Басня «Свинья под Дубом»: автор, текст
Басня «Свинья под дубом» написана Иваном Андреевичем Крыловым, выдающимся баснописцем, публицистом, поэтом, издателем и автором сатирических журналов. В целом, за писателем числится более 236 поучительных произведений, которые были опубликованы в специальных литературных сборниках. Вот текст этой басни:
Басня «Свинья под Дубом»
Мораль басни «Свинья под Дубом»: своими словами
Мораль басни «Свинья под Дубом»
Можно сказать, что автор старается приучить читателя не относиться к вещам чрезмерно грубо и уметь ценить блага. Вот подробнее мораль басни «Свинья под Дубом» своими словами:
В понимании автора только недалекие люди станут ругать науку. Поскольку всякий мыслящий человек понимает, что именно ее развитию он обязан всем тем, что имеет. Именно знание несет свет. А невежество, в данном случае, тьма.
Не стоит быть такими неблагодарными, как главная героиня басни. Можно сказать, что уничтожая дерево, она «рубит сук, на котором сидит». То есть лишает себя дальнейшего пропитания по собственной глупости. Крылов пытается показать, что нужно быть благодарным к дарам (как природы, так и науки), и никогда не стоит губить то, что не было тобою сделано.
Стоит отметить, что басня является актуальной и поныне. Ведь даже в эпоху научно-технического прогресса, человек все равно относится к благам потребительски, он не ценит того, что имеет, до тех пор, пока окончательно не утратит это.
План к басне «Свинья под Дубом»: пункты
Басня «Свинья под Дубом»
План обычно нужно для написания сочинения. Также он может понадобиться для рассказа по содержанию произведения. Вот план к басне «Свинья под Дубом» — пункты:
- Свинья наедается желудей и засыпает.
- Она просыпается и начинает подрывать корни дуба.
- Свинья говорит, что не видит проку в дереве, ведь толстеет от желудей.
- Появляется Ворон, который пытается образумить Свинью, но у него не получается.
- Сам Дуб указывает Свинье на ее ошибку.
- Мораль.
Теперь, при помощи этого плана, вы сможете пересказать произведение и вам будет даже легче его запомнить и выучить наизусть.
Главная мысль
Важнейшая мысль заключена в последних четырех строках басни. Справедливый баснописец хотел обличить недалеких людей, которые не смотрят дальше собственного носа.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.
Чему учит басня «Свинья под Дубом»: рассуждение
Басня «Свинья под Дубом»
Басня учит тому, что не стоит считать напрасными и никому не нужными плоды любой науки либо знания, только лишь потому, что ты их не понимаешь. Можно сказать, что подобный мотив можно заметить и в басне этого же автора «Мартышка и очки», где обезьяна ругает очки и разбивает их, поскольку не видит в них смысла. А на самом деле просто не умеет ими пользоваться. Вот еще рассуждение, чему учит басня «Свинья под дубом»:
Касательно свиньи в этой басне, можно отметить, что один раз вкусив плоды, она больше не видит смысла в дальнейшем использовании дерева, то есть, думает, что оно «одноразовое» и пытается сгубить его. Не понимая, что дерево каждый год будет приносить очень много плодов, которые прокормят не только ее, но и других животных, что живут поблизости.
Так же и в жизни – один невежда своим поступком может испортить жизнь и лишить ресурсов множество людей, поскольку заботится только лишь о своей сытости и не понимает, что все в этом мире приносит куда больше пользы, чем кажется на первый взгляд – нужно лишь приглядеться и задуматься.
Сюжетная линия
Произведение представляет собой иронический рассказ. Идеей написания стали жизненные проблемы, о которых в то время говорить открыто запрещалось. Действующими персонажами басни являются ворон и свинья. Автор представил образы с противоположными характерами, выступающие в роли порока и добродетели. С этим произведением дети знакомятся на уроках русской литературы в 5 классе.
История создания начинается с эпизода жизни свиньи, которая нашла ветвистый дуб с большим количеством желудей. Она начинает их есть. После отдыха она принимается рыть корни и искать новую пищу.
Ворон сидел на макушке дерева и все это время пристально наблюдал за действиями свиньи. В басне птица представлена как здравомыслящий персонаж. Такая характеристика помогает доказать читателям, что на любое глупое существо найдется умное и подскажет, как правильно поступить. Главное — это уметь слушать.
Ворон делает замечание свинье о том, что ее рытье может навредить всему дереву. Поврежденные корни высохнут, и дуб полностью погибнет.
Свинья не хочет слушать пернатого и говорит, что какова дальнейшая судьба дерева, ей вовсе не интересно. Она хочет есть и будет продолжать свои действия. Животное не осознает, что под высохшим дубом она больше не сможет полакомиться желудями.
Если разбирать произведение подробно и по плану, то можно увидеть, что эта история описывает особенность значения каждой мелочи в жизни человека.
Посредством аллегории и представленных образов писатель хочет донести до читателей, что нельзя губить начало. Благодаря использованию художественных приемов, баснописец аллегорически изображает людей, которые не желают принимать научные труды, но при этом используют их результат в жизни, не чувствуя при этом угрызений совести и благодарности.
Шутливая форма описания содержит в себе мораль. Говоря своими словами, басня «Свинья под дубом» — это олицетворение невоспитанности и примитивного мышления. А также в произведении высмеиваются и другие общественные пороки, например:
- Эгоизм.
- Невежество.
- Скудоумие.
- Жадность.
Люди, которые думают только о себе, не понимают, какой вред причиняют своими действиями окружающим.
Образ животного, который помогает раскрыть мораль басни «Свинья и дуб», представлен автором как наглый, упрямый и некультурный персонаж, думающий только о своем брюхе.
Вопросы по басне «Свинья под Дубом»: пункты
Учитель часто использует вопросы, чтобы проверить, как ученики выучили материал дома. Дети должны дать правильные ответы. Вот вопросы по басне «Свинья под Дубом» по пунктам:
- Кто пытался предостеречь Свинью от ее действий?
- Что именно ела свинья на дереве?
- Что высмеивает Крылов в данной басне?
- Применима ли мораль басни в современном обществе?
Прочитайте басню и вы сможете без труда ответить на все эти вопросы, а значит, будете подготовлены к уроку.
Рисунок свинья под дубом, поэтапно карандашом
- Рисуем дуб. Сначала ствол из двух полос и пушистую верхушку.
- Прорисовываем листья, ветки на дубе.
- Добавляем детали к дереву, прорисовывая листву и кору дерева.
- Переходим к свинье. Рисуем пятачок, от него продольные линии мордочки. Дорисуйте глаз и ухо, согласно схеме.
- Добавьте линию туловища, дорисуйте ноги. Пририсуйте свинке хвостик.
В басне отлично подобраны герои: мудрый Ворон, Свинья, не видящая дальше носа ничего и старый Дуб. Читайте детям поучительные басни, обращая внимание на глубокую мораль.
Главная мысль басни «Свинья под Дубом»: объяснение
Басня «Свинья под Дубом»
Главная мысль в басне может быть выражена одним словом, фразой или своими словами каждого читателя. Например, в творении «Волк и Ягненок», основным ключевым моментом является фраза: «у сильного всегда бессильный виноват». Давайте разберем в чем заключается главная мысль басни «Свинья под Дубом»:
- Нужно ценить то, что есть и при этом заботиться о других.
- Никогда не стоит рушить и осуждать то, чего человек не понимает и в чем не разбирается. Мало того, не нужно ломать то, что не тобою выращено либо построено.
- Невежественный человек, как правило, не понимает, что он делает, уничтожая то, чьи плоды он мог бы вкушать еще долгое время. Причем, речь не только о желудях. Автор осуждает потребительское отношение ко всему – обществу, искусству, науке. Ведь подобные «свиньи» существуют в любой сфере жизни. И если они сами не осознают своих поступков, то страдают от этого совершенно неповинные люди.
- Наука дает человеку множество благ. Но грош цена человеку, если он не видит, не понимает этого.
- Автор осуждает человеческую неблагодарность во всех ее проявлениях.
Не нужно жить только лишь в свое удовольствие, только лишь набивая желудок и не задумываясь о последствиях своих действий. Многие из них могут быть поистине губительными по причине слепого невежества. Незнание, как говорится, не освобождает от ответственности.
История создания басни «Свинья под Дубом»: факты
У каждого литературного произведения есть история создания. Одни авторы публиковали раньше свои творения в журналах, другие — просто давали почитать своим знакомым, и потом произведение начинало свою жизнь. Вот история создания басни «Свинья под Дубом» — факты:
Это творение было написано И. А. Крыловым в 1823 г. и впервые напечатано в газете «Северная пчела» за 1825 г. В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.
Крылатые выражения из басни Крылова «Свинья под Дубом»
Басня «Свинья под Дубом»
Многие фразы из разных произведений используются в нашей речи до сих пор. К примеру, вот крылатые выражения из басни Крылова «Свинья под Дубом»:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут».
На самом деле, устами дерева говорит прямая мораль басни. Прежде чем губить что-либо, следует задуматься, не прекратятся ли при этом получаемые блага.
«Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Автор говорит, что человек глупый, недальновидный, не понимает, что нужно относиться к источнику благ бережно. Мало того, он даже не может увидеть, что они могут закончиться в связи с гибелью «кормильца».
Суть басни
Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:
- Эпитет — «дубом вековым».
- Просторечие — «глаза продравши».
- Возвышенная лексика — «корни обнажишь».
- Обращение — «могла поднять ты рыло».
Мораль «Свинья под дубом» высмеивает тему эгоизма. Некоторые не замечают других вокруг себя и пользуются благами, которые предоставляет природа, самостоятельно, при этом ругая и упрекая других.
Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.
Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.
Что высмеивает басня «Свинья под Дубом»?
Басня «Свинья под Дубом»
Можно сказать, что творение высмеивает «излюбленную» тему Крылова – человеческое невежество. В данном случае речь идет о совершенно слепой глупости без малейших проблесков.
Конечно же, любой глупец слеп – и обезьяна, которую Медведь из «Зеркало и Обезьяна» пытался научить прежде глядеть на свои недостатки, чем пытаться унижать других, и Свинья, которая пыталась погубить дерево, дающее ей желуди. В данном случае речь идет об одном качестве, только о разных его проявлениях. Вот еще объяснение, что высмеивает басня «Свинья под дубом»:
В эпоху баснописца людей, которые отрицали знания и науку, было очень много. Однако это еще не беда, а ее половина. Главное, чтобы люди не делали поспешных выводов и действий – тех, которые негативно отразятся на всем обществе. Осуждая что-либо, следует прежде задуматься, компетентен ли критик в этом вопросе, и действительно ли то, что он осуждает, бесполезно?
На самом деле, в большинстве случаев это не так. Просто далеко не все способны мыслить шире и смотреть на что-либо с разных углов. Что же касается отрицательного отношения к разного рода знаниям, оно формируется не потому, что наука не имеет проку, а поскольку людьми правит банальная лень.
Конечно же, невежды этого не признают. А считают, что именно ученье виновато в их бедах. Разумеется, виновато не оно, а его отсутствие. Кроме этого, если самому человеку не нужны какие-либо блага, не стоит думать, что они также не нужны и окружающим. Поэтому, уничтожая что-либо по причине личной неприязни, стоит задуматься: «А нет ли смысла отставить это в покое? Да, мне это не нужно. Но что, если этим могут воспользоваться другие люди? Что если они извлекут из этого пользу? В конце концов, я не один живу на свете».
Свинья под дубом читательский дневник, краткое содержание
Свинья объелась желудями, которые лежали под огромным старым дубом. После сытной трапезы она улеглась под деревом спать. Проснувшись, решила рылом подрыть могучему дубу корни. Это увидел Ворон, сидевший на дереве. Он предупредил хрюшку, что дерево может засохнуть и погибнуть, если обнажить корни. Свинья сказала, что это ее волновать не должно, потому что мало толку от дуба. Пусть засыхает, главное, чтобы были желуди, которые она ест. Тогда рассердился дуб и призвал свинью поднять рыло вверх и обратить внимание, откуда падают ее любимые желуди.
Характеристика героев басни «Свинья под Дубом»: описание
Басня «Свинья под Дубом»
В любой басне персонажей обычно немного. Пару героев отлично раскрывают суть и главную мысль творения, которую хотел донести до читателя автор. Вот характеристика героев басни «Свинья под Дубом» — описание:
Свинья:
- Представляет собою слепого глупца того времени.
- Он пребывает в темном царстве глупости, не желает развиваться и вникать в суть, не прислушивается к голосу здравого смысла.
- Подобный невежда живет потребительскими инстинктами, не задумываясь, как о собственном завтрашнем дне, так и о будущем человечества.
Дуб:
- Можно сказать, это отпрыск Матери-Земли.
- Кормилец, что дает блага бескорыстно. Единственное, что ему нужно для существования – это уважительное отношение.
Ворон:
- Голос здравого смысла невежды.
- С одной стороны, приятно, что он все-таки возникает (значит, все не совсем запущено).
- Только вот плохо, что Свинья игнорирует его призывы задуматься и остановиться.
- Это означает, что невежда чувствует себя даже выше всяческого рода смыслов, а точнее, он всегда действует вразрез с голосом разума и логикой.
Всего 3 героя, а как ярко и со смыслом передает автор свою мысль тем, кто читает.
Главные герои
В поучительной басне Ивана Андреевича Крылова можно выделить три ключевых персонажа:
1) Свинья – необразованная, прожорливая, глупая и жадная. Объедается желудями, но даже не задумывается, откуда они взялись. Думает только о личной выгоде, живет одним днем.
2) Ворон – дальновиден и умен. Думает о будущем, пытается образумить невежду-Свинью.
3) Дуб – старый молчаливый мудрец. Хранитель многовековых знаний и традиций.
Читайте по теме:
Здесь можно посмотреть другие басни Крылова для читательского дневника.
Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса
Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса
Басня Крылова «Свинья под Дубом»: жизненные примеры
Жизненный пример из басни «Свинья под Дубом»
На основании жизненных примеров, легче понять суть произведения. Они помогают при помощи каких-то событий из нашей обычной жизни, увидеть, что поведение персонажей басни было идентичным. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Свинья под Дубом»:
Пример 1:
Несмотря на то, что многие наши ровесники предпочитают шумные тусовки и клубы, мы с друзьями несколько старомодны. Каждые выходные мы ходим на природное урочище в черте города, чтобы пожарить там шашлыки, поиграть на гитаре, в бадминтон и просто отдохнуть от учебы.
У нас своя, сложившаяся компания, и любимые места. Вот и в это воскресение мы пошли туда вшестером. Точнее, всемером — поскольку за нами увязался Степка — Катин младший брат. Конечно же, большинство из нас понимает, что, находясь на природе, нужно соблюдать чистоту. А вот наш новый знакомый был не приучен к этому.
За ним приходилось постоянно присматривать и одергивать его, когда он бросал на траву бумажку от конфеты, упаковку от жвачки, недоеденную куриную ножку либо пластиковую бутылку от газировки. Мысли об известной басне и аналогии со свиньей возникли практически сразу же.
Пример 2:
Мы с моей подругой и ее младшей сестрой Соней пошли гулять. Сами того не замечая, увидели, как зашли очень далеко. Лесок кончился, а за железнодорожной станцией показались дома какой-то деревеньки. Конечно же, исследовать ее было не лучшей идеей, но мы были свято уверены, что с нами ничего не случится.
Внезапно Соня увидела, что из-за забора торчит внушительная виноградная лоза и заявила, что хочет винограда. Мы подумали – с одной стороны, это не наш виноград, а чей-то. Но мы ведь не лезем в сад, ветка растет уже с улицы. Поэтому мы разрешили ей аккуратно сорвать несколько гроздей. Но она маленькая проказница, подбежала и с яростным криком сорвала практически всю ветку. Конечно же, наделала много шума.
Выбежала хозяйка и выругала нас. Теперь благодаря этому маленькому «поросенку» мы не можем и на пушечный выстрел туда подойти. А если бы сорвали аккуратно, то могли бы лакомиться виноградом каждые выходные.
Пример 3:
Сашка ненавидит математичку, потому что данный предмет ему не дается совсем. Тем не менее, ему никогда не приходила мысль о том, что возможно Марья Сергеевна – не такой уж плохой человек, а ему следовало бы лучше заниматься. Либо обратить внимание на иные дисциплины, к которым есть склонности. Но считать, что математика не полезна, только потому, что у тебя гуманитарный склад ума – это глупо.
Такой пример также имеет отношение к басне, так как человек поступает неправильно по отношению к себе.
🗹