Сюжет
Жил-был Лев, а потом постарел и не мог больше охотиться на зверей, как прежде. Но он не отчаялся и решил впредь добывать себе пропитание не силой, а хитростью. Залег в пещере, притворился больным и звал к себе разных зверей (съедобных, разумеется) в гости, чтобы они его проведывали. Животные в пещеру входили и обратно домой уже не возвращались. Однажды на огонек ко Льву заглянула Лисица, но она оказалась умнее других зверей. Кума волка в русских сказках остановилась у входа в пещеру, где лежал «больной» Лев, когда же он спросил, почему она не проходит в его апартаменты, Лиса ответила так: «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет». Такая вот история, а мораль басни «Лев и Лисица» Л. Н. Толстого следует далее. Она рельефнее высвечивается в процессе сравнения с оригиналом Эзопа.
Басня «Лев, Волк и Лисица»
Старый больной лев лежал в пещере. Приходили все звери проведывать царя, только лисица не бывала. Вот волк обрадовался случаю и стал пред львом оговаривать лисицу.
– Она, – говорит, – тебя ни во что считает, ни разу не зашла царя проведать.
На эти слова и прибеги лисица. Она услыхала, что волк говорит, и думает: «Погоди ж, волк, я тебе вымещу». Вот лев зарычал на лисицу, а она и говорит:
– Не вели казнить, вели слово вымолвить. Я оттого не бывала, что недосуг было. А недосуг было оттого, что по всему свету бегала, у лекарей для тебя лекарства спрашивала. Только теперь нашла, вот и прибежала.
Лев и говорит:
– Какое лекарство?
– А вот какое: если живого волка обдерёшь, да шкуру его тёпленькую наденешь…
Как растянул лев волка, лисица засмеялась и говорит:
– Так-то, брат; господ не на зло, а на добро наводить надо.
Трудности перевода. Эзоп и Л. Н. Толстой
У древнего грека такой же сюжет, но у него последняя фраза Лисы: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов ведет много, а из пещеры — ни одного».
У Эзопа мораль басни «Лев и Лисица» лишь в том, что умный человек может обойти любую хитрость. Толстой же, когда переводил эту басню, несколько изменил концовку. Слово «след» обозначает отпечаток, оставленный человеком или зверем, вполне конкретный объект. Когда же Лиса у Льва Николаевича говорит: «Входов много, а выхода нет», — то в этом слышится уже что-то такое экзистенциальное, как будто Лиса вещает от лица автора и выносит вердикт всему сущему. Вот такую разную интерпретацию можно получить в теме «Мораль басни «Лев и Лисица», если проанализировать только последние слова Лисицы у Эзопа и Л. Н. Толстого.
Анализ басни «Лев, Волк и Лисица»
Автор знакомит своего читателя с историей трех героев: Льва, Волка и Лисицы. Лев – старый и больной царь зверей, который принимал к себе в пещеру всех желающих справиться о его здоровье. Среди них был и Волк, который решил из сложившейся ситуации выжать максимум пользы для своей персоны – с помощью клеветы свести давние счеты с соперником и врагом – Лисицей, которая еще ни разу не показалась у «постели» больного. Однако разрешение ситуации не заставило себя долго ждать. Тут же объявилась хитрая и умная Лиса, которая, переиграв в свою сторону все рассказанное Волком, подставила своего обидчика.
Результат: Волк наказан за вранье, Лиса осталась безнаказанной, Лев, несмотря на то, что все еще остается царем зверей, обманут дважды.
Басня «Лев, Волк и Лисица» не подводит нас к состраданию или разбирательствам, кто прав, а кто нет. По своей сути, в ней нет как такового положительного героя, а вот в этом то и часть жизненных реалий: идеальных нет среди нас, но и не стоит кого-то судить либо осуждать, оставайся честным самому себе и не берись за чужие судьбы и их выбор в отношении жизненных приоритетов.
Читать все басни Толстого
Уроки классиков и современность
Современны ли наставления греческого и русского классиков? Конечно, да, более того, и та интерпретация взглядов Булгакова, которая дана в настоящей статье, также актуальна. Принципы государственного устройства все еще те же на русской земле, что и 80 лет назад, правда, политический климат намного мягче. И у нас даже есть свобода слова сейчас, но по-прежнему лучше с властью не заигрывать и ей слепо не доверять – проглотит в один момент при случае.
Если же возвращаться к главному герою повествования и его нравственному посылу, то мораль басни «Лев и Лисица» Толстого по-прежнему актуальна: ребенку все еще неплохо знать, что если он будет хорошо учиться, то он сможет распознать любую хитрость и блестяще на нее ответить. Хорошо и то, что он узнает: на любую силу можно ответить хитростью, и вот уже сильный – слаб, а слабый – силен. Отсюда вытекает: как бы человек ни был силен, ему все равно надо учиться.
М. А. Булгаков и завет: «Никогда и ничего не просить у тех, кто выше вас»
Идем дальше и все глубже погружаемся в сферу чистой, не научной, но литературной фантастики. Если бы М. А. Булгаков мог публично поразмышлять о моральном смысле басни Л. Н. Толстого, то вышло бы следующее: создатель «Мастера», конечно, сразу бы сделал Лисицу (а скорее, у него был бы Лис) персонификацией творческого человека, а Лев, ясное дело, — это олицетворение власти. И вот на основании такой не слишком сложной модели можно прочесть мораль басни «Лев и Лисица» Толстого совсем не так, как хотел обитатель Ясной Поляны, когда читал ее крестьянским деткам в собственноручно созданной им школе. М. А. Булгаков сказал бы: творческому человеку следует опасаться власти и держаться от нее на почтительном расстоянии. Говорить с ней следует так, чтобы ничем ее не задеть и ни в коем случае не показать своего превосходства, ни умственного, ни нравственного. Жизненно, да? Таково прочтение и интерпретация темы «Мораль басни «Лев и Лисица» Толстого» в стилистике М. А. Булгакова. Стоит сказать, что сам-то автор «Собачьего сердца» втайне надеялся, что власть его все-таки заметит и облагодетельствует. Но все равно, как и в высшей степени проницательный, он все равно выбрал для себя в качестве основной стратегии поведения с властью осторожность, и был совершенно прав, ибо дадут или не дадут дары — неизвестно, но вот раздавить могут в одну минуту запросто.
Доктор Хаус: «Все лгут», и «Люди не меняются»
Напоследок интерпретация одного из «героев нашего времени», современного «Шерлока Холмса» от медицины – Доктора Хауса. Если бы ему предложили ответить на вопрос, какова мораль басни «Лев и Лисица» Толстого? Он бы сказал в своем цинично-ироничном стиле: она в том, что люди (и звери) не меняются, и все безостановочно лгут. А значит, Льву верить никак нельзя. Соответственно, Лиса все сделала правильно. И конечно, лучший выдуманный диагност на свете не оставил бы Льва без диагноза и лечения. В финале истории Лев смог бы бегать и убивать зверей как обычно. Таким получилось изложение темы «Мораль басни «Лев и Лисица» своими словами.
Мораль басни Толстого «Лев, Волк и Лисица»
Мораль басни «Лев, Волк и Лисица», наверняка, сумел разглядеть каждый: никогда не пытайся показать себя с лучшей стороны, оклеветав кого-либо, ведь ложь еще никому не отплатила добром. Не старайся выглядеть более достойным и ценным на фоне лживо оговоренного тобою человека, которого нет рядом и который не может избавить себя от несправедливо навешанных ему ярлыков.
С другой же стороны автор заложил в баню еще и другой подтекст: неважно, как ведет себя твое окружение, не ткни в их ошибки пальцем, показывая никчемность их поведения всем подряд, дабы не оказаться крайним в сложившейся ситуации.
Мораль басни Лев и Волк:
Мораль басни – в последних двух строках. Лев обращается к Волку со словами: собачка еще молода и глупа, поэтому без боязни стащила из царской тарелки кусок мяса. А у Волка уже было достаточно ума, чтобы понимать: Лев сильнее его, и не позволит таких поступков. В реальной жизни случается так, что человек позволяет себе совершать глупые ошибки, не соответствующие его возрасту и опыту. Потом им приходится расхлебывать последствия своих действий. Для таких людей басня и является предупреждением.
Главные герои – старый Лев и хитрая Лисица. Сюжет басни таков – лев постарел и он уже не может добывать себе пропитание, гоняясь за дичью, как раньше. Тогда Лев придумывает хитрость – он притворяется больным и скрывается в пещере. Сердобольные звери не могут не проведать старого и больного Льва и непрерывно идут в пещеру. А Лев их там и съедает.
Вот только Лиса не спешит заходить ко Льву в гости. Когда же Лев спрашивает Лису, почему она не заходит к нему в пещеру, та отвечает, что видит много следов, входящих в пещеру и не видит ни одного следа, выходящего из пещеры. Опытная Лиса разгадала незамысловатую хитрость Льва и тем самым избежала участи быть съеденной Львом.
Таково краткое содержание басни.
Главный смысл басни «Лев и Лисица» заключается в том, что нельзя быть излишне доверчивым. Доверчивость может иметь плохие последствия. Басня также учит нас быть внимательными, подобно Лисе, которая смогла заметить по следам, что в пещеру входят, а из пещеры никто не выходит! Но мало быть внимательным по жизни. Надо еще уметь сделать правильные выводы из наблюдаемых событий. Лиса сумела это сделать, догадавшись, куда подевались все вошедшие в пещеру звери, и спасла свою жизнь. Тем самым басня наглядно показывает нам, что тот, кто умеет анализировать ситуацию и делает правильные выводы, имеет больше шансов выжить в окружающем мире.
Читать текст басни:
Лев убирал за завтраком ягнёнка; А собачонка, Вертясь вкруг царского стола, У Льва из-под когтей кусочек урвала; И Царь зверей то снёс, не огорчась нимало: Она глупа ещё и молода была.
Увидя то, на мысли Волку вспало, Что Лев, конечно, не силён, Коль так смирён: И лапу протянул к ягнёнку также он.
Ан вышло с Волком худо: Он сам ко Льву попал на блюдо. Лев растерзал его, примолвя так: «Дружок, Напрасно, смoтря на собачку, Ты вздумал, что тебе я также дам потачку: Она ещё глупа, а ты уж не щенок!»
Басня «Лев на ловле»
Прослушать басню «Лев на ловле»
Собака, Лев, да Волк с Лисой В соседстве как-то жили, И вот какой Между собой
Они завет все положили:
Чтоб им зверей съобща ловить, И что наловится, всё поровну делить. Не знаю, как и чем, а знаю, что сначала Лиса оленя поимала, И шлет к товарищам послов, Чтоб шли делить счастливый лов:
Добыча, право, недурная!
Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая И озираючи товарищей кругом, Дележ располагает И говорит: «Мы, братцы, вчетвером». И на четверо он оленя раздирает. «Теперь, давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,
Тот с места жив не встанет».
Примечание
Завет – договор, союз, наказ, обещание.
Время написания: 1808 г. Крылатое выражение: Львиная доля. Изначально выражение «львиная доля» означало большую и лучшую часть чего-либо, полученную кем-либо заведомо несправедливо, по праву сильного. Впоследствии это выражение стало означать просто большую (лучшую) часть чего-либо.
Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга четвертая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946
azbyka.ru
Мораль басни Лев и ее анализ
Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.
Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т.е. собрался совещательный орган.
К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,
…«Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,
Мне шерсти пособрать».
Итак, Лев предупредил (специально — старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде «складчины», — к тому же много ли старику нужно на матрац.
Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях — жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти «жирных», как сказал бы Маяковский. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Своя рука владыка… И вот что ответили и вот что сделали бояре:
«Кто станет для тебя жалеть своей
Не только шерсти — кожи…»
Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.
«От этого их не убудет;
Напротив, им же легче будет».
Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней — ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он
…не нахвалится усердием друзей…
«Но в чем же то они усердие явили?» — спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани — запаслись себе на зиму тюфяком. .
Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. «Ищите, где он добр» — для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер, — нет. Проблема «доброго Льва» — проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.
Полезный материал по теме:
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни
- Мораль басни Обоз и ее анализ
- Мораль басни Охотник и ее анализ
- Мораль басни Гуси и ее анализ
- Мораль басни Осел и ее анализ