4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 949.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 949.
Уникальным в истории мировой литературы является классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», повествующий о жизни русского общества в эпоху наполеоновских войн. Произведение в течение многих лет пользуется неизменным успехом у читателей и литературных исследователей во всём мире. Предлагаем ознакомиться с анализом романа, который будет полезен ученикам 10 класса при написании сочинения, подготовке к уроку литературы и ЕГЭ.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
История создания
Изначально Толстой планировал написать роман о возвращении из ссылки участника восстания декабристов. Однако начав проработку персонажа, Толстой понял, что должен описать сначала само восстание. После этого писатель был вынужден вернуться ещё дальше в прошлое своего героя, рассказывая о его становлении во время войны 1812 года. И со временем именно эпоха Наполеоновских войн стала той сценой, на которой развернулось действие романа.
Основой для почти каждого персонажа романа послужили реальные люди, жившие в те времена. Прототипы многих из них мы можем найти в родословном древе автора (почти 200 персонажей из 559 реальны):
- Члены семьи Ростовых и Болконских похожи на родственников Толстого — Волконских и Толстых (старый князь Николай, граф и графиня Ростовы — это дедушки и бабушки самого писателя, о чем он сам писал в статье «Несколько слов по поводу «Войны и мира»»).
- Семья Курагиных отсылает нас к богатому дворянскому роду Куракиных.
- Федор Долохов имеет видоизмененную фамилию «Дорохов».
- Род Друбецких — намек на известную дворянскую фамилию «Трубецкие. Как известно, дворянин из этого рода участвовал в восстании декабристов, а его жена поехала следом за ним на каторгу.
- Своё отражение в романе нашёл и легендарный офицер и партизан — Денис Давыдов в лице гусара Василия Денисова.
- Есть мнение, что князь Андрей Болконский был списан с русского генерал-лейтенанта Николая Тучкова, который также погиб на Бородинском поле.
- Некоторых исторических личностей автор упоминает напрямую: граф Апраксин, Наполеон Бонопарт, Михаил Кутузов, Александр Первый и т.д.
Интересные факты о создании романа «Война и мир»:
- Автор писал книгу 6 лет — с 1863 по 1869 — и переписывал ее 8 раз;
- Роман изначально был назван «1805 год», позднее «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры».
- Толстой по понятным этическим причинам отрицал, что его герои (кроме Абросимовой и Денисова) имеют прототипы (статья «Несколько слов по поводу «Войны и мира»»).
ТОМ ПЕРВЫЙ
Летом 1805 года на вечеринке высшего общества в Петербурге мы видим Пьера, одного из внебрачных детей графа Безухова. Пьер неловок и странен, но он — любимое дитя своего старого и богатого отца. Здесь также присутствует хороший друг Пьера — Андрей Болконский. Все гости говорят о возможной войне с Наполеоном. Андрей собирается на войну и мечтает о славе, а Пьер не представляет себе, чем ему заниматься. Он любит выпивку и кутежи.
В Москве, в доме Ростовых, праздник по случаю именин жены и младшей дочери графа. Граф и графиня любят друг друга, у них четверо детей. Старший, Николай, собирается на войну, младшему, Пете, всего 8 лет. Здесь же и 13-летняя Наташа Ростова и старшая дочь – Вера. Все веселятся и танцуют.
В другом московском доме, у Безуховых, старый граф находится при смерти. Вокруг его завещания плетутся интриги. Князь Василий Курагин и княжны, дальние родственницы, хотят украсть портфель с завещанием, так как по нему главным наследником должен стать Пьер. Им это не удается и Пьер становится богатым холостяком.
Андрей Болконский женат, его жена, Лиза, ожидает ребенка. Андрей приезжает в имение своего отца Николая Андреевича Болконского в Лысые Горы. Старик отец все время занят работой в саду, своими записями, обучением младшей дочери Марьи. Андрей оставляет беременную Лизу на попечение своей семьи и уходит на войну, становится адъютантом генерала Кутузова.
Осенью того же года русская армия вместе с союзными государствами Австрией и Пруссией участвует в военных действиях против Наполеона. Кутузов против участия армии в сражениях, он понимает, что армия не готова и будет вынуждена отступать. Для того чтобы иметь возможность отвести войска, Кутузов направляет отряд Багратиона задержать врагов. Ему также удается заключить соглашение с французским маршалом Мюратом, чтобы выиграть время.
Николай Ростов также уходит в армию.Он служит в гусарском полку и живет на постое в немецкой деревне вместе с ротмистром Василием Денисовым. Во время Шенграбенского сражения он получает ранение. За храбрость его награждают солдатским крестом. Николай обожает императора, особенно после Аустерлицкого сражения, когда видит его одиноко плачущего в поле.
Князь Андрей мечтает совершить военный подвиг, но все что его окружает – и действия капитана Тушина, и даже Багратион, меняют его отношение к героизму. Во время совета перед Аустерлицким сражением князь Болконский хотел высказать свои соображения, но Кутузов прервал совет, предчувствуя, что завтра все равно придется отступать. Андрей же всю ночь думает о предстоящем сражении и готов все сделать, чтобы прославиться.
Утром Наполеон начинает наступление. Русские бегут. Кутузов требует остановить отступление и Андрей со знаменем в руках во главе батальона бросается на врага. Почти сразу он получает ранение, падает и, глядя в небо, думает, как ничтожны были все его мечты о славе.
После сражения Наполеон при объезде поля обнаруживает Болконского, он жив и его доставляют в лазарет.
Направление, жанр, композиция
«Война и мир», безусловно, относится к направлению реализма. Писатель стремится к наиболее достоверному изображению действительности. Развитие героев проходит в соответствии с событиями окружающего мира.
Сам автор говорил о жанровой природе своего произведения так:
Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Перед нами, несомненно, достойный образец исторического романа-эпопеи. Автор рассказывает об эпохальных событиях, происходящих на протяжении долгого промежутка времени. При этом действие романа разворачивается на фоне реальных исторических событий, в сюжете присутствуют реальные исторические личности и места.
Композиция романа (линейная) примечательна частыми авторскими монологами, во время которых нас отрывают от главных героев дают взглянуть на ситуацию более широко. Структура книги многоуровневая: 4 тома, в каждом несколько частей, которые подразделяются на главы.
Жанр
По поводу жанровой принадлежности возникает большое количество споров. Связано это с тем, что сам Н.В. Гоголь затруднялся дать жанровое определение своему произведению.
Принято считать, что «Война и мир» — роман-эпопея. Признаками являются большой объем, обширная тематика и проблематика, много персонажей.
У произведения есть признаки исторической хроники, так как большая часть описаний посвящена военным действиям.
«Война и мир» имеет черты семейного романа, так как писатель большое внимание уделяет именно семейным отношениям в повествовании.
Смысл названия
Из множества теорий, которые истолковывают смысл заглавия «Войны и мира», выделяются три:
- Первая теория гласит о том, что название «Война и мир» отражает два состояния общества. В первой половине романа Толстой изображает «войну» в разобщённом и слабом обществе. А во второй он показывает нам народ, сплочённый внешней угрозой, который находится в «мире» с самим собой.
- Вторая теория строится на том, что слово «мир» в названии на самом деле означает «народ». Таким образом на современный лад название романа звучит как «Война и народ». Это подчёркивает главную тему романа — народ во время войны и его роль в ней.
- Третья связана с композицией романа: одни части повествуют о мире, другие — о войне. На контрасте автор показывает, как раскрывается характер русского народа в разных состояниях и реалиях.
Том третий
Далее начинается война 1812 года. Мы видим длинное описание Бородинской битвы. Эта битва является поворотным пунктом в кампании Наполеона. В ней произошли невероятно большие потери с обеих сторон. После сражения русская армия отступает и оставляет Москву французам.
Князь Андрей хочет найти Курагина, чтобы вызвать его на дуэль. Он едет в Петербург, а потом в турецкую армию. Кутузов направляет его с поручением к Барклаю де Толли. По дороге князь заезжает к родителям.
Все семейство Ростовых живет в Москве. Наташа болеет, но после посещения церкви Разумовских постепенно начинает «возвращаться к жизни». Пьер заезжает к ним в гости и привозит воззвание царя. Петя, младший из Ростовых, просит, чтобы его отпустили на войну, получив отказ он на следующий день идет встречать государя, но в толпе его чуть не задавили.
Старый князь Болконский тоже болеет, но, несмотря на это, продолжает работы в усадьбе. Андрей сообщает им, что французы уже у Витебска, и что пребывание в Лысых горах небезопасно. Французы уже жгут Смоленск. Старый граф отправляет семейство в Москву, а сам остается в поместье. С ним случается удар и через три недели он умирает.
Княжна Марья после того как хоронит отца хочет уехать в Москву, но крестьяне не отпускают ее. По случайному совпадению в Богучарове появляется Николай, усмиряет мужиков и княжна уезжает.
Кутузов вызывает к себе князя Андрея, узнает от него о том, что граф Болконский скончался и хочет оставить его при штабе. Но Андрей желает остаться в полку. После встречи с Кутузовым Андрею становится спокойно на душе, он чувствует, что есть неизбежный ход событий, и что Кутузов понимает все происходящее, особенно потому, что он русский. Об этом он говорит и Пьеру, который приехал посмотреть на сражение. Во время боя Андрея смертельно ранят, в перевязочном пункте он видит, как Анатолию Курагину ампутируют ногу и его охватывает чувство глубокого сострадания. Он понимает, что может любить все человечество, даже Анатолия, своего врага.
Пьер по дороге к Бородинскому полю встречает раненых, участвует в молебне перед чудотворной иконой, встречает старых знакомых. Долохов при встрече просит у Пьера прощения. Во время боя он на батарее Раевского пытается помогать, вызывается принести зарядов. Он видит весь кошмар войны. Пьер в шоке от вида множества раненных и убитых. Он уходит с поля и садится на обочину. Солдаты зовут его ужинать и отводят к Можайску, а затем он возвращается в Москву.
Кутузов практически только наблюдает за боем, не давая никаких распоряжений. Он понимает, что все в бою решает какая-то неуловимая сила. Он уверен, что русские победят. Это настроение главнокомандующего передается и солдатам.
После сражения Кутузов отводит войска к Филам, так как надо защищать Москву. И хотя французская армия на Бородинском поле уже потерпела нравственное поражение, Кутузов понимает, что Москву его армии не защитить. Русские войска отступают и Наполеон уже стоит на вершине Поклонной горы.
Суть
Роман поделён на множество связанных сюжетных линий, из которых особенно сильно выделяются три:
- Линия Пьера Безухова повествует о стремлении героя найти смысл своей жизни. На протяжении всего романа он проходит через неудачный брак, кутежи и роскошь, масонство, Бородинскую битву и только в оставленной сгоревшей Москве находит духовного наставника в лице простого русского солдата Каратаева, который позволяет Безухову обрести внутренний покой.
- Андрей Болконский в начале романа стремиться к славе, но тяжёлое ранение ставит перед ним вопросы о смысле существования. Пытаясь реализовать себя и найти смысл в своей жизни, Болконский работает в правительстве, пытается найти счастье в браке, защищает страну от французского вторжения и только перед самой смертью от ранения обретает покой и смиряется со своей судьбой.
- Наташа Ростова проходит путь через лицемерие и пошлость дворянского общества и семейные проблемы, чтобы в конце повествования из ветреной девушки превратиться в любящую жену и мать.
Помимо этих событий мы можем наблюдать за судьбой семей Ростовых, Болконских и Курагиных, а также за историческими событиями первой половины девятнадцатого века.
Герои романа «Война и мир»
Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.
Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».
Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.
Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.
Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.
Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.
Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Война и мир» состоит из нескольких уровней: деление по семьям (вот характеристика основных семей), классификация по призванию (люди войны и люди мира), типология по статусу (народ и элита), а также по убеждениям (самостоятельные одиночки вроде Безухова и Болконского, и светское общество, уравнивающее людей).
- Пьер Безухов
. Незаконный сын богатого дворянина. Полный и неловкий человек. Плохо видит. Обладает недюжинной физической силой, но мягким нравом. На протяжении всего романа стремится к познанию смысла жизни, пройдя через множество испытаний, обретает душевный покой. В конце романа делается намёк на связь Пьера с декабристами. Подробнее об образе Безухова написано в кратком эссе от Многомудрого Литрекона. - Андрей Болконский
. Представитель древнего и знатного рода. Сухой и холодный человек. В начале романа одержим Наполеоном и стремиться повторить его путь. Во время Аустерлицкой битвы ведёт солдат в атаку и получает тяжёлое ранение. Разочаровывается в Наполеоне и своей прошлой жизни. Вернувшись в Россию, князь впадает в уныние, которое ему помогает развеять жизнерадостность Наташи Ростовой. Болконский пытается улучшить жизнь в России, участвуя в реформах Сперанского, но вскоре понимает их неосуществимость. Попытка женитьбы на Наташе также терпит крах из-за интриг Анатоля Курагина. Во время войны двенадцатого года Болконский уходит на войну. Во время Бородинской битвы он получает смертельное ранение, второй раз перейдя порог смерти, князь смиряется со своей судьбой и спокойно умирает через несколько недель. А вот и образ Болконского. - Наташа Ростова
. Наивная, искренняя и весёлая девочка из знатного дворянского рода. На протяжении всего романа служит источником душевных сил для окружающих. Была помолвлена в Болконским, но поддалась чарам молодого Курагина и чуть не сбежала с ним. В двенадцатом году убедила свою семью отдать все подводы для спасения раненных. Заботилась об умирающем князе Андрее. Помогла матери пережить смерть Петра Ростова. После войны вышла замуж за Безухова и стала любящей матерью. Образ Наташи стал главной темой этого сочинения. - Марья Болконская.
Сестра Андрея Болконского. Некрасивая, запуганная отцом, верующая девушка. Искренне любит свою семью, жертвует своим счастьем, чтобы не оставлять родителя в одиночестве. В конце романа становится женой Николая Ростова. - Николай Ростов
. Старший сын в семье Ростовых. Проходит путь от ветреного и легкомысленного юноши, который желал отправится на войну за приключениями, до дисциплинированного офицера и настоящего героя. Взял на себя все заботы о семье после смерти старого графа Ростова и банкротства рода. В конце романа женится на Марии Ростовой, становится твердолобым консерватором и солдафоном. - Элен Курагина
. Красивая, но порочная и пустая женщина. Использовала свою красоту, чтобы выйти замуж за Пьера и получить его деньги. Во время войны с Наполеоном приняла католичество и начала процедуру развода с Безуховым, но вскоре умерла от болезни. - Анатоль Курагин
. Молодой дворянин. Прекрасен внешне, но уродлив внутри. Легкомысленный и самодовольный волокита. Едва не соблазнил Наталью Ростову, сорвав её свадьбу с Болконским и уничтожив её честное имя. Во время Бородинской битвы потерял ногу, в полевом госпитале лежал рядом с Андреем Болконским и получил его прощение. - Василий Курагин
. Старый коварный карьерист. Невероятно циничен. Не любит никого, даже своих детей. Не имеет твёрдых убеждений, меняет их настолько быстро, что иногда путается. - Борис Друбецкой
. Юноша из обедневшего дворянского рода. С помощью матери смог пробиться в высшее общество и в высшие эшелоны власти. Расчётливый карьерист. Приятен и обходителен в общении. В любой ситуации стремиться к личной выгоде. В двенадцатом году мародёрствует в оставляемой Москве. - Анна Михайловна Друбецкая
. Старая мать Бориса, потерявшая позиции в свете. Хитрая и упорная женщина. Любящая и великодушная мать. Сумела проложить своему сыну дорогу в свет. Помогла Пьеру получить всё наследство его отца. - Илья Ростов
. Старый граф. Отзывчивый, веселый и искренний человек. Любящий отец, без колебаний оплатил огромный карточный долг сына. Пожертвовал своим имуществом, чтобы вывезти раненных из Москвы. Непрактичен, расточителен и недалёк в вопросах хозяйства. Умер от горя после потери сына, оставив свою семью в тяжелейшем положении. - Наталья Ростова
. Обходительная, добрая женщина, смысл жизни которой заключается в материнстве. Хорошая мать, поддержавшая свою дочь-Наташу после её неудавшегося побега с Курагиным. После гибели Петра Ростова помутилась рассудком. - Николай Болконский
. Отставной генерал, пострадавший от своей независимости (отказался жениться в угоду императору). Патриот. Жёсткий, деловитый и упрямый старик. Сторонится столичных салонов и живёт в своём имении Лысые горы. Склонен к физическому труду и за величайший грех почитает праздность. Воспитал своих детей в атмосфере строгости и умеренности, но запугал дочь своей строгостью. Не пережил известия о вторжении французов и умер от перенапряжения. - Платон Каратаев
(говорящее имя Платон — от древнегреческого философа). Простой русский солдат. Добр и отзывчив, стремится к простой и понятной правде — помогать людям, жалеть слабых, уважать сильных, нести свет и милосердие. Становится духовным наставником Пьера. Умирает от рук французов во время отступления Наполеона. - Наполеон
. Император Франции. Самодовольный толстяк, который не слышит никого, кроме себя. Нервный и пылкий человек, хороший оратор, но равнодушный к своему народу правитель, который идет по трупам за своей славой. Образ Наполеона охарактеризован в кратком сочинении. - Кутузов
. Выглядит, как сонный и недалёкий старик, но обладает острым умом, добрым сердцем и настоящим патриотизмом. Чувствует и понимает свой народ, что и позволяет ему одержать победу над Наполеоном. Заботится не о славе, а о жизни людей, поэтому терпит гнев императора, но все равно отходит от неприятеля, не давая решающего сражения. Подробнее о нем написано здесь.
Краткое содержание
Том 1
Первый том «Войны и мира» состоит из трех частей, разделенных на «мирные» и «военные» блоки повествования и охватывает события 1805 года. «Мирная» первая часть первого тома произведения и начальные главы третьей части описывают общественную жизнь в Москве, Петербурге, Лысых Горах.
Во второй части и последних главах третьей части первого тома автор изображает картины войны русско-австрийской армии с Наполеоном. Центральными эпизодами «военных» блоков повествования становятся Шенграбенское сражение и битва под Аустерлицем.
С первых, «мирных» глав романа «Война и мир» Толстой знакомит читателя с главными героями произведения – Андреем Болконским, Наташей Ростовой, Пьером Безуховым, Николаем Ростовым, Соней и другими. Через изображение жизни различных социальных групп и семей автор передает многообразие русской жизни в довоенное время. «Военные» главы отображают весь неприукрашенный реализм военных действий, дополнительно раскрывая перед читателем характеры основных героев. Поражение под Аустерлицем, завершающее первый том, предстает в романе не только проигрышем русских войск, но и символом краха надежд, переворота в жизни большинства главных персонажей.
Читать краткое содержание 1 тома «Война и мир»
Том 2
Второй том «Войны и мира» является единственным «мирным» во всей эпопее и охватывает события 1806-1811 годов накануне Отечественной войны. В нем «мирные» эпизоды светской жизни героев переплетаются с миром военно-историческим – принятием между Францией и Россией Тильзитского перемирия, подготовкой реформ Сперанского.
В период, описанный во втором томе, в жизни героев происходят важные события, во многом меняющие их мировоззрение и взгляды на мир: возвращение Андрея Болконского домой, его разочарование в жизни после смерти жены и последующее преображение благодаря любви к Наташе Ростовой; увлечение Пьера масонством и его попытки улучшить жизнь крестьян в своих поместьях; первый бал Наташи Ростовой; проигрыш Николая Ростова; охота и святки в Отрадном (имении Ростовых); неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным и отказ Наташи выйти замуж за Андрея. Завершается второй том символическим явлением повисшей над Москвой кометы, предвещающей ужасные события в жизни героев и всей России – войну 1812 года.
Читать краткое содержание 2 тома «Война и мир»
Том 3
Третий том «Войны и мира» посвящен военным событиям 1812 года и их влиянию на «мирную» жизнь русского народа всех сословий. Первая часть тома описывает вторжение французских войск на территорию России и подготовку к Бородинскому сражению. Во второй части изображено само Бородинское сражение, являющееся кульминацией не только третьего тома, но и всего романа. На поле битвы пересекаются многие центральные персонажи произведения (Болконский, Безухов, Денисов, Долохов, Курагин и др. ), чем подчеркивается неразрывная связь всего народа общей целью – борьбой против неприятеля. Третья часть посвящена сдаче Москвы французам, описанию пожара в столице, который, по мнению Толстого, случился из-за тех, кто покинул город, оставив его врагам. Здесь описывается и самая трогательная сцена тома – свидание Наташи и смертельно раненого Болконского, который все еще любит девушку. Завершается том неудачной попыткой Пьера убить Наполеона и его арестом французами.
Особое место в третьем томе занимают авторские отступления, в которых он размышляет о природе войны, роли в ней главнокомандующих и обычных солдат. Толстой подчеркивает стихийность и непредсказуемость войны, которую невозможно контролировать.
Читать краткое содержание 3 тома «Война и мир»
Том 4
Четвертый том “Войны и мира” охватывает события Отечественной войны второй половины 1812 года, а также мирную жизнь главных героев в Москве, Петербурге и Воронеже. Вторая и третья «военные» части описывают бегство наполеоновской армии из разграбленной Москвы, Тарутинское сражение и партизанскую войну русской армии против французов. «Военные» главы обрамлены «мирными» первой и четвертой частью, в которых автор особое внимание уделяет настроениям аристократии относительно военных событий, ее отдаленности от общенародных интересов.
В четвертом томе ключевые события происходят и в жизни героев: Николай и Марья понимают, что любят друг друга, умирает Андрей Болконский и Элен Безухова, погибает Петя Ростов, а Пьер и Наташа начинают задумываться о возможном совместном счастье. Однако центральной фигурой четвертого тома становится простой солдат, выходец из народа – Платон Каратаев, выступающий в романе носителем всего истинно русского. В его словах и действиях выражается та самая, простая мудрость крестьянской, народной философии, над постижением которой мучаются главные герои «Войны и мира».
Читать краткое содержание 4 тома «Война и мир»
Эпилог
В эпилоге произведения «Война и мир» Толстой подводит итоги всего романа-эпопеи, изображая жизнь героев спустя семь лет после Отечественной войны – в 1819-1820 годах. В их судьбах произошли значительные перемены, как хорошие, так и плохие: женитьба Пьера и Наташи и рождение их детей, смерть графа Ростова и тяжелое финансовое положение семьи Ростовых, свадьба Николая и Марьи и рождение их детей, взросление Николеньки, сына умершего Андрея Болконского, в котором уже явственно виден характер отца.
Если первая часть эпилога описывает личную жизнь героев, то во второй представлены размышления автора об исторических событиях, роли в этих событиях отдельной исторической личности и целых народов. Завершая свои рассуждения, автор приходит к выводу, что вся история предопределяется неким иррациональным законом случайных взаимовлияний и взаимосвязей. Примером этому служит изображенная в первой части эпилога сцена, когда у Ростовых собирается большая семья: Ростовы, Болконские, Безуховы – всех их вместе свел все тот же непостижимый закон исторических взаимосвязей – основная действующая сила, направляющая все события и судьбы героев в романе.
Читать краткое содержание эпилога романа «Война и мир»
Темы
Тематика романа «Война и мир» очень насыщена и многообразна.
- Мысль семейная
. Семья — самое дорогое, что только может быть у человека, и автор доказывает эту истину в тексте: на примере правильных семей Ростовых и Болконских и на примере неправильной семьи Курагиных Толстой отображает своё видение здоровых семейных отношений. Подробнее тема семьи в романе «Война и мир» раскрыта в сочинении. - Любовь
. На первое место Толстой ставит любовь между членами семьи. В большинстве случаев только близкие родственники способны на настоящие чувства. Так, Анна Друбецкая в разговоре с подругой упоминает, что на свою репутацию ей наплевать, и смысл ее жизни — в сыне. Но эти откровения были излиты на подругу детства с целью — добыть деньги на обмундирование Бориса. Любовь же в классическом понимании, зачастую, оказывается ложной, ошибочной или просто несчастной. Так, Андрей потерял Наташу из-за ее ошибки: она влюбилась в повесу-Анатоля. - Патриотизм
. Толстой старается провести чёткую линию между ложным патриотизмом и патриотизмом настоящим. Ложный патриотизм — показная бравада, которую используют в своих целях негодяи и лицемеры. Настоящий патриотизм — глубокое и не афишируемое стремление защитить свою страну, свой дом и своих близких. Эта тема является центральной и обогащается примерами в мини-сочинении. - Мысль народная
. Натуралистично и часто даже отталкивающе изображая исторические персоналии, Толстой стремится показать незначительность индивида в историческом процессе. По его мнению, великие дела совершают не императоры, а простые люди. Известные личности лишь оказываются на гребне волны, поднимаясь на стихийном подъеме. На первый план писатель выводит народные массы, на которых и поднимаются такие люди, как Наполеон. - Тема природы
. Природа в романе «Война и мир» изображена, как неотрывная часть человека, как олицетворение его души. Небо и земля символизируют собой всю вселенную, частью которой является человек. - Духовные изыскания
. Толстой считает жизненно необходимым для человека духовный поиск и познание самого себя. Только те персонажи романа, которые стремятся к истине, находят своё счастье, а те, кто просто проживают свою жизнь в погоне за материальными ценностями, так и исчезают, не оставив ничего после себя. Духовные искания князя Болконского (для примера) описаны в данном эссе.
Система образов произведения
Чтобы показать глубокий и обширный процесс, связанный с историей нации, Л.Н. Толстой создает широкую систему образов. Перед глазами читателей проходят различные персонажи: и главные, и второстепенные, и эпизодические. Героям и их чувствам автор уделяет особое внимание, исторические события являются лишь фоном.
Особое место в системе образов занимает Кутузов. Он представлен как человек, борющийся всей душой и сердцем за свою Родину. Герой обладает искренностью действий.
Такой же искренностью и непосредственностью чувств обладают все любимые писателем герои: Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, княжна Марья, Платон Каратаев.
Эти добрые и милосердные персонажи противопоставлены семье Курагиных и армии Наполеона.
Проблемы
Проблематика романа «Война и мир» столь же многогранна и обширна, как и повествование автора.
- Война
. Толстой изображает войну, как жестокое и бессмысленное явление, на котором негодяи посылают на смерть тысячи людей ради своих корыстных целей. В то же время писатель осознаёт необходимость защиты своей земли и всячески приветствует патриотическую войну русского народа, в особенности, партизанскую. Проблема войны с примерами и цитатами из произведения раскрыта в эссе. - Истинное и ложное
. Автор пытается понять, какие вещи в нашей жизни являются ложными, а какие — истинными. К ложным ценностям он относит деньги, власть и известность. Тогда как истинными ценностями являются любовь, семья и простое человеческое счастье. - Светское общество
. Толстой с неприятием описывает дворянское общество, погрязшее в интригах, карьеризме и бездуховности. В то же время он показывает, что даже среди аристократии есть благородные и умные люди, правда, количество их невелико, и появляются они скорее вопреки, чем благодаря дворянской среде. - Россия и социальная несправедливость
. В пику дворянам-паразитам, которые давно отвернулись от своих предков и живут только ради себя, Толстой возводит на пьедестал простого русского человека, который в час нужды, несмотря на все несправедливости, никогда не отвернётся от своей родины. Однако роман остаётся довольно пессимистичным, ведь все плоды победы русского народа пожали те самые бесполезные для общества дворяне. - Личность
. Толстой отрицал решающую роль отдельной личности в истории человечества. Человек (для автора) не значит ничего в масштабах вселенной. Но, тем не менее, каждый человек остаётся хозяином своей судьбы. Он может и должен стремиться к счастью и самосовершенствованию, именно это и делает его собой.
ТОМ ЧЕтвертый
Семья Ростовых, наконец, покидает Москву. Это буквально за день до того, как в нее вошли французы. Ростовы решили отказаться от всех своих вещей, а подводы отдали для раненных в битве при Бородино. В числе их оказался и раненый князь Андрей, за которым Наташе начинает ухаживать. Она заботилась о нем до самой смерти. В этом ей помогала сестра Андрея — Мария. Это очень сильно сблизило девушек.
Пьер остается в городе, ему открывается сумасшедшая идея — он решил убить Наполеона. Он отправляется в город, хотя и не очень уверен, что сможет убить Наполеона, спасает из огня девочку и молодую женщину от изнасилования французским солдатом. И, наконец, попадает в плен. Его обвинили в поджигательстве.
Пьера вместе с другими пленными приводят к месту казни, расстреливают 5 человек, а его приводят обратно в барак. Вместе с отступающей армией пленных гонят по Смоленской дороге, где их отбивает отряд партизан, в том числе освобождают и Пьера.
В Петербурге — все по-старому. На балу у Анны Шерер обсуждают болезнь Элен Безуховой. Затем получают известие, что русская армия оставила Москву и что там пожары. Кроме того стало известно, что царь требует наступления, несмотря на нежелание Кутузова это делать.
Осенью французы уходят из Москвы. Их численность значительно уменьшается при отступлении и Кутузов удерживает солдат от бессмысленных столкновений – враг и сам отступит. Государь ругает Кутузова за то, что он медлителен, но несмотря на это награждает его Орденом Георгия 1 степени.
Между тем, в Петербурге, Элен умирает при странных обстоятельствах, намекают что причина — неудачный аборт. Пьер теперь свободен, как птица и снова встречается с Наташей. Оба они сильно изменились и готовы начать вместе новую жизнь.
Русские возвращаются и начинают восстанавливать сгоревшую Москву.
Основная идея
Выступая на консервативных русских позициях, Толстой воспел патриотическую войну русского народа с иностранным завоевателем. Однако вместе с тем он отметил несправедливость мира в целом и российского общества в частности. Смысл авторской позиции в том, что решить эти проблемы на глобальном уровне едва ли возможно (напрасными будут попытки князя Андрея). Но он показал, как простой человек с помощью любви может побороть зло в самом себе, что несомненно в будущем поможет обрести счастье всему человечеству. Это и есть главная мысль романа «Война и мир».
Каждый из нас должен прослушиваться к себе и искать свой индивидуальный путь развития, не позволяя обществу пагубно влиять на наши убеждения. В работе над собой писатель видел возможность человека изменить мир, начав, разумеется, с себя. Внутренняя свобода и зависимость — ключ к понимаю идеи Толстого:
…Чем менее наша деятельность связана с деятельностями других людей, тем она свободнее, и наоборот, чем больше деятельность наша связана с другими людьми, тем она несвободнее. Самая сильная, неразрываемая, тяжелая и постоянная связь с другими людьми есть так называемая власть над другими людьми, которая в своем истинном значении есть только наибольшая зависимость от них. (Л. Н. Толстой)
Таким образом, императоры и полководцы, которые думают, что управляют ходом истории, лишь убеждают себя в этом самообманом. Историей «управляет провидение», и люди собираются и убивают друг друга не по приказу, а по могучей силе взаимозависимости явлений, которая привела к подобным последствиям. Подлинная же свобода личности возможна лишь наедине с собой, вдали от общества.
ТОМ ВТОРОЙ
1806 год. Николай приезжает в отпуск домой вместе с Денисовым. Его принимают как героя. Его мама настаивает на том, чтобы Николай женился на богатой девушке, чтобы поправить финансовое положение семьи, но он обижается, и клянется, что он женится на бедной кузине Соне. Между тем, Денисов влюбляется в Наташу Ростову, делает ей предложение, и получает отказ.
Пьер Безухов узнает, что его жена Элен имеет связь с Долоховым и вызывает его на дуэль. Это не самый умный шаг, так как Пьер практически никогда не держал в руках оружия. Но поразительно, Пьер ранит Долохова, а сам остается цел. Дома он объясняется с Элен и уезжает из Москвы в Петербург. Совершенно запутавшись в представлениях о жизни, находясь в депрессии, Пьер присоединяется к масонам. Он пытается стать лучше, задумывается о том, как бы суметь сделать добро ближним. Он пытается улучшить жизнь своих крепостных, проводит реформы в имении, но так как у него нет практических навыков в ведении хозяйства, его обманывает управляющий имением.
Пьер Безухов навещает своего друга Болконского, который после ранения вернулся в имение к отцу как раз к рождению сына. Служить дальше он отказался и занят заботами о новорожденном Николеньке. Масонские взгляды Безухова не совпадают с настроением Болконского, хотя тот также полагает, что нужно отменить крепостное право.
Вернувшись в Петербург, Пьер примирился со своей женой Элен. В глазах общества он – чудак. В масонстве он разочаровался.
Андрей Болконский также приезжает в Петербург. Там он сближается с государственным секретарем Сперанским, занятым составлением воинского устава.
Ростовы также едут в Петербург, так как им необходимо поправить денежные дела. К ним начинает ездить в гости Борис Дубецкой и Наташа влюбляется в него, но выходить замуж за него не хочет.
Перед Новым годом все семейство Ростовых готовится к балу. Наташа робеет и тревожится – это ее первый бал. Князь Андрей приглашает ее на танец. В скором времени он делает ей предложение о замужестве. Ростовы согласны, но старый князь ставит условие, что свадьба может состояться только через год, поэтому Болконский уезжает на год за границу.
Наташа скучает по Андрею. Во время поездки в Москву граф Ростов с Наташей заезжают к Болконским, но их там встречают недоброжелательно и это их обижает. Затем в театре они встречают Бориса Дубецкого, Элен Безухову и ее брата Анатолия Курагина. Курагин приглашает их в гости и преследует Наташу, он тайком пишет ей письма и говорит, что готов украсть ее и тайком жениться. На самом деле он уже женат, но об этом почти никто не знает. Наташа посылает письмо Марье Болконской с отказом от свадьбы с Андреем.
Соня случайно узнает о плане Наташи бежать и предотвращает эту ужасную ошибку. Наташа в глубокой депрессии, когда она понимает, как ее обманули. Приходит Пьер, ему очень жалко Наташу и он говорит, что если бы он был самым лучшим человеком на земле, то и в этом случае на коленях просил бы ее руки.
Историзм
Роман охватывает большой промежуток времени от 1805 до 1820 года. Автор описывает битву при Аустерлице, Тильзитский мир, реформы Сперанского, Бородинскую битву, сожжение Москвы.
При работе над романом Толстой использовал огромное количество исторических материалов, так что историчность романа находится на очень высоком уровне, вплоть до наличия в романе реальных высказываний исторических личностей.
Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться.
Сам автор об историзме своего романа писал следующее:
Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом. Кутузов не всегда с зрительной трубкой, указывая на врагов, ехал на белой лошади.
Интерес к тематике декабристов
В основе произведения – Отечественная война 1812 года, ее отражение на судьбах людей, пробуждение нравственно-патриотических чувств, духовное единение русского народа. Однако прежде чем приступить к созданию истории об Отечественной войне, автор многократно менял свои планы. Многие годы его волновала тема декабристов, их роль в развитии государства и исход восстания.
Толстой задумал написать произведение, отражающее историю декабриста, который в 1856 году вернулся после 30-летней ссылки. Начало повествования по замыслу Толстого должно было начинаться с 1856 года. Позже автор принимает решение начать свою историю с 1825 года, чтобы показать, какие причины привели героя к ссылке. Но окунувшись в пучину исторических событий, автор почувствовал необходимость изобразить не только судьбу одного героя, а саму декабристского восстания, его истоки.
🗹