История создания
Данную поэму Михаил Юрьевич посвятил двадцатипятилетнему юбилею битвы. Поэту удалось осветить моменты битвы глазами простого народа, а не правительства. Когда в 1837 году победа отмечалась на государственном уровне, был заложен Храм Христа Спасителя, который находился в Москве.
В этот год почитали память погибших участников сражения. Михаил Юрьевич не остался в стороне, а так же решил воспеть великий подвиг в своей поэме «Бородино». Первый выход «в свет» данного произведения был в журнале «Современник». Именно в нем работал главным редактором Александр Сергеевич Пушкин. Именно благодаря Александру Сергеевичу произведение было напечатано и актуально по сей день.
Так случилось, что родной брат бабушки поэта являлся участником тех самых боевых действий, которые описывает Михаил Юрьевич. Благодаря рассказам Афанасия Столыпина автор знал о реальной ситуации из первых уст. Он не утаивал того, что происходило на самом деле, и показывал войну такой, какая она есть – жестокой, тяжелой и страшной. Именно данные рассказы деда и помогли поэту создать это бессмертное произведение, которое отличается правдоподобностью и искренностью.
Мужество солдат и офицеров
Непосредственный командир подразделения, в котором служил рассказчик, безымянный полковник, произносит перед строем речь. Его глаза сверкают отвагой, а слова вдохновляют солдат с честью выполнить свой долг и, если понадобится, умереть под Москвой, как «братья умирали». Это посыл к доблести всех русских воинов, сложивших головы, защищая Отечество.
Солдаты и офицеры, герои Бородинской битвы, обещают умереть и сдерживают клятву, остановив французские полчища. Двинувшиеся, «как тучи», на русские позиции вражеские колонны были встречены огнем и мечом. Неприятель был ошеломлен упорством противостояния, а особенно удалью русского рукопашного боя, об ожесточении которого говорят слова очевидца и участника — «рука бойцов колоть устала». Убитых было столько, что тела павших мешали пролетать ядрам.
Бой длился до самой темноты. Барабаны французов «затрещали», командуя отход на исходные позиции. Русские начали считать раненых и убитых товарищей и готовиться к новому бою, даже не помышляя об отступлении.
Жанр, размер
На то, к какому жанру принадлежит поэма «Бородино», ответы весьма разные. По мнению одних – это народная ода, других – баллада, третьи же считают данное произведение батальной поэмой. Все же, анализируемое произведение правильнее всего будет отнести к поэме, поскольку мы можем наблюдать описание эпических событий, которые имеют четкую сюжетную линию, имеющую значение весьма глобальное в истории.
Баллада затрагивает больше личную жизнь. Одой назвать данное произведение так же сложно, поскольку манера изложения выбрана разговорная.
Что же касается направления произведения, то это реализм. В поэме описаны события 1812 года, которые происходили на самом деле. Так же «Бородино» было написано со слов очевидца, принимавшего участие в данном сражении.
Присущи в произведении и черты романтизма, так как мы видим неподдельное восхищение поэта героями, которые бесстрашно сражались за свою Родину.
В произведении Михаил Юрьевич использует трехстопный и четырехстопный ямб.
Чья была победа
По факту в сражении не было выявлено победителя, а оставление русскими Москвы засчитывается многими западными историками как поражение нашей армии. Но это не совсем так. Русские морально были готовы и искали нового сражения. Но главнокомандующий Кутузов был «отец солдатам» и не хотел еще больших потерь.
Однако битва показала, что величайшая армия Наполеона не такая уж непобедимая. Результат сражения можно назвать победой русского духа. Наши воины доказали свою преданность Родине и умение воевать, перемолов наступающих «уланов», «драгунов» и пехоту неприятеля.
В стихотворении Лермонтова «Бородино» нет четкого сходства портрета персонажей с реальными участниками сражения. Можно лишь догадываться и сопоставлять факты и фабулу произведения. И такая позиция автора неслучайна, так как позволяет продемонстрировать читателю не отдельные случаи, а массовый героизм русских солдат и офицеров в той войне.
Образы и символы
Данное произведение очень сильно отличается от произведений того времени. Весь рассказ исходит от реального участника боевых действий. Он в возрасте, груб и прямолинеен. Свою историю он рассказывает современнику того времени. Он неустанно подчеркивает победу русского народа в той непростой битве. Ведь столь желанную победу пришлось заплатить слишком большую цену. Многим, очень многим она стоила жизни.
— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
В данных словах чувствуется все: и горечь от того, что пришлось отдать Москву, но на то была воля Божья; и сетование о том, что сейчас люди не имеют столь сильного и волевого характера, которым обладали солдаты на тот момент; и боль потери – ведь очень многим пришлось остаться в поле навечно.
Лермонтов полностью разделяет данную позицию, потому что так же считает нынешнее общество не способным на подвиги.
Лермонтов далеко не первый автор, который в своих произведениях прославлял ту или иную битву. Но все дело в том, что большинство из них прославляло командирский состав, восхищаясь их смелостью и отвагой. Но вся беда в том, что основная тяжесть в данной битве легла на плечи обычного народа, о котором всегда забывают. Лермонтов же в своем произведении в первую очередь показал подвиг обычных солдат. Именно они достойны уважения.
Благодаря этому данная поэма вызвала шквал эмоций у общества. Людям стало интересно узнать правду, которая исходила от очевидца, и описывала реальные события без маски. Солдатам пришлось повидать многое – страх, боль, смерть товарищей. Но они смогли победить, не взирая ни на что.
Данное стихотворение, благодаря своей музыкальности, было положено на музыку и исполнено в военном ансамбле.
Смысл произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов в своём творчестве особо выделял тему исторических событий своей страны. Своим произведением поэт показал своё отношение к войне 1812 года. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова заключается в том, чтобы продемонстрировать читателям, как простой человек переживает за судьбу своей Родины.
В основе произведения лежат подлинные рассказы людей, которые принимали непосредственное участие в Бородинской битве. Это стихотворение принадлежит к гражданской лирике. М.Ю. Лермонтов построил «Бородино» в виде диалога. Два человека. Один из них — реальный участник страшной битвы. Диалог постепенно становится рассказом о подвигах простого народа. Солдат-артиллерист без прикрас говорит о великом сражении.
В начале стихотворения М.Ю. Лермонтов сравнивает прошлое и настоящее. Он восхищается стойкостью, мужеством, внутренней силой, патриотизмом простых людей. Народ готов был отдать свою изнутри на благо своей страны. Ради светлого и счастливого будущего люди шли на подвиги. Когда поэт говорит о нынешнем поколении, в его словах прослеживается тоска, грусть. М.Ю. Лермонтов критично высказывается относительно настоящего времени. «Богатыри — не вы». Этой фразой автор подчёркивает, что важный этап жизни страны завершён, период подвигов окончен.
Основная часть произведения посвящена воспоминаниям бывалого солдата. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова раскрывается в чувствах, мыслях, эмоциях простого человека, который лицом к лицу столкнулся с ужасами войны 1812 года. Эта ожесточённая кровопролитная битва отложила огромный отпечаток на дальнейшем существовании страны. Однако герой, от лиц которого идёт повествована, это не отдельно взятый человек, а собирательный целостный образ. Главный персонаж — это олицетворение всего русского народа.
М.Ю. Лермонтов не только серьёзно рассказывает о значимых событиях. Когда речь заходит о самой битве, автор патриотично и ёмко даёт характеристику событиям. Однако когда в рассказе появляются воспоминания отдельно взятого человека относительно его действий, Михаил Юрьевич использует мягкий ненаигранный юмор.
Смысл стихотворения «Бородино» в том, чтобы передать читателю настроение, с которым жил русский народ во время страшного сражения. Несмотря на утраты, лишения, люди не отчаялись, не сдались. Они боролись до последнего, не взирая на опасность и боль. Русский народ вышел победителем в битве с французами. Патриотизм, несокрушимая сила воли, стойкость характера помогли обычным людям выстоять в этом кровопролитном сражении. М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении восхищается подвигами простых солдат, многие из которых ценой своей жизни помогли стране одержать победу.
Темы, проблемы
Главной темой произведения, естественно, является битва 1812 года. В анализируемом стихотворении мы видим то, что русский народ одержал в первую очередь духовную победу. Что же касается потерь, которые случились в бородинском сражении, то наши потери значительно превышают потери соперника. Но даже этот факт не смог сломить сильный дух патриотов Родины. Они добились своего, собрав все силы и волю в кулак, и смогли изгнать врагов со своей земли.
Так же остро поднимается тема патриотизма русских солдат. Они не жалеют своих жизней. Вступая в самоотверженный бой с соперником.
Тема героизма, несомненно, так же присутствует в поэме «Бородино». Автору удалось показать настоящих героев, которые обычно остаются в тени. Он восхищается их мужеством и стойкостью. Силы изначально были не равны, но наши солдаты все равно шли в бой. Полковник отдает свою жизнь за Родину, не отступая ни на шаг от заветной победы.
Так же воспета тема дружбы, которая занимает далеко не последнее место. На войне нет социальных слоев и неравенств. Не играло роли, кто ты – полковник или рядовой солдат. Бойцы смогли настолько сплотиться, что стали одним единым.
Что же касается проблем произведения, то здесь их так же несколько. Первая проблема – это проблема поколений. Автор показывает как изменились люди с того времени. И изменения эти произошли далеко не в лучшую сторону. Не стало того железного характера и выдержки, сила духа так же уже далеко не та. Для Лермонтова это была реальная проблема, так как в нынешнем поколении он давно был разочарован.
Второй проблемой является проблема самой войны. Наполеон со своим войском бросил вызов русскому народу, которому пришлось бороться за свою Родину. Но русский человек не мог смириться с тем, что «Москва отдана французу».
Настроение в армии перед сражением
Ветеран рассказывает о том, как будущие герои Бородинского сражения переживали отступление и сетовали на промедление и нерешительность командиров. Особенно «ворчали старики», помнившие победоносные суворовские походы. Для них особой вдохновляющей радостью было назначение главнокомандующим Кутузова — ученика великого полководца.
И вот было найдено «большое поле», удобное для ведения оборонительных действий, дающее преимущество над наступающим противником. Артиллеристы, в число которых входил и рассказчик, строят укрепление (редут) и ожидают появление французов. Войска Наполеона вышли к полю на следующий день.
Два дня между противостоящими сторонами ведется артиллерийская дуэль. Русские воины, расположившиеся на открытом биваке:
- считают такие действия «безделкой»;
- занимаются обыденными делами: чистят обмундирование, готовят оружие к бою;
- жаждут настоящего боя с использованием картечи и штыков.
Наутро третьего дня общее движение показало, что день «грозной сечи» настал.
Художественные приемы
Повествование наполнено яркими образами и написано очень мелодично. Чтобы сделать стихотворения уникальным и неповторимым, Лермонтов использовал ряд изобразительных средств выразительности языка:
- Описывая жестокие картины сражения, поэт использовал гиперболу «гора кровавых тел», «земля тряслась», «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий», «считали раны».
- Эпитеты в стихотворении «Бородино»: «удалый», «могучее», «лихое», «сырая», «летучий» «боевые», «избитый».
- Встречаются в стихотворении также метафоры: «постоим головой», «огонь блестел», «звучал булат, «картечь визжала», «залпы орудий слились в протяжный вой».
- За счет олицетворений кажется, что в битве участвовали даже неживые предметы: «картечь визжала», «звенел булат», «затрещали барабаны».
- Сравнения делают повествование более живописным и указывают на огромный масштаб действия: «земля тряслась, как наши груди», «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени».
- Поэт также включил в стих просторечия: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.
- Не обошел автор стороной и возвышенные слова: «ликовал», «сверкнув очами». Они подчеркнули значение боя в войне и истории государства, его величие.
- Восклицательные предложения поэт ввел только в конце: «Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!», «…Не отдали б Москвы!». С их помощью он подчеркнул радость победы для всех служивых и простого населения страны.
Михаил Юрьевич также использовал в стихотворении аллитерацию, синекдоху и ввел множество восклицательных предложений. Автор ввел параллелизм: «Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито».
Выразительным средством можно считать диалог между представителями разных поколений. С его помощью раскрылась проблема отцов и детей, и автор сумел сполна описать, какая ответственность возлагается на молодых людей. Теперь им придется защищать родину, если на ее границы нападет враг.
Многие из написанных Лермонтовым выражений в будущем стали крылатыми, такие как «Да, были люди в наше время». Анализ стихотворения поможет ученикам 5 класса разобраться в особенностях произведения.
🗹