Образ жены Тараса Бульбы в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Характеристика матери (Тарас Бульба)

Жена Тараса Бульбы — второстепенный персонаж повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», который во многом отражает характер главного героя, казацкого полковника Бульбы. Героиня упомянута вскользь, мимоходом, автор даже не указывает её имени, подчеркивая тем самым малую значимость. Характеристика жены Тараса Бульбы раскрывается прежде всего в любви к своим сыновьям: ведь только с этой стороны женщина той эпохи могла реализовать себя.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.
Полное имя — отсутствует.

Возраст — не указан, пожилая женщина.

Род занятий — жена казацкого полковника.

Семья — муж Тарас Бульба и двое сыновей: старший Остап и младший Андрий.

Социальное положение — жена казака.

Происхождение — жена богатого помещика, пана.

Воспитание — отсутствует.

Образование — отсутствует.

Внешность — невысокого роста, худощавая, бледная, некогда красивая женщина.

Характер — робкая, мягкая, жалостливая, заботливая.

Положительные черты — очень добрая, заботливая, с большим любящим сердцем.

Отрицательные черты — безответная, покорная, не способная за себя постоять.

Произведение — «Тарас Бульба».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Экранизации

Фильм 1909. Российская Империя

В фильмах мотивы повести Н. В. Гоголя воплощали кинематографисты разных стран во все периоды истории кино, начиная с первых лет его существования и заканчивая XXI веком. Первый немой фильм был выпущен в Российской империи в 1909 году.

Тарас Бульба. Фильм Дж. Ли Томсона

Позже, в первой половине прошлого века, фильмы сняли в Германии, Франции, Великобритании. Голливудская киноиндустрия прикоснулась к сюжету Гоголя в 1962 году. Снял картину американский режиссер Дж. Ли Томсон, образ Тараса Бульбы воплотил Юл Бриннер.

Тарас Бульба. Украинский фильм

В 2008 короткометражный фильм по мотивам Тараса Бульбы выпустили на родине писателя — в Украине.

Наиболее популярным стал современный российский фильм Юрия Бортко 2009 года выпуска. Этот режиссер прославился несколькими удачными экранизациями произведений русских классиков. На главную роль был приглашен выдающийся украинский актер Богдан Ступка. Остапа сыграл Владимир Вдовиченко, Андрия – Андрей Петренко. Имена этих артистов хорошо известны российскому зрителю.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет героини основан на её статусе жены козацкого полковника Тараса Бульбы. Будучи простой бесправной женщиной, по традиции той эпохи она не имеет права голоса в семье и обязана полностью подчиняться воле мужа. Её единственной отрадой становятся дети, на которых она может излить свою любовь.

«В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века…»

Источник: Глава I

«Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь её была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безжённых рыцарей…»

Источник: Глава I

«Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство.

Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими».Источник: Глава I

Портретная характеристика жены Тараса Бульбы основывается на том, что она представляет собой жалкого, бесправного человека.

«В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века…»

Источник: Глава I

«…говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать…»

Источник: Глава I

Героиня не представляет собой ценность как личность, она является всего лишь «приложением» к своему супругу и сыновьям.

«…она была какое-то странное существо в этом сборище безжённых рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».

Источник: Глава I

Судя по всему, героиня родом из богатого, знатного семейства.

«…У меня три хутора, половина табунов отцовских — мои, всё, что принесла отцу мать моя, что даже от него скрывает она, — всё мое…»

Источник: Андрий, Глава VI

Внешность

Мать Остапа и Андрия — женщина немолодая.

«Бедная старушка…»

Источник: Глава I

«…она со всею легкостию дикой козы, несообразной её летам…»

Источник: Глава I

Внешний вид героини также достаточно жалкий — это женщина бледная, худощавая, её лицо покрыто морщинами.

«…худощавая старуха мать…»

Источник: мать, Глава I

«…бледная, худощавая…»

Источник: Глава I

«…и слёзы остановились в морщинах…»

Источник: Глава I

В прошлом была красавицей, но трудная жизнь не оставила и следа от былой красоты.

«…её когда-то прекрасное лицо…»

Источник: Глава I

«…её прекрасные свежие щёки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами».

Источник: Глава I

Черты характера и поступки

Судьба жены Бульбы незавидна. Любовь она познала лишь в ранней юности, в самом начале брака, после чего потянулись безрадостные будни.

«В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, — и уже суровый прельститель её покидал её для сабли, для товарищей, для бражничества».

Источник: Глава I

«Молодость без наслаждениямелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами».

Источник: Глава I

Став супругой казака, который всё время пропадает в военных походах, женщина видит его лишь изредка.

«Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуху».

Источник: Глава I

Обладавший крутым нравом Тарас Бульба нередко вымещает на супруге своё недовольство и раздражение.

«Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь её была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки».

Источник: Глава I

Не чувствуя себя нужной и любимой мужем, героиня всю свою любовь отдаёт сыновьям, растворяясь в материнстве.

«Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими».

Источник: Глава I

Главной ценностью женщины являются её ненаглядные сыновья, ради которых она без лишних раздумий отдала бы собственную жизнь.

«…а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю».

Источник: Глава I

Женщина видит сыновей лишь раз в год, во время их пребывания на каникулах. И эти дни являются для неё самыми счастливыми.

«Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию…»

Источник: Глава I

«…нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время».

Источник: Глава I

«— Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! — говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая ещё обнять ненаглядных детей своих. — Дети приехали домой, больше году их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!»

Источник: Глава I

Горечь положения женщины заключается в том, что она не в состоянии насладиться даже материнством. Бульба забирает сыновей в Запорожскую Сечь, где их может ждать смерть.

«— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!»

Источник: Глава I

«Её сыновей, её милых сыновей берут от неё, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюёт хищная подорожная птица».

Источник: Глава I

«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их — и только на один миг видит их перед собою. “Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждёт вас?” -— говорила она, и слёзы остановились в морщинах…»

Источник: Глава I

Героиня — абсолютно бесправная женщина, не имеющая права голоса в семье. Она вынуждена безропотно подчиняться желаниям мужа.

«Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить…»

Источник: Глава I

Всё, что остаётся бедной женщине, — лишь оплакивать свою горькую судьбу.

«…но услыша о таком страшном для неё решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, — и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах».

Источник: Глава I

«Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила всё, что нужно к завтраку».

Источник: Глава I

Героиня позволяет себе выход накопившимся эмоциям лишь в минуту прощания с сыновьями.

«Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостию дикой козы, несообразной её летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию».

Источник: Глава I

Содержание повести подробно по главам

Глава первая

Остап и Андрей возвращаются домой из Киева, закончив учебу в бурсе. Отец и мать встречают их. Тарас по-доброму подтрунивает над сыновьями. Учеба — это хорошо, но чтобы возмужать и не стать неженками, его хлопцы должны испытать себя в бою. Тарас решает отправить сынов в предстоящий поход на Польшу. Сослуживцы одобряют эту идею. Вдохновленный Тарас отправляется вместе с детьми.

Жена Тараса грустит, пытается его отговорить, она соскучилась по детям и не желает снова их отпускать. Женщина привыкла к своей роли атаманской супруги. Постоянное ожидание мужа – её судьба, а теперь ещё и сыновья идут по его стопам. Она надеется, что Тарас передумает и отложит поход, но муж стоит на своём. По утру жена и мать провожает родных со слезами, бросившись на последок обнимать их с не свойственной её годам прытью.

Глава вторая

Герои отправляются в Запорожскую Сечь. Едут молча. Каждый погружен в думы. Тарас вспоминает о военных победах прошлых лет, о боевых товарищах, о тех, кого уже нет в живых и о тех, кто встретит его с сыновьями по прибытию. Думал, как он представит им своих молодцов, как будет хвастаться и гордиться ими.

Сыновья думали о другом: вспоминали годы, проведенные в Киеве. На учебу они прибыли, будучи двенадцати лет от роду. Остапу обучение не давалось, да и не охоч он был до наук. Он предпринял несколько попыток побега из учебного заведения. Отцу пришлось пригрозить сыну тем, что отправит его в монастырь.

Андрий в учении был способнее, в проделках проявлял изобретательность. С восемнадцати лет сердце его жаждало любви, он втайне мечтал о женщинах. Однажды увидел красавицу панночку, и был сражён её прелестью. Смелый парень однажды пробрался к ней в покои. Девушка испугалась, но, заметив остолбенелость бурсака, бояться перестала и посмеялась на ним. Полячке прислуживала татарка, которая помогла Андрию покинуть дом после дерзкого проникновения. Он видел её ещё раз в костёле и раз — вскользь. Направляясь в Сечь, Андрий вспоминал о красавице.

Наконец добрались до места. Остров Хортица — конечная точка пути. Здесь было шумно. Народ веселился, звучала музыка. Тарас встречает старого приятеля, беседует с ним.

Глава третья

Сечь изображается как «беспрерывное пиршество». Описывается здешний разношерстный контингент. Среди казаков и былые вояки, и неучи, и те, кто получил образование. Общими чертами столь разных людей были лишь патриотизм и православная вера.

Остап и Андрий вливаются в общество, где царит праздник. Тарас не доволен, ведь он желал испытать ребят в бою, а не в пьянке. Нужно срочно организовать поход на турков. Кошевой отказывается развязывать войну, потому что с султаном заключён мир. Происходит ссора. Тарас страшно упрям, не привык, чтоб ему перечили и желает, чтобы всё случилось именно так, как он задумал. В результате действующий кошевой оказывается свергнутым. На эту должность избирают нового человека — старого приятеля Бульбы по имени Кирдяга.

Глава четвертая

В это время обнаруживается повод для войны. Прибывшие на пароме на остров люди сообщают о бесчинствах, что учиняют поляки-католики над православными христианами. А жиды арендуют церкви, и если им вперёд не уплатишь, нельзя «обедню править».

Народ возмущен. Звучат призывы к возмездию. Казаки готовы подняться на бунт. Поляков и иноверцев, живущих в Сечи, отлавливают. В числе схваченных оказывается еврей по имени Янкель. Это знакомый брата Траса Бульбы, спасший его из плена. В благодарность за спасение родственника Тарас оставляет Янкеля в живых, и он присоединяется к отряду.

Глава пятая

Казаки идут с боем по польской земле, занимают часть территории, их воинская слава распространяется по округе. Остап и Андрий крепнут в боях, набираются мужества. Тарас Бульба гордится сыновьями. Они уже не похожи на вчерашних бурсаков. В Остапе он видит будущего полковника. Сын демонстрирует черты хладнокровного, смекалистого и смелого вояки. Андрий же сражается совсем иначе, он действует под влиянием эмоций и порой решается на то, на что не пошел бы самый смелый воин.

Ночью все отдыхают, лишь Андрия сон не берет. Он гуляет, любуется природой, а когда задремал, увидел склонившуюся над ним женщину. Это татарка, служанка его незабвенной красавицы. Она рассказывает казаку о бедственном положении девушки, которая вынуждена голодать и отправила её на поиски Андрия, чтобы попросить немного еды. Не сомневаясь ни секунды, юноша решает помочь любимой, вытащив из-под спящего брата мешок с припасами. Проснувшийся отец предостерегает его, говоря, что женщины до добра не доведут. Андрий не слушает его и следует за татаркой через подземный ход.

Глава шестая

Андрий оказывается в городе. Он очарован красотой католического собора. Дубно вымирает. На улицах казак встречает голодающих людей. Всё, что можно было употребить в пищу, уже съедено. Воевода велел крепиться и ждать подкрепления. Вот-вот должны прибыть два польских войска.

Андрий и панночка встречаются и не могут налюбоваться друг на друга, оказавшись во власти чувств. С момента их последней встречи панночка изменилась, похорошела. Даже голод и бледность «не помрачили её красоту». Когда девушка принялась за хлеб, Андрей просит её быть осторожной, иначе, после долгого голодания можно умереть. Словами не описать чувств и эмоций, которые испытывала эта влюбленная пара. Полячка сетует на то, что судьба свела её с любимым на пороге смерти. Андрий готов на всё ради красавицы, он не думает ни о родине, ни об отце и брате. Ради любви он отрекается от них.

В город входят польские войска.

Глава седьмая

С вечера казаки пьянствуют и хмельные ложатся спать, став легкой добычей для врагов. Поляки перебили и пленили многих из них. Наутро кошевой собирает войска, отчитывает их за беспечное веселье. Решено совершить нападение на Дубно и отомстить за плененных товарищей.

Характеристика Тараса Бульбы другими героями

Тарас Бульба (муж)

Отношение Тараса Бульбы к жене пренебрежительное: он не считает нужным считаться с ней, уважать её мысли и чувства. Для Бульбы жена — существо глупое и маловажное.

«Не слушай, сынку, матери: она-баба, она ничего не знает…»

Источник: Глава I

«А где стара? (Так он обыкновенно называл жену свою)».

Источник: Глава I

При воспитании сыновей Тарас Бульба не допускает проявления материнской нежности и заботы: он считает, что таким образом жена может испортить будущих воинов.

«— Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах».

Источник: Глава I

Лишь перед поездкой в Запорожскую Сечь Бульба признаёт силу материнской любви, материнской молитвы, способной защитить своё дитя.

«Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает».

Источник: Глава I

Подробная характеристика Тараса Бульбы.

Остап и Андрий

Братья очень любят свою мать, но, воспитанные в большой строгости, они не способны открыто проявлять свои чувства. К тому же они боятся отца, который не поощрял проявления нежности и душевной слабости.

«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца…»

Источник: Глава I

Подробная характеристика Остапа.

Подробная характеристика Андрия.

Панночка

Панночка — это один из ярких женских образов в повести. Необычностью является то, что Гоголь описывает лишь ее общие черты, но не называет ее имени и не описывает ее внешний вид. Известно, что у нее длинные темные волосы, звонкий смех и мелодичный голос. Героиня красива и нравится мужчинам.

Панночка — дочь польского воеводы города Дубно. Она молода, выросла в роскоши, достаточно ветрена и легкомысленна. Панночка великодушна и горда, аристократия видна в ней независимо от положения.

С Андрием девушка познакомилась впервые, когда юноша учился в Киеве, через два года они встречаются в городе Дубно. Панночка по-прежнему предстает красавицей, она повзрослела и стала более решительной и расчетливой. Она использует Андрия в своих целях, заманивает его в город.

По отношению к главному герою панночка не является положительным героем, а сам образ скорее собирательный в повести. В ней указано все, что может привлечь мужчину в женщине, а Андрий не способен устоять перед красотой и чувствами. Если же рассматривать панночку по отношению к близким ей людям, то она положительный персонаж. Ведь девушка любит свою семью и готова на много ради их спасения. Она не выбирает чувства в противовес семье, как это сделал молодой казак.

Биография

Жена Тараса Бульбы — женщина немолодая, худощавая, бледная, с морщинистым лицом. Вышла замуж по любви, однако её глубокие чувства остались безответными: Бульба не ценит семейное счастье и всё своё время уделяет военному делу, товарищам и хмельным пирушкам.

Обладая тяжёлым характером, Бульба не даёт спуску своей жене. Он ни во что не ставит её, оскорбляет и даже бьёт. Женщина вынуждена безропотно терпеть подобное отношение к себе, несмотря на то, что она, по-видимому, была родом из богатой семьи.

Женщина находит утешение в своих сыновьях, Остапе и Андрии. Однако счастливое время проходит очень быстро, и в возрасте двенадцати лет дети отправляются на учёбу в Киевскую академию. Дома они появляются лишь раз в год, во время каникул.

По завершении обучения сыновья возвращаются в отчий дом, чем несказанно радуют мать. Однако её счастье скоротечно: она лишь несколько дней наслаждается обществом сыновей, которые по воле отца должны отправиться в Запорожскую Сечь. Материнское сердце предчувствует беду, которое поджидает сыновей, и прощание с ними даётся очень тяжело всем членам семьи.

Андрий

Что касается Андрия, то он был более усидчивым, нежели его брат. Он хорошо занимался, наука и литература давалась ему легко. Андрий любил окружающий его мир, был терпеливей, также он хотел любви. Он тянется ко всему прекрасно, что кардинально отличает его от брата.

Приезжая домой после окончания бурсы, парни предстают перед родителями уже молодыми мужчинами, на лицах которых появляется первая растительность. В бою ребята оба хороши. Только Остап более расчетлив, чем его брат. Андрий же бросается в бой с горячей головой, но при этом эти чувства дают ему возможность победить врага.

Образ жены Тараса Бульбы

Жена Тараса Бульбы является собирательным образом, в котором воплощается незавидная участь женщин той давней эпохи. Автор намеренно не даёт ей имени, чтобы подчеркнуть её низкое, бесправное положение в обществе.

Сама по себе героиня не играет какой-либо значимой роли в повести, однако её образ необходим, чтобы подчеркнуть лютый, тяжёлый нрав Тараса Бульбы, который также во многом является собирательным мужским образом Средневековья.

Героиня не представляет собой какую-либо ценность. Будучи женщиной — существом безропотным и бесправным, — она необходима лишь в качестве роли матери казаков, отважных рыцарей. Только с этой стороны женщина рассматриваемой эпохи имеет значение.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Тарас Бульба»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Тарас Бульба»

для самых компанейских —

Главные герои «Тарас Бульба»

для самых занятых —

Читательский дневник «Тарас Бульба»

для самых крутых —

Читать «Тарас Бульба» полностью

Время и место действия

Действие повести «Тарас Бульба» разворачивается в реалиях украинской истории, ориентировочно в XVI – первой половине XVII вв. Исторический период в тексте не конкретизируется, используется лишь общий контекст эпохи. Это было время, когда землями на территории Украины владели шляхтичи, то есть знатные поляки.

В Приднепровье жили вольные украинские люди — казаки, в разные годы здесь существовали военно-административные образования, известные под общим названием Запорожская Сечь. Некоторые исследователи считают, что основой и источником вдохновения для автора могли послужить события 1637–1638 гг.

Упоминания конкретных географических названий указывают на место действия.

Хортица — это остров в водах Днепра, ныне входящий в состав города Запорожье, исторически — один из центров Запорожской сечи, острог здесь был основан ещё в 1555 году.

Дубно — украинский город, ныне относящийся к Ровенской области, в XVII столетии контролировался поляками.

Часть событий происходит в столице польского государства, Варшаве, в тексте также фигурирует город Краков.

Вывод

Жена Тараса Бульбы является второстепенным персонажем повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Будучи собирательным женским образом той далёкой эпохи, она демонстрирует бесправное положение женщины в социуме.

Роль героини заключается в том, чтобы подчеркнуть суровый нрав мужчин, вынужденных отказаться от нежных чувств в столь сложное, беспощадное время. Жена Бульбы способна выразить своё естество лишь в отношении к сыновьям, отдавая им всю свою любовь, заботу, ласку.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Популярные сегодня темы

Илья Семенович Остроухов родился и вырос в Москве, поэтому ему очень близка природа средней полосы России. Где суровые зимы сменяют теплые долгожданные весна, а на смену знойному лету приходит золотая осень

Рассказ «Косцы» Бунин написал в Париже. Основной темой в произведении Ивана Алексеевича является любовь к Родине, что он мастерски смог описать в этом рассказе. Для Бунина это было как никогда актуально

В середине марта уже чувствовалось наступление весны. Иногда случались дожди. В оврагах еще были снежные сугробы, но па полях он осел. Уже видна была черная земля. Набухали почки, зацвела ива и показались первоцветы

Источник

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: