Аргументы
- Каждый человек талантлив, но не каждый умеет обнаружить в себе особую способность и проявить ее.
- Чтобы раскрыть свою одаренность, необходимо много и упорно трудиться.
- Чтобы не растерять свой дар, развивать его, нужно иметь сильный характер.
- Настоящий талант дарит людям радость и приносит пользу.
- Не все способны понять талант другого человека.
- Слово «талант» имеет греческие корни. Оно произошло от греческого «талант», которым обозначали счетно-денежную единицу во времена античности.
- Настоящий талант не умирает, он остается в творениях великого мастера.
Эпитеты к слову талант
Блестящий, блистательный, большой, вдохновенный, великолепный, видный, восхитительный, выдающийся, высокий, гениальный, гибкий, глубокий, громадный, грубый, дивный, дикий, добрый, естественный, замечательный, зрелый, изумительный, исключительный, искусственный, истинный, истый, крупный, многогранный, многообразный, многосторонний, могучий, могущественный, молодой, мощный, настоящий, невиданный, неистощимый, необыкновенный, необычайный, неокрепший, неповторимый, неподражаемый, неразвитый, неслыханный, несомненный, несравненный, неувядаемый, огромный, оригинальный, особый, первоклассный, подлинный, правдивый, признанный, природный, прямой, разнообразный, разносторонний, редкий, редкостный, решительный, самобытный, самородный, свежий, светлый, своеобразный, сильный, смелый, стихийный, счастливый, творческий, удивительный, чистый, чудесный, чудный, щедрый, энергический (устар.), энергичный, яркий, базарный, заблудший, капитальный, терпкий, агитаторский, военный, драматический, изобретательский, импровизаторский, инженерный, исследовательский, комедийный, композиторский, конструкторский, лекторский, музыкальный, ораторский, организаторский, певческий, педагогический, писательский, полемический, полководческий, поэтический, сатирический, сказительский, художественный, экспериментаторский, юмористический
Аргументы из литературы
- К.Г. Абрамов «Степан Эрьзя». В столице Республики Мордовия – городе Саранск – есть удивительный музей, носящий имя всемирно известного скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Посетители с восторгом замирают перед его «Моисеем», всматриваются в языческую красоту «Портрета матери» и национальные черты «Портрета отца», испытывают боль и отчаяние у скульптур «Ужас», «Тоска». От красоты, оригинальности его творений захватывает дух. О жизни и творчестве скульптора известный мордовский писатель К.Г. Абрамов повествует в романе «Степан Эрьзя». Читая произведение, мы будто вместе с главным героем проходим его жизненный путь, видим, как он растет, развивается, становится настоящим мастером своего дела. Это был непростой путь от маленького мальчика, который рисовал перед сном угольком на стене и лепил из глины причудливые фигурки людей, животных, птиц, до известного во всем мире скульптора, работавшего с любым материалом: мрамором, деревом, глиной, цементом. Он работал во многих иконописных мастерских, писал иконы, но все больше и больше понимал, что его влечет дерево. Ему хотелось вырезать из него не игрушки племянникам, а настоящие скульптуры. Автор рассказывает, что мастер никогда не останавливался на достигнутом. Ему хотелось знать больше, научиться новому, попробовать то, чего он еще не пробовал, достичь таких высот, которых еще никто и никогда не достигал. Это желание звало его вперед, позволило объездить много стран и городов. Новые встречи рождали новые творческие замыслы, путешествия давали возможность узнавать новое и заявить о себе всему миру. Из года в год талант его рос и развивался. Останься он в своем маленьком селе среди мордовских лесов – никогда бы не стал тем, кем стал. Чтобы раскрыть свой талант, нужно много и упорно трудиться и учиться новому.
- И.С. Тургенев «Певцы». Среди простого русского народа есть немало людей талантливых, способных своим искусством затронуть самые чувствительные струны души, несмотря на то, что у них нет возможностей и средств на развитие своего таланта. К таким мыслям приходит читатель, знакомясь с рассказом И.С. Тургенева «Певцы» из цикла «Записки охотника». Автор в рассказе повествует о споре между рядчиком-мещанином и крестьянином Яшкой Турком, с которыми столкнулся в кабаке в жаркий летний день. Рядчик пел веселую плясовую песню. Голос был у него приятный и сладкий, он умело управлял им, сопровождал свое пение изящными переходами, щелкал языком, играл, вилял голосом, словно юлой. Он пел, и все слушали его с большим вниманием, а потом не выдержали, стали приплясывать и притоптывать в такт пению. Когда он закончил, публика его похвалила и готова была уже отдать победу ему, пока Яков не затянул заунывную «Не одна во поле дороженька пролегала». Голос у него был не такой интересный и сильный, как у рядчика, и даже казался, будто немного надтреснутым, а потом стал обретать силу и уже перестал трепетать. Он дрожал, крепчал, твердел и расширялся. Яков пел, совершенно забыв обо всех, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и широким. Его пение не оставило равнодушным никого: кто-то плакал, кто-то потупился, нахмурился, даже у рассказчика на сердце закипали слезы, кто-то стоял, разинув рот. Удивительный талант Якова проникает в души людей, затрагивая самые нежные струны. Автор отмечает, что и среди народа немало по-настоящему талантливых людей, которые, несмотря на тяжелые жизненные условия, щедро делятся своим талантом с окружающими, делая их жизнь, пусть ненадолго, но счастливой.
- К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Одно из самых интересных произведений К.Г. Паустовского – рассказ «Корзина с еловыми шишками». Это история встречи известного композитора Эдварда Грига с маленькой девочкой, собиравшей еловые шишки. Ее звали Дагни Педерсен, она была дочерью лесника. Эта встреча подарила миру удивительную музыку, которую талантливый музыкант написал к восемнадцатилетию Дагни. Когда повзрослевшая девушка впервые услышала пьесу, она испытала необъяснимые чувства. В удивительных звуках композиции слышался голос ее родного дома: песни рожков, шум моря и ветра, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей. Дагни казалось, что музыка не звучала, а звала за собой в ту страну, где царят любовь и счастье, а солнце горит по-другому, как корона в волосах сказочной волшебницы. Это была удивительная музыка удивительно талантливого композитора и музыканта. От нахлынувших чувств девушка заплакала, ведь музыка затронула самые нежные струны ее души, она напомнила о родных местах, с детства знакомых и любимых. Ей было жаль, что великого композитора уже нет на свете и ей некого поблагодарить за бесценный подарок. Но настоящий талант никогда не умирает: он остается жить в тех творениях, которые созданы с большой любовью и мастерством. Он остается жить в преданных почитателях, которые никогда не останутся равнодушными к творениям мастера и для которых он будет вечным кумиром.
Николай Римский-Корсаков — моряк
Николай Римский-Корсаков в юности. Фотография: ros-kompozitor.ru
Коллега Бородина по творческому объединению «Могучая кучка», Римский-Корсаков должен был стать профессиональным морским офицером. Интерес к службе пробудил у него старший брат — Воин Андреевич, выдающийся мореплаватель, в честь которого названа группа островов в Японском море.
В 11 лет Римский-Корсаков, в семье называемый Никой, выучил карту звездного неба. Своим канарейкам он дал имена в честь созвездий — Вега, Мицар и Алькор.
Поступив в Морской учебный корпус, Николай Римский-Корсаков плавал, занимался греблей, обучался военно-морскому делу на практике и знакомился с устройством кораблей. Один раз Ника свалился в воду с мачты. «Этот случай поможет ему вылечиться от рассеянности», — прокомментировал инцидент его брат в письме к родителям.
К моменту окончания корпуса Римский-Корсаков всерьез увлекся музыкой и планировал выйти в отставку без чина. Воин Андреевич выступал резко против такого решения. По его мнению, на музыкальные заработки в России было не прожить. Против воли брата Николай Андреевич не пошел и в 1862 году гардемарином отправился в плавание на судне «Алмаз». За два года и семь месяцев путешествия он побывал в Северной и Южной Америке. Однако впечатления от поездки не перевесили жестокого разочарования в грубости и суровых нравах команды. В 1873 году он вышел в отставку и посвятил себя музыке.
Интересно, что потомки Николая Римского-Корсакова спустя годы вернулись в «морскую» профессию. Так, правнук и полный тезка композитора является одним из руководителей Института океанологии Российской академии наук.
Аргументы из жизни
- Русская земля подарила миру немало талантливых людей, но мне сегодня хочется еще раз рассказать о «солнце русской поэзии» — А. С. Пушкине. Бесспорно, великий русский поэт и писатель, чье имя знают во всем мире, был по-настоящему талантливым человеком. Об этом мы судим не по количеству написанных книг, а по тому, что каждый из нас находит в них что-то свое, близкое и понятное только ему. Когда мы читаем произведения А.С. Пушкина, часто забываем о времени, о проблемах и заботах и будто переносимся в другой мир: мы то парим над городами и селами вместе с колдуном из поэмы «Руслан и Людмила», то вдруг оказываемся вместе с поэтом в Царскосельском лицее, Михайловском, Болдине, переживаем вместе с Татьяной Лариной ее безответное чувство к Онегину или вынашиваем план мести Троекурову вместе с Дубровским, встречаемся с предводителем народного восстания Пугачевым, любуемся русской природой в разные времена года или предаемся философским размышлениям. Пушкин как волшебник, который умеет угадывать наше настроение, чувства, переживания. В его произведениях — решение многих наших проблем, ответы на любые вопросы. Только талантливый художник слова может так чувствовать своего читателя и уметь затрагивать самые слабые, чувствительные струны его души. Очень часто становится жаль, что поэт погиб таким молодым, не успев многого дописать, о многом рассказать и многому научить.
- Недавно я прочитала статью об архитектурном ансамбле «Кижи», расположенном на одноименном острове в Онежском озере. Кижи называют восьмым чудом света, жемчужиной деревянного зодчества. Даже рассматривая фотографии этого удивительного музея под открытым небом, испытываешь невероятное восхищение. Но меня восхищают не только строения, экспонаты, особый дух ансамбля, но и талант русских мастеров, построивших уникальные здания без единого гвоздя. Железные изделия простому крестьянину были не по карману, да и не нужны они были для строительства: деревянная конструкция была продумана так, что бревна, уложенные один к одному, невозможно было сдвинуть с места. Мастера работали только топором, долотом и скобелем, даже пилу использовали редко. В умелых руках опытного мастера топор превращался в универсальный инструмент. Им можно было и дерево срубить, и обтесать, и доску или тес до блеска «выгладить», и ложку вырезать. Русские плотники знали много хитростей в своем деле. Например, когда бревна укладывали в сруб, то наружу их поворачивали той стороной, где годовые кольца расположены тесно, там древесина плотнее, и, значит, долговечнее. Как много удивительных зданий сделано ими! Смотришь на их творения и даже не верится, что все это создано руками человека, а не подарено Богом за какие-то заслуги. Их талант оттачивался годами. С малых лет приучались они держать в руках инструмент, перенимали мастерство у своих отцов и дедов. Жаль, что сегодня таких мастеров уже почти не встретишь в современной России, потому что сегодня профессия плотника считается «немодной» и не пользуется популярностью. Думаю, никто не сможет повторить работу древних мастеров деревянного зодчества и построить хоть небольшое здание без гвоздя и современного инструмента, как это сумели сделать когда-то в Кижах.
Александр Бородин — химик
Александр Бородин (пятый слева в верхнем ряду) среди основателей Русского химического сообщества. Фотография: chemsoc.ru
Интерес к химии у Бородина проявился в детстве. В числе его первых опытов было изготовление ракеты для фейерверка, а также состава для бенгальских свечей. Не только собственная комната, но и вся квартира была заставлена банками с различными веществами. Взрослые опасались пожара — то и дело дом заполнял едкий дым растворов, домочадцев пугали неожиданные хлопки взрывов.
В дальнейшем Бородин стал учеником первого президента Русского химического общества Николая Зимина. Он окончил петербургскую Медико-хирургическую академию и получил степень доктора медицины, защитив диссертацию «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». После этого Бородин уехал на несколько лет в научную командировку за границу, где работал и общался с Дмитрием Менделеевым и Иваном Сеченовым. По возвращении он стал ординарным профессором, а затем руководителем химической лаборатории и академиком Медико-хирургической академии.
Всего композитор написал около 40 работ в области химии. Открытая им химическая реакция носит его имя: реакция Бородина — Хунсдикера.
Аргументы из народной мудрости
- «Талант трудом добывают», — говорит русская пословица. В ней отмечается, что в развитии таланта огромную роль играет трудолюбие. Народ считал, что талант можно развить только упорным трудом, а без труда никакой дар не будет расти.
- «Талантлив тот, кто учится», — гласит русская пословица. В ней талантливым человеком называют того, кто учится, то есть не останавливается на достигнутом, а развивает свой дар учебой и упорным трудом.
- «Смелый талант скоро растет, ленивый — не лезет, не ползет», — справедливо заметил русский народ. По мнению наших предков, смелый талант пробьет себе дорогу и заявит миру о себе, а ленивый так и будет топтаться на одном месте без всякого развития.
- «Трудолюбие талант растит», — говорили наши предки о таланте. Они считали, что талант растет благодаря трудолюбию. Если чудесным даром наделен ленивый человек, этот дар остановится в своем развитии или совсем исчезнет.
- «Талант таланту рознь», — отмечает русская пословица. В ней говорится о том, что таланты могут быть разные. Какие-то связаны с искусством, другие – с наукой, техникой, кулинарией или другими сферами и областями жизни.
Сергей Прокофьев — шахматист
Сергей Прокофьев за игрой в шахматы. Фотография: chesshistory.com
Советский композитор был шахматистом первой категории. В стенах посещаемого Прокофьевым с 1907 года Шахматного собрания в Петербурге он сыграл вничью со знаменитым немецким шахматистом Ласкером, дважды проиграл и один раз выиграл у Капабланки. По словам знакомых, Прокофьеву в игре были присущи атака и натиск, нестандартный подход к ведению игры. Игроки называли его стиль романтическим. Он играл с вдохновением и воображением — а вот теоретической базы после разрыва с петроградским шахматным кружком в 1917–1918 годах не хватало. К 1940-м годам удача начала изменять Прокофьеву, и он все чаще проигрывал.
Своего увлечения он тем не менее не бросал. В путешествиях по переписке играл с директором Российского музыкального издательства Гавриилом Пайчадзе. Во время работы над балетом «Ромео и Джульетта» несколько месяцев играл с самим собой на огромной доске, состоящей из 12 шахматных досок.
Афоризмы
- «Талант без труда никогда не расцветает, а труд без таланта даже не даёт всходы», — говорил российский философ и литератор Геннадий Матюшов. По его мнению, чтобы талан проявился, нужно приложить усилия, а чтобы труд дал нужный результат, нужно обладать каким-либо талантом.
- «Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу», — писал русский писатель Максим Горький. Он считал, что любым талантом нужно уметь управлять, как породистым конем, иначе можно его испортить.
- «Талант – это способность делать то, чему нас никто не учил», — утверждал польский беллетрист Альфред Конар. Он называл талантом способности, данные свыше, умения, которым человека никто и никогда не учил.
- «Великие таланты навлекают на себя ненависть — так железо подвергается ржавчине, одна посредственность не имеет врагов», — писал Жан Лерон Даламбер, французский философ и ученый. Он считал, что о великих талантах говорили во все времена, они навлекали на себя ненависть, подвергались критике, так же, как железо подвергается ржавчине. И только о посредственностях никто никогда не отзывается плохо.
- «Талант – это развитая природная склонность», — утверждал французский писатель Оноре де Бальзак. По мнению великого классика, талант – это уникальный дар природы, который человек вовремя замечает и развивает.
- «Талант – способность в чём-то понять творца, способность видеть чудо», — считает русский писатель, поэт и журналист Александр Круглов. Он отмечал, что талант – это умения, на которые не способны обычные люди: например, умение понять Бога или способность видеть чудо.
- «Чуть в какой-либо профессии намечается выдающийся талант, как тотчас же все посредственности этой профессии стараются замять дело и всякими средствами лишить его случая и возможности сделаться известным и заявить себя перед светом, как будто он замыслил покушение на их неспособность, банальность и бездарность», — писал немецкий философ Артур Шопенгауэр. По его мнению, талантливым людям во все времена завидовали люди посредственные, поэтому всеми способами старались лишить одаренных любой возможности и всякого случая заявить о себе.
- «Я своими глазами видел, как богатство погубило талант не одного музыканта и художника. Участи этой удаётся избегнуть лишь тем, кто, разбогатев, продолжает трудиться так же, как во времена бедности», — считал французский писатель Андре Моруа. Он делится своими мыслями о том, что многих талантливых людей испортило богатство, которое достигнуто благодаря таланту, потому что, разбогатев, талантливый человек перестает работать, а это значит, останавливается на достигнутом, перестает развивать свой талант.
- «Талант — ещё далеко не всё. Нравственные качества человека и его мировоззрение — вот что определяет лицо настоящего учёного», — русский ученый, педагог Иван Сеченов. По мнению известного ученого, настоящий ученый обладает не только талантом, но и нравственными человеческими качествами. Такой человек будет направлять свой талант на пользу человечеству.
- «Не упиваясь словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами», — говорил русский советский поэт и переводчик Лев Озеров.
«Портрет», «Моцарт и Сальери»
В главной роли первой повести выступает несчастный молодой художник Чартков. Его жизнь изменилась после того, как был куплен портрет азиата. Из картины выпал сверток с огромной суммой денег, на которые Чартков смог купить необходимые принадлежности для своего творчества. Он стал зарабатывать тем, что писал портреты на заказ, а спустя время стал известным живописцем. Далее все развивалось следующим образом:
- Однажды Черткову на глаза попалась шикарная картина, которая его очень впечатлила. Эта картина была написана его старым знакомым.
- Пытаясь создать подобный шедевр с целью обогащения, Чертков потерял все. Он лишился того дара, который имел и остался ни с чем.
Это пример, что не следует думать об обогащении, нужно стремиться развивать те способности, что даны свыше.
«Моцарт и Сальери» Александра Сергеевича Пушкина — еще один достойный внимания пример. В главных ролях выступают известный музыкант Моцарт, покоривший мир своим талантом, и Сальери — тот, кто постоянно завидовал ему. Он считал, что Бог несправедливо распорядился талантами, и незаслуженно наделил Моцарта теми дарами, что тот имел. Сам же Сальери посвятил свою жизнь ремеслу, но считал свое занятие позорным и бесполезным. Он потом понял, что нельзя получить талант, творя зло. Однако было слишком поздно. Пушкин постарался эту идею донести своим читателям.