- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Андерсена Девочка со спичками
«Девочка со спичками» — знаменитый святочный рассказ Г.Х.Андерсена. Главная героиня рассказа – маленькая нищая девочка, вынужденная торговать в ночь накануне Нового года спичками. Семья её была крайне бедной, потому, несмотря на лютый холод, она не могла вернуться домой, пока не продаст все спички. Никто, однако, не покупал их. Чтобы вконец не замёрзнуть, девочка потихоньку стала поджигать спички. В мерцании их огня она видела чудесные видения картин Рождества. В одном из них девочка увидела свою мёртвую бабушку и попросила взять её с собой на небеса. Утром люди обнаружили тело замёрзшей насмерть девочки.
Этот рассказ демонстрирует читателям всю жестокость и враждебность внешнего мира. Главная героиня является всего лишь слабым ребёнком, который терпит большую нужду. Чтобы обеспечить семью, она продаёт ночью на улице в жуткий мороз спички. Однако прохожие, которыми заполнены улицы, не обращают на неё совершенно никакого внимания и не пытаются помочь. Если бы каждый из них купил хотя бы по спичке, девочка вернулась бы домой в ту ночь. Однако принесло бы ей это счастье?
В рассказе упоминается, что девочка боится, что отец прибьёт её, если она не продаст спички. В семье царят нищета и порождённая ей жестокость. Выходит, что девочка не находится в безопасности и любви даже среди самых близких ей людей, своей семьи. Логично предположить, что даже если бы девочка выжила той ночью, следующий день не принёс бы ей покоя и радости – нищета и жестокость были неотъемлемой частью её мира. И Андерсен прекрасно понимал, насколько безвыходной была ситуация героиня – а ведь она, конечно, персонаж не единичный, а типичный. Выходом для неё автор сделал смерть, но не просо забвение, а счастливое небесное царство. Если доброта и справедливость не могут восторжествовать в реальном мире, она должна царствовать хотя бы на небесах, после смерти.
Ещё сильнее подчёркивает тему несправедливости и жестокости мира время действия в рассказе. Канун Нового года – светлое, праздничное время, в которое принято проявлять доброту и любовь. Здесь же мы, однако, видим совершенно противоположную картину. Автор неспроста вводит антитезу, ведь этот контраст максимально подчёркивает весь ужас ситуации, обращает внимание читателя на проблему, снимает с его глаз пелену и окунает в жестокость реального мира. Таким образом, Андерсен подчёркивает, что люди должны стать добрее и внимательнее друг к другу, чтобы в мире оставалось как можно меньше слабых, беззащитных людей с тяжёлой долей.
Другие сочинения: <- Анализ сказки Андерсена Дюймовочка? ДругиеАнализ произведения Хозяйка медной горы Бажова ->
Тема, основная мысль и проблематика
Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт. Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её. Возможно, он даже её ровесник.
В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.
Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным. В рассказе поднимаются серьёзные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор. В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.
Образ героини
Героиня рассказа – «маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Девочка испытывает два постоянных чувства бедняков – холод и голод. Её босые ножки посинели и покраснели от холода, передник её старенький, на её красивые белокурые волосы падают снежинки.
У девочки нет имени. С одной стороны, это принцип типизации, ведь в мире полно таких бедных умирающих детей. С другой стороны, жизнь девочки никому не нужна на земле, её как будто не существует. Девочку любила только недавно умершая бабушка, а кроме неё – Бог. Так что отсутствие имени – не столько типизация, свойственная реализму, сколько романтическое отделение героини от горожан, которые её не поняли. Люди думали, что она умерла в страданиях, а на самом деле девочка была озарена светом и радостью, они с бабушкой видели чудеса и красоту, встретили Новогоднее Счастье
Образ героини
Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.
У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.
В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.
С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.
Популярные сегодня темы
На то, чтобы одарить «коллегу» таким прозвищем, у Толстого нашлись веские причины. И это совсем не обидное «наименование». Даже наоборот…
В чудесной сказке «Дикие лебеди» мы видим всю смелость и героизм молодой Элизы. Девушка страдала от адских мучений в процессе шитья рубашек из крапивы и была готова пожертвовать своей жизнью ради братьев.
У каждого учащегося свои понятия об идеале школы. Честно говоря, модель идеальной школы у моих сверстников является довольно-таки странной. В мечтах всех моих друзей школа представляет собой заведение
Данное полотно было представлено зрителю в 1871. Оно вызвало резонанс и бурю эмоций. Художник сотворил его после смерти своей маленькой дочери.
Источник
Композиция и сюжет
Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.
Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.
В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.
Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.
Литературное направление и жанр
Жанр святочного рассказа предполагает чудесное преображение героя, обретение им под Рождество, когда происходят чудеса, счастья. Но «Девочка со спичками» — одно из самых грустных произведений писателя. Героиня умирает, нет никакой надежды на преображение её жизни, но это с точки зрения обывателя. А рассказчик – христианин, романтик, для него конец сказки счастливый.
Для романтика идеал недостижим. Все видения, которые проходят перед глазами замерзающей девочки – это прекрасный мир, о котором она мечтала всю жизнь, но достичь смогла только после смерти.
История создания
В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:
В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.
Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков. Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек. Ещё несколько штук высыпались в передник.
Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.
🗹