Пути исканий смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым


Смысл жизни в романе Льва Толстого «Война и мир»

В великом произведении Толстого «Война и мир» рассказывается о десятилетии жизни многих людей во время важных исторических событий. Роман описывает разные события в истории России и судьбы героев. Смысл жизни в романе описан особым философским способом, затрагивая все важнейшие истины.

Смысл жизни в романе «Война и мир»

Вопрос о смысле жизни является актуальным как и для многих литературных произведений, так и для обычных людей. Смысл жизни можно найти как раз изучив известные творения русских гениев. Одним из таких источников поиска философских изречений является известный роман Льва Толстого.

Смысл жизни человека, а именно его так называемое предназначение, описывается практически в каждом эпизоде романа. Каждый герой романа самостоятельно ищет пути поиска смысла. Известный герой Пьер Безухов, судьба которого оказалась ключевой в романе, показывает оказывается человеком думающим и глубоко страдающим. Князь Андрей Болконский в свою очередь некоторыми предстает в ином амплуа.

Поведение Пьера в романе всегда навеивает непонимание общества. Всегда открыто выражает свои мысли и является искренним человеком. Он оказывается особо смелым человеком и его взгляды являются крайними. Является высокообразованным человеком.

В своей жизни он проходит несколько этапов, разочаровывается и восхищается. Пройдя несколько таких этапов Пьер приходит к глубокой любви к людям, также мечтает совершить подвиг. Люди особенно отмечают его искренность. Он не хочет зря проживать свою жизнь.

Образ Андрея имеет также свою философию. Он долго не мог понять свое предназначение. Благодаря своим многочисленным рассуждениям пришел к выводу, что человек должен быть в гармонии с природой. Он также жаждал совершить подвиг и даже восхитил самого Наполеона. Однако об истинном значении человеческого существования он стал задумываться прямо перед смертью. Толстой в этот момент дает понять, что каждый ищет свой смысл жизни на протяжении всей жизни, но понимает ее суть только лишь перед своей смертью.

Наташа Ростова в начале произведения кажется читателю немного наивной девушкой. Она не видит фальши в действиях народа и верит в доброту и искренность. Она хочет ощущать дружбу и любовь, в связи с чем она часто ошибается и делает глупые вещи.

В дальнейшем в ее жизни происходят события, которые по иному открывают для нее настоящий смысл человеческого существования. Во время войны в девушка помогает раненым, в том числе и Андрею. В таком образе Наташа кажется любящей искренно свою родину. Уже в конце Наташа показана другой девушкой, не такой беззаботной и веселой, а взрослой женщиной,матерью и женой. Она больше не следит за своим внешним обликом, за прической и одеждой. Скорей всего повзрослев и пережив много событий она приходит к пониманию смысла жизни.

Практически все герои Толстого в романе стремились к обновлению духовного рода. Каждый герой хочет быть полезным и нужным. В тяжелые времена для всей страны и моменты бедности проявляются лучшие человеческие и национальные черты. Смысл жизни видится в служении людям, но только лишь человеческая смерть убирает все нравственные поиски. Толстой показывает каждый личный пример поиска смысла жизни. Писатель показал и уловил всю трагедию текучести жизни.

Образ Пьера Безухова

В начале романа читатель видит Пьера Безухова слегка рассеянным, но любопытным и жаждущим новых впечатлений молодым человеком. Он жадно впитывает в себя разговоры о Наполеоне, стремится высказать свою точку зрения. Двадцатилетний Пьер полон жизни, ему все интересно, поэтому хозяйка салона Анна Павловна Шерер боится его, и страх ее относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Впервые попав в высшее общество, Пьер ищет интересных бесед, не задумываясь о том, что естественность и собственное мнение «не принято» показывать среди этих людей.

Непосредственность, честность и доброта Пьера располагают к нему с первых же страниц романа. По сути, поиск смысла жизни Пьером Безуховым в романе Толстого «Война и мир» – иллюстрация преобразований, происходящих в то время в умах передовых людей России, которые привели в результате к декабрьским событиям 1825 года.

Смысл жизни Болконского до ранения

Князь Андрей Болконский имеет прекрасные манеры. Он свой человек в светском обществе, но оно давно наскучило ему. Молодой человек не принимает праздности и безделия, он хочет достигать высоких вершин, быть занятым великим и полезным делом. Его смысл жизни заключается в попытке служить человечеству, но в начале романа он стремится сделать это через подвиг и славу. Кумиром Болконского является никто иной как Наполеон. Он видит в нем сильного человека, который вершит историю. В поисках смысла жизни, геройства, подвига, Андрей отправляется на войну. Задуманный подвиг ему совершить удается – он ведет за собой в бой солдат, держа в руках знамя. Но вот оказавшись раненым, лежа и глядя в небо на поле брани, герой понимает, что смысл жизни заключается совсем не в совершении подвигов и не в славе.

Пьер Безухов и Андрей Болконский

Встреча с «нахмуренным и постаревшим» князем Андреем хоть и удивила Пьера, но не остудила его пыла. «Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге».

С поиска смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским начинается роман Толстого, и этот поиск происходит на протяжении всего повествования. Эти два человека словно дополняют друг друга – восторженный и увлекающийся Пьер и серьезный и практичный князь Андрей. Каждый из них проходит свой путь, полный взлетов и падений, радостей и разочарований, но их объединяет то, что оба они хотят приносить пользу людям, стремятся найти истину и справедливость в жизни.

Андрей Болконский, несмотря на то, что внешне очень недоверчиво отнесся к вступлению Пьера в масоны, со временем сам станет членом масонской ложи. И те преобразования в положении крестьян, которые не удалось сделать Пьеру, князь Андрей вполне успешно внедрит в своем хозяйстве.

Пьер же, после разговора с Болконским начнет сомневаться и постепенно отойдет от масонства. Со временем он опять испытает отчаянную тоску, и снова его будет мучить вопрос: «Как жить?»

Но в своей непрактичности и вечном поиске смысла жизни Пьер оказывается более добрым и мудрым, чем князь Андрей.

Видя, как страдает и мучается Наташа, совершив ужасную ошибку, связавшись с Анатолем Курагиным, Пьер пытается донести до Болконского ее любовь, ее раскаяние. Но князь Андрей непреклонен: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу… Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это». Он не хочет понять важную истину: если любишь, нельзя думать только о себе. Любовь иногда и проявляется в том, что нужно понять и простить любимого человека.

Встретив в плену Платона Каратаева, Пьер учится у него естественности, правдивости, умению легко относится к жизненным неурядицам. И это еще один этап в духовном развитии Пьера Безухова. Благодаря простым истинам, о которых рассуждал Каратаев, Пьер понял, что важно ценить жизнь каждого человека и уважать его внутренний мир так же, как свой.

Поиски смысла жизни Пьером Безуховым

Нравственные искания для духовного человека – это поиски ориентиров на понимание того, как жить согласно его собственным принципам. Осознание того что верно, а что нет, меняются у человека в зависимости от многих факторов: от возраста, от окружения, от жизненных обстоятельств. То, что при определенных ситуациях кажется единственно правильным, в других оказывается абсолютно неприемлемым.

Так, юный Пьер, находясь рядом с князем Андреем Болконским признает, что кутежи и гусарство – действительно не то, что нужно Пьеру. Но, как только он выходит от князя, как очарование ночи и восторженное настроение берут свое над увещеваниями старшего товарища. Толстой очень точно и живо передал те внутренние разговоры, которые происходят с молодыми людьми, когда они следуют принципу: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно».

«Хорошо бы было поехать к Курагину», — подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова — такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили Пьеру. Он поехал к Курагину».

Автор с ироничной тонкостью подмечает внутренние споры, которые ведет сам с собой Пьер в поисках смысла жизни в «Войне и мире» Толстого.

Чем старше становится Пьер, тем явственнее проступает его истинное отношение к жизни, к людям.

Он даже не задумывается о том, что происходит в его окружении, ему в голову не приходит принимать участие в жарких «боях» за наследство. Пьер Безухов занят главным для себя вопросом: «Как жить?».

Получив наследство и титул, он становится завидным женихом. Но, как прозорливо писала о Пьере княжна Марья в письме своей подруге Жюли: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего божественного спасителя, что легче верблюду пройти в игольное ухо, чем богатому войти в царствие божие, — эти слова страшно справедливы! Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему!»

Пьер, теперь уже граф Безухов, действительно не устоял перед искушением и выбрал в жены хоть и красивую, но глупую и подлую Элен Курагину, которая изменяла ему с Долоховым. Став богатым, и женившись на красивейшей женщине, Пьер вовсе не становится счастливее, чем был до этого.

Вызвав на дуэль Долохова и ранив его, Пьер не испытывает торжества над победителем, он стыдится того, что произошло, он ищет собственную вину во всех своих бедах и ошибках. «Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее»

Думающий человек ошибаясь, и осознавая свои ошибки, воспитывает себя. Таков и Пьер – он все время задает себе вопросы, создавая и формируя свое мировоззрение. В поисках ответов на главные для него вопросы он едет в Петербург.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно».

Встреча с масоном Баздеевым была очередным и очень важным этапом в жизни Пьера. Он впитывает идеи внутреннего очищения, призывы к духовной работе над собой, и, словно заново родившись, находит для себя новый смысл жизни, новую истину.

«В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство».

Воодушевленный, Пьер хочет отпустить своих крестьян на волю, пытается внедрить реформы в своих имениях: облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. И ему кажется, что все это у него получилось. Ведь благодарят же его женщины с детьми, которых он освободил от тяжелых работ, и хорошо одетые крестьяне приходят к нему с благодарственной депутацией.

Как раз после этой поездки, радостный от того, что делает добро людям, Пьер приезжает к князю Болконскому.

Переоценка ценностей в жизни Болконского

После ранения герой полностью меняет свои приоритеты. Для него становится ясным, что главной ценностью в жизни является любовь. Он возвращается к семье, которую оставил, охладев к своей жене. Но Лиза умирает при родах, оставляя ему сына Николеньку. Андрей полностью растворяется в сыне, проводит с ним как можно больше времени. Затем он встречает Наташу Ростову. Она показывает Болконскому, что такое чувства, благодаря ей он узнает, что такое настоящая любовь. Но, познав это чувство, Андрей продолжает гнаться за смыслом жизни, стремясь найти его в чем-то новом. Болконский не может «просто существовать» даже при условии большой и чистой любви.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: