Образ и характеристика Жеркова в романе «Война и мир» Льва Толстого


«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» Л.Н.Толстой

Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.

Карьерный путь Жеркова

Гусарская субкультура насыщена военным юмором и патриотическим воспитанием. Корнет Жерков, который одно время даже состоял в свите генерала Кутузова, отличался от товарищей тем, что постоянно находился в поиске места спокойного, безопасного для жизни и здоровья.

В начале сюжетной линии Толстой упоминает, что корнет служил в Павлоградском полку. На следующий раз читатель видит гусара среди свиты Кутузова. Друзья удивляются, как тот умудрился попасть на штабную службу. Потом Жерков крутится адъютантом вокруг Багратиона, надеясь, что пребывая с начальством, удастся избежать гибели.

Популярные сочинения

  • Загрязнение окружающей среды сочинение
    Среди глобальных экологических проблем, планомерно истребляющих природу и приближая день конца нашей планеты, следует акцентировать внимание именно на экологическом загрязнении географических и пространственных массивов.
  • Сочинение по картине Полевая рябинка Рылова (2, 5 класс описание)
    Среди наиболее известных картин с изображением пейзажа работа А. А. Рылова «Полевая рябинка» пользуется большой популярностью.
  • Сочинение Хорошее Дело в повести Детство Горького
    Повесть М. Горького «Детство» написана в 1913 году, в основе сюжета лежит биография самого писателя: она рассказывает о ранних годах мальчика Алеши, проведенных с многочисленными родственниками в доме Кашириных.

Дружба с Долоховым

В Петербурге, еще до военной кампании с французами, Жерков водил дружбу с Долоховым. Гусары часто напивались шампанским до пьяного состояния, развлекались с пылом вседозволенности. Однажды, гоняясь за острыми впечатлениями, офицеры зло пошутили, привязав уличного караульного к спине циркового медведя.

Графа Безухова тогда сослали в Москву, а офицера Долохова разжаловали в солдаты. Встретив старого друга в рядовом чине, Жерков сделал вид, что не узнал приятеля, ведь теперь общение с Федором было без выгоды. Однако к Долохову подошел сам Кутузов, выслушав солдата, обещал после боя вернуть ему звание. Жерков сразу же вспомнил старого друга, возобновил их знакомство.

Шут и злопыхатель

Гусары любили подшучивать друг над другом. Жерков в порыве веселья дразнил старших по чину, позволяя себе неоднозначное отношение к соблюдению субординации. Особенно весело получилось изображать полкового командира у него за спиной. Молодой человек, по словам автора, мог скорчить любую гримасу.

Князь Болконский становится свидетелем враждебных шуток Жеркова, считает, что тот скоморошничает, ведет себя неподобающим образом для офицера. Андрей делает замечание придирчивому критику, указывая, что передразниванье не есть юмор. Глядя на выражение лица гримасничающего героя, окружающие не могут понять, серьезный тот или нет.

Истинный и ложный патриотизм

Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.

Подлинная душа корнета

Что скрывается за маской скомороха? Толстой говорит, что юноша стремиться получить наибольшие блага, приложив к этому минимум усилий. Молодой человек выражает свое мировоззрение, что дураки воюют на линии фронта, а он при штабе может получить гораздо больше наград.

Для достижения своей цели Жерков способный солгать начальству, даже докладывая, что делает неоднократно. Товарищи знали, то, что говорит корнет, может быть ложью, созданной исключительно его собственным воображением, не имеющей под собой никаких фактов.

Отрицательные герои в романе «Война и мир»

Отрицательные герои в романе «Война и мир»

Автор выделяет нескольких негативных героев в ходе повествования:

  • Василий. Антигерой, не чурается никаких методов для достижения собственных целей. Принимает участие в интригах, постоянно врет. Главное задание – получение материальной выгоды. Автор характеризует поведение князя: «Заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно».Персонажа не заботит война, моральные ценности, происходящее вокруг. Он не понимает соотечественников, защищающих родину ценой своей жизни. Продолжает праздно проводить время, он способен лишь обсуждать военных, высказывать отрицательное мнение об их действиях. О Василии говорят: «Князь Василий болтунишка, пустой».
  • Элен. Дочь князя Василия. Мир женщины вращается только вокруг нее. Она представляет класс бездушных, бессердечных людей, готовых на любые поступки ради собственного комфорта. Элен выходит замуж за Пьера из-за его богатства. Девушка не испытывает чувств к мужу. О манерах Элен: «Вошла в комнату спокойно и величественно».
  • Анатоль. Сын князя Василия. Отрицательный герой, не имеющий ничего святого. Он начинает отношения с девушкой, бросает ее беременную. Анатоль не интересуется ее чувствами, главное для него – толстый кошелек и собственный комфорт. Его лучший друг – Долохов. О них отзываются: «Это совершенные разбойники, особенно Долохов».

Самым негативным персонажем является Наполеон. Русский народ преподнесет ему урок, заслужив победу в войне. Полководца не заботит судьба его солдат. Их самоотверженность он воспринимает как должное. Кутузов – полная противоположность Бонапарта. Автор противопоставляет двух действующих лиц в романе.

Шенграбенское сражение

Лев Толстой детально раскрывает образ Жеркова, описывая историческое сражение под австрийской деревней Шенграбен. Корнет состоял в адъютантах генерала Багратиона. Численность противника втрое превышала русских. Правый фланг держал оборону, обеспечивая отступление главных сил через глубокий овраг.

Багратион предвидел, что левый фланг подвергнется натиску вражеской армии, приказал Жеркову передать командиру приказ о немедленном отступлении. Сделав бравый козырек рукой, адъютант мгновенно поскакал в сторону раздающихся взрывов снарядов.

С каждой секундой приближения к линии огня сильный страх сковывал тело молодого человека. Он чувствовал, что там находится погибель, смертельная опасность. Трусость взяла вверх над рассудком. Жерков свернул в сторону и начал изображать поиски начальства, хотя точно знал, что здесь, в укрытии генералы в такой сложный для полков момент не могут находиться.

Приказ об отступлении не был передан, полки оказались расстроены. Пехота бежала в лес, застигнутая врагом неожиданно, потому что не было приказа ни атаковать, ни наступать. Гусары самостоятельно бросились в атаку, многие героически погибли. Тогда был ранен Николай Ростов.

Школа № 60 «Одаренные школьники» — детский центр

Л. Н. Толстой «Война и мир» Уроки 4 – 5

Изображение Толстым войны 1805 – 1807 годов (Том I, части II и III)

Цель урока: выявить идейно-художественные особенности изображения Толстым войны. (Отношение Толстого к войне.) Развивать эстетическое чутьё учащихся, давая им представление об особенностях изображения Толстым войны: об исторической конкретности изображения, о подчёркивании не романтической стороны войны, а её кровавой страды и будней, об ироничном описании Толстым стратегии, о том, что центр тяжести в изображении войны лежит на раскрытии психологии героев, о тонкостях в передаче настроения воинов, о мастерском сочетании массовых сцен с крупным планом, о широте охвата Толстым событий и людей, о роли народа в войне, о многогранности её изображения.

Оборудование: 1. Иллюстрации к роману «Война и мир» художника А. Николаева. См.: «Война и мир». Выпуск I. 16 открыток. М., «Изобразительное искусство», 1974. Открытки 7 – 11, 14, 15 выпуска I. 2. Текст романа «Война и мир», том I.

Урок проводится в форме лекции, если учащиеся не читали текст или в форме беседы, если текст учащимися прочитан заранее.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

– Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 года, изображённой во второй и третьей частях тома I. Поэтому тема 4-го и 5-го уроков: «Изображение Толстым войны 1805 – 1807 годов».

II. Запись темы урока в тетрадях учащимися. И если текст не прочитан, то запись плана лекции.

III. Аналитическая беседа по тексту тома I, ч. II и III (если учащиеся читали текст) или лекция по плану (если текст учащимися не прочитан).

План освещения материала (лекции):

1. Историческая конкретность в изображении Толстым войны. 2. Многогранность изображения войны. 3. Показ Толстым ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (по сцене смотра в Браунау, ч. II, гл. II). Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе. 4. Отношение Толстого к войне. Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Изображение её «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова, её роль (ч. II, гл. IV, VIII, XV). 5. Почему сложно построение фразы у Толстого (ч. II, гл. IX)? 6. Как должен вести себя в описываемых условиях опытный стратег (ч. II, гл. II и XIV)? 7. Описание Шенграбенского сражения: а) изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. II, гл. XX – XXI); б) поведение князя Андрея, его мечты о «Тулоне» (ч. II, гл. III, XII, XX – XXI). 8. Описание Аустерлицкого сражения (ч. III, гл. XI – XIX): а) кем и как оно было задумано; ироничное отношение Толстого к «диспозициям» (гл. XII); успех или неуспех сражения по Толстому; б) как природа влияет на ход сражения (гл. XIV); в) Кутузов и император Александр. Бегство русских (гл. XV и XVI);

Актуальная информация ремонт indesit стиральная машина на сайте. . Unibet.pl — platforma jest zdecydowanie wiarygodna i godna zaufania

Страницы: 1

Батарея капитана Тушина

В центре боевой позиции отряда Багратиона располагалось четыре орудия под командованием капитана Тушина. Багратион два раза посылал Жеркова на место боя батареи с приказом отступать. Но ни разу адъютант не доехал до орудий. Солдаты с таким задором стреляли, самостоятельно выбирая мишени, профессионально определяя направление боя, что французы не поняли, не могли предположить, как против них стоит горстка артиллеристов, даже без прикрытия.

Семнадцать человек, обслуживающих пушки погибли, но артиллеристы стреляли до тех пор, пока о них вспомнило командование. Только к исходу сражения им на помощь прибыл князь Болконский, отвел остатки батареи с двумя орудиями в отступление через овраг.

Этот героический пример воинской доблести Лев Толстой противопоставляет трусости и корысти корнета Жеркова.

Отрицательные персонажи романа «Война и мир»

Каждая часть повествования основывается на сравнении негативных и положительных персонажей. В романе также встречаются:

  • Анна Шерер. Женщина держит светский салон в Санкт-Петербурге. Будучи фрейлиной, она приближена к императрице. «Придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна»;
  • У Анны собираются сливки общества для обсуждения различных тем. Особый интерес вызывает политика, последние новости, жизнь других людей. Шерер постоянно участвует в интригах, собирает сплетни, но внешне сохраняет образ милой, тактичной светской дамы. Она умело скрывает циничность, лицемерность своей натуры;
  • Друбецкой. Умело подстраивается под общество. Делает комплименты в нужное время, соглашается с оппонентами, поддерживает любое мнение, чтобы заработать уважение в глазах людей высокого положения. Льстивый, неискренний человек;
  • Берг. Является простым офицером, но о себе весьма высокого мнения. В общении позиционирует себя как высокопоставленный господин. Часто приукрашивает собственные достижения;
  • Долохов Федор. Небогатый молодой человек без связей и статуса. Дружит с Анатолем, который его содержит. У Федора полностью отсутствуют моральные принципы, ценности. Герой во всем, не задумываясь, поддерживает Курагина в благодарность за его материальную помощь.

Смотри также: Основная идея романа «Война и мир»: как сформулировать главную мысль романа

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: