Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания
«Стрекоза и Муравей»
Автором произведения «Стрекоза и Муравей» считается Иван Андреевич Крылов. Это произведение появилось не позднее мая 1808 года. Впервые его опубликовали в печатном издании «Драматический вестник».
Но создателем этого произведения был не Крылов. Он просто переписал с другого языка на русский басню французского писателя Жана де Лафонтена «Цикада и Муравей». Лафонтен также не является автором басни, так как позаимствовал сюжет у Эзопа — греческого баснописца, жившего в 6 веке до нашей эры. Но именно Крылов сделал перевод на русский язык. Получилось произведение, которое мы знаем сейчас, и на котором воспиталось много поколений.
Популярные сегодня темы
Острое произведение писателя на знакомую ему армейскую тематику не прошло незамеченным и вызвало реакцию современной ему критики.
Иван Жилин – главный герой рассказа Кавказский пленник. Служит офицером на Кавказе. Сам небогатый дворянин, невысокого роста, но может постоять за себя.
Лизавета — это один из второстепенных персонажей романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского под названием Преступление и наказание.
У Тургенева существует огромное количество разных героев. Но самым проникновенным и жалостливым из всех является «Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение
Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский писатель-романтик первой половины XIX века. Поэт, драматург, прозаик, художник-живописец… Грани его одаренности безграничны.
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль
Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.
- Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
- Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
- Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.
Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.
Главные герои
Как и в оригинале французской басни, и коротком древнегреческом рассказе Эзопа, Крылов в «Стрекозе и муравье» намеренно отказался от большого числа персонажей. Это существенно упростило повествования, делая его понятным даже для самых маленьких детишек.
В басне 2 главных героя:
- стрекоза наслаждается теплыми днями, она веселится, танцует, живя лишь одним днём;
- муравей — упорный труженик, который в тёплые дни продолжает подготовку к зимним холодам.
Главные герои являются, своего рода аллегорией. Это не просто насекомые, а 2 диаметрально противоположных типа людей. Крылов даёт живые подробные описания каждого такого персонажа, что позволяет читателям поближе познакомиться с их характером и мировоззрением.
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника
Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:
Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом. Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето. Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.
Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев
«Стрекоза и Муравей»
В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.
- Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
- Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.
Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.
Откуда берутся стрекозы?
На мой взгляд, прекрасное раскрытие смысла этой басни показали создатели фильма «Такси блюз», созданном в 1990 году, режиссер Павел Лунгин.
В фильме действуют два главных персонажа: таксист Иван – в меру выпивающий, сильный, здоровый, знающий цену себе и своему труду, умеющий постоять за себя и спивающийся саксофонист Алексей. У Ивана есть подруга, но, по всей вероятности, желания иметь семью у него не возникает – ему и так хорошо, а чувство любви, похоже, у него просто отсутствует. У Алексея есть семья, но как у любой семьи алкоголика, там нет ладу.
Как – то довелось Ивану возить по городу «веселую компанию» подгулявших артистов. Одному из-них саксофонисту Алексею захотелось «добавить»: ну «незахорошело» еще мужику. Иван выполнил его просьбу только при предъявлении денег, причем без лишних эмоций, на что один из пассажиров сказал: «молчаливые люди с честными глазами, вы – наша надежда». Со своей честностью у них, похоже, проблем не было: в нужный момент тихим сапом «слиняли» из такси, оставив Алексея расплачиваться. Алексею это, видимо, не впервой, он тоже хитренько «утек» от оплаты услуг таксисту. Но не тут-то было. Иван запомнил название клуба, в котором должен был играть Алексей. «Накатали» артисты на приличную сумму: 62 рубля, это практически минимальная месячная зарплата советского периода (была 65 руб). Хорошо погуляли!!! Денег у Алексея уже не было. Ближние страдали от такого его поведения. Иван, до времени отдачи долга, забрал его к себе в квартиру, чтоб надежней было. Алексей, как сам он говорил, «разговаривал с Богом»: у него были какие-то спонтанные включения звучащей в душе прекрасной музыки. Все земное в тот момент просто переставало существовать: из саксофона лилось нечто неземное, влекущее куда то ввысь.
Это состояние поэты называли приходом музы. Обратимся к википедии.
Музы – в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и титаниды Мнемосимы, либо дочери Гармонии, живущие на Парнасе богини – покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами, ныне музеи. Поэты описывали эти состояния включения в своих стихах:
Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?
«Стрекоза и Муравей»
В произведении «Стрекоза и Муравей» осуждается легкомысленность и самовлюбленность. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. Басня учит быть трудолюбивыми, мудрыми, серьезными и ответственными. Кроме праздников и веселья, есть еще и трудовые будни, когда нужно трудиться, чтобы было что кушать и где жить.
Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?
Автор воспринимает Муравья, как трудолюбивого и положительного героя. Его можно ставить в пример, так как он понимает, что неправильно жить одним днем, необходимо всегда думать о завтрашнем дне.
Стрекоза вызывает сочувствие. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.
«ПОЭТ» А.С.Пушкин.
Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружен; молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, людской чуждается молвы, к ногам народного кумира не клонит гордой головы; бежит он, дикий и суровый, и звуков и смятенья полн, на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы…
Душа просыпается от какого-то внутреннего импульса: «но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется…». В моменты пробуждения- приход музы, он много работает, а далее опять тоска, вино, женщины: «тоскует он в забавах мира», «духовной жаждою томим». Все земное наскучило, неинтересно, в пустыне бездуховности прозябает душа, она жаждет прихода Духа.
Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения
Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи. Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:
Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.
Рассуждения по теме
В подтексте почти каждой строки автор описывает людские пороки. Главная мысль «Стрекозы и муравья» — дать чёткое понимание того, к чему может привести беспечность некоторых поступков. Это показано на примере главной героини. Она была недальновидна и не смогла просчитать последствия своих действий. В начале басни Стрекоза описывается как:
- весёлая певунья;
- праздная лесная жительница;
- беспечная попрыгунья.
Однако к концу сказки героиня осознаёт всю тяжесть своего положения и просит помощи. Казалось бы, её можно пожалеть, если бы не один факт. Она так и не поняла своих ошибок. В разговоре с Муравьём Стрекоза честно признаётся, что была занята «важным», с её точки зрения, делом — весельем.
Если пофантазировать и предположить, что Муравей всё же пустил к себе героиню на зиму пожить, то Стрекоза так бы и не поняла своей ошибки. На следующее лето она также бы пела целыми днями, надеясь на чью-то помощь зимой.
Именно поэтому Муравей в этой истории считается положительным персонажем. Он отказал лесной певице в приюте и вроде бы продемонстрировал чёрствость и бездушие, однако сделал это на пользу самой героине, чтобы та поняла свою ошибку.
Тема басни — важность своевременно труда. Нельзя жить одним днём, надеясь на помощь других. Нужно самим понимать, что каждое действие несёт за собой последствие. Если веселиться целый день сегодня, то завтра можно остаться голодным.
Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?
Стрекоза пришла к Муравью просить еду и кров
Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения
- Развлечения Стрекозы.
- Просьба о помощи у Муравья.
- Как он проучил Стрекозу за бездельничество?
Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:
- Что делала Стрекоза летом?
- Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
- К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
- Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
- Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
- Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
- В каких строках заключается главная мысль басни?
- При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
- На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?
При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем.
Краткий сюжет
Сюжет этой басни крайне прост, а само произведение подходит для совместного чтения родителям даже с маленькими детьми. В рассказе повествуется о стрекозе, которая летом не размышляла о собственном доме, не запасалась пищей, а проводила все дни в веселье и радости. Она насмехалась над трудолюбивым муравьем, который каждый день занимался своим жилищем, думая о том, как ему прокормиться дождливой осенью и морозной зимой.
Интересна характеристика муравья из басни Крылова. Этот персонаж предпочитает не тратить время зря, он запасается едой, укрепляя собственный дом. Зима не приносит каких-либо неудобств главному герою, он может провести несколько месяцев в своем жилище, и даже в самые трескучие морозы не страдает от холода. Когда наступает осень, стрекоза понимает свою ошибку, но ничего поделать уже невозможно, она просит у муравья приют, но получает жесткий отказ. Ее ждет неминуемая гибель, но именно такова расплата за пренебрежительное отношение к жизни.
Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?
Крылатые выражения и афоризмы из этого произведения используются даже современными людьми в разговорной речи. Это говорит о том, что данное произведение действительно интересное и поучительное. Крылатые выражения, которые можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»:
Это выражение означает проведение времени без пользы, пустая трата времени.
Данное выражение указывает на мимолетность времени. Лето — короткое и быстро проходит, а за ним быстро наступает зима.
Везде у Стрекозы было угощение. В любом месте можно поспать и поесть.
Это выражение указывает на то, что не хочется даже заниматься любимыми делами, если голодно и холодно.
Легкомысленное поведение всегда ведет к тому, что человек забывает о важных делах.
К басне «Стрекоза и Муравей» подходят такие пословицы:
Пословицы, которые подходят к басне «Стрекоза и Муравей»
Муза. Кто она?
«Муза» А.С.Пушкин
В младенчестве моем она меня любила и семиствольную цевницу мне вручила
Она внимала мне с улыбкой — и слегка, по звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами и гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной, откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
Цевница – свирель, лира. Этим своим стихом Александр Сергеевич говорит нам, что он родился гением и, с младенческих лет, его вела по жизненным ситуациям иерархия Сил Света. Ее он, по всей вероятности, и называет музой. Писать (басни, эпиграммы, пьески и т.д.) Пушкин начал с шести-семи лет. Это первый этап включения его души в творческий процесс. У каждого человека это включение происходит в разное время жизни, важно заметить и развивать. Предполагается, что с раннего возраста он был открыт на тонкий мир, то есть получал информацию из мира психосферы: астрально – ментального. Много произведений душевных (соответственно тем планам бытия, на которые было открыто его сознание, из которых он и получал информацию) им было создано. Александр Сергеевич исследовал природу и много писал о ней и описывал разные аспекты чувств человеческих, не очень высоких: «в заботах суетного света он малодушно погружен»… «Тоскует он в забавах мира»…Его гению все это наскучило, его душа помнит Свет того мира, откуда она пришла. Задача гения более высокая: выход в духовный мир и с его высоты освещать все текущие события мира дольнего и выводить души окружающих в мир горний: «глаголом жги сердца людей», то есть покажи им Свет того мира и проход в него.
«Дается всем на Путь святое право, не всем хватает силы в восхожденьи».
Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы
Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»:
- Можно слова произведения пропеть. Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
- Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
- Представляйте события, которые описываются в басне. Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
- Также можно повторять четверостишиями. Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.
Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.
А как это происходит в жизни?
Обратимся к Священному Писанию.
Как известно из Ветхого Завета, Господь разделил человечество на 12 племен и каждому племени дал свой талант – дело жизни. В Новом Завете сказано, что у Господа было 12 самых близких и преданных учеников – Апостолов, разных по качествам своего характера, каждый из которых соединен с землянами каналом связи определенной частоты. Каналы эти проходят через сердце, духовный мир и энергоструктуры каждого рождающегося на земле человека:
«1.Апостол Андрей Первозванный, ему присущи такие качества как Мужество, Сила духа, Стремление к победе.
2.Апостол Павел – Непоколебимость, Упорство, Стремление к совершенству.
3.Апостол Симон Зилот – Генерация энергии, Равновесие, Духовная дисциплина.
4.Апостол Фома – Взаимопомощь, Единение, Сотрудничество.
5.Апостол Иоанн – Самоотверженность, Покровительство слабым, Преданность.
6.Апостол Варфоломей – Мудрость, Справедливость.
7.Апостол Иуда, брат Иакова – Чистота знания, Цельность, Благодарность, Единение с Богом,
8.Апостол Иаков Зеведеев – Быстрота мышления, Практическое применение знаний.
9.Апостол Матфей – Доверчивость, Беспристрастие, Интуиция.
10.Апостол Филипп – Творчество, Самореализация.
11.Апостол Петр – Крепость Веры, Беззаветное служение.
12.Апостол Иаков Алфеев – Артистичность, Целенаправленность, Гармония.
А сам Господь наш Иисус Христос соединил в себе все вышеперечисленные качества в одно: Всеобъемлющую Любовь к Богу и Его творению». (О.В.Асауляк)
Человечество, по всей вероятности, с подсказки Высших Сил, которые нас обучают Законам Жизни, разделило время обращения Земли вокруг Солнца: зима, весна, лето, осень — год, на 12 месяцев. Кто-то выделил доминирующие черты характера людей, рожденных в конкретном месяце в течение года, на уровне психики человека. Современные мистики дают эту информацию с более высокого уровня – духовного. Гении и Святые всех времен и народов, по крайней мере, те, которые оставили свои труды или учеников, рассказавших о них, были ведомы с духовных планов конкретными Апостолами, близкими с ними по качествам души, либо другими высокими сущностями духовного мира, в свою очередь, ведомыми Апостолами.
Помните, «во время болезни Матери Терезе Калькуттской (тогда еще просто сестры Терезы) снизошло видение, в котором она увидела себя на Небе стоящей перед Святым Петром. Между ними состоялся диалог.
« — Зачем ты пришла сюда? — спросил ее Святой Петр. – Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь?
-Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из трущоб,- ответила ему монахиня». И посвятила этому служению всю свою последующую жизнь в физическом мире.
🗹