В книге Л. Н. Толстого «Война и мир» война противопоставляется мирной жизни, но с её помощью герои показывают свой нравственный облик. В романе описаны три главных сражения – Шанграбенское, Аустерлицкое и Бородинское, а также судьбы четырёх разных семей. Это роман-эпопея, который отражает исторические события, тенденции исторического процесса, элементы психологии, характеристику личных качеств человека. Для целостного понимания произведения важен анализ сражений «Войны и мира».
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Военные действия в тексте описывал профессионал
Все военные действия в «Войне и мире» описаны безупречно с точки зрения офицера XIX века, каковым Лев Николаевич и являлся. Он участвовал в качестве офицера-артиллериста в Крымской кампании против англичан и французов, произошедшей всего спустя полвека после описанного Толстым нашествия Наполеона на Россию в 1812 году. Неслучайно роман «Война и мир» после выхода в свет хвалили за достоверные описания баталий многие отечественные боевые офицеры.
Война в восприятии героев
Для главных героев романа война стала тяжелым испытанием, но это испытание привело их к смене идеалов, познанию настоящей жизни. Понять отношение героев к войне и роль войны в жизни каждого из них поможет таблица «Война 1812 года в романе «Вона и мир».
Герой | Отношение к войне | Роль войны в судьбе |
Андрей Болконский | Андрей, узнав о наступлении на Россию, просит перевести его на Западный фронт, прямо в полк. Хотя он получил предложение остаться рядом с государем, герой не принял его, чем навсегда закрыл себе выход придворный мир. Но это нисколько не тревожило Андрея. Чувство патриотизма, стремление защищать Родину взяло верх. | Он понял, что тот самый героизм, которого он жаждал в начале романа проявляется в простых вещах, что каждый солдат и есть герой. Андрей не вернулся с войны, но погиб, осознавая счастье в жизни, найдя свое истинное призвание. |
Пьер Безухов | Героя охватило желание стать простым солдатом, отдать войне силы. | С наступлением войны поменял свое представление о состоянии, захотел отречься от него. Быть простым солдатом для него представилось высшей ценностью, хотя он и не был обучен военному делу. |
Наташа Ростова | Наташа искренне переживает за свою страну и за любимых людей. Она готова на многие лишение и самопожертвование. | На Наташу вона оказала очень большое влияние. Она выхаживала раненого Андрея с большой любовью и самоотверженностью. Но война забрала у нее любимого человека, а потом отняла еще и дорогого сердцу брата. Но даже после этого Наташа не смогла думать только лишь о себе, все силы она бросила на уход за больной матерью. |
Хотите узнать, что думали в XIX веке про Бородинское сражение – читайте «Войну и мир»
В тексте книги Бородинскому сражению посвящено более двадцати глав, причем как ведению боевых действий, так и событиям после сражения. До наших дней дошли воспоминания советских солдат и офицеров, которые в тяжелые моменты Великой Отечественной войны, между кровопролитными схватками с фашистами, читали в окопах и землянках «Войну и мир», сцены Бородинского сражения, и эти страницы порой казались им взятыми не из художественного произведения, а словно из дневников реальных участников Бородина.
Кстати, сам Лев Николаевич не раз беседовал с участниками Бородинского сражения, записывал в подробностях не только боевую обстановку, но их впечатления, переживания, любые рассказанные детали. И из этих самых, казалось бы, незначительных подробностей того прошлого Толстой собрал не только фактуру Бородинского сражения, но и то, что в тот момент думали и переживали его участники. И не только русские – Лев Николаевич описал момент, как под Бородино Наполеон, видя усыпанное трупами поле сражения, и поняв, что русская армия все равно не разбита им, начинает осмысливать: генеральное сражение, как и сама война – не выиграно.
Героический образ Багратиона
Генерал понимал, что успех отступления всей русской армии зависит от того, сумеет ли его семитысячный отряд остановить на время 20 тысячное войско князя Мюрата. Его смуглое волевое лицо выражало спокойствие и невозмутимость. Князь Болконский пытался прочитать, что кроется за холодным взглядом славного командира.
Болконский докладывал спешно, пытаясь передать свои опасения и тревогу. Багратион слушал сосредоточенно с полузакрытыми глазами, как будто уже все это знал, отвечал протяжно четко, с расстановкой произнося каждое слово. Торопиться, мол, некуда, ребята. Рядом разорвался снаряд. Генерал повел себя так, будто произошло событие, не стоящее внимания, только поправил на боку саблю, подаренную некогда Суворовым.
Багратион под огнем противника объезжал русские позиции, чтобы свои присутствием успокоить и ободрить солдат. Он приказал батальонам, защищавшим батарею, перейти на правый фланг, там уже началось отступление, драгуны не выдерживали натиск французов. Слева в лесу слышалась частая ружейная трескотня.
Генерал понял, что контроль над сражением утерянный, но благодаря своей невозмутимости и спокойствию, ему удавалось сохранять самообладание солдат. Приказания уже не отдавались командованием, приходилось делать вид, что все происходящее вокруг является закономерным следствием продуманных действий.
Наступил решающий момент, офицеры не могли четко оценить ситуацию, сосчитать людей. Внизу активизировались французы, надо было отбить очередную атаку. Багратион лично возглавил солдат и бросился вместе со всеми в атаку с призывным «Ура»!
Пьер Безухов и маршал Даву
Один из самых коротких, но важных моментов в «Войне и мире» – это почти безмолвный (не считая короткой реплики Пьера) обмен взглядами между Пьером Безуховым, схваченным в пылающей Москве по подозрению в том, что он – один из поджигателей, и одним из сподвижников Наполеона, который принимал участие в контроле положения французской армии в Москве, – маршалом Даву.
Даву просматривал список, где стояли вместо имен лишь номера тех, с кем французы собирались расправиться, считая их преступниками. Но когда Пьер окликнул Даву и тот посмотрел ему в глаза, и поняв (вернее – поверив), что Пьер – вовсе не преступник, сохранил ему жизнь. Так Толстой описал в книге многие ситуации, которые наверняка происходили на самом деле, но объяснял он их не с исторической, а скорее психологической точки зрения.
Трусливый поступок Жеркова
Правый фланг отряда Багратиона благополучно отходил через овраг, прикрываемый шестым егерским полком и батареей Тушина. Левому флангу грозила гибель от превосходящего числом врага. Багратион послал корнета Жеркова с приказом к командиру левого фланга отступать немедленно.
Бравый корнет, ранее отличающийся необузданным характером и хулиганскими выходками, резво погнал лошадь в сторону бойкой стрельбы. Едва отъехав от генерала, Жерков почувствовал непреодолимый страх гибели. Там, куда он направлялся, слышались взрывы снарядов и шквал ружейных выстрелов.
Корнет свернул лошадь в лесную чащу, делал вид, что ищет генерала в тех местах, в которых начальства и не могло быть в тот опасный момент. Поэтому приказ Багратиона об отступлении передан не был, что имело губительные последствия для конницы и пехоты, составляющей левый фланг. Пока генералы ссорились и принимали решение самостоятельно о наступлении и отступлении, французы их атаковали, отступать было поздно.
Потом два раза Жеркова посылали в батарею Тушина, но трусливый корнет ни разу не передал приказ об своевременном отступлении.
Как впервые реагировали на боевые действия новобранцы
В первой же сцене боевых действий, описанной в романе, показано, как молодой Николай Ростов, поначалу стремившийся в атаку, получив ранение в руку, не пугается, а скорее теряется. Как еще несмышленый ребенок. И, видя приближающихся к нему неприятельских солдат, размышляет, что они вовсе ему не угрожают, а наоборот, должны помочь. Ведь почему они должны его убивать?.. Это вовсе не трусость с его стороны, а лишь психологически достоверно описанное Толстым нежелание еще не побывавшего в бою человека умирать самому и убивать других.
Подвиг батареи капитана Тушина
Тушин был маленького роста, худощавым и веселым человеком. В его обращении часто слышалось ласковое слово. Он командовал батареей из четырех орудий, которая составляла центр оборонительной линии русской армии. Когда начальство пыталось спасти ситуацию на правом крыле обороны, о пушках забыли.
Уже солнце двигалось к вечеру, когда услышали взрывы снарядов в Шенграбе, поняли, что солдаты храбро продолжают оборону. Багратион сразу отдал приказ отступать. Болконский поскакал на помощь. Батарею уже никто не защищал, единственный прикрывающий батальон отошел.
Вражеские генералы не поняли, что против них стоит четыре не укрепленные пушки. Так часто летели снаряды в сторону деревни, Шангребен полыхал огнем. Против батареи Тушина французы выстроили десять орудий. Стало жарко, семнадцать человек прислуги орудий погибло. Оставшиеся в живых артиллеристы продолжали воевать весело и оживленно.
Толстой с любовью рассказывает о подвиге солдат капитана Тушина, спасших сотни жизней товарищей.
Что значит быть героем?
Князь Андрей Болконский, поначалу относившийся к Наполеону как к своему кумиру, мечтал совершить подвиг. Во время Аустерлицкого сражения Болконский вернул в битву бегущий полк и пошел со знаменем в атаку впереди всех, был ранен, потерял сознание. И далее – один из самых важных в романе моментов. Осматривавшийся поле битвы Наполеон увидел лежащего Болконского, так и выпустившего из рук знамя, и оценил его подвиг. Но взгляд раненого Болконского уже был устремлен в небо, к высоким размышлениям, а не к бренной славе и похвале, даже из уст своего прежнего кумира. Так в одном эпизоде Лев Николаевич описывает духовное перерождение одного из главных героев.
До новых книг!
Ваш Book24
Утро перед Шенграбенским сражением
Когда Андрей Болконский въехал на батарею капитана Тушина, он оценил раскинувшеюся перед ним картину, как военный офицер. Вокруг деревни Шенграбен сновали французские отряды. Русский правый фланг располагался на склоне холма. Довольно высокое положение давало некое преимущество перед врагом, там стояла пехота и драгуны.
Батарея Тушина защищала отлогий склон по центру предполагаемой линии огня. Левый фланг русских тоже занимала пехота, не укрепленная пушками. Князь Андрей видел, что вытянувшаяся армия маршала Мюрата, представляет собой более длинную линию. Опыт войны позволял Болконскому предположить, что неприятелю будет легко окружить войска Багратиона.
Князь Андрей оглянулся назад, чтобы проанализировать варианты отступления. Перед ним раскинулся овраг с крутым спуском. Коннице будет сложно отступать, а об артиллерии нечего было и думать. Ему хотелось обдумать вероятный план сражения, но вдруг совсем рядом разорвался первый снаряд.
Образ настоящего ужаса
Роман-эпопея захватывает в действии два разных состояния общества: «войну» и «мир» — благодаря чему автор имеет возможность детально разобраться в людях, ставя их в разные положения. Здесь и мирные домашние дела, и светские вечера, и траншеи, блиндажи на поле битвы. Всё это вместе позволяет рисовать произведению «Война и мир» картину всей жизни русского народа и человека, взятого в отдельности. Сочинение Л. Н. Толстого обращено ко многим значимым и сегодня темам, но сегодня стоит уделить отдельное внимание именно теме войны.
Скрытая теплота патриотизма
Отечественную войну 1812 года можно по праву назвать народной, так как за победу в этом конфликте по большому счёту стоит благодарить именно русский народ. Все люди страны объединились во благо одной общей цели — спасти Родину от захватчика, и всего этого могло бы не быть, если бы не чувство истинного патриотизма, которое скрыто внутри настоящего человека.
Л. Н. Толстой показывает, что на «героизм» способны только настоящие люди, готовые к самопожертвованию и настоящей, чистой любви к своей стране и своему делу. К таким персонажам можно отнести следующих:
- Семья Болконских — этих людей можно назвать настоящими патриотами, которые способны на совершение блага ради высокой цели, как, например, защита страны. Особо здесь выделяется, конечно, сам Андрей Болконский — один из главных героев всего романа — так как он всю свою жизнь был готов идти до последнего ради своей Родины.
- Семья Ростовых — очень добрые, общительные, хорошие люди, которые и в мирное время славились своими добродетелями. Но во время военных действий эта семья показала себя с лучшей стороны, ведь они были готовы всеми силами помогать нуждающимся в такой нелёгкой борьбе.
- Пьер Безухов — умный, мыслящий человек, который очень долго искал себя и наконец нашёл своё призвание в служении народу. Именно это и делает его одним из центральных персонажей не только части «войны» в романе, но и всего произведения в целом.
- Платон Каратаев — персонаж, сыгравший огромную роль в жизни Пьера Безухова, наставивший его на верный путь, который сам посвятил жизнь службе высоким целям.
- Русский народ — несомненно, в романе «Война и мир», время действия которого происходит в годы войны, Толстой отдельное внимание уделяет всему русскому народу. Он смог объединиться и достойнейшим образом себя продемонстрировать, защитив страну от захватчиков.
Другие же, вроде Шерер и завсегдатаев её вечеров, никакого патриотизма в сердце не имеют, их хватает разве что на фальшивые фразы о некоем «высоком патриотизме»: якобы они готовы защищать и любить Родину, однако это совершенно не так.
Так называемая народная битва во многом была выиграна благодаря инициативе народа, а отдельно стоит выделить партизанские отряды, в ряды которых вступали самые обычные люди, чувствовавшие ответственность за свободу своей страны. Люди восстали под воздействием естественного чувства патриотизма и ненависти к врагу — именно это и привело Россию к победе в Отечественной войне 1812 года, это и отражает «мысль народную» Л. Н. Толстого.
Бородинское сражение
Основополагающей причиной войны 1812 года было, конечно, стремление Наполеона к мировому господству. До начала военных действий между Россией и Францией были напряжённые отношения, которые в итоге и вылились в открытую конфронтацию. Русский народ был вынужден сопротивляться и защищать Родину, так как иначе было нельзя. Для русских людей эта война была обязанностью защитить, освободить и спасти родную страну.
Бородинская битва имела огромное значение, ведь именно это событие стало апофеозом Отечественной войны. Весь характер русского человека отразился в сцене Бородинского сражения.
Сам Л. Н. Толстой считал, что победа в самой войне была возможна благодаря другой победе — нравственной: народ видел чёткую цель — выгнать захватчика и спасти страну, он чувствовал свою ответственность и необходимость продолжать бороться, несмотря ни на что.
Создаётся впечатление, что изображать батальные сцены Толстому даётся не сложно, однако как это было на самом деле, узнать не выйдет. Эпизоды сражений в романе описываются с такой детализацией, с таким реализмом и живучестью, что читатель невольно начинает верить в происходящее и словно оказывается среди кипящей борьбы за жизнь в шкуре обычного солдата.
Исторические события в «Войне и мире» переданы так чётко и детально, что иногда даже кажется, что некоторые моменты романа — это доклад о военных действиях. И это отчасти так и есть, однако не стоит равнять обычные доклады с общепризнанным в мире романом-эпопеей. Автор описывает события войны, местами жестокие и грязные моменты, демонстрируя военные конфликты такими, какие они есть, без красивых доспехов, статных солдат и ухоженных генералов, а с кровью, грязью, болью и безжалостными страданиями.
🗹