С самого детства с нами идут по жизни персонажи произведений Крылова. Мораль басни Крылова, любой из них, зачастую помогает нам разобраться в жизненных ситуациях, сделать правильные выводы в трудном случае. Басню как таковую мы читаем с ранних школьных лет! И в нашей с вами памяти хранятся эти яркие образы, которые так и приходят на ум, когда возникает «патовая» ситуация. Скажем, мораль басни Крылова помогает нам жить! И мы не устаем удивляться проницательности автора произведений.
Басня «Волк и ягнёнок»
Мораль басни: «у сильного всегда бессильный виноват».
Ягнёнок в жаркий день пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк». Подбежав к Ягнёнку, он вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись, тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом». Но оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших оправданий, Волк прорычал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и поволок Ягнёнка в тёмный лес.
Басня «Ворона и Курица»
Когда Кутузов на погибель французам оставлял Москву, все её жители тоже собрались из города, «как из улья пчелиный рой». Увозимая на одном возу Курица увидела Ворону, которая не спешила улетать. Курица спросила, почему она остаётся. Ворона ответила, что её не жарят и не варят, как кур, поэтому она надеется ужиться с французами – а там, глядишь, и поживиться от них сырком иль косточкой. Но надежды Вороны не сбылись: когда французы стали голодать в Москве, она попала к ним в суп.
Мораль Крылова: глупый человек часто думает, что счастье уже близко к нему – и в этот самый миг попадается как Ворона в суп.
Басня «Ворона и Лисица»
Мораль этой басни: давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца.
Ворона нашла где-то кусок сыра и собиралась позавтракать. Мимо бежала хитрая Лисица. Увидев, аппетитный сыр, Лисица стала льстиво расхваливать красоту Вороны, а потом попросила, чтобы та спела своим «ангельским голоском». Поверившая похвалам Ворона каркнула во всё горло. Сыр выпал у неё из клюва, и хитрая Лисица убежала с ним.
Осёл
0
Был у крестьянина Осёл, И так себя, казалось, смирно вёл, Что мужику нельзя им было нахвалиться; А чтобы он в лесу пропасть не мог — На шею прицепил мужик ему звонок. Надулся мой Осёл: стал важничать, гордиться (Про ордена, конечно, он слыхал), И думает, теперь большой он барин стал; Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком). Сказать вам должно наперёд: В Осле не много чести было; Но до звонка ему всё счастливо сходило: Зайдёт ли в рожь, в овёс иль в огород, — Наестся досыта и выйдет тихомолком. Теперь пошло иным всё толком: Куда ни сунется мой знатный господин, Без умолку звенит на шее новый чин. Глядит: хозяин, взяв дубину, Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка, Ослу колом ворочает бока. Ну, так, что бедный наш вельможа До осени зачах, И кости у Осла остались лишь да кожа. ___________ И у людей в чинах С плутами та ж беда: пока чин мал и беден, То плут не так ещё приметен; Но важный чин на плуте, как звонок: Звук от него и громок и далёк. 1829-1830
Басня «Волк на псарне»
Волк, думая ночью залезть в овчарню к овцам, попал на псарню, к охотничьим собакам. Собаки залаяли, сбежались псари. Загнанный в угол Волк из хитрости затеял переговоры: предложил свою дружбу, обещал не трогать больше здешних стад. «Ты сер, а я, приятель, сед, – прервал его ловчий. – И волчью вашу я давно натуру знаю. На мир с волками я иду не иначе, как спустив с них шкуру». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Эту басню И. А. Крылов написал в момент, когда близкий к разгрому в России Наполеон пробовал предложить Кутузову
мирные переговоры.
Чему учат басни Крылова: детей, мораль, короткие
Жанр басни зародился до наступления нашей эры. Эти рассказы издревле пользовались популярностью у детишек, рожденных в знатных семьях.
Они служили способом воспитания и обучения. Ребята с удовольствием усваивали глубокий моральный смысл через легкий и веселый рассказ. Этот жанр описывает распространенные жизненные ситуации. Автор дает понять, какой выход из них можно найти.
Впервые басни были признаны самостоятельным литературным жанром благодаря Шарлю Бате. В основе этих произведений лежат людские пороки. Занимательные рассказы описывают черты характера, узнаваемые в окружающих. Они реалистичны и захватывают воображение. Ребенок осмысливает содержание рассказа, что позволяет корректировать его поведение.
Крылов в своем творчестве имел цель усовершенствовать мир. Комедийный сюжет скрывает в себе несовершенства человеческого общества. На пьедестале почета оказываются достоинства и положительные достижения. Рассказ раскрывает для читателя:
- Достойное отношение к жизни и обществу;
- Нравственные ценности в поведении;
- Собственные недостатки.
Басня «Ларчик»
Мораль басни: не надо видеть сложности там, где на самом деле всё просто.
К кому-то принесли от мастера красивый ларчик. Все любовались им. Пришёл взглянуть на него и специалист по механике, который в силу сложности своего ремесла стал подозревать, что ларчик имеет мудрёный замок с секретом. Механик взялся разгадать несуществующий секрет. Он долго вертел ларчик в руках нажимал то гвоздик, то скобку, потел, но с задачей так и не справился. А ларчик открывался просто, без всяких секретов.
Извечные темы
То припомнится Моська, лающая на Слона, тщетно пытающаяся произвести впечатление бесстрашной и храброй. И многие верят!
То перед глазами Обезьяна, насмехающаяся над собой, не узнавшая своего отображения в зеркале.
То Волк объясняет Ягненку, что, дескать, он во всем виноват лишь тем, что Волку кушать хочется…
То Мартышка (и это особенно актуально в наши дни!), не зная ценности очков, разбивает о камень!
Все это — известные басни Крылова. Мораль каждой из них, как правило, заключается в нескольких емких словах или фразах, зарифмованных автором для пущего запоминания. Да, каждая мораль басни Крылова давно превратилась в «крылатое выражение», как мы привыкли это называть! Крыловское слово остро!
Некоторые критики говорят, что, мол, Иван Крылов писал совсем не для детей, и подлинный смысл его басен детям не понятен. Но мораль басни Крылова, почти что каждой, выписана настолько ясно, что это понятно каждому, даже ребенку! И стоит нам услышать: «…мораль сей басни такова…» — Крылов подразумевается моментально!
Басня «Свинья под Дубом»
Свинья наелась желудей под Дубом, поспала и стала рылом подрывать у дерева корни. «От этого дерево может засохнуть», – сказал ей сидевший на ветке ворон. «Пускай, – ответила Свинья. – Мне нет проку от него, были бы жёлуди». «Если бы ты подняла вверх рыло, то увидала бы, что жёлуди на мне растут», – проговорил Дуб.
Невежда бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их
плоды.
Басня «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза, не работая, пропела всё красное лето, когда «под каждым ей листком был готов и стол и дом». Но лето кончилось. Началась холодная и голодная зима. Не приготовив себе ни еды, ни жилья, Стрекоза решила пойти за ними к трудолюбивому Муравью. Муравей спросил, что же делала Стрекоза летом? «Пела», – ответила та. «Ты всё пела? это дело. Так поди же попляши», – дал ответ Муравей.
Мораль басни «Стрекоза и Муравей»
Красавица Стрекоза, которая у многих ассоциируется с легкомыслием и ветреностью, протанцевала и пропела все лето, не заготовив на зиму продуктов и не позаботившись о своем будущем. Муравей, как представитель наиболее трудолюбивого и старательного вида насекомых, наоборот прилежно трудился все лето, чтобы зимой быть сытым и не беспокоиться о пропитании. Главная мысль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в том, что несмотря на тепло и роскошь окружающего мира, каждый человек должен задумываться о своем будущем и готовиться загодя
.
Педагогическое значение воспитания детей с помощью жанра басни
Для всестороннего развития каждого ребенка большое значение имеет знакомство с литературными произведениями. Они рассказывают ему об окружающем мире, природе, вещах и их особенностях, влияют на его нравственные идеалы и формирование ценностей. На примере героев литературных творений, ребенок познает, что такое добро и зло, долг, честь, дружба и другие важные понятия в жизни человека.
Как отмечают многие педагоги, школьники более склонны к восприятию литературных произведений в стихотворной форме. Благодаря общему ритму стиха и его гармоничному внешнему строению восприятие таких творений улучшается, что способствует повышению интереса к их изучению со стороны детей.
При этом важным лирико-эпическим литературным жанром, который чаще всего предстает именно в стихотворной форме, является басня.
Басня — это краткий рассказ, который в иносказательной форме изображает человеческие отношения и поступки. Особенностью таких произведений является наличие афористического нравоучения, морали, благодаря которой они имеют огромное воспитательное значение. Сила художественного слова воздействует на эмоциональную сферу ребенка, способствуя формированию высоких моральных качеств.
Анализируя литературные произведения в этом жанре, ребенок помимо формирования определенных этических взглядов, раскрывает способности образного мышления, чему значительно помогают метафоры басни.
Воспринимая скрытое значение басен, находя определенные связи среди героев и перенося ситуации, описанные в них, в реальную жизнь, ребенок вырабатывает начальные представления о различных качествах людей.
Кроме того, басни для детей содержат большое количество средств художественной выразительности: образные выражения, метафоры, сравнения, крылатые выражения и т.д. Они помогают ребенку совершенствовать собственную речь, обогащать ее эпитетами, образными выражениями, позволяют сформировать ясность и выразительность изложения мысли.
Со стороны педагога требуется особый подход к изучению этого литературного жанра, ведь он имеет отдельные, присущие только ему признаки. Поэтому процесс анализа произведения начинается с разбора ее конкретного содержания, далее раскрывается иносказательный смысл, и в заключение — мораль. При этом важно, чтобы у школьников сформировалось личностное отношение к прочитанному.
Обладая достоинствами поэзии и характерной чертой — нравоучительной идеей, басня является ярким примером житейской мудрости, заложенной в иносказательной форме. Осуждая пороки людей, она приучает детей мыслить и сопоставлять поступки героев с реальными жизненными ситуациями, обогащает их речь и формирует моральный облик.
Источник: https://www.vedu.ru/news-znachenie-vospitanija-detej-s-pomoshchju-zhanra-basni/
Басня «Собачья дружба»
Две живших по соседству собаки, Полкан и Барбос, долго грызлись между собой, но потом решили помириться и завести сердечную дружбу. Они стали жать друг другу лапы, обниматься и целоваться. Но тут повар на беду из кухни кинул кость. Два новых друга наперерез бросились к ней и так подрались из-за кости, что их насилу розлили водой.
И среди людей многие друзья таковы, замечает Крылов. «Только кинь им кость, так что твои собаки».
Лиса-строитель
0
Какой-то Лев большой охотник был до кур; Однако ж у него они водились худо: Да это и не чудо! К ним доступ был свободен чересчур. Так их то крали, То сами куры пропадали. Чтоб этому помочь убытку и печали, Построить вздумал Лев большой курятный двор И так его ухитить и уладить, Чтобы воров совсем отвадить, А курам было б в нём довольство и простор. Вот Льву доносят, что Лисица Большая строить мастерица — И дело ей поручено, С успехом начато и кончено оно; Лисой к нему приложено Всё: и старанье и уменье. Смотрели, видели: строенье — загляденье! А сверх того, всё есть, чего ни спросишь тут: Корм под носом, везде натыкано насесток, От холоду и жару есть приют, И укромонные местечки для наседок. Вся слава Лисаньке и честь! Богатое дано ей награжденье И тотчас повеленье: На новоселье кур немедля перевесть. Но есть ли польза в перемене? Нет: кажется, и крепок двор, И плотен и высок забор — А кур час от часу всё мене. Отколь беда, придумать не могли. Но Лев велел стеречь. Кого ж подстерегли? Тое ж Лису-злодейку. Хоть правда, что она свела строенье так, Чтобы не ворвался в него никто, никак, Да только для себя оставила лазейку. 1815
Басня «Мартышка и Очки»
Мартышка к старости стала плохо видеть. Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с полдюжины. Но пользоваться Очками Мартышка не умела: она то прижимала их к темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув на людские враки, разбила Очки о камень.
Так и невежды, говорит Крылов, не зная цены полезной вещи, осуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.
Слон в случае
0
Когда-то в случай Слон попал у Льва. В минуту по лесам прошла о том молва, И так, как водится, пошли догадки, Чем в милость втёрся Слон? Не то красив, не то забавен он; Что за приём, что за ухватки! Толкуют звери меж собой. «Когда бы,- говорит, вертя хвостом, Лисица,- Был у него пушистый хвост такой, Я не дивилась бы».- «Или, сестрица,- Сказал Медведь,- хотя бы по когтям Он сделался случайным, Никто того не счёл бы чрезвычайным: Да он и без когтей, то всем известно нам, Да не вошел ли он в случай клыками?» Вступился в речь их Вол: «Уж не сочли ли их рогами?»- «Так вы не знаете,- сказал Осёл, Ушами хлопая,- чем мог он полюбиться И в знать добиться? А я так отгадал — Без длинных бы ушей он в милость не попал». ________ Нередко мы, хотя того не примечаем, Себя в других охотно величаем. 1816
Сокол и Червяк
В вершине дерева, за ветку уцепясь, Червяк на ней качался. Над Червяком Сокол, по воздуху носясь, Так с высоты шутил и издевался: «Каких ты, бедненький, трудов не перенёс! Что ж прибыли, что ты высоко так заполз? Какая у тебя и воля и свобода? И с веткой гнёшься ты, куда велит погода». –
«Тебе шутить легко, – Червяк ответствует, – летая высоко, Затем, что крыльями и силен ты, и крепок; Но мне судьба дала достоинства не те: Я здесь, на высоте, Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»
Досье
Русский писатель, баснописец, журналист Иван Андреевич КРЫЛОВ родился в 1769 г. в бедной семье отставного офицера. Издавал журналы «Почта духов», «Зритель». Творчество Крылова вызывало недовольство Екатерины II, поэтому писателю пришлось на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге. В 1812-1841 гг. служил в императорской Публичной библиотеке. Басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира. Иван Андреевич никогда не был официально женат, имел незаконнорождённую дочь от своей экономки — простой русской женщины Фенечки. Умер Крылов в Петербурге в 1844 году.
Комментарии известного поэта Владимира Вишневского басням Крылова
Классика изучали: Татьяна НЕТРЕБА, Сергей ОСИПОВ, Виталий ЦЕПЛЯЕВ, Ольга ШАБЛИНСКАЯ
Лев и Барс
0
Когда-то, в старину, Лев с Барсом вёл предолгую войну За спорные леса, за дебри, за вертепы. Судиться по правам — не тот у них был нрав; Да сильные ж в правах бывают часто слепы. У них на это свой устав: Кто одолеет, тот и прав. Однако, наконец, не вечно ж драться — И когти притупятся: Герои по правам решились разобраться. Намерились дела военны прекратить, Окончить все раздоры, Потом, как водится, мир вечный заключить До первой ссоры. «Назначим же скорей Мы от себя секретарей, — Льву предлагает Барс, — и как их ум рассудит, Пусть так и будет. Я, например, к тому определю Кота: Зверёк хоть неказист, да совесть в нём чиста; А ты Осла назначь: он знатного же чина, И, к слову молвить здесь, Куда он у тебя завидная скотина! Поверь, как другу, мне: совет и двор твой весь Его копытца вряд ли стоят. Положимся ж на том, На чём С моим Котишком он устроит». И Лев мысль Барса утвердил Без спору, Но только не Осла, Лисицу нарядил Он от себя для этого разбору, Примолвя про себя (как видно, знал он свет): «Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет». 1815
Лягушка и вол
Лягушка, на лугу увидевши Вола, Затеяла сама в дородстве с ним сравняться: Она завистлива была. И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться. «Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?» Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» — «Гляди же, как теперь раздуюсь я широко. Ну, каково? Пополнилась ли я?» — «Почти что ничего».— «Ну, как теперь?» — «Все то ж». Пыхтела да пыхтела И кончила моя затейница на том, Что, не сравнявшися с Волом, С натуги лопнула и — околела.
*** Пример такой на свете не один: И диво ли, когда жить хочет мещанин, Как именитый гражданин, А сошка мелкая, как знатный дворянин?
Дерево
0
Увидя, что топор Крестьянин нёс, «Голубчик, — Деревцо сказало молодое, — Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес, Я не могу расти в покое: Ни солнца мне не виден свет, Ни для корней моих простору нет, Ни ветеркам вокруг меня свободы, Такие надо мной он сплесть изволил своды! Когда б не от него расти помеха мне, Я в год бы сделалось красою сей стране, И тенью бы моей покрылась вся долина; А ныне тонко я, почти как хворостина». Взялся Крестьянин за топор, И Дереву, как другу, Он оказал услугу: Вкруг Деревца большой очистился простор; Но торжество его недолго было! То солнцем Дерево печёт, То градом, то дождём сечёт, И ветром, наконец, то Деревцо сломило. «Безумное! — ему сказала тут Змея, — Не от тебя ль беда твоя? Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало, Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли, Тебя бы старые деревья берегли; А если б некогда деревьев тех не стало, И время их бы отошло, Тогда в свою чреду ты столько б возросло, Усилилось и укрепилось, Что нынешней беды с тобой бы не случилось, И бурю, может быть, ты б выдержать могло!» 1814
Мельник
0
У Мельника вода плотину прососала; Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить; А течь день ото дня сильнее становится: Вода так бьёт, как из ведра. «Эй, Мельник, не зевай! Пора, Пора тебе за ум хватиться!» А Мельник говорит: «Далёко до беды, Не море надо мне воды, И ею мельница по весь мой век богата». Он спит, а между тем Вода бежит, как из ушата. И вот беда пришла совсем: Стал жернов, мельница не служит. Хватился Мельник мой: и охает, и тужит, И думает, как воду уберечь. Вот у плотины он, осматривая течь, Увидел, что к реке пришли напиться куры. «Негодные! — кричит, — хохлатки, дуры! Я и без вас воды не знаю где достать; А вы пришли её здесь вдосталь допивать». И в них поленом хвать! Какое ж сделал тем себе подспорье? Без кур и без воды пошёл в свое подворье. ________ Видал я иногда, Что есть такие господа (И эта басенка им сделана в подарок), Которым тысячей не жаль на вздор сорить, А думают хозяйству подспорить, Коль свечки сберегут огарок, И рады за него с людьми поднять содом. С такою бережью диковинка ль, что дом Скорёшенько пойдет вверх дном? 1821
Польза, которую несут басни
Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.
В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.
Очаровательные лучшие шлюхи Сочи, горячие и прелестные, они такие модельные и раскрепощённые, что ты не устоишь перед ними. Выбери девушку сейчас. Страстные, миниатюрные и сексуальные, лучшие шлюхи Сочи, встречаются с обеспеченными джентльменами для приятного отдыха. Всё, что вам нужно сделать, чтобы организовать встречу своей мечты – это изучить список анкет.