История создания
Наталья Ласунская, главная героиня романа, поначалу, по задумке автора, должна была назваться Машей. Здесь, видимо, имеется в виду сестра Льва Николаевича Толстого, по отношению к которой Тургенев поступил не самым лучшим образом. Маша влюбилась в него, даже разрушила семью ради него.
Но Тургенев не женился на Маше из-за новой музы Полины Виардо. Из-за этого отношения писателя со Львом Николаевичем настолько накалились, что дело дошло до дуэли. К счастью, ей не суждено было состояться. При этом Тургенев понимал, что в данной ситуации он поступил некрасиво.
Понятно, что в романе Тургенев описал себя и свою любовную историю. А из-за мук совести своего героя он сделал отрицательным персонажем.
Поначалу роман Тургенева критиковали. Наверное, поэтому писатель добавил эпилог, где Рудин нашел свою смерть на баррикадах.
Суть произведения
Роман психологичен по своей сути. Автор глубоко копается в характере Дмитрия Рудина. Так как он отождествляет себя с Дмитрием Рудиным, Тургенев хочет понять суть всех действий героя, проводя параллель между собой и Дмитрием.
Действие книги происходит в деревне, куда приезжает Рудин. Оказавшись в поместье Дарьи Ласунской, он знакомится с Натальей, ее дочерью. Между молодыми людьми зарождаются любовные чувства.
По соседству живет его приятель Миша Лежнев. Неприязненно и зло отзывается Рудин о Михаиле. Тот, в свою очередь, дает нелестную оценку Дмитрию. Говорит о нем, что у него есть привычка знакомиться с людьми, у которых есть, чем поживиться, говорит о Дмитрие, как о человеке, который любит преподнести себя знатоком всего. При этом он способен развести дебаты даже о том, в чем вообще не разбирается.
Он остается жить в поместье Ласунской. Рудин, действительно, умеет и любит поговорить. Наталья слушает его речи, буквально открыв рот. Девушка с чистой душой слушает речи о том, что необходимо трудиться, какую пользу приносит труд.
Безнадежно влюбленный в Наташу Волынский понимает, что Рудин стал для девушки всем. Он мучается, переживает, но изменить ничего не может. Наталья переживает глубокие чувства к Рудину, но не такая у него натура. Михаил Лежнев продолжает вести речи о ветрености Дмитрия, но девушка не верит ему. Дарья не соглашается на брак дочери, и Рудин со спокойной душой уезжает из поместья. Судьба распорядилась так, что Наталья стала женой Волынского.
В эпилоге, который был написан после многочисленной критики в отношении романа, Дмитрий погибает на баррикадах Парижа.
Образ Рудина
Анализ романа И.С. Тургенева «Рудин»
Главный герой. Его литературные предшественники. Его идеалы и поведение. В третьей главе появляется центральный герой. Автор дал его появление по-сценически эффектно. Неожиданным не только для читателя, но и для собравшихся в гостиной. Посетители салона с нетерпением ожидали барона Муффеля. Среди общего молчания лакей докладывает: «Дмитрий Николаевич Рудин». Его сообщение напоминает реплику грибоедовского слуги: «К вам Александр Андреич Чацкий». Подобно своему литературному предшественнику, Рудин «грянул вдруг как с облаков». Барон Муффель так на страницах романа не появится. Но его с успехом заменил энергичный Рудин, который «говорит как пишет» и взрывает своими проникнутыми убеждением речами сонный покой салона: «Через четверть часа один его голос раздавался в комнате». «Рудин говорил умно, горячо, дельно; выказал много знания, много начитанности, – сообщает автор. – Никто не ожидал найти в нем человека замечательного». Остроумие, находчивость демонстрирует приезжий в споре с Пигасовым. Тот отрицает убеждения, какие угодно, с точки зрения обывателя как несуществующие – «этим только людей дурачат».
– Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет?
– Нет – и не существует.
– Это ваше убеждение?
– Да.
– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай.
В салоне «все… улыбнулись и переглянулись», признавая его победу. Гордая Дарья Михайловна «тихонько вынула шляпу из рук Рудина», молчаливо предлагая этому замечательному незнакомцу остаться ее гостем. Признанный спорщик Пигасов не хочет признать свое поражение: «Недостаточно сказать <?…> острое словцо: надобно доказать, опровергнуть…» В дальнейшем Рудин опровергает доводы Африкана Семеныча, обнаруживая в себе идеолога, владеющего философской системой знаний. Философия вовсе не абстрактна; «нападения на системы» не так безобидны, как кажется – «вместе с системами люди отрицают вообще знание, науку и веру в ее…». «…Стало быть, – заканчивает мысль Дмитрий Николаевич, – и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли…» Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы.., «как он может дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? как может он знать, что он должен сам делать если…». Дальнейшая логика Рудина понятна. Человек, который сумел понять мир и осознать свое место в нем, не может бездумно существовать. Он захочет действовать. Рудин сформулировал не только грандиозную задачу человека, но и его цель: работать для «будущности <?…> народа».
Не случайно, видимо, эгоистичный и тщеславный Пигасов на этих словах оборвал его. Но Рудин сумел закончить мысль, рассуждая о самолюбии и себялюбии. Себялюбие – синоним эгоизма, при котором человек силы тратит исключительно на себя. Самолюбие призвано «сломить» изначальный «упорный эгоизм». Здесь Дмитрий Николаевич произносит блестящую отточенную фразу, под которой подписался бы сам Тургенев: «Только тот заслуживает звание человека, кто умеет овладеть своим самолюбием, как всадник конем, кто свою личность приносит в жертву общему благу…» Не одно содержание – и форма выступлений Рудина выдает в нем человека незаурядного. «Все внутренне согласились», что Рудин обладает поэтической жилкой, он «владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия <?…>. Свои излюбленные мысли он способен передать и в форме иносказания. Он вспоминает древнюю скандинавскую легенду о ласточке, придавая ей тот же общечеловеческий смысл: «Наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей».
Этими речами Рудин отвечает на тайное недовольство окружающих, на искания всего поколения. Все они живут как деды и отцы, хотя смутно ощущают: жить надо по-другому. Один из лучших людей века предлагает выйти из круга повседневности, «надломить упорный эгоизм своей личности». «Все мысли Рудина казались обращенными в будущее; это придавало им что-то стремительное и молодое…» Не случайно внимательнее всех слушает его молодежь. «“Есть вещи, над которыми смеяться и трунить грешно…”, – “с жаром” отвергает Басистов попытки старого скептика высмеять “господина Рудина”».
Первое появление оборачивается настоящим триумфом героя. Автор подробно останавливается на реакции каждого из гостей после того, как «Дарья Михайловна упросила Рудина остаться ночевать». Пигасов, всеми признанный остроумец, предпочел уйти, и никто его исчезновения не заметил. «Александра Павловна, возвращаясь <?…> домой, несколько раз принималась ахать и удивляться необыкновенному уму Рудина. Волынцев соглашался с ней…» Понятно, что самовлюбленный Пандалевский, «ложась спать <?…>, проговорил вслух: «Очень ловкий человек!» То магическое впечатление, которое приезжий произвел на молодежь, сохраняется и в его отсутствие: «Басистов целую ночь не спал.., он до самого утра все писал письмо к одному своему товарищу в Москву». Но главное для развития последующих событий заключается в том, что «Наталья <?…> тоже ни на минуту не уснула…».
?
Характеристика главных героев романа
- Дмитрий Рудин. Сумел покорить все светское общество своими пламенными речами. Он становится центром внимания, его обожают все, кто появляется в поместье. Только Лежнев не верит его яркому красноречию. Он знает его, как человека несерьезного и ветреного. Однако ему не удается донести свои убеждения.
- Наталья Ласунская. Это нежная и целеустремленная девушка, с открытой душой. Критики в дальнейшем назовут ее «тургеневской девушкой». Она молодая и отважная, готовая на любые жертвы. Поэтому ей не понятен Рудин, который не обладает целостностью натуры, как Наташа.
- Волынский. Он по-настоящему влюблен в Наталью, отличается прямодушием и честностью, смел и решителен. Его воистину можно назвать благородным человеком.
Основные темы произведения
- Любовь. К понятию «любовь» герои относятся по-разному. Для Рудина ничего не значит признаться в любви. По своей врожденной легкомысленности он не вдумывается в сказанное им слово. Для него это пустой звук. Совершенно по-другому относится к любви Наташа. Ее целеустремленная натура не может осознать, как можно слова любви бросать на ветер. Рудин сбегает от ответственности, нанеся девушке большую душевную рану.
- Дворянский быт. У Тургенева нет осмысления дворянских нравов и дворянского быта. Эта тема проходит незаметной нитью в отличие от других писателей того времени.
- Лишний человек. Руднев мог бы многое сделать в своей жизни. У него для этого есть многое. Он умен, обладает харизмой, способен увлечь и повести за собой. Но он этого не делает. Ему просто так легче жить.
В 50-е годы Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве. Вы уже знаете, что роман получил широчайшее распространение в эпоху расцвета критического реализма. Теперь, приступая к изучению тургеневского романа, постарайтесь уяснить сущность этого жанра.
Роман — большое эпическое произведение, чаще всего прозаическое (вам известен и роман в стихах — Евгений Онегин), Главную особенность романа отметил Белинский.
Форма и условия романа,-писал он,- удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха…
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе обычно больше действующих лиц, чем в рассказе и повести, судьбы их сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
Рудин-первый роман Тургенева — был задуман в разгар Крымской войны и опубликован на страницах Современника в 1856 году. Это был период общественного подъема, когда передовым людям России стала очевидной необходимость решительной борьбы против самодержавно-крепостнического строя. В Рудине Тургенев рисует передового деятеля недавней эпохи — эпохи 40-х годов — и ставит вопрос об общественном значении людей рудин-ского склада (так называемых лишних людей).
Вначале нас поражают ум, образованность, удивительное красноречие Рудина. Симпатию вызывает его внешний облик, манера держать себя со спокойствием и изящной учтивостью. Благородные идеи героя романа пленяют души его юных слушателей — семнадцатилетней Натальи Ла-сунской, дочери хозяйки имения, где гостит герой, и Ба-систова, учителя-разночинца.
Но, чем дальше развивается действие, тем более настораживает нас авторская ирония. Мы слышим, например, горькие слова Ру-дина и следующее за ними ироническое замечание писателя:
…Да, я должен действовать… я не должен растрачивать свои силы на одну болтовню, пустую, бесполезную болтовню, на одни слова…
И слова его полились рекою. Он говорил прекрасно, горячо, убедительно — о позоре малодушия и лени, о необходимости делать дело. Особенно строгий суд над героем романа произносит девушка, которая вдвое моложе его,- Наталья Ласунская.
Она обладает ясным умом, сильным характером, чуткою душою, жадно впитывает идеи добра и правды, которые проповедует Рудин.
Наталья открывает в творчестве писателя галерею обаятельных женских образов — тургеневских девушек. Они отличаются тонкой душевной организацией, благородством идеалов и стремлений. Подобно пушкинской Татьяне, тургеневские девушки стоят неизмеримо выше окружающей их среды и верят в то, что их избранник укажет им путь к— осмысленной, деятельной жизни. В любви к нему раскрываются такие их достоинства, которые в будущем украсят лучших русских женщин-революционерок: самоотверженность, постоянство, сила духа, доброта.
Рудин не выдерживает испытания любовью. Он сумел вызвать горячее чувство Натальи; он, как ему кажется, и сам полюбил ее. Но первое же препятствие — решительный отказ помещицы Ласун-ской благословить этот брак — заставляет Рудина принять малодушное решение: покориться.
В сцене последнего свидания Рудина с Натальей, казалось бы, совершается окончательное развенчание героя романа. Как я был жалок и ничтожен перед ней!-признается он сам. Однако, рассказывая очень кратко о дальнейшей судьбе Рудина, Тургенев не только перестает иронизировать над своим героем, но и проникается к нему живым сочувствием.
Рудин не смог отстоять право на счастье, на любовь, но он выдержал иные испытания: он сумел остаться честным бедняком, он не расстался со своими благородными убеждениями, он до последней минуты стремился к деятельности, направленной на общее, а не на личное благо. И жизнь его не была бесполезной. Горячие речи Рудина будили мысль, волновали сердца его молодых слушателей. Доброе слово тоже дело,- справедливо замечает один из героев романа.
Роман завершается сценой героической гибели Рудина. Мы видим его с красным знаменем в руках на парижских баррикадах 26 июня 1848 года. Сцену эту писатель ввел позже, в 1862 году, готовя Рудина к новому изданию. Гибель Рудина подчеркивала его связь с освободительным движением, передовую роль русской интеллигенции 40-х годов.
Образ Рудина занимает одно из видных мест в галерее лишних людей, созданной русскими писателями (вспомните Онегина и Печорина). При всем различии их объединяет нечто общее: все они не нашли для себя дела и места в жизни, они были одиноки и чужды окружающей их среде, так как стояли выше ее и не могли примириться с современной им действительностью. Лишними они казались в самодержавно-крепостнической стране, но в истории русской общественной мысли, в истории духовного развития передовой интеллигенции эти люди были необходимы. Они сыграли прогрессивную роль.
Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач,- писал М. Горький,- мы должны будем признать, что мечтатель Рудин по тем временам был человеком более полезным, чем практик, деятель. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности, он, так сказать, пахал целину, а что, по тому времени, мог сделать практик? Нет, Рудин лицо не жалкое, как принято к нему относиться, это несчастный человек,- но своевременный и сделавший немало доброго.
И вместе с тем тургеневский роман неизбежно приводил к мысли, что время Рудиных прошло, что в эпоху обостренных общественных битв, когда от умных и смелых слов пора переходить к делу, нужны иные герои. Мысль эта витала в воздухе накануне революционной ситуации 1859-1861 годов.
НА КРАЮ ЧУЖОГО ГНЕЗДА -> |
Еще по данной теме::
- ТУРГЕНЕВ ПОБОРНИК ИДЕЙ ДОБРОТЫ И ГУМАННОСТИ — М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
ПОБОРНИК ИДЕЙ ДОБРОТЫ И ГУМАННОСТИ В числе тех, кто в печати откликнулся на смерть Н. В. Гоголя в…
- ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ НАЙТИ СВОЮ ДОРОГУ…
ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ НАЙТИ СВОЮ ДОРОГУ… Он быстро угадывал новые потребности, новые ид…
- ТУРГЕНЕВ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 70-Х ГОДОВ.
ТУРГЕНЕВ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 70-Х ГОДОВ. Эпоха 70-х годов-эпоха революционного народнич…
- РАЗРЫВ С СОВРЕМЕННИКОМ. ОТЦЫ И ДЕТИ (1862).
РАЗРЫВ С СОВРЕМЕННИКОМ. ОТЦЫ И ДЕТИ (1862). Статья Добролюбова Когда же придет настоящий де…
- ПРОВОЗВЕСТНИКИ НОВОЙ ЖИЗНИ. НАКАНУНЕ.
ПРОВОЗВЕСТНИКИ НОВОЙ ЖИЗНИ. НАКАНУНЕ. И новые герои — решительные, отважные — появились в р…
Проблемы, обозначенные в произведении
- Проблема разочарования во всем. Ничто его не интересует. Он пробовал себя во многих направлениях деятельности: работал на помещика, преподавал, занимался мелиорацией. Нигде он не смог проявить себя. Он относит это к злым превратностям судьбы. Однако, по сути, дело в нем самом. Он ничего не хочет делать, как положено, трудится спустя рукава, меняет места работы, увлечения. Нигде он не смог найти себя.
- Проблема лишнего человека. Приехав в поместье, он предстает перед собравшимся обществом как увлеченный, красноречивый молодой человек. Все зачарованно слушают его, какие речи он произносит. Его считают философом и жадно ловят каждое его слово. Через несколько лет это уже унылый человек, погруженный в себя и свои мысли. Единственный выход он находит в принятии участия во французском восстании. Там он и заканчивает свою жизнь.
- Испытание любовью. Ему не дано понять, что любовь это очень серьезное чувство Он не способен любить. Такое испытание выдерживает Наталья, так как у нее горячее и смелое сердце. Рудин же оказался просто трусом.
В своем произведении Тургенев показал, что такой человек, как Рудин, просто лишний для общества и ему суждено погибнуть.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ 2
Самым первым произведением, которое написал Тургенев, является «Рудин». Главными героями здесь являются люди, которые считаются лишними.
Главного героя зовут Дмитрий Рудин. Он противоречивый человек именно поэтому с ним никто не хочет общаться, да и не любят когда он появляется где-нибудь в обществе. Каждый раз, когда ему хочется высказаться он выходит в люди, и начинает говорить обо всех, кого только видит вокруг, и это всех очень даже раздражает. Вот только девушка по имени Наташа практически сразу же в него влюбилась, и ей нравилось все, что он делает, и она готова даже во всем ему помогать. А Рудин этим пользуется и использует ее в своих целях. Он даже не знает, что это за чувство любовь и он никогда не испытывал его и не хочет даже пробовать. Больше всего на свете ему нравится и хочется, чтобы все люди подчинялись только ему и делали все, что он им прикажет.
Его друг детства однажды попросил его съездить вместо него на один званый ужин, который он пропустить не может, но и дела отложить тоже не может и Рудин соглашается. Когда он приезжает к Дарье, то ссориться с несколькими мужчинами, а женщин наоборот завораживает.
Но Наташа не хочет упускать своего шанса и все равно делает попытки завести отношения с Рудиным и это у нее очень хорошо получается и они начинают встречаться. Вот только Дима не хотел, чтобы все об этом знали и поэтому предложил Наташе встречаться тайно и она согласилась. Но повстречались они недолго, а все, потому что в их отношения влез Пандалевский. А для того чтобы не нарваться на скандал или драку главному герою приходится просто бежать отсюда.
Кроме этого автор старается раскрыть судьбы не только главных героев, но и всех остальных героев, которые так или иначе встречаются в романе. Михаил и Лапина очень долго встречались, и вот однажды они решились скрепить свой союз кольцами и это событие для них является самым важным.
А теперь давайте выясним, почему же главный герой является лишним. Для начала стоит сказать, что Рудин является умным и начитанным человеком. Вот только все, что он говорит о других людях не имеет смысла. Перед тем как ему встретить Наташа судьба преподносит ему уже огромное количество уроков, на которых уже можно было научиться и жить совсем по-другому, но ему ничего не хочется менять, ведь такая жизнь больше всего нравится Рудину. Да и жить другой жизнью он просто не умеет и не хочет. Кроме этого он постарался сделать так чтобы все чувства, которые имелись у него раньше, умерли навсегда и не возрождались.
🗹