Лев Николаевич Толстой по праву считается подлинным мастером изображения человеческой души, умеющим со свойственной ему чуткостью проследить путь становления личности. На каждом этапе он сопровождает героя, показывая читателю, как формируется характер, зарождаются идеи в сознании, а затем терпят крах, уступая место новым идеалам. Первые столкновения с реальным миром, любовь, предательства, смерть родных и постоянный поиск себя — все это предмет описание в книге «Война и мир». Становление героя невозможно у автора без семьи, той особой вселенной, в которой он рождается, живет, раскрывается. Так «мыслью семейной», пронизывающей повествование, в романе-эпопее объясняются характеры, стремления, почти все значимые персонажи описываются именно в семейном кругу. Этот приём играет важную роль в понимании нами авторского смысла произведения: семья у писателя — некое подобие, миниатюра того самого всеобъемлющего, вынесенного в заглавие мира. То, что взращивается в ребёнке, что окружает и попадает под его пытливый взор, будет перенесено им в будущее. Каждый герой в первую очередь — носитель не индивидуальных, а родовых черт, что сознательно подчёркивается Толстым при создании образов. Знакомясь с основными родами романа, мы наблюдаем, как в каждом из них выделяются свои знаковые черты, принадлежащие, однако, каждому члену: это доброта, сердечность, радушие Ростовых; благородство, ум, аристократизм Болконских; алчность, беспринципность, коварство Курагиных. Фамильные черты в сочетании с личностными особенностями рождают ярких натур со спорными, противоречивыми внутренними мирами.
Так Анатоль Курагин в романе — настоящий носитель родовых качеств своего семейства. Он кажется абсолютной противоположностью целого ряда положительных персонажей: князь Андрей и Анатоль Курагин имеют разное воспитание, жизненные цели и ориентиры. Однако оба образа подчинены важной идеи Льва Николаевича, заключающейся в том, что личность формируется под влиянием царящей в доме атмосфере, вбирая в себя все, с чем она сталкивается в период роста. И образ Анатоля Курагина, и Андрея Болконского, и Наташи Ростовой являются подтверждением данной толстовской идеи. Все они дети своих родителей, и рождение в том или ином семействе уже будто определяет их дальнейший путь. Именно поэтому история Анатоля Курагина невозможна без анализа того, что его окружало с самого рождения, непосредственно влияло на него. Княгиня, не питающая к своим детям подлинной материнской любви, и князь, не скрывающий своего пренебрежительного отношения к наследникам, — таковы родители героя. Ни теплотой, ни взаимопониманием, ни лаской не были наполнены эти отношения, их объединяла только небывалое умение добиваться желаемого, идя по головам, закрывая глаза на чувства всех вокруг. Хитрость, эгоизм и порой совершенная бесчувственность — вот, чем наделили своих детей Василий и Алина Курагины, не способные пробудить в них истинные добродетели.
Знакомимся мы с героем, когда тот является уже сформированным представителем светского общества, что помогает ответить на вопрос, какой Анатоль Курагин человек и что им движет. Еще до первой встречи с ним на вечере у Анны Павловны Шерер звучат разговоры о нем: отец называет его «беспокойным дурнем», видя в нем «обузу своего существования», хозяйка вечера откровенно заявляет о своём недовольстве молодым повесой, говорит о необходимости женить его для перевоспитания. Анатоль Курагин, характеристика которого рисует в нашем воображении прожигателя жизни в бесконечных кутежах, пьянстве и азартных играх, изображён впервые как раз на одном из таких вечеров в компании Долохова и Пьера. Известные как главные разбойники Петербурга даже за его пределами, они проводят каждую ночь в окружении карт, алкоголя, женщин. Жизнь Анатоля Курагина представляла собой бесконечную череду наслаждений, он не мог и не желал даже вообразить, что можно жить иначе. Инстинктивно, всем существом своим убежденный в этом, он шёл на поводу страстей, не обращая внимание на сплетни о нем в обществе, доставляемые окружающим проблемы и причиняемые несчастья. Как дитя, наивно и чисто он веровал, что «никогда не сделал ничего дурного», ни перед кем не был виноват, его совесть не знала угрызений. Эта особенная ограниченность, не позволяющая закрасться в его голове и мысли о том, что поступки его омерзительны, а существование бесцельно, описывается Толстым даже несколько иронично. Презирающий подлецов, но не замечающий собственную беспринципность этот «мужской магдалина» был уверен в своей невинности, что лишь подтверждает глупость и внутреннюю пустоту мужчины. Однако честолюбие, корысть и алчность менее всего занимали князя Анатоля Курагина: деньги, звания, карьера — все это меркло на фоне возможности быть всегда в окружении прелестных дам и весёлой компании. Обладая очаровательной внешностью, что также отличало членов его семейства, он с небывалой легкостью завоевывал сердца женщин, заводил романы, интриги с известными московскими барынями. Одетый всегда по-щегольски изящно с большими прекрасными глазами, румяным и свежем лицом, Анатоль Курагин позволял себе пренебрегать знатными светскими особами, предпочитая им французских актрис и цыганок. Несмотря на то, что вокруг него всегда находилось множество людей, называемых им товарищами, истинных друзей он не имел. Долохов видел в нем нужные ему знатность и связи, пользуясь и забавляясь этим. Безухова и Курагина Анатоля, хоть и связанных родством и приятельскими отношениями, нельзя назвать друзьями: Пьер всегда понимал, насколько низок этот человек, лишенный нравственных ориентиров.
Жизненные принципы Анатоля Курагина, кратко представленные выше, напрямую руководят всеми его действиями: он не видит преград на пути к исполнению намеченного. Одной из них становится Наташа Ростова, замечая ее юность и свежесть, он решает «приволокнуться» за ней. Все это для него — игра, о последствиях которой он не в состоянии задуматься. Наивность, горячность делают Наташу впутанной в эту грязную, порочащую ее историю, превращают в очередную игрушку в руках этого мужчины. Честь и репутация девушки, которые могли пострадать после этого поступка Анатоля Курагина, не заботят героя, его желания стоят выше человеческой судьбы. «Подлая, бессердечная курагинская порода», — так характеризует его Пьер, и Анатоль Курагин с непонимающей и робкой улыбкой не может осознать нанесённого им Ростовой удара.
Анатоль Курагин, война 1812 года для которого оказывается финальным этапом беззаботного существования, встречен нами в перевязочном пункте. В этой палатке, из которой доносились крики, стоны, рыдания солдат, и находился герой. Мы видим уже не самодовольного князя, а испуганного, совершенно несчастного человека. Финал его жизни уже близок, обессилевший, одинокий, забытый всеми, он рыдает не в силах смириться с произошедшим. Он горькими от отчаяния слезами оплакивает прошлое: духовная смерть уже давно его настигла, смерть физическая же теперь была как никогда близка.
Описание биографии героя
В своём романе Лев Толстой представил Анатоля Курагина как выходца из аристократической семьи, в которой, кроме него, воспитывалось ещё двое детей — Элен и Ипполит. Их отец, Василий Курагин, занимая министерский пост, имел возможность обеспечить детям высокий уровень достатка и дать превосходное на то время образование.
Анатоль отучился во Франции, так как, по общепринятому мнению, согласно цитате из «Войны и мира» — «тамошнее воспитание гораздо лучше нашего». Как следствие, в обыденной жизни герой предпочитает в общении пользоваться французским языком. Впрочем, в те времена, это был признак аристократичности и принадлежности к светскому российскому обществу. Но образованность молодого аристократа Курагина не гарантировала ему приспособленности к жизни и не дала умения правильно распоряжаться временем и доставшимся капиталом.
В начале XVIII века молодые представители аристократической прослойки Российской империи в карьере отдавали предпочтение военной службе. Не стал исключением из этого правила и Анатоль Курагин. Он принимает участие в военной кампании 1812 года против французских войск.
Во время же Бородинского сражения герой избегает смерть, но получает серьёзное ранение, после которого ему в госпитале ампутируют ногу. После этого события автор «Войны и мира» больше не упоминает о судьбе красавца-аристократа Анатоля Курагина.
Жизненный путь
В начале романа княжне Марье 20 лет. Она родилась и выросла в родовом поместье под опекой строгого и деспотичного отца, распланировавшего распорядок дня дочери по минутам, которые включают долгие занятия алгеброй и геометрией. В прошлом влиятельный царский вельможа, Николай Андреевич, сосланный в имение Лысые Горы, превратил дочь в служанку. Любимое его занятие – доводить Мари до слез, унижать последними словами. Отец не гнушается запустить в наследницу тетрадью или же назвать дурой.
Марья Болконская и Андрей Болконский
Теплые и доверительные отношения у Мари сложились с братом. После смерти его жены девушка без проблем берет на себя обязанности по воспитанию племянника.
Однажды в переписке с Жюли Карагиной Марья узнает, что свататься к ней едет Василий Курагин с непутевым распутным сыном. Героиня принимает Анатоля Курагина за достойного человека. В душе просыпается надежда обрести женское счастье, мечты о семье и детях овладевают ее рассудком. Толстой, как тонкий психолог, раскрывает все потаенные помыслы любимой героини. Столь смелых мыслей Мари ужасно пугается, но решает подчиниться божьей воле.
Анатоль Курагин
Однако отец быстро раскусил мелочную и расчетливую натуру жениха, тем более, что Анатоль и сам по неосторожности испортил сватовство, затеяв флирт с компаньонкой Мари. Наивная девушка решила во имя счастья француженки, без памяти влюбившейся в ухажера, проститься с единственным шансом на замужество.
Болезнь отца освободила Марью Болконскую от постоянного надзора, и героиня, взяв Николушку, отправилась в Москву. В столице девушка мучилась от того, что посмела ослушаться батюшку, и вдруг ощутила к нему бесконечную любовь и привязанность. После смерти родителя Мари собралась покинуть имение, но оказалась в плену местных мужиков, которые в страхе потерять собственное добро не выпускали ее со двора. Хотя девушка была готова разделить запасы хлеба между голодающими крестьянами, проявив щедрость души.
Марья Болконская и Николай Ростов
На помощь княжне пришел Николай Ростов – единственный мужчина, сумевший искренне полюбить эту женщину, обнаруживший внутреннюю красоту и богатство души. Но сначала герой не осознавал влюбленности, испытывал к девушке непонятный трепет и даже страх.
Судьба подарила Марье Болконской то, о чем она так мечтала: девушка вышла замуж за Николая и счастливо растила детей. Из героини получилась преданная, мудрая жена, которую ценит и уважает супруг, и замечательная мать – Мари с удовольствием уделяет время воспитанию наследников и даже ведет дневник, куда записывает примечательные эпизоды жизни детей.
Особенности характера
В произведениях народного эпоса, если бы Анатоль Курагин был персонажем сказки или былины, его краткая характеристика могла выражаться одним словом — глупый. Лев Толстой же в романе не скупится для своего героя на такие слова:
- дурень;
- болван.
Молодому красивому дворянину не идёт впрок ни полученное за границей блестящее образование, ни общение с представителями разных слоёв общества. Его поступки безрассудны, граничащие порой с жестокостью по отношению к любящим его людям, и свидетельствуют только о бесшабашности героя, который, не задумываясь о последствиях, прожигает собственную жизнь.
Пьянки и кутёж — жизненное кредо Анатоля Курагина. Он вместе со своим другом Долоховым завсегдатай практически всех увеселительных мероприятий, которые устраивали аристократы в Москве. Здесь он получал всё, что его интересовало в жизни — веселье и женщины. Общество представительниц прекрасного пола для Курагина очень приятно, но при этом он старается показывать совершенное безразличие.
Его стиль общения с женщинами Л. Толстой кратко описывает как «манеру презрительного сознания собственного превосходства». И на практике этот принцип очень хорошо срабатывает: чем отрешённей он представляется в их глазах, тем привлекательней им кажется.
Привычка жить на широкую ногу требует от Анатоля значительных финансовых затрат. Это очень часто приводит к тому, что денег не хватает и Курагин вынужден одалживать, при этом не особо задумываясь о скором возврате долгов. Такое положение вещей вызывало недовольство его отца, так как кредиторы сына не собирались прощать и предъявляли ему претензии по погашению занятых денежных средств. В результате это приводит к тому, что Василий Курагин перестаёт платить долги вместо сына, так как аппетиты Анатоля постоянно растут и средства уходят только на его увеселительные мероприятия.
Обладая весёлым нравом, молодой князь смотрит на окружающий его мир и всю жизнь, как на непрерывное увеселительное мероприятие. Он не задумывается ни о карьере, ни о личном обустройстве. Анатоль предпочитает жить одним днём, превращая своё бытие в сплошную феерию, не поддавая никакому анализу собственные поступки.
Автор романа «Война и мир» наделил Курагина ещё двумя чертами характера:
- самодовольством;
- и самоуверенностью.
Как результат такого микса, у героя наблюдается завышенная самооценка, от которой он страдает, так как не в состоянии реально и адекватно оценивать происходящие с ним события. Несмотря на своё в некотором смысле асоциальное поведение, он, тем не менее, искренне считал себя человеком без изъянов и презирал подлецов и людей с дурной славой. Но в действительности Анатоль сам представляется в романе одним из представителей касты подленьких людишек и мерзавцев. Подтверждением этому может служить его подстрекательство на побег неопытной и наивной Наташи Ростовой.
В образе князя Анатоля Курагина довольно сложно найти явно положительные черты характера. Вся его жизнь, за исключением участия в боевых действиях, в романе Толстого представлена в виде смеси любовных интриг, попоек и кутежа. Даже его щедрость направлена исключительно на организацию увеселительных мероприятий.
Эти моменты хорошо отслеживаются как в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», так и в одноимённом сериале, вышедшем на экраны в Великобритании в 2021 году.
Сватовство к Марии Болконской
В силу особенностей своего характера Курагин не видит ничего постыдного в женитьбе по расчёту. В его понимании лишнего богатства не бывает, и неважно каким путём оно достанется. А супружество не должно быть помехой разнообразию в интимной жизни. На законной жене свет клином не сходится, а вокруг достаточно прехорошеньких дам, с которыми можно провести приятно время. С этой позицией молодой человек и направляется на сватовство к княжне Марье Болконской.
В отличие от Анатоля Марья Болконская внешне была далеко не красавицей. Это понимала и она, и её близкие. И если сама княжна была восхищена внешним лоском Курагина, то старый Болконский был более проницателен и с настороженностью оценивал поведение будущего жениха.
Естественно, сватовство, как и должно было быть, закончилось полным провалом для Курагина. Автор в этом эпизоде полностью раскрыл циничную и подлую сущность своего героя. Даже направляясь делать предложение руки и сердца одной девушке, Анатоль обдумывал возможность соблазна другой. Результатом этих мыслей стали действия, не поддающиеся прощению и привёдшие к разоблачению Курагина самой Марией Болконской.
Цитаты
«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия».
«Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
«Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».
«Кто все поймет, тот все и простит».
«Мое призвание другое – быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».
«Прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях».
«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».
«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».
История с Натальей Ростовой
Разбитые девичьи сердца для красавца Курагина — обычное дело. Он никогда не испытывал угрызений совести и чувства вины по этому поводу. Но в случае с Наташей Ростовой его любовная интрига чуть было не привела к трагичному исходу в жизни девушки.
Используя привлекательность собственной внешности, Анатоль без особого труда вызывает у неопытной и доверчивой Натальи любовные чувства к нему. Она влюбляется и искренне верит в добропорядочность Курагина. Для Анатоля же эта история — лишь очередная любовная интрига и способ досадить Андрею Болконскому, с которым у него была давняя вражда,.
На момент встречи Анатоля и Натальи последняя была помолвлена с молодым Болконским. Андрей считался хорошей партией для Ростовой. Воспитан, богат, сдержан. Он общался с ней в рамках светского этикета, не желая смущать девушку собственными плотскими желаниями. Курагин же, наоборот, отбрасывал все условности, чем и вызвал интерес, а также любопытство со стороны неопытной девушки.
Наташа воспринимает так называемые чувства Анатоля за действительность, не догадываясь, что для него это просто очередное забавное приключение. А после прочтения письма от Курагина, где он признаётся ей в любви и подговаривает её на побег, Наталья Ростова отказывает Андрею Болконскому и начинает приготовления к побегу с Курагиным. Эти планы были расстроены, как позже выяснилось, к счастью для самой девушки.
Со временем Наташа узнаёт, что её избранник женат на дочери польского помещика и никак не мог с ней сочетаться законным браком. Но чувства Натальи к Анатолию Курагину настолько были сильны, что даже позже, узнав об обмане с его стороны, она решается на попытку суицида, которую удаётся предотвратить близким девушки. Курагин же из этой истории не сделал для себя никаких выводов. Он не испытывал ни чувства вины за возможный трагичный исход, ни угрызений совести по поводу своего отношения к близким людям.
В своём романе Л. Н. Толстой образом Анатоля Курагина показал типаж, в котором собраны практически все негативные стороны человеческого характера. А некоторые положительные качества натуры героя нивелируются результатами его поведения в жизни. Отсутствие же определённой цели в жизни, привычка плыть по течению и не напрягаться приводят героя романа к моральному уродству, полной деградации личности и, как следствие, к поступкам, которые нельзя простить.
Семья
Марья дочь князя Николая Болконского, человека влиятельного и обеспеченного. Есть родной брат Андрей Болконский. Николай был строгим отцом и, воспитывая дочь, не делал никаких поблажек. Его жестокие методы в воспитании Марьи наложили отпечаток на ее характер. Со стороны можно было принять Болконскую за домработницу, функции которой заключались в командах: принеси, подай, убери. Оставаясь одна, она часто лила слезы в подушку от обиды и досады. Несмотря на грубое отношение отца, девушка любила его, принимая таким, какой он есть. С кем у нее сложились отношения, так это с братом. Андрей относился к сестре с любовью. Между ними установились теплые отношения, основанные на доверии и уважении. Андрей рано овдовел. После смерти жены Марья взяла на себя все заботы о любимом племяннике.
🗹