«В дурном обществе» — одно из самых известных произведений Владимира Галактионовича Короленко. История, рассказанная автором, очень трогательна, поэтому она нравится большому количеству людей. Перечитывая художественный текст, каждый из нас сможет найти в нём новые, скрытые до этого грани смыслов и отголоски значений. Попытаемся разобраться, какие тайны хранит в себе данное произведение. Многомудрый Литрекон представляет Вам полный анализ «В дурном обществе» Владимира Короленко по плану.
История создания
Стоит начать с того, что текст произведения «В дурном обществе» практически полностью был написан автором во время его пребывания в ссылке. Короленко отправили в Якутскую область из-за его революционных взглядов. Писателя подозревали в оппозиционной деятельности. За время мытарств и пересылок он смог проникнуться жизнью бедных и обездоленных людей, которых гонители писателя попросту не замечали. Именно в этих впечатлениях мы находим корни его оппозиционности.
Рассказ «В дурном обществе», так же известный и как «Дети подземелья», сочинялся с 1881 по 1885 года. Многие детали и образы были «взяты с натуры». Судья, сыном которого является главный герой, во многом похож на отца Короленко, а Княжье — Вено напоминает город Ровно, где и вырос творец.
Владимир Галактионович считал себя журналистом, а не писателем. Но цензура запрещала ему публикацию серьезных и насущных статей. Поэтому ему пришлось завуалировать свой посыл литературными тропами и жанром, чтобы хоть как-то проникнуть в печать и обратить внимание общества на тех, от кого оно отвернулось.
Жанр и направление
Попробуем разобраться, каковы же жанровые особенности произведения Владимира Галактионовича Короленко. Книгу «В дурном обществе» принято считать рассказом. Действительно, повествование полностью удовлетворяет всем правилам данного жанра. Объём текста не очень большой, хотя и достаточный для короткой повести. Второстепенные и эпизодические персонажи раскрывают характер главного героя. Название рассказа очень меткое и точное, читатели сразу могут понять, какие примерно события будут происходить с мальчиком Васей. Основной сюжетной линией книги является знакомство сына судьи с детьми из «дурного общества». Автор уделяет огромное внимание деталям, что ещё раз доказывает, что перед нами настоящий рассказ.
Произведение Владимира Короленко относится к реалистическому направлению. Автор не романтизирует окружающий нас мир, он показывает проблемы городка Княжье — Вено. Читатели видят типичные характеры при том, что герои «В дурном обществе» несомненно наделены индивидуальными особенностями и чертами. Произведение отображает современную для Короленко реальность, обыденную жизнь. Автор не делит персонажей на хороших и плохих. Воры предстают перед нами достаточно смышлёными людьми, а справедливый судья — человеком, относящимся с холодностью к своему сыну. Кроме всего вышеперечисленного, писатель уделят особое внимание такой социальной проблеме, как взаимоотношения общества и личности (характерная черта реализма).
Предварительный просмотр:
Визитная карточка урока.
« В дурном обществе » (по повести В.Г.Короленко)
Смысл названия повести.
Образовательное учреждение: МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковой
Класс: 5 «А», состояние перехода от учебного типа ситуации развития к учебно-проектному типу. Смыслы действий ученика : ученик ориентирован на построение отношений в разных позиционных общностях. Действия ученика : готов к созданию условий для становления ученического авторства и для освоения (конструирования и моделирования) культурных форм построения отношений. Смыслы педагогических действий : содействие самореализации подростков; организация пространства социального позиционирования; совместное освоение проектирования как способа познания.
Главные линии развития
Учебная ситуация развития
Субъектность в деятельности
Способность определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому с конкретным вопросом, включение в
учебное сотрудничество группы детей с идеальным взрослым как носителем норм мышления и деятельности
Субъектность в общности
Способность определить себя как субъекта совместно-распределенной коллективной учебной деятельности
Субъектность в сознании
Принятие позиции учащегося и появление позиции субъекта учебной деятельности
Предмет: литература, программа В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, система традиционного обучения
Учитель: Сафронова Елена Николаевна, учитель высшей квалификационной категории
Тип урока: урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью (использование элементов технологии проблемного обучения)
Обучающиеся осознают смысл названия повести, научатся понимать содержание текста, давать оценку поступкам героя
Обучающиеся получат возможность научиться понимать авторскую позицию, оценивать авторское отношение к героям
Обучающиеся научатся анализировать повесть с точки зрения смысла ее названия
Обучающиеся получат возможность научиться применять способ сопоставления для определения авторской позиции
Обучающиеся получат возможность осознать, по каким законам должно жить общество
Учебная задача урока : научиться вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения, строить монологическое высказывание.
Исходное состояние обучающихся:
знают содержание изучаемого произведения; теоретические сведения: сюжет, портрет.
умеют определять жанр прочитанного произведения; составлять план,
владеют навыками анализа художественного произведения (умеют рассказывать о сюжете, определять тему, основную мысль произведения, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).
« В дурном обществе » (по повести В.Г.Короленко).
Смысл названия повести.
«Он понимал, что они несчастны,
Название урока: « В дурном обществе »
Слайд №1 Первичная мотивация обучающихся:
Но сам автор отрицательно относился к такого рода сокращениям и настаивал на первоначальном названии.
Предположите, о чем пойдет речь на уроке. В чем нам предстоит разобраться?
Слайд №3 Тема нашего урока «Смысл названия повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
I этап. Постановка учебной задачи.
Слайд№4 Словарная работа:
Общество – круг людей, объединенных общностью чего-либо (происхождения, положения, интересов и т.д.)
Дурной – плохой, скверный в моральном отношении, предосудительный, безнравственный.
(“Дурное общество” — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.)
Задание: обратимся к тексту и найдем, как разные герои употребляют это выражение.
Учащиеся работают с текстом по рядам:
2 ряд – стр. 38 (конец гл.6)
Слайд №5 Находят и зачитывают цитаты. Обратим внимание на саму запись этого выражения. Чем они отличаются? (кавычки)
Смысл названия
Название рассказа очень меткое. Оно сразу подготавливает читателя к тому, о чём пойдёт речь в тексте. Мы понимаем, что главный герой будет частью «дурного общества», людей низкого социального статуса.
Короленко интересно обыгрывает смысл данного словосочетания. Вася становится одним из детей подземелья, при этом являясь сыном высокопоставленного человека. Мальчика принимают за своего, Тыбурций позволяет ему видится с Марусей и Валеком. Не бедняки отталкивают мальчика, а обычные люди, в том числе и его отец. Нищие никому не мешают, но людиуже осуждают их. Значит, дурной является не компания Васи, а то общество, которое считает себя главным в городе и решает, кому жить, а кому уходит восвояси.
При этом в название звучит одна из проблем произведения. «Дурное общество» — явный предрассудок горожан. Не узнав лучше людей, вынужденных нищенски существовать, жители Княжье — Вено сразу окрестили их ворами и опасными личностями, с которыми не стоит иметь ничего общего.
Разбор названия рассказа
Название предельно ясно передает суть произведения. Читатель сразу понимает, что речь пойдет о жизни среди людей низшего социального уровня. Однако мораль произведения состоит в другом. Вася, приходится сыном высокопоставленного судьи, но примыкает к обществу детей подземелья. Спустя некоторое время, читатель наблюдает, как от мальчика отворачиваются многие люди из среднего класса, в то время как бедняки принимают парнишку «за своего». Горожане опасались нищих и нарекли их «дурным обществом». Однако в отличие от людей высокого статуса, бедняки никого не осуждали и не отворачивались от людей.
Композиция
Повествование в произведении «В дурном обществе» линейное. События не нарушают свой хронологический порядок. Главный герой рассказывает обо всём, что с ним случилось, в прошедшем времени, следовательно текст построен на приёме ретроспекции.
Такая модель построения и развития сюжета ещё раз подчёркивает, какую важную роль в жизни Васи сыграло знакомство с членами «дурного общества». Персонаж решает поделиться с нами именно воспоминаниями, связанными с Валеком и Марусей. Эта наивная детская дружба во многом помогла главному герою.
Благодаря товарищам, Вася смог помериться со своим отцом, избавиться от предрассудков и понять, что не всегда люди заслуживают того положения, в котором они оказываются по вине различных обстоятельств.
Суть: о чём рассказ?
Художественный текст «В дурном обществе» повествует нам об одном значимом событии в жизни маленького мальчика. Вася случайно знакомится с девятилетним Валеком и четырёхлетней Марусей, которые являются нищими. Они — часть «дурного общества», возглавляемого Тыбурцием, а значит, им суждено стать воришками, чтобы хоть как-то прокормить себя в будущем.
Однако происхождение новых друзей не отпугивает сына судьи. Мальчик начинает постоянно наведываться к товарищам. Один раз детей застаёт Тыбурций, но он не запрещает Васе встречаться с ребятами.
Неожиданно и без того слабая Маруся заболевает. День ото дня девочке становится всё хуже. Главный герой решает попросить у своей сестры куклу, чтобы на время отдать её четырёхлетней малышке. Маруся радуется игрушке, однако девочке становится лучше лишь на короткий срок. Дома Васю начинают подозревать в том, что он украл Сонину куклу. Мальчику напрочь запрещают выходить из дома. В один из дней отец, переживающий кончину любимой жены, срывается на ребёнка. На помощь юноше приходит Тыбурций. Он рассказывает судье о том, что Вася попросил у сестры игрушку, чтобы отдать её умирающей девочке. Отец и сын примеряются, между ними впервые появляется взаимопонимание.
Лидер «дурного общества» сообщает мальчику печальную новость. Маруся не смогла побороть болезнь. Вася приходит в подземелье, чтобы увидеть подругу в последний раз. Юноша передаёт Тыбурцию деньги и предупреждает пана о том, что ему стоит покинуть Княжье-Вено. Вскоре практически все члены «дурного общества» исчезают. Соня и Вася часто навещают могилу Маруси. Герой защищает оставшихся в городе нищих от уличных хулиганов.
В дурном обществе — анализ повести
Произведение было написано в якутской ссылке. Автор поднимает вопросы социального неравенства, проблему «маленького человека». Данная тематика волновала Владимира Галактионовича на протяжении всей жизни. Писатель принимал активное участие в создании приютов для детей и подростков. Видел всю глубину безысходности тех, кто по разным причинам оказался на обочине жизни.
Ярким примером тому семейство Тыбурция Драба, вынужденное ютится в холодном, мрачном подземелье. Ради выживания отец и сын в отчаянии идут на воровство. Герои ведут нищенское существование. Помещение, где они живут, является огромным склепом. Солнечные лучи не проникают сюда. Круглый год здесь холодно и сыро. Поэтому Маруся, четырехлетняя девочка, часто болеет. Худенькая, бледная, она ходит несмелыми шажками. Редко можно услышать ее смех. Всегда грустная, не по годам серьезная, как и брат Валек. Болезнь обостряется, но не на что купить лекарства. Нет денег, чтобы показать ее врачу. Все это заканчивается очень печально. Нежный хрупкий организм не выдерживает чудовищных условий жизни. Малышка буквально тает на глазах и, в конце концов, умирает.
Полную противоположность представляет семья судьи. Довольно обеспеченные люди, они ведут безбедную жизнь. Им не понять, что значит спать на сырой, холодной земле, ходить в обносках и каждый день думать о пропитании. Ровесница Маруси Соня, сестра Васи, беспечная хохотушка. Отец любит и всячески балует ее, в отличие от сына. С ним судья суров. Считает его эгоистичным, негодным мальчишкой. Но это не так. Ребенок любит отца и сестру, однако боится в этом признаться.
Дружба Валека и Васи стала откровением для последнего. Мальчик понял, что нищие такие же люди, как и все. А может и лучше. Он стал частым гостем у друзей и незаметно для себя очень привязался к ним. Даже подозрительный Тыбурций одобрял их дружбу. Болью отозвалось в сердце Василия смерть сестренки товарища. Тогда же закончилась безмятежная пора детства. Подросток с пронзительной ясностью осознал обреченность маленьких людей, не имеющих ни денег, ни власти.
Василий старался в силу своих возможностей помочь товарищу. Но семья Тыбурция сделала намного больше. Косвенно Валек и отец выступили в роли миротворцев. Судья только после истории с куклой понял, что у его дорогого мальчика доброе и великодушное сердце. Примирение состоялось. Теперь сын мог без страха и опасений выразить всю свою нерастраченную любовь к родным и близким.
Характеристики главных героев
Разберём подробнее образы основных действующих лиц. Многомудрый Литрекон бережно поместил их в таблицу:
Характеристика Васи | Мальчик является сыном городского судьи. Ребёнок очень любопытен, он любит исследовать различные труднодоступные места. Герой не подвержен стереотипам и предрассудкам. Вася не перестаёт общаться с Валеком и Марусей после того, как узнаёт о том, что его новые знакомые нищие. Сын судьи умеет хранить чужие секреты, не рассказывает никому о своих друзьях из «дурного общества». Кроме того, мальчик наделён добротой и состраданием. Он пытается сделать всё возможное, чтобы поднять настроение заболевшей Марусе. В то же время ребенок очень одинок: отец забросил его воспитание из-за моральной травмы от потери супруги. |
Характеристика Вали | Малыш достаточно умён и вынослив для своих девяти лет. Он во всем доверяет лидеру «дурного общества» Тыбурцию. Ребёнок умеет размышлять и приходить к правильным умозаключениям. Данное суждение подтверждает сцена, в которой Валек говорит о том, что брать вещи и еду без спроса у родителей равносильно настоящему воровству. Герой — заботливый и добрый человек, хоть на первый взгляд может показаться холодным и задиристым. Мальчик переживает за Марусю, приглядывает за ней, всячески пытается порадовать. |
Характеристика Маруси | Девочка предстаёт перед читателями спокойной и очень сдержанной, немного странной. «Серый камень высосал из неё жизнь», — так говорит о малышке Тыбурций. Маруся практически не знает радостей. Однако она меняется в лучшую сторону, преображается, когда Вася приносит ей куклу. Девочка становится чуточку счастливее, улыбчивее. Читатели понимают, что малышке сильно мешает болезнь. Слабый детский организм не может выдержать тяготы жизни в подземелье. |
Характеристика Тыбурция | Лидер «дурного общества» — человек мудрый и рассудительный. Он легко понимает, кому можно доверять. Для Валека и Маруси Тыбурций — несомненный авторитет, на который стоит равняться. Дети постоянно цитируют высказывания своего предводителя. Герой очень заботлив. Он приходит на помощь Васе, когда тот не может объяснить отцу, зачем взял куклу сестры. Именно лидер «дурного общества» примиряет судью с его сыном. |
Характеристика Судьи | Образ отца главного героя противоречив. С одной стороны, читатели понимают, что судья преданно служит закону, не позволяет горожанам нарушать установленные правила. Даже главарь «дурного общества» положительно отзывается о работе данного персонажа. С другой с тороны, блюститель порядка и справедливости настолько погружается в своё горе, что забывает уделять должного времени детям. Судья не следит за тем, что делает его сын, не пытается сблизится с ребёнком. Герой слишком поглощён своей трагедий, он не понимает, что дети тоже переживают потерю матери. Лишь спустя какое-то время отец делает первый шаг навстречу Васе, становится добрее к нему. |
Темы
Обратим внимание и на тематику «В дурном обществе»:
- Тема детства
одна из ключевых в произведении. Главные герои повествования ещё совсем юны. Для них не существует разделений по социальным классам. Вася прекрасно понимает, что его новые друзья — нищие, для которых кража является единственным способом выживания. Однако мальчик не отказывается от приобретённых товарищей. Для него гораздо важнее духовные качества людей, их заинтересованность в общении, а не принятые обществом стандарты. - Не менее значима и тема доброты
. Юный Вася старается всячески помогать членам «дурного общества». Он приносит Валеку и маленькой Марусе еду, не отворачивается от своих друзей — воришек. Когда девочка заболевает, главный герой идёт на большой риск и уговаривает свою сестру Соню отдать на время красивую куклу. Доброту проявляет и Тыбурций Драб. Он не запрещает сыну судьи видеться с друзьями, объясняет отцу главного героя, зачем мальчик забрал у сестры любимую игрушку. - Тема сострадания
во многом похожа на уже упомянутую тему доброты. Вася понимает, какая сложная у его друзей жизнь, пытается им помогать. Мальчик умеет сопереживать другим людям. Даже после того, как Маруся умирает от болезни, а Тыбурций с Валеком исчезают, герой не перестаёт защищать членов дурного общества. Сын судьи «пролил не мало крови в битвах с еврейскими мальчиками», чтобы те перестали терзать старого Туркевича упоминаниями о колющих и режущих предметах. - Конечно же, в тексте Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» затронута и тема дружбы
. Главный герой находит близких по духу товарищей не сразу. Сначала он шатается по городу с разными мальчишками, имена которых в произведении так и не упоминаются. Однако встреча с детьми из «дурного общества» меняет привычную жизнь Васи. Валек и Маруся становятся для главного героя очень значимыми. Сын судьи практически каждый день встречается с ребятами. Можно сказать, что такая необычная дружба положительно влияет на мальчишку.
Проблемы
В своём произведении «В дурном обществе» Короленко ставит несколько очень значимых проблем, которые создают единую проблематику текста:
- Проблема социального неравенства
очень хорошо раскрыта автором. Вася и его друзья являются членами разных классов. Тыбурций отмечает, что главному герою в будущем суждено судить других людей, а юному Валеку воровать, чтобы обеспечить себе пропитание. С помощью этого эпизода Владимир Галактионович Короленко ярко показывает ту пропасть, которая пролегает между детьми. Примечательно и место обитания людей из дурного общества. Главный герой не может подолгу находиться там, где его друзья вынуждены жить, ведь у них нет отдельного, тёплого дома.
- Проблема принятия утраты
тоже присутствует в тексте. Отец главного героя не может смериться со смертью любимой жены. Он полностью абстрагируется от внешнего мира, закрывается от своего сына. Судья очень тяжело переживает случившееся. Лишь в тот момент, когда Тыбурций объясняет ему, зачем Вася забрал у своей сестры куклу, персонаж начинает проявлять теплоту по отношению к ребёнку. Данное событие становится решающей точкой накала, после которой служитель правосудия постепенно «возвращается» к привычной действительности.
- Нельзя обойти стороной и проблему равнодушия
. Люди, населяющие городок, привыкли не обращать внимание на членов «дурного общества». Зная о том, что нищие вынуждены голодать, никто из жителей так и не решился хоть чем-то помочь. Торговки не давали им бесплатную еду, а правительство не выделило тёплое место для ночлега. Равнодушие погубило Марусю. Заболев, малышка так и не смогла выздороветь, ведь у неё не было должных лекарств и правильно ухода.
- Проблема предрассудков
чем-то похожа на проблему равнодушия, однако она более значима. Многие горожане не хотели помогать нищим именно из-за предубеждений. Жители были уверены, что в «дурном обществе» обитают лишь пропащие люди, не способные самостоятельным трудом зарабатывать себе на хлеб. Описанные в тексте взаимоотношения разных социальных групп дают нам понять, насколько сильно в Княжье-Вено господствуют предрассудки.
Анализ 4
Короленко Владимир Галактионович (писатель) считал, что самая важная жизненная позиция: отстаивать права человека. Так он и жил, защищая тех, кого несправедливо осудили, принимал участие в создании детских домов и приютов.
Вот и его произведение «В дурном обществе» о том, что существует неравенство между людьми. Здесь показано два мира бедняков и богатых. Через какое-то время это произведение назовут «Дети подземелья». Это название лучше звучит для детей, доступнее и понятнее.
Шестилетний мальчуган Вася остаётся без мамы. С ним всегда рядом его младшая сестрёнка Соня. Их отец-вдовец очень тоскует по жене, живёт один в своих мыслях. Дети его почти отданы самим себе. Они отдаляются от родного папы, живут в непонимании. Но в маленьком городе, где они проживают (Княжье-Вено), люди уважают их отца, и нежно называют его «Пан судья».
Рядом с кладбищем расположена заброшенная часовня. Именно там знакомятся Вася и Соня с бродягами девятилетним Валей и его сестрёнкой Марусей. Между мальчишками вот-вот должна разразиться стычка, но Маруся примирила их. Эта часовня была жилищем для нищих ребят.
Маруся была бледной девочкой, чего не скажешь о Соне. Будто совсем невидевшая солнца, Маруся напоминала крохотный цветочек. Она голодала. Василий понял, что из неё уходит жизнь. В нём проснулось чувство сострадания. Глядя на больную малышку, он научился размышлять, что мир устроен несправедливо.
Вася стал волевым и смелым, готовым защищать своих товарищей. Он, сын судьи, жил по закону, что нельзя воровать. Но, узнав другую сторону жизни, где его друзья голодают, понял: закон не всегда прав. Глаза его, словно прозрели, он увидел мир совсем по-иному: голод и нищета перевернули его мировоззрение.
Попав «в дурное общество», Вася с глубоким удивлением осознал, что родной отец не такой, как казался раньше. Неприступный и суровый, он верно служит своему господину Закону. Мальчик облик отца вообразил грозным ореолом, но с симпатичной силой. Это он понял чуть позже.
Здоровье Маруси ухудшалось. Василий решил порадовать её Сониной куклой (памятный подарок матери). Кукла, как волшебница, поставила Марусю на ноги, наконец-то раздался звонкий смех. Но, конечно, это длилось недолго. Кукла оказалась и решающим «переломным моментом» в недопонимании отца и сына.
Отец, узнавший о пропаже, с гневной силой старался добиться признания от сына, он был взбешен. Но такое отношение, напротив, придавало Васе решимости. Отец мог его отшвырнуть, но сын этого не боялся. Вася в такой момент ненавидел отца и всё же любил. Но тут пришёл Тыбурций, вернул куклу и сообщил, что Маруся умерла.
Бродяга Тыбурций, который был в ссоре с законом, примирил сына и отца, а ещё дал слуге закона посмотреть на дурное общество другими глазами. Вася, побывавший в этом обществе, оказался чист своими поступками. И отец поверил в доброту сердца своего сына, тем самым он вновь обрёл сыновью любовь.
Марусю похоронили, детство ребят закончилось. Теперь Василия и Сонечку ждёт честная и крылатая юность. И именно из них обязательно вырастут замечательные люди, которые знают цену человечности.
Произведение Короленко поучительно: нужно быть добрым и милосердным к окружающим людям. И, наверняка, общество, в котором мы живём, «дурным» уже никогда не станет.
Основная идея
Автор хотел рассказать своим читателям реалистичную и грустную историю о дружбе ребёнка из привилегированного сословия с нищими, которые обделены кровом и продуктами питания. Столь простой на первый взгляд сюжет заставляет нас задуматься о важных проблемах социального неравенства людей.
Мы привязываемся к персонажами понимаем, что Валек и Маруся не чуть не хуже Васи. Каждый член «дурного общества» по-своему особенный. Предрассудки не должны мешать нам хорошо относится к окружающим. Это и есть смысл рассказа «В дурном обществе».
Не случайно Короленко делает главными героями детей. Для них ещё не существует разделения на классы. Их мысли чисты, они руководствуются чувствами, а не слухами и чётким расчётом. На них должны ровняться и взрослые люди. Тогда ничего дурного в обществе не останется. Такова главная мысль рассказа «В дурном обществе».
02.11.2018
Короленко В. «В дурном обществе. Дети подземелья»
Короленко В., повесть «В дурном обществе»
Главные герои повести «В дурном обществе» и их характеристика
Чему учит
повесть«В дурном обществе»
Повесть учит быть добрым, сострадательным, отзывчивым. Проявлять милосердие к другим людям. Никого не судить и не осуждать. Учит не замыкаться в своем горе. Учит тому, как оставаться настоящим человеком в любой самой сложной жизненной ситуации.
Отзыв на
повесть«В дурном обществе»
Мне очень понравилась эта повесть и особенно мальчик Вася. Он показал себя настоящим человеком, настоящим другом. Он не бросил своих друзей в несчастье, он как мог помогал им. И мне очень жаль маленькую Марусю, которая так и умерла среди серых камней, которые высасывали жизнь. Ну а примирение Васи с отцом кажется мне закономерным, ведь отец понял, что его сын не плохой, а наоборот, очень хороший, настоящий человек.
Читать краткое содержание, краткий пересказ
повести«В дурном обществе» по главам:
Чему учит?
Из произведения Короленко можно вынести множество нравственных уроков. Никогда нельзя оставаться равнодушным к чужому горю. Даже маленькая помощь и поддержка способна улучшить жизнь человека, оказавшегося в трудной ситуации. Стоит избавляться от предрассудков, не поддаваться равнодушию.
Каждый из нас может оказаться на месте изгоя, который вынужден существовать в нищете. Доброта к окружающим людям — это не слабость и не порок, а настоящая духовная сила. Вот в чём выражается мораль рассказа «В дурном обществе».
Писатель показывает читателям, какой колоссальной ценностью обладает дружба. Именно она способна растопить наши сердца, избавить мысли от нелепых предрассудков. Таков вывод из книги «В дурном обществе».
🗹