Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (М.Ю. Лермонтов)


“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал все, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.

История создания

В лирике Лермонтова нередко прослеживаются детали из самой жизни поэта, часто его произведения автобиографичны. Именно творчество могло быть единственной отдушиной автора, в чьей судьбе было немало страданий, разочарований и потерь. Благодаря его работам читатели могли проследить образы не только его известных персонажей, но и проследить явные сходства с творцом этих книг, лучше понять самого писателя. Поэтому произведения Лермонтова можно назвать подлинным достоянием истории отечественной литературы, драгоценным памятником русской письменности.

Нередко стихотворения многих поэтов оказывались пророческими, предсказывали ближайшие события в стране или саму судьбу авторов. Именно такой особенностью обладали произведения Михаила Юрьевича. Они отражали настоящие и грядущие события его жизни, сам поэт будто знал в точности, что с ним произойдет. Таким примером может послужить стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», названное по первой строчке. Оно было написано в 1841 году, накануне смерти великого поэта. В этом же году он был застрелен на дуэли. К сожалению, работа была опубликована в журнале «Отечественные записки» уже после гибели автора. Но от этого ценность стихотворения не теряется, сам В. Белинский считал это произведение лучшим из всей лирики Лермонтова.

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Галина Светлолобова

    7/7

  • Галина Жидкова

    7/7

  • Костя Суклемин

    6/7

Жанр, направление, размер

Род — лирика. Жанр стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» — элегия, поскольку оно пронизано грустными мотивами одиночества, разочарования и опустошенности.

Хоть и принято относить раннюю лирику Лермонтова к романтизму, это произведение имеет то же направление, несмотря на дату написания. Лирический герой открыто заявляет о своем беспокойстве, разочаровании в нынешнем мире, который и становится виновником поиска совершенного, желанного оазиса. Осознание своего положения в мире, принятие отсутствия возможности достичь желаемого идеала не останавливает его в стремлении когда-нибудь обрести на этом «кремнистом пути» свободу.

Кроме того, экзотический пейзаж еще раз напоминает читателю о романтическом начале стихотворения. Образ пустыни и звездного неба выступают оазисом для лирического героя, оставляя его наедине с собственными мыслями. Такой хронотоп выбран неслучайно, только в этом мире при лунном свете герой находит ответы на свои вопросы.

Размер стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» – пятистопный хорей, поскольку ударение в каждой стопе падает на первую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные.

Вы

хо/ж
у
од/
и
н
я
/ н
а
до/р
о
гу (5 стоп через слэш)

Скво

зь ту/м
а
н крем/н
и
стый/п
у
ть блест/
и
т

Композиция

Композиция произведения «Выхожу один я на дорогу…» условно делится на две части.

  1. В первой перед читателем предстоят образы космической и непостижимой природы. На фоне описания пейзажа зарождаются философские мысли лирического «я» поэта. Риторическими вопросами «Жду ль чего? Жалею ли о чем?» он обрамляет главную идею стихотворения, основной конфликт: поиск себя и смысла жизни.
  2. Вторая часть начинается с ответа на эти вопросы, рассуждением и финальным озарением.

Само стихотворение состоит из 5 строф.

План анализа

Чтобы проанализировать поэтический текст со всех сторон, следует придерживаться следующего плана:

  • Название произведения и автор.
  • История создания, интересные факты о стихотворении.
  • Ключевые темы поэтического текста.
  • Идея и основная мысль. Раскрывая этот пункт плана, следует указать, что именно автор хотел донести до своих читателей, иначе, с какой целью создан текст.
  • Основные художественные приемы, используемые поэтом: тропы, особенности построения предложений, риторические вопросы.
  • Композиция. Следует ответить на вопросы, какие структурные части имеются в поэтическом тексте, как автору удается добиться целостности и единства. Подчинено ли композиционное построение стихотворения выражению авторской мысли.
  • Образ лирического героя.
  • В качестве итога следует указать, принадлежит ли текст определенному направлению в литературе и почему, какой его жанр, какие черты указывают на принадлежность определенному жанру.

Именно этот план поможет провести глубокий анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и любого другого поэтического текста. При необходимости пункты можно менять местами.

Образы и символы

Система образов в лирике Лермонтова красочно дополняет речевую и философскую окраску содержания.

  • Так, например, в начале произведения «Выхожу один я на дорогу…» перед читателями предстает образ звёздной ночи, который раскрывает внутренний мир лирического героя, его внеземные, даже космические мысли, раздумья. Задаваясь вопросами о своем предназначении, будущем, он обращается именно к небу, к создателю всего мира.
  • «Кремнистый путь», конечно, символизирует жизнь, его прошлое: взлеты и падения, победы и ошибки. Неслучайно пейзаж окрашен туманом. Это очередной образ таинства, неясной судьбы. Ведь герой еще не знает, куда ему идти и что делать.
  • В конце произведения, в четвертом стихе «Выхожу один я на дорогу…», лирический герой обретает ясность, очертания его подлинных желаний. Такой эффект достигается с помощью лексического повтора «чтоб», он будто перечисляет свои намерения. Теперь читатель понимает, что лирическое «я» Лермонтова определилось с выбором: покой и умиротворенность. Именно упоминание зеленого «тёмного дуба» символизирует крепость жизни, вечность, незыблемость. Именно такой характеристикой можно обрамить намерения лирического героя, именно к такому финалу своей жизни он стремится.

Выводы

Завершая анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, отметим, что данный текст содержит несколько тематик, важных для поэта. Прежде всего, это одиночество творца в мире. Далее – тема внутреннего конфликта лирического героя, гнетущая его тоска и боль противопоставлены красоте окружающего мира. Отчаянный монолог происходит на фоне великолепия ночи, которая, хотя и поражает героя своей гармонией, не в силах подарить ему утешения. И все же именно в близости с природой он видит свое спасение.

Увы, этому сбыться было не суждено, в год написания стихотворения поэт погиб на дуэли. Современники вспоминают, что сам Лермонтов постоянно задирал и высмеивал Мартынова, своего будущего убийцу, не оставляя тому ничего иного, кроме как вызвать на поединок. И тот факт, что поэт стрелял первым, но выстрелил в воздух, заставляет задуматься, что его поступок был своеобразным способом самоубийства. Правда нам не откроется никогда, но Лермонтов навеки останется в наших сердцах как великий лирик, который сумел в своих текстах выразить самые сокровенные мысли.

Темы, настроение и проблемы

Тематика произведения «Выхожу один я на дорогу…» типична для философской лирики:

  1. Название произведения определено неслучайно. Лейтмотивом и основной темой стихотворения является одиночество
    , оно пронизывает 4 стиха произведения. Теперь, на финальном этапе своей жизни, лирический герой принимает его, выходит «один…на дорогу» без спутников и спутниц, ведь все они были лишь временным явлением в жизни поэтического «я» Лермонтова. В истории русской литературы дорога часто символизирует жизненный путь, предстает образом перипетий и испытаний.
  2. Темы неизвестности и неопределенности
    тоже являются неотъемлемыми элементами душевного состояния героя. Он понимает, от чего устал в этой жизни, но совершенно не знает, что делать дальше и куда идти. Ведь впереди лишь «кремнистый путь блестит». Вся его жизнь – это туманная ночь, мрачная, таинственная и полная неясности. Именно поэтому герой решает покориться ей и все же «навеки так уснуть». Но в его последнем желании таится единственная мысль о милой, чей «сладкий голос» бы пел ему в последние мгновения его жизни. Это и есть для героя идеал, мир покоя и беззаботности.

Первые 4 стиха сопровождаются спокойным и даже умиротворенным настроением. Оно в свою очередь окрашено грустью и разочарованностью в своей жизни, окружении, судьбе. Ведь не просто так наш герой приходит к вопросам о смысле жизни. Возможно, они волновали его всегда. Но сейчас в звездную ночь наступает полное умиротворение в природе и в душе лирического героя, что и способствует зарождению философских мыслей и вопросов.

Проблематика стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» напрямую переплетается с тематикой произведения. Вопросы, которыми задается лирическое «я», связаны с самоощущением себя в этом пустом мире. Но герой смирился со своей участью, он лишь смотрит в бесконечную даль, не оглядываясь назад на уже пройденную дорогу, свое прошлое. Теперь для него искомый идеал — это мир покоя. «Но не тем холодным сном могилы…Я бы желал навеки так уснуть…», – рассуждает герой. Он просит не о загробной жизни, а об отдыхе от сует, бессмысленных ожиданий и вечной погони за счастьем.

Михаил Лермонтов: «Выхожу один я на дорогу» в контексте творчества писателя

Данный текст можно назвать итоговым, он подводит некую черту под всем тем, что создал Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу» (анализ содержания и формы это доказывает) напоминает более раннее «Когда волнуется желтеющая нива». Уже в нем автор говорит о чудодейственной силе природы, о том, насколько она прекрасна. Природа гармонизирует разлад в душе героя, позволяет ему по-другому посмотреть на мир, увидеть Бога в небесах. «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова в целом не является необычным. В нем есть и характерный для всего творчества поэта мотив одиночества, упоминание о разладе с обществом, о том, что он — избранник, а не обычный человек.

Стихотворение М.Лермонтова выхожу один я на дорогу

Основная идея

Смысл стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» можно найти в 3 строфе. Здесь лирический герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о свершившемся. Он лишь хочет обрести покой и свободу, но на земле, а не в могиле. В этих строках он перечисляет свои зрелые жизненные ценности, с которыми люди определяются, получив опыт и совершив ошибки. Дорога символизирует жизнь, и в ней одинокий лирический герой ищет упоения любви, даже если она — всего лишь иллюзия, ведь о любви в стихотворении всего лишь «сладкий голос пел». Он хочет скрыться от посторонних в глаз в тени и наслаждаться покоем.

Главная мысль, заложенная в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», учит быть терпимее к окружающим, себе. Ведь человек обретает настоящее счастье, только пройдя некоторые преграды. Нет определенной временной точки для всех, когда произойдет нравственное возрождение, обретение смысла жизни, прозрение. Каждый обретает эту способность индивидуально, в свой час. Но самое главное – такой момент обязательно наступит.

Тема

Главная тема произведения – одиночество. Несмотря на большое количество людей, окружавших поэта, он всю жизнь чувствовал себя одиноким. Автор ощущал некую изолированность от общества и посвятил этой проблеме не одно произведение.

В стихотворении затрагивается тема жизни и смерти. Предчувствуя скорое завершение жизненного пути, автор без сожалений рассуждает о прошлом. Лермонтов спокойно говорит о смерти, но в глубине души он все же надеется на благосклонность судьбы.

Средства выразительности

Произведение «Выхожу один я на дорогу…» наделено ярким поэтическим содержанием.

  • Эпитеты
    «кремнистый путь», «ночь тиха», «в сияньи голубом» создают красочные образы, оформляя колористику всего произведения, настроение умиротворения и покоя.
  • Метафора
    «холодным сном могилы» выступает важным элементом в создании атмосферы таинственных раздумий, подведению итогов жизни, мыслей о конце и начале. Благодаря ей смерть предстает, не как физическое, а как ментальное явление, увядание самой души человека.
  • При помощи олицетворений
    «пустыня внемлет богу», «звезда с звездой говорит», кажется, будто природа является более живой, чем лирический герой. Она бессмертна и статична, а людям остается лишь быть ее временными элементами.
  • Важную роль играет оксюморон
    «светлая печаль», она служит подтекстом в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», раскрывая благотворное влияние печали и грусти на внутренний мир человека. Ведь именно благодаря этим состояниям герой приходит к ответам на волнующие его вопросы.

Автор: Полина Борискина

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: