Человек и природа в повести Александра Ивановича Куприна «Олеся»


Сюжет произведения

Барин Иван Тимофеевич приехал в глухую деревушку Переброд на окраине Полесья. На одной из охотничьих вылазок он заблудился и набрёл на одинокую неказистую хату, в которой жила ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей — привлекательной темноволосой девушкой двадцати пяти лет, которая сразу же очаровала барина своей простой и естественной красотой.

А. Куприн Олеся

Их встречи стали регулярными. Олеся провожала его через болота, демонстрируя по пути свои сверхъестественные способности — резала и залечивала заговором крови его руку, заставляла спотыкаться на ровном месте. Рассказала девушка и судьбу барина: влюбится он в темноволосую трефовую даму и невольно навлечёт на неё страшное горе.

Чуть позже несколько дней Иван Трофимович не приходил к Олесе из-за болезни. Но временная разлука только подтолкнула влюблённых признаться друг другу в чувствах. Разговоры о замужестве смущали Олесю, ведь способности у неё якобы от нечистой силы, а невесте обязательно нужно будет венчаться. Наконец, она решилась и посетила церковную службу в честь праздника. Собравшийся народ не мог спустить ей с рук это кощунство — ведьма пришла на святое место. Олеся чудом вырвалась от беснующихся баб, пообещав расплатиться.

В последнюю встречу Олеся стала прощаться с Иваном Тимофеевичем, но он не верил, что они расстанутся навсегда. Той же ночью град перебил в деревне весь урожай. Обвинили, конечно, ведьм. Утром барин опрометью поскакал к лесной избушке, но Мануйлиха и Олеся уже успели сбежать.

Проблематика повести

Тема человека и природы поднимается в произведении наряду с целым перечнем социально-нравственных проблем. Каждая из них проиллюстрирована Куприным с помощью конфликтов и выразительных персонажей.

В качестве основных проблем можно выделить следующие:

Олеся трагическая любовь

  • Трагическая любовь. Взаимные чувства безродной девушки и барина-дворянина. Они слишком разные — дитя природы и городской человек. Он не может остаться в Полесье, а она, если и согласится переехать в город, долго там не продержится.
  • Одиночество. Мануйлиха и Олеся вынуждены жить вдали от всех, в «хромой и печальной» избушке на болоте. Но одиноки они потому, что все в деревне обозлились на них, за своих не принимают, гонят, винят в любой случайной беде.
  • Нетерпимость. Люди боятся того, чего не понимают. Сверхъестественные способности Мануйлихи и её внучки вселяют в людей ужас перед необъяснимым. Страх настолько сильный, что старушку вместе с девушкой прогнали взашей, а «проклятое кубло» — их дом — разнесли в щепки.
  • Жестокость. Считалось, что ведьмы получают силы от дьявола, поэтому, когда Олеся отстояла службу в церкви, бабы буквально остервенели, уже на улице накинулись на неё толпой, избили, изорвали платье, хотели опозорить, измазав дёгтем.
  • Корысть. Иван Тимофеевич взывал к милосердию урядника, чтобы тот не выселял из избушки несчастных женщин. Урядник отказывался, ссылался на служебные обязанности и закон, но, получив дорогой подарок, тут же забыл о своих принципах.
  • Образование. В целой деревне не было ни одного грамотного человека. Даже староста не мог прочитать, под какими документами ставил печати. Ярмола просил барина научить его писать, чтобы хоть кто-то умел расписаться за всех.

Популярные сочинения

  • Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект
    Одним из центральных героев, показанных в произведении, является Пирогов, который служит поручиком и приходится другом другого персонажа – Пирогова.
  • Печорин — странный человек сочинение
    Печорин главный литературный герой произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорина действительно считали странным человек, но это было связано лишь с тем, что его поступки никто не мог понять
  • Сочинение Что я люблю
    Отношение к жизни, событиям, конкретному человеку у каждого свое. Это связано с тем, мы имеем право на свободу слова и мыслей, наделены индивидуальным мировоззрением.

Образ Олеси

Главная героиня повести, девушка Олеся, неразрывно связана с природой. Она выросла вдали от цивилизации, никогда не была в крупном городе, не умеет читать и писать. При этом человек она энергичный, с сильным характером, добрый по натуре, но и способный постоять за себя. Рассказчик признаёт, что гордость и независимость воспитал в ней полесский бор.

Образ Олеси

Олеся не боится жить среди топких болот в окружении леса она прекрасно ориентируется. Здесь её дом, её стихия, её мир. Даже жилище у них с бабушкой подчёркнуто сказочное — избушка на курьих ножках (т. е. на сваях, чтобы не затопило в половодье). Олеся любит и жалеет животных, что наглядно демонстрируется в сцене, когда она приносит в хату маленьких голодных зябликов и сажает на печку, туда, где уже живут скворцы.

Девушка безграмотна, общается практически только со своей бабушкой, но её всё равно нельзя назвать глупой. Ей открыты «бессознательные, инстинктивные, странные знания, которые часто опережают науку, смешиваются с суеверием и хранятся в народе как величайшая тайна».

Способности заговаривать кровь и предвидеть будущее у Олеси от природы, а вовсе не от дьявола, как она искренне считает.

Девушка руководствуется не научными знаниями, не чужим мнением, а интуицией, природным чутьём, собственными ощущениями. Этого ей более чем достаточно, чтобы жить в радости, идиллию нарушают только люди (деревенские жители обвиняют в любой беде, урядник грозит отправить бабушку по этапу, даже главный герой ненароком навлекает на Олесью несчастье).

Рассказчик упоминает, что облик прекрасной ведьмы навсегда слился в его памяти с природными образами: «пылающими вечерними зорями», пением птиц, «благоухающими ландышами и медом утрами». И красота, и любовь Олеси чисты, естественны. Она так далека от жеманства, кокетства и расчётливой хитрости.

Столкновение двух миров

Конфликт Олеси и Ивана

Конфликт — один из лучших способов раскрыть в произведении конкретную проблему. Прямого противостояния между Олесей и Иваном Тимофеевичем в повести, конечно, нет, но через их взаимоотношения можно отчётливо увидеть столкновение двух полярно противоположных мировоззрений.

Они выходцы из разных сред с совершенно разным воспитанием. Он не понимает её мистического ужаса перед таинственными силами, неотвратимостью судьбы и удивляется, как ей не страшно жить вдали от людей, а она ни за что бы не променяла родную глушь на светский Петербург. Кроме того, противопоставление можно заметить также в некоторых других обстоятельствах:

  • Иван Тимофеевич занимается литературным искусством, а Олеся — девушка совсем необразованная, безграмотная;
  • он проводит досуг на охоте, убивает животных от скуки, а она любит птиц и зверей, жалеет их, признаёт, что им тоже хочется жить;
  • свои необычные способности она объясняет мистикой, а он пытается найти им научное обоснование.

Олеся от природы неотделима, и это понимают оба. Крупный город для девушки — страшное место. Говоря о городской жизни, Иван Тимофеевич обличает всю её противоестественность. Возможно, именно Олеся помогла ему посмотреть на давно привычный мир с нового ракурса, увидеть его неприглядную сторону: людям в городских «маленьких конурках» тесно, душно, некоторые и вовсе подолгу не видят солнца, живут в сырых подвалах, заперты в квартирах, «точно птицы в клетках».

Рассказчик не может представить, как милая полесская ведьма будет вести светские разговоры в гостиной, наряжаться в модные платья. Вежливое лицемерие, тонкие порядки высшего общества ей чужды, непонятны. Вырвать Олесю из лона природы и перевезти в город — значит погубить собственными руками, всё равно что подрубить корни дереву.

Через образ Олеси Куприн показывает, что человек, живущий с детства вдали от цивилизации, избегающий общества людей, не обученный светским манерам — это необязательно бестактный дикарь и невежа. Жизнь в единении и гармонии с природой дарует знания, которые нельзя получить из книг, и умения, которые трудно объяснить, даже владея ими.

При всей своей необразованности и нелюдимости Олеся выросла с чутким, добрым и смелым сердцем, с пытливым и острым умом.

Мир природы и человеческих чувств в повести а. и. куприна «олеся»

Природа в произведениях а. и. куприна

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ. В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, ра­зоблачали сами основы общественных отношений.

Высказывая ре­шительный протест общественному злу и насилию, писатели и по­эты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представи­телей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств.

Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большин­стве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимисти­ческое мировидение.

Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести «Оле­ся», побуждали его к поискам идеала некоего «естественного чело­века» .

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологи­ческого анализа.

Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрожде­ния всего русского народа.

Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологи­ческий портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, от­ражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Оле­си, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами «высокая брюнетка лет около двадцати—двадцати пяти», которая «держалась легко и стройно».

«Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным «дивчатам», «лица которых под уродливыми повязками, прикры­вающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однооб­разное, испуганное выражение».^С мастерством настоящего психо­лога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, ав­тор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сход­ны в одном — на них словно бы лежит печать общего неблагополу­чия, а как следствие — духовной опустошенности.

И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостно­стью жизни, не могут и не хотят понять и принять «лесную колду­нью» Олесю, называя «ведьмой», «чертовкой», обвиняя ее и ее баб­ку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жите­ли (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах.

А Олеся — де­вушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по- настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она мо­жет даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сер­дце, ее чувства и убеждения.

Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармонич­ным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу не­замутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчи­нено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасно­го нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа жи­вет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жиз­нью. И главное в этом мире — абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы.

Да и сама природа оживает под пером писателя: «сердито пенясь», бегут ручейки, «быстро вертя щепки и гусиный пух », в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с « круг­лыми, точно крутящимися, белыми облаками», «звонкие капли» сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а во­робьи кричат «так громко и возбужденно, что ничего нельзя… рас­слышать за их криком».

Повсюду в мире природы чувствуется «ра­достная, торопливая тревога жизни».

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеоб­разным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъем­лемой его частью.

Таким богатым внутренним миром, чистой и свет­лой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и «весеннюю грусть, сладкую и нежную, ис­полненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий».

И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни ге­роев.

Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они за­бывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается «в какую- то волшебную, чарующую сказку».

«Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мра­ка неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газо­вые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес со­сновых ветвей… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса».

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обре­чена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей уми­рают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь.

Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Приро­да чувствует неминуемое горе и разражается грозой: «Молния бли­стала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты».

И словно в подтверждение свершив­шейся непоправимой беды, «в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты». Казалось бы, разъяренная «громада» побеждает.

Но на самом деле у нее нет сил победить на­стоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точ­ностью, ясностью и благородной простотой преображения психоло­гической жизни людей. Он обладает простым и удивительно муд­рым волшебством слова.

Мастер языка, мастер сюжета и компози­ции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писа­тель оставил нам наследие, которое по художественному уровню яв­ляется достойным образцом русской классики.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: