Анализ стихотворения «Бородино» Михаила Лермонтова

Это величайшее произведение, созданное талантливой рукой Михаила Юрьевича Лермонтова, описывающее реальные исторические события и воспевающее бессмертный подвиг русских солдат.

Поэма Лермонтова написана в 1837 году и до сих пор включена в школьную программу, ведь ее тема и идея несут в себе глубоко патриотический и острый общественный смысл (читайте по теме: Краткая биография Лермонтова: самое главное).

История создания

Михаил Юрьевич написал «Бородино» в 1837 году. Создание поэзии было приурочено к 25-летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года. В честь этого события был заложен один из самых красивых и известных в России храмов — Христа Спасителя. Тема исторического прошлого тревожила поэта. А военным событиям 1812 года Михаил Юрьевич также посвятил стихи «Поле Бородина» и «Два великана».

Замысел написания «Бородино» родился у поэта еще в 1832–1834 годах. На Лермонтова повлияла встреча со своим родственником — Афанасием Столыпиным, который был братом его бабушки. Он много чего рассказал о событиях той войны. Множество деталей с его историй были взяты за основу стихотворения. И сама личность Афанасия Алексеевича присутствует в поэзии в образе рассказчика. А известный персонаж безымянного полковника, по некоторым версиям исследователей творчества поэта, был взят с Петра Багратиона. Он был отличным полководцем, проявившим себя с лучшей стороны в сражениях с французами.

Лермонтов ведет повествование от имени простого солдата. Такое явление произошло впервые в русской литературе, ранее писатели проставляли великих полководцев и глав государства. Его солдат не просто высказывает свое мнение, он говорит от имени народа, что они готовы постоять за родину.

Стихотворение было впервые опубликовано в литературном журнале «Современник». Оно было хорошо принято читателями и критиками. Виссарион Белинский написал статью «Стихотворения Михаила Лермонтова», в которой отмечал, что эта работа весьма поэтична и уникальна тем, что в ней можно услышать речь и мысли простого солдата. Звукопись «Бородино» довольно мелодична. Поэзия послужила основой для марша, который и в наше время исполняют военные ансамбли.

Бородино. 1837г. Средства художественной выразительности в стихотворении. — презентация

Цели проекта: 1.Выявление художественной идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины. 2.Формирование навыка чтения наизусть, исследовательской работы с текстом, работы с учебником, самостоятельной лексической работы. 3.Воспитание патриотических чувств в ходе выявления художественной идеи произведения.

Историческая основа. «Бородино»-первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и подписанное его именем. Опубликовано в 6-ой книге «Современника» за 1837г. как отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения. Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения, данная им событию объективная оценка разделяется автором.

Герои бородинской битвы 26 августа 1812 г. М. Кутузов, Багратион, Раевский, Тучков, Дохтуров и первая русская женщина – офицер Надежда Андреева Дурова.

Значение бородинского сражения. Наполеон не смог одолеть русские войска это было крах его стратегического замысла. Затем последовало поражение в войне.

Рассказ старого солдата В стихотворении звучит жалоба старого солдата на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел

Речь ветерана В речи рассказчика всего два раза употреблено местоимение Я.Чаще всего встречаются местоимения наше, мы. Рассказчик чувствует единство с теми, кто самоотверженно защищает родину, он не подчеркивает личного героизма, а восхищается мужеством всего русского войска.

Языковая патетика стиха Язык старого солдата, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Языковая патетика стиха ( сверкнув очами, сражен булатом, носились знамена как тени, грозная сеча и т. Д.) органически сочетающаяся с живой речью солдата, позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа – героя Отечественной войны 1812 года Язык старого солдата, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Языковая патетика стиха ( сверкнув очами, сражен булатом, носились знамена как тени, грозная сеча и т. Д.) органически сочетающаяся с живой речью солдата, позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа – героя Отечественной войны 1812 года

Лермонтов точен в употреблении слов и изображения войны… Поэт исторически точно показал, что русские отдали, но не сдали Москву. Он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений ( Ведь были ж схватки боевые…) Отражен и первый этап войны, и отношение к нему армии( Мы долго молча отступали…)

Лексическая работа Редут — полевое укрепление Сеча – сражение битва Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Бивак- стоянка войска под открытым небом Хват- удалой смелый человек. Басурманы- иноземцы

Поэта больше всего интересует не само сражение, не событие,не факты (этим стихотворение «Бородино» отличается от исторического произведения ),а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа. Показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины.

В мире лермонтовского слова В стихотворении «Бородино»поэт вводит в образную речь целый ряд художественных приёмов: это и риторическое обращение, и сравнение, и метафора, и ряд других. Они позволяют с большей художественной силой передать атмосферу боя, чувства русского война- защитника Отечества.

Риторическое восклицание. образное средство, с помощью которого в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, одушевлением. Служит для усиления выразительности речи. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина !»- гордость за тех, кто принес славу родине «Вам не видать таких сражений!»- восторг, ужас при воспоминании о кровавых событиях

Риторическое восклицание. Примеры Богатыри — не вы! – звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому. Не отдали б Москвы! – чувствуется горечь, сожаление человека, испытавшего боль за судьбу страны. Есть разгуляться где на воле! – звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке!- гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные минуты боя. Богатыри — не вы! – звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому. Не отдали б Москвы! – чувствуется горечь, сожаление человека, испытавшего боль за судьбу страны. Есть разгуляться где на воле! – звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке!- гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные минуты боя.

СРАВНЕНИЕ Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя.» Какое сравнение помогает представить битву и силы врага? …Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи… Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя.» Какое сравнение помогает представить битву и силы врага? …Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи…

Метафора. Это слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому- либо признаку. В результате такого переноса создается художественный образ. «В дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала.» Это слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому- либо признаку. В результате такого переноса создается художественный образ. «В дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала.»

Темы и проблемы

Основная тема стихотворения — патриотизм. Автор желал показать мужественный подвиг своего народа на войне. В произведении он подчеркнул роль солдат и народа в борьбе против врагов. Русские люди в его представлении обладают отвагой и героизмом. Благодаря этим качествам страна смогла освободиться от захватчиков, но цена этому — пролитая кровь героев и их жизни.

Михаил Юрьевич рассказал о сражении простым языком без сложных терминов. Он точно раскрывает характеры персонажей, передавая атмосферу общего патриотизма.

Поэт поднимает проблему исторической памяти народа и говорит, что люди не должны забывать своих предков и их наследие. Он гордо сообщает, что вся страна помнит день Бородина. А само повествование похоже на беседу, во время которой представители старшего поколения передают свой опыт молодежи.

Лермонтов задевает тему войны и повествует про обычные будни солдат на фронте, рассказывает про проблемы простых армейцев. Между ними и офицерами образовалась пропасть. Простые люди не могли постичь смысла сложных высказываний командования, и их тревожит непонимание своей задачи. Автор показывает, как важно, чтобы офицеры сами подавали своим подчиненным пример героизма. Именно таким он изображает полковника, который погиб во время битвы. Он был благородным человеком и мог повести за собой людей.

Стихотворение начинается с противопоставления характеров представителей нынешнего поколения старшему. Старики жалуются, что молодежь спит и бездействует. Они боятся, что нынче никто не будет так рваться в бой, как было в их время — с этого начинается рассказ. Заканчивается он тем же: солдат вспоминает о прошлом, восхваляет былые подвиги, которые могут не состояться нынче. В этом противопоставлении выражается вечная проблема отцов и детей.

Главная идея поэзии — прославление народа и его подвига. Эта мысль переплетается с другой — сожалением о том, что нынешняя молодежь не похожа на представителей старшего поколения в их годы.

Краткое содержание

Молодой солдат просит своего дядю рассказать о сражении возле деревни Бородино. Дядя воздаёт должное своему поколению и отмечает, что нынешняя молодёжь в этом сражении проявила бы себя плохо. После этого опытный воин начинает рассказ. По приказу командования войска сначала отступали, чем старые вояки были недовольны. Потом нашли плацдарм для сражения. Два дня шла перестрелка, и французы ликовали: они победят русских. Потом полковник произнёс речь, вдохновил солдат, и началась Бородинская битва: «Рука бойцов колоть устала, / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел». Русские готовы стоять до конца, и французы отступают.

В конце стихотворения дядя молодого солдата ещё раз восхваляет русское войско и заверяет, что «будь на то Господня воля, / Не отдали б Москвы».

Жанр и композиция

Михаил Юрьевич прямо описал все особенности войны, не приукрашая их. Поэтому это стихотворение можно отнести к гражданской лирике. Жанр произведения — национально-патриотическая баллада. У него героический пафос. Стихотворение построено в форме повествования солдата о войне спустя много лет.

Стих включает в себя 14 строф, каждая из которых насчитывает 7 строк. Стихотворение было написано при помощи ямба. Рифма — сплетенная. Первая строчка параллельно рифмуется со второй, а третья — перекрестно с седьмой. В четвертой, пятой и шестой строках также параллельная рифмовка. Все перекрестные рифмы мужские, а параллельные — женские.

Композиционный план стихотворения «Бородино» кратко:

  • пролог — в первой строфе звучит вопрос юного солдата;
  • вступление и заключение одинаковые, благодаря чему произведение кольцевое;
  • экспозиция занимает две строфы — 4 и 5;
  • основные события занимает четыре строфы — с 6 по 9, в них постепенно нарастает напряжение и отображается подготовка к битве и ее начало;
  • кульминация — 10–11 строфы;
  • развязка — 12–13 строфы.

В центре сюжета лежит рассказ о Бородинской битве от имени солдата, который сам был участником военных действий. Повествование было обусловлено вопросом юноши о том сражении. Он поинтересовался у дяди, не зря ли Москва была отдана французам. Бывший солдат начинает свою историю с мыслей о том, что молодое поколение уже не такое смелое и патриотичное, как тогда, когда был он и его ровесники. Они не жалели себя на поле боя и были настоящими богатырями, в отличие от нынешнего поколения.

Затем идет основная часть произведения, в которой весь рассказ наполнен гордостью служившего мужчины за свой народ и его смелость. Он был его частью. А теперь, вспоминая прошлое, восхищается тем, какими смелыми были граждане в былые времена.

В анализе «Бородино» нельзя не заметить, что рассказчик говорит иногда «я», а порой и «мы». Эта деталь указывает на то, что отношение ко всему солдата такое же, как у всего русского народа.

Мужчина решился говорить от имени всех солдат, показывая тем самым их настоящий дух и большую любовь к родине.

Образы и символы

В стихотворении используется образ рассказчика. Этот человек — истинный патриот своей родины, который повествует о ходе сражения Бородинской битвы. Мужчина, несмотря на свои годы, настолько отважен, что готов был бы и сейчас вступить в сражение, если понадобится. Его образ символизирует всех русских солдат. Лермонтов наделил его лучшими чертами: мужеством, честностью, смелостью.

Погибший в бою командир представляется в виде идеала. Он пример героизма для всех тех офицеров, что отсиживаются в кабинетах.

Лирический герой произведения — это юноша, который символизирует надежду на молодое поколение. На его примере автор показывает, что в молодежи тоже живет любовь к отечеству, и они помнят о подвигах своих дедов. Они будут способны при необходимости отсечь нападение врага, ведь они такие же смелые, как и их предки.

Художественные приемы

Повествование наполнено яркими образами и написано очень мелодично. Чтобы сделать стихотворения уникальным и неповторимым, Лермонтов использовал ряд изобразительных средств выразительности языка:

  1. Описывая жестокие картины сражения, поэт использовал гиперболу «гора кровавых тел», «земля тряслась», «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий», «считали раны».
  2. Эпитеты в стихотворении «Бородино»: «удалый», «могучее», «лихое», «сырая», «летучий» «боевые», «избитый».
  3. Встречаются в стихотворении также метафоры: «постоим головой», «огонь блестел», «звучал булат, «картечь визжала», «залпы орудий слились в протяжный вой».
  4. За счет олицетворений кажется, что в битве участвовали даже неживые предметы: «картечь визжала», «звенел булат», «затрещали барабаны».
  5. Сравнения делают повествование более живописным и указывают на огромный масштаб действия: «земля тряслась, как наши груди», «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени».
  6. Поэт также включил в стих просторечия: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.
  7. Не обошел автор стороной и возвышенные слова: «ликовал», «сверкнув очами». Они подчеркнули значение боя в войне и истории государства, его величие.
  8. Восклицательные предложения поэт ввел только в конце: «Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!», «…Не отдали б Москвы!». С их помощью он подчеркнул радость победы для всех служивых и простого населения страны.

Михаил Юрьевич также использовал в стихотворении аллитерацию, синекдоху и ввел множество восклицательных предложений. Автор ввел параллелизм: «Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито».

Выразительным средством можно считать диалог между представителями разных поколений. С его помощью раскрылась проблема отцов и детей, и автор сумел сполна описать, какая ответственность возлагается на молодых людей. Теперь им придется защищать родину, если на ее границы нападет враг.

Многие из написанных Лермонтовым выражений в будущем стали крылатыми, такие как «Да, были люди в наше время». Анализ стихотворения поможет ученикам 5 класса разобраться в особенностях произведения.

Жанр

Это лирическое стихотворение. Однако литературоведы относят «Бородино» и к народной оде, и к батальной поэме, и к балладе.

В целом произведение принято называть поэмой, потому как автор «нарисовал» действительно эпическую картину, обрамленную общемировой значимостью, следуя четкому сюжету.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: