Полная картина жизни в романе
Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло. Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства. Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством. Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.
Характер и важные черты
Платон не был взрывным, не противоречил себе. Этот персонаж прекрасно знал тяжелую долю крестьян и их быт. Он осознавал, что участь крепостных несправедлива, а их жизнь сложна, но воспринимал это как неизбежность.
Личностные качества
Каратаев, как и его родители, был безграмотным. Его мудрость основана только на личном опыте, а также на примере других крестьян.
Но это не помешало ему быть выше в умственном и духовном плане, чем образованный граф Пьер Безухов. Молодой аристократ никогда не решал сложных вопросов. Ему не присуща прагматичность жизненной позиции. Граф имеет свои идеалы, понятия, восприятия реальности, поэтому его мир можно назвать утопией.
Платон Каратаев имеет следующие черты:
- оптимистичный;
- бескорыстный;
- добродушный;
- душевный;
- коммуникабельный;
- трудолюбивый;
- дружелюбный;
- неконфликтный;
- заботливый.
Каратаев умел найти общий язык практически с любым человеком. Он знал множество интересных историй, мог заинтересовать своего собеседника, от других солдат отличался поэтичной речью, никогда не грубил. Герой знал много разных пословиц, поговорок, притч и афоризмов, часто их использовал в разговорах. Он никогда не рассказывал похабщину, пошлость. Речь Платона певучая и плавная.
Каратаев любит петь и хорошо это делает. Его песни схожи с пением птиц, такие же мелодичные, звучные. Слова из песни он пропевает вдумчиво, поэтому поет с душой.
У Платона золотые руки. Этот персонаж умеет делать все, постоянно чем-то занят. За что бы он ни взялся, все получается.
В плену он всегда при деле:
- мастерит;
- помогает людям (физически и морально);
- подает хороший пример.
Это его естественное состояние не только в плену. Он умеет выполнять мужскую работу (физическую) и женскую (готовка еды, шитье). Мастерство Платона доказывает эпизод, когда он шьет рубашку для Пьера. При этом у него не было цели выслужиться перед графом, чтобы получить от него что-то. Он всего лишь пожалел неприспособленного к жизни человека.
Платон щедрый и добрый по натуре. Он делится своей едой с собакой и Безуховым. В эпизоде, когда Пьер голоден, Каратаев подкармливал графа, угощал его печеной картошкой.
Это человек слова, который выполняет обещания. Его принцип: пообещал — сделай.
Плен и смерть
Каратаев легко знакомится и сходится с людьми в плену. Также с легкостью он с ними расстается, но при этом не выступает инициатором прекращения дружбы или общения.
Главным качеством Платона является его умение поддержать человека в трудной ситуации, поделиться с ним своей жизнерадостностью. Герой много раз принимал участие в боях, испытал на себе горечь утраты товарищей, поэтому не привязывается к ним.
Попадание в плен сломило дух Пьера. Там он узнал много неприятных вещей, начал разочаровываться в людях, но этому помешало знакомство с Каратаевым. Граф был удивлен простоте и спокойствию нового знакомого. Платон показал Пьеру, что счастье находится в нем самом. В дальнейшем граф становится таким же уравновешенным, как его знакомый.
Условия в плену были ужасны. Каратаев лежал в госпитале, а потом заболел повторно. У него началась лихорадка. Чтобы она не распространилась далее, французы его застрелили.
Анализ образа героя показывает, что он выполнил свое предназначение. Об этом также говорит его характеристика. Платон Каратаев в романе «Война и мир» является важным действующим лицом. Встреча с ним стала судьбоносной для графа Безухова, сыграла важную роль в его жизни. Оптимистичный настрой, философия жизни, правда, прекрасное расположение духа, жизнерадостность и доброта простого мужика положительно повлияли на Пьера, восполнили то, что не смогли дать книжки и образование.
Благодаря Каратаеву Пьер понял жизненные принципы, которые позволили ему оставаться собой, подарили желание развиваться, не отрекаться от своего мировоззрения. Герой научил Безухова находить причины несчастья в себе, убедил его, что главное предназначение людей — быть счастливыми.
Платона отлично характеризует следующая цитата: «Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго».
Мягкий облик Платона
Самым значительным персонажем из простонародья, безусловно, является Платон Каратаев. Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство. Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. С помощью описания внешности и речевой характеристики автору удаётся создать неповторимый образ. Круглый и мягкий облик героя, неторопливые, но ловкие движения, ласковое и приветливое выражение лица излучают мудрость и добро. Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам и к бродячей собаке. Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Речь героя, насыщенная поговорками, присказками, афоризмами, льётся размеренно и плавно. Он неспешно повествует о своей нехитрой судьбе, рассказывает сказки, напевает песни. Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом».
Появление персонажа
Платон Каратаев возникает в романе в самый тяжёлый для других персонажей и России момент. Оккупированная Москва, оставленная на разграбление врагу, горит. Хаос на улицах, сцены грабежа и насилия повергают Пьера в состояние беспомощной растерянности. День встречи с Каратаевым особенно тяжёл: первая ночь в плену, перепалка с маршалом Даву, казнь «поджигателей» окончательно выбивают его из колеи. Безухов не может даже думать, лишь бессмысленно смотрит в темноту, прокручивая в сознании картины дня. «…в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось …, и все завалилось в кучу бессмысленного сора», — так описывает автор его состояние.
Маленький человек, вернее, его движение в темноте, невольно привлекает внимание Безухова. Незнакомец не делает ничего необычного, просто разувается. Но в неторопливых, простых действиях есть что-то успокаивающее, доброе, «круглое», по выражению Толстого. Разговаривает Платон с «барином» с той же «нежно-певучей лаской», что и с прибившейся к нему собачкой. И после этого незамысловатого общения Пьер чувствует, как его мир, от которого «остались одни бессмысленные развалины», возрождается вновь «на каких-то новых и незыблемых основах».
Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика
Мировоззрение и образ жизни Платона Каратаева наиболее близки и дороги писателю, но чтобы быть объективным и честным в изображении действительности, он использует сравнение Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе.
С Тихоном Щербатым мы встречаемся в партизанском отряде Василия Денисов. Этот человек из народа противопоставлен по своим качествам Платону Каратаеву. В отличие от миролюбивого и всепрощающего Платона герой полон ненависти к врагу. Мужчина не уповает на Бога и судьбу, а предпочитать действовать. Активный, смекалистый партизан является всеобщим любимцем в отряде. В случае необходимости он жесток и беспощаден и редко оставляет врага живым. Идея «непротивления злу насилием» чужда и непонятна Щербатому. Он «самый полезный и храбрый человек в отряде».
Давая характеристику Платону Каратаеву и Тихону Щербатому, Толстой сравнивает их внешние черты, качества характера и жизненную позицию. Тихон по-крестьянски трудолюбив и жизнерадостен. Он никогда не падает духом. Его грубоватая речь наполнена шутками и прибаутками. Сила, ловкость, уверенность в себе отличает его от мягкого и неторопливого Платона. Оба героя хорошо запоминаются, благодаря подробному описанию. Платон Каратаев – свежий опрятный, не имеющий седых волос. Тихона Щербатого выделяет недостаток зуба, отчего и пошло его прозвище.
Тихон Щербатый – персонаж, в котором олицетворяется образ русского народа – богатыря, ставшего на защиту своей Отчизны. Бесстрашие, сила и жестокость таких партизан вселяли ужас в сердца противника. Благодаря подобным героям, русский народ сумел одержать победу. Лев Николаевич Толстой понимает необходимость подобного поведения своего героя и частично оправдывает его в наших глазах.
Платон Каратаев – представитель другой половины русского народа, верящего в бога, умеющего терпеть, любить и прощать. Они, как половинки одного целого, необходимы для полного представления о характере русского мужика.
История создания персонажа
Платон Каратаев – русский солдат из Апшеронского полка, с которым Пьер Безухов провел месяц в плену. Герой остался в памяти дворянина сильным впечатлением от этого периода жизни. Платон – собирательный образ русского мужика, отражающий философию народа. Толстой вводит персонажа в непривычные для него условия, в которых ярко видна духовность человека. Имя героя означает «мощный, сильный», и таким видит писатель русский народ.
Писатель Лев Толстой
Солдат преисполнен любви к окружающим вне зависимости от тягот войны. В отличие от Тихона Щербатого, он не вымещает злость на ближних и жалеет людей. Платон не обходит вниманием даже бездомную собаку. Словами он облегчает людям души. Его сочувствие и доброжелательность становятся лекарством. Платон оказался средоточием гармонии и подчинения божественной воле. Он верен христианским идеалам и не разделяет пессимизма Безухова.
Роль героя в произведении велика. Хотя Платон и стал персонажем короткого действия, он поселяет в душе Пьера осознание смысла жизни и веру в Бога.
Дорогой автору образ Платона
Симпатии Льва Николаевича Толстого, безусловно, на стороне Платона Каратаева. Писатель – гуманист всю свою сознательную жизнь выступает против войны, самого бесчеловечного и жестокого, по его мнению, события в жизни общества. Своим творчеством он проповедует идеи нравственности, мира, любви, милосердия, а война несёт людям смерть и несчастья. Страшные картины Бородинского сражения, гибели юного Пети, мучительная смерть Андрея Болконского заставляют читателя содрогнуться от ужаса и боли, которые влечёт за собой любая война. Поэтому значение образа Платона в романе «Война и мир» трудно переоценить. Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой. Писатель сочувствует именно таким, как Платон Каратаев. Автор, например, одобряет поступок Пети, жалеющего французского пленного мальчика, понимает чувства Василия Денисова, не желающего расстреливать пленных французов. Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло. Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.
Сочинение «Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» лишь частично может вместить в себя идеи гуманизма и человеколюбия, которые хотел донести до читателя мудрый Лев Николаевич Толстой.
Интересные факты
Тихон Щербатый
- Характеристика Платона Каратаева часто сравнивается с описанием образа Тихона Щербатого. Персонажи имели схожие черты, но отличались образом мыслей. Щербатый не проявлял той душевности, которой славился Каратаев, поэтому симпатии автора на стороне последнего. Гуманист Толстой, описывая историю персонажа, транслировал через него свои убеждения.
- Война для автора – это страшное свершение, проявление жестокости и бездушия. Проповедуя любовь, веру в людей, нравственность и милосердие, он не находил войне оправданий. Рисуя картины сражения при Бородино, смерть подростка Пети и Андрея Болконского, Толстой вызывает сострадание и сочувствие в душах читателей. Платон Каратаев – образ, олицетворяющий философию Толстого.
Роман «Война и мир»
- «Война и мир» часто становится литературной основой для фильмов. В немых картинах Петра Чардынина 1913 и 1915 годов персонаж отсутствует. Яков Протазанов тоже не уделил ему внимания в своей ленте. Джон Миллс изобразил в кадре русского крестьянина в ленте 1956 года, снятой Кингом Видором. Михаил Храбров сыграл Каратаева в картине Сергея Бондарчука в 1967 году. Гарри Лок изобразил героя в телесериале Джона Дейвиса в 1972, а Андрей Гусев воплотил Каратаева в ленте Роберта Дорнхельма в 2007 году. Актер Эдриан Роулинз сыграл крестьянина в телесериале 2016 года, снятом Томом Харпрером.
Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Толстого Война и мир
Роман «Война и мир» Л.Н.Толстой писал семь лет. На протяжении этих лет менялось его мировоззрение, а потому многие персонажи становились не такими, какими были задуманы изначально. Образа Платона Каратаева вообще не было в планах романа: этот персонаж был создан незадолго до завершения текста.
Платон Каратаев – второстепенный персонаж, ему посвящено в «Войне и мире» всего несколько страниц. Тем не менее можно сказать, что в истории Пьера он сыграл очень важную роль – исцелил его израненную душу, приобщил его к своду народной житейской мудрости.
Толстой не показывает, как складывалось мировидение Каратаева, как формировался его характер. Он не использует прием показа изнутри душевных переживаний этого героя, а наблюдает за ним как бы со стороны. В романе отсутствует прямая авторская психологическая характеристика Каратаева. Толстой показывает Каратаева таким, каким его видит Пьер, оказавшийся с ним вместе в плену. Каратаев, несмотря на обстоятельства, не выглядит солдатом. Толстой подчеркивает, что солдатское ему было чуждо: все это напущенное на него он отбросил и вернулся к прежнему, крестьянскому.
В романе «Война и мир» всех героев можно разделить, в зависимости от того, являются ли они или нет людьми пути. Положительные герои развиваются, ищут смысл жизни, отрицательные – находятся в статичном положении. Каратаева вряд ли можно отнести к первой категории. При том, что он верит, что жизнь – благо, он не пытается разгадать, в чем состоит тайна этого благообразия. В отличие от Пьера, Каратаев ничего не ищет, ни к чему не стремится. Кажется, что даже военная жизнь не оказывает на него никакого влияния.
Чтобы подчеркнуть, что Каратаев, несмотря на то, что находится далеко от своей деревни, все равно остается крестьянином, Толстой вводит в его речь многочисленные поговорки и пословицы. Народная мудрость, которая складывается из общезначимого содержания этих изречений, состоит в любви к жизни и любви к Богу. Речевой характеристике Каратаева Толстой уделяет особое внимание. Он подчеркивает, что и говорит Каратаев совсем не так, как солдаты, не использует «неприличные и бойкие поговорки», а, наоборот, цитирует «народные изречения», причем всегда так кстати, что они приобретают значение глубокой мудрости.
Толстому важно показать и то, как говорит Каратаев, подчеркнуть его самобытную манеру обращаться к собеседнику. Когда Пьер первый раз увидел Каратаева в балагане, он, даже еще не начав общаться с этим человеком, сразу почувствовал «что-то приятное, успокоительное и круглое». Первый же вопрос, заданный им Пьеру, так подействовал, что он даже не смог сразу на него ответить: «у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Такая реакция оказалась у Пьера не на сам вопрос, а на «выражение ласки и простоты в певучем голосе» Каратаева.
Несмотря на то, что Платон Каратаев – второстепенный персонаж и ему посвящено в «Войне и мире» всего несколько страниц, можно сказать, что в истории Пьера Безухова он сыграл очень важную роль – исцелил его израненную душу, приобщил его к своду народной житейской мудрости.
Толстой был по происхождению дворянином, и в первые годы работы над романом вел жизнь типичного аристократа, утверждая, что только она ему понятна и близка. Но в дальнейшем, общаясь с крестьянскими детьми, он увидел, что они живут по принципам более правильным, чем представители его сословия. Толстой много размышлял о том, каким должен быть идеал нравственного человека. В годы работы над романом он стал видеть в представителях крестьянского мира черты, которые оказались созвучны этому идеалу. Толстой на некоторое время поверил, что мир патриархального крестьянства является идеальной формой человеческого общежития, основанной на правильном отношении людей друг к другу. Именно тогда у него появилась идея ввести в роман представителя этой общности – крестьянина, общение с которым поможет изменить отношение к жизни одного из главных героев, Пьера Безухова.
«Война и мир»
Встреча Платона Каратаева и Пьера Безухова происходит в бараке для пленных. Будучи в шоковом состоянии от расстрела людей, Безухов теряет веру в человечество. В бараке Платон и Пьер сидят рядом. Простой крестьянин и аристократ оказались в одинаковых условиях Платон заметил подавленное состояние Пьера и поддерживал аристократа. Он делился печеной картошкой и давал советы, которые Безухов часто вспоминал впоследствии.
Смерть Платона Каратаева
Каратаев убеждал графа, что главной целью остается стремление выжить и выстоять. Этому мужик научил Безухова, способствуя внутреннему перерождению героя. Солдат ежедневно влиял на личностную трансформацию Пьера каждым поступком, добрым словом или даже мимолетной лаской, подаренной бездомной собаке.
В ужасных условиях плена здоровье Каратаева пошатнулось. Проведя долгое время в больнице с сильной простудой, мужчина не успел от нее оправиться. В плену организм ослаб и недуг вернулся. Незаинтересованные в лечении пленных французы не обратили внимания на состояние Платона. Мужчину лихорадило. Французы застрелили его перед уходом из лагеря.
Смерть героя была предсказуема и оправданна: оказав влияние на сознание главного героя, персонаж выполнил свое предназначение и покинул сюжетную канву романа.
Образец 2
Платон Каратаев — один из второстепенных героев произведения, с помощью образа которого автор выразил свои представления о русском народе.
Платон – солдат лет пятидесяти, с которым Пьер Безухов знакомится, попав в плен к французам. Этот персонаж вводится в повествование, чтобы направить мысли Пьера Безухова, с которым его сводит судьба в плену, а также читателей в нужное русло. С помощью этого образ Толстой желал показать образец правильного и естественного, по его мнению, восприятия жизни.
Каратаев любит всех людей. Это относится даже к французам, которым он оказывает мелкие хозяйственные услуги, как и своему новому знакомому Пьеру. Автор показывает, что, например, сшитая Платоном рубаха для вражеского солдат – это не попытка данного персонажа заслужить какие- либо привилегии или следствие холопской натуры. Каратаев просто не любит войну, не принимает ее всем своим существом. Хотя он и выполнял возложенные на него обязанности солдата (иначе был бы очень быстро запорот шпицрутенами до смерти), но не испытывает неприязни к врагам его страны. Причиной этого являются не отвлеченные идеалы или философские воззрения. Автор подчеркивает, естественность поведения Платона и отсутствия у него склонности к абстрактному теоретизированию, тот просто живет так, как, по мнению писателя, должен жить человек.
Любовь Платона к людям действенна. Он не жалеет, что попал в рекруты (отданный туда за кражу чужого леса), так как иначе солдатом на двадцать пять лет стал бы его брат, у которого большая семья.
Толстой подчеркивает народный характер своего героя, вставляя в его речь пословицы и поговорки. При этом, видимо не случайно, автор дает данному персонажу имя знаменитого философа, одновременно подчеркивая его малограмотность. Целью этого было показать читателям свое убеждение в том, что истину надо искать у простого народа. Писатель демонстрирует открытость и веселый нрав своего героя также для того, чтобы вызвать симпатию к его образу и мировоззрению.
Вероятно, смерть Платона, убитого французами, должна была также вызвать сочувствие читателей к герою, который уже выполнил свою функцию в произведении, показав народную мудрость, как ее понимал автор.
Описание героя
Платон Каратаев — второстепенный эпизодический персонаж, который появляется в произведении лишь в нескольких главах. Но его воздействие на жизнь одного из представителей высшего общества — Пьера Безухова — очень велико.
Портрет и внешность
Каратаев представлен в романе 50-летним мужчиной. Герой сам не знает, сколько точно ему лет. Родители Платона были простыми неграмотными крестьянами, из-за этого дата рождения их сына не сохранилась. Внешние черты героя воспринимаются читателем с теплотой, ведь у него приятный и положительный образ в книге. В произведении представлено лишь его краткое описание.
Платон невысокого роста, кареглазый, с круглой головой и приятным голосом. У него красивая улыбка, он частенько улыбается. Персонаж обладает хорошими белыми зубами, волосы у него без проседи. Все движения Каратаева были плавными и гибкими, что удивляло Пьера, так как мужчина был уже немолод и это нехарактерно для крестьян.
Герой выбирает практичную и удобную одежду, которая не сковывает движения.
В плену он носит грязную рваную рубаху и испачканные портки. При любом его движении пахнет неприятно.
Жизнь до службы в армии
Биография этого героя особо ничем не отличается. Если кратко, то его жизнь до службы была гораздо лучше, радостней и успешней, но при этом не лишена своих неприятностей, разочарований и трагедий. Каратаев имел семью. У него была дочь, но девочка умерла еще до того, как отец пошел на службу. Больше про семейство Платона автор не рассказывает.
Этот персонаж жил небедно. Его нельзя назвать зажиточным крестьянином, но он не голодал. На службу Платон попал случайно: его поймали за вырубку чужих деревьев и за это отдали в солдаты. В армии герой сохранил позитивный жизненный настрой, но армейская жизнь ему не нравилась. Платон жалел, что находится вдали от дома, тосковал по прежней жизни, сильно скучал по родному краю.
Сочинение про Платона Каратаева
Лев Николаевич Толстой в знаменитейшем романе-эпопее поднимает многие моральные вопросы. Важной проблемой того времени и этого монументального произведения явилась тема крестьянства, связанная с событиями 1861 года (отменой крепостного права).
Деятельность сельских жителей редко влияет на мировоззрение высших чинов. Но не в грандиозном сочинении Л. Н. Толстого. На страницах романа разворачивается картина, на которой честный человек смотрит непредвзято на характеры и богатых людей, и безвольных рабочих. Так, на чувствительную душу Пьера, находящегося в плену у французов, повлияло пребывание с ним представителя русского народа.
Платон Каратаев – жизнерадостный, мудрый покровитель. Он является завершенным персонажем, олицетворяющим широкую натуру. Деятельный работник слывет в близком кругу мастером на все руки. Поговорки, произнесенные певучим голосом опытного старца, проникали в сердце внемлющего Пьера и изменяли его отношение к бытию. Безграмотный солдат тонко понимал философию природы и людей, на каждое происшествие у него имелась присказка, окрашивающая образ старика поэтическими оттенками. Для простодушного пацифиста чужда воинская служба, потому он ищет свое скромное место среди пленных.
Внешность Платона не выделяется специфичностью и яркостью. Создатель книги называет его «маленьким», а ко всем членам персонажа автор использует эпитет «круглый». Столь добродушный мужчина и снаружи не имеет острых частей тела. Приветливость Каратаева отражается и в его отношении к животным: на протяжении нахождения в плену у французов, крестьянин сближается с местным псом, любит его и обходится с ним как с настоящим другом. Кроме того, автор лишает героя тщеславия и страха. А присущие ему широта души и христианское миросозерцание дает возможность легко расставаться с родными людьми, а после и со своей жизнью.
Внешность Платона Каратаева
Платон Каратаев – солдат, с которым знакомится в плену Пьер Безухов. Он является уже пожилым человеком старше 50 лет. Платон был маленьким человеком с приятной улыбкой и карими глазами. Зубы его отличались особенной белизной, а на голове не было ни одного седого волоса. Он был честный, хороший человек, возможно, благодаря этому его морщинистое лицо казалось юным и свежим.
Его одеяния в плену были скудными. Он носил портки, шинель и грязную рубашку. При первой встрече Безухов даже не сразу его заметил. Вот как происходит описание Платона Каратаева при первой встречи с Пьером: «…Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении…»
Популярные сегодня темы
У Раскольникова, как известно, сложный характер. Герой запутался в философской теории, которую сам и придумал. Но ведь, в принципе, он неплохой человек… (Добряк, убивший двух слабых старух ради странной идеи!)
События рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» относятся к тридцатым годам. Автор описывает деревенскую жизнь, в том числе и школу через восприятие мальчика по имени Витька.
Главной героиней повести «Прощание с Матёрой» является Дарья Пинигина. Это высокая и поджарая старушка, возраст которой точно не известен.
Акулина Ивановна – бабушка главного героя рассказа « Детство». В произведении этой женщины отведена своя, особая роль. Она фигурирует в течении всего рассказа с разных сторон.
Михаил Зощенко написал много интересных, юмористических и поучительных рассказов. Самыми известными считаются рассказы из детского цикла «Леля и Минька».
Внешность и речь
В персонаже всё «круглое»: спина, плечи, грудь, движения, манера держать руки. Толстой подчёркивает «твёрдость и сносливость» его облика, готовность в любую минуту приняться за дело. С его лица не сходит улыбка. «Большие, нежные карие глаза» тоже круглые. Даже морщинки, которыми покрыто его лицо, «круглые».
Говорит Платон быстро, не обдумывая свои слова, а просто высказывая то, что есть в его душе, чем наполнена его голова. Речь персонажа, уснащённая огромным количеством ласковых обращений, поговорок и пословиц, звучит необыкновенно убедительно и опять-таки «кругло».
Почему так важно автору закрепить в сознании читателя эту округлость, с какой целью эпитет «круглый» многократно повторяется при описании героя? Идеальность, завершённость этой геометрической фигуры становится символом персонажа, метафорой его отношения к миру. В любых обстоятельствах Каратаев сохраняет цельность натуры, продолжая честно делать своё нехитрое дело: обустраивать, упорядочивать жизнь вокруг себя, насколько это возможно. Естественное назначение человека — улучшать всё, что можешь улучшить, восстанавливать разрушенное, устранять то, что досаждает людям, — герой выполняет просто, без всякого пафоса. Это его органическая потребность, смысл и назначение жизни.
Знакомство в балагане
Граф Безухов пребывал в состоянии шока после показательной казни русских людей. Чудовищным оказался факт, что солдаты, расстреливавшие приговоренных узников к казни, не были ожесточенными. Они просто выполняли свою кровавую работу. Пьер ужаснулся циничности увиденного массового убийства, поэтому в бараке, куда его перевели, ни на что не реагировал.
Из ступора графа вывел запах пота, исходивший от маленького человечка, копошившегося рядом. Мужичок аккуратно разматывал ноги, окутанные тряпками, подвязанные бечевками. Движения человека были точными и умелыми. Само присутствие рядом уравновешенного незнакомца успокаивало.
Первый заговорил солдат певучим приятным голосом. Его слова звучали ласково, от чего барин заплакал. Новый знакомый ободрил:
Добрый человек огорчился, узнав, что у Пьера нет родителей, особенно горестно ему было услышать, что нет матушки:
Биография Каратаева
Парень родился в зажиточной крестьянской семье в деревне, которую считал богатой. Ему казалось, что всем в его селе жить было хорошо, потому что земли было много. Однажды Платон поехал в лес, принадлежавший соседнему барину за деревом. Сторож поймал вора. Каратаева высекли и отдали под суд.
По решению суда преступника сослали в армию. Платон рассказывал о приговоре, как о везении:
Платона ждала дома только жена, потому что единственная дочь заболела и оставила этот мир еще в младенчестве. Солдат исправно нес службу, ни на что не жаловался, со всеми был ласковым. Когда русская армия оставляла Москву, он лежал в госпитале, сраженный болезнью. Так попал в плен.
Биография Патона Каратаева
Персонаж фигурирует в нескольких главах романа, но оставляет неизгладимое впечатление у главного героя произведения. Благодаря ему судьба Безухова меняется. Читатель встречается с Каратаевым, когда герой находится в сложных жизненных условиях. Крестьянину 50 лет. Он выходец из простых неграмотных крестьян, поэтому свой точный возраст мужчина не знает. Мудрость персонажа, его теории о счастье, мировоззрение и жизненная позиция основываются исключительно на опыте прожитых лет. Несмотря на это, он демонстрирует ум, превосходящий ум любого мещанина.
Портрет Платона Каратаева
Постоянно сталкивавшийся с трудностями и проблемами, Платон Каратаев имеет больший опыт, чем Пьер, и этим покоряет того. Он живет в мире утопии, распространяя доброту и душевность на всякого рядом с собой. Его внешность располагает, а оптимизм вызывает улыбку. Невысокий мужчина с яркой улыбкой, гибкий и аккуратный, едва ли напоминает крестьянина.
Характеристика героя дополнена его историей. О юных годах почти ничего неизвестно, так как становление героя мало интересует автора. Каратаев представлен цельной личностью. Мужчина был женат, имел дочь, но девочка умерла, когда он ушел на службу. Других фактов о его семье не дается, хотя ясно, что она не бедствовала. Случайно пойманный на вырубке чужого леса, Платон попал в солдатские ряды и переживает о том, что находится вдалеке от дома.
Платон Каратаев и Пьер Безухов
Герою известны все тяготы крестьянской жизни, и он воспринимает происходящее как неизбежность. Разговорчивый и мягкий, он готов поделиться с каждым поучительной историей. В речи мужчины сквозит поэзия, которой нет в разговорах солдат. Его афоризмы оптимистичны и задорны. Каратаев поет и оказывается мастером на все руки. Бескорыстный и заботливый герой делится с Пьером едой и придерживается девиза: «Пообещал – выполни».
Благодаря хорошему отношению к окружающим, крестьянин находит со всеми общий язык. Неизвестно, всегда ли он был таким или жизненные трудности повлияли на его духовный склад. Возможно, смерть дочери или заточение в плену стали переломными моментами, открывшими ему взгляд на истину.
Внешний вид
Образ соседа ассоциировался у Пьера с круглыми понятиями. Наверно, потому что солнце теплое, бублики вкусные, колеса быстрые, ромашки красивые. Французская шинель, подвязанная простой веревкой, делила силуэт на две округленные формы. Внизу торчали лапти, а сверху красовалась фуражка.
Безухов увидел утром доброго знакомого таким:
Белизна зубов свидетельствовала о хорошем здоровье, делала улыбку особенно приятной. Борода и волосы были без единой седины. Телосложение маленького солдата выглядело гибким и жилистым, способным перенести любые тяготы судьбы. Мелкие морщинки придавали лицу выражение невинности, наивности, от чего мужчина выглядел молодцевато.
🗹