обломова и Штольца было православие.
Оба героя живут не в настоящем, что и является главным сходством. Штольц привык планировать наперёд и потому заботится о будущем, Обломов же живёт в своём выдуманном мире, далёком от жизненных проблем.
Для Штольца общение с неторопливым, медлительным Обломовым было спасением. Андрей был активным человеком, но несмотря на это, нуждался в отдыхе и расслаблении. Для Ильи же дружба со Штольцем приносила с собой минимальную активность.
Илья Ильич Обломов
Какова же характеристика Обломова в романе «Обломов»? Прочитав его, каждый, наверное, хочет понять, кто ему ближе по духу: Штольц или Илья Ильич. Характеристика Обломова, на первый взгляд, лишена привлекательности. В романе этот герой предстает человеком уже не первой молодости. Он пытался в прошлом служить, однако от всякой деятельности отошел и стал неспособным вернуться к ней. Он не хочет не только чем-нибудь заниматься, но даже бывать в обществе, выходить на прогулку, одеваться, просто вставать с дивана. Безмятежное состояние этого героя нарушают лишь визитеры, которые приходят только с корыстными целями к Обломову. Например, Тарантьев его просто обворовывает, занимая деньги и не возвращая их. Обломов же оказывается в произведении жертвой своих посетителей, поскольку он не может понять истинной цели их визитов. Исключение составляет лишь Штольц, друг его юности, который приезжает его навестить в Обломовку.
Однако характеристика Обломова не так однозначно негативна. Мы к ней еще вернемся.
Обломов и Штольц
Повидавший множество людей Штольц нигде не находит равного Илье Ильичу по доброте и душевной открытости. Обломов следует за Штольцем не по одной мягкотелости, но потому, что признаёт его правоту, хранит верность идеалам юности, объединявшим друзей (часть 2, глава 4). Декларируя высокие идеалы, Штольц на практике предлагает другу жизнь петербургского дельца или расчётливого помещика, направленную на достижение личного благополучия, а вовсе не «общего блага», о котором они мечтали в молодости. Оценить глубину и силу обломовского отрицания этих буржуазных идеалов поможет цитата М. М. Пришвина: «Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя… и т. д.»
Сопоставление героев помогает увидеть особую внутреннюю силу Обломова: силу сопротивления чуждому идеалу, способность не подчиняться стереотипам господствующей морали, быть верным собственному пониманию нравственных норм. Женитьба Ильи Ильича на Пшеницыной, ужасная с точки зрения Штольца, показывает, что Обломов способен действовать вполне самостоятельно и решительно, без всякого внешнего понуждения, если это в согласии с его чувствами и совестью. Не случайно в сцене последнего объяснения с Андреем Ивановичем он говорит «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». Узость понятий, неумение глубоко проникать в душу другого человека обнаруживает здесь Штольц.
Гончаров изобразил переживания Обломова, связанные с размышлениями об искусстве, природе и любви очень ярко и подробно. О Штольце же сказано, что он любил музыку, умел наслаждаться природой, испытывал любовь, но не показано, как он слушает, как любуется природой, как переживает любовь. Нам приходится верить в совершенства Штольца без доказательств, так же как и в полезность его практической деятельности.
Ещё раз подчеркнём, что результаты нравственного поединка между Обломовым и Штольцем вряд ли можно оценить однозначно. Непривлекательность образа делового человека, способного обеспечить себя и ещё позаботиться о других, сегодня совсем не очевидна.
🗹