Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»


4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 118.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 118.

Данко – это герой третьей части рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” (1894). Легенда о нём, на первый взгляд, – просто красивая история, но это и призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних. Писатель учит ценить таких людей, как Данко, идти за ними к «свету», стремиться быть похожими на них. Основной мотив легенды – благородство, склонность к самопожертвованию людей, готовых на всё ради спасения своего народа, племени. Произведение изучают в 7 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1894.
История создания – «Легенда о Данко» – третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 году М. Горький побывал в Бессарабии. Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя три года.

Тема – Главные темы произведения – трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство и подвиги истинных героев.

Композиция – Композиция третьей части рассказа Горького несложная: рассказывает легенду старуха Изергиль, чтобы показать, какими сильными бывают люди. Сюжет легенды линейный. Внесюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр – Легенда

Направление – Романтизм.

Разделение на части

Чтобы лучше понять смысл произведения, необходимо разобрать его более подробно. Для этого нужно разбить текст на смысловые подзаголовки и проанализировать каждый из них, например:

  1. Храбрый Данко.
  2. Сложный путь.
  3. Желание убить предводителя.
  4. Яркое сердце.
  5. Смерть героя.

Каждый подзаголовок содержит в себе основные действия повествования. Подробный план поможет подготовиться к пересказу на урок литературного чтения.

Нападение на племя

История начинается с описания народа, который проживал в прекрасной местности. Их поселение было с трех сторон окружено густым лесом, а с четвертой бескрайней степью. Там проживали веселые и смелые люди. Однажды со стороны степи пришли воинственные племена, и люди были вынуждены идти в лес. Но эта местность была заросшая деревьями и кустарниками, туда даже не проникали лучи света, а с болота подымался жуткий смрад, из-за которого гибли люди.

Со временем стало понятно, что нужно выбираться отсюда. Перед людьми стоял непростой выбор вернуться в степь, где их поджидали враги или пробиваться сквозь густые заросли. Дело в том, что деревья были настолько сильными и их ветви очень плотно прилегали друг к другу. Чтобы пройти через них, потребуется немало сил и времени. Но не многие хотели проходить через этот кошмар в полной темноте.

Люди начали думать о том, как правильно им поступить. Все эти размышления привели к тому, что многие ослабли и уже были готовы сдаться в плен врагу.

Уход в густой лес

В этот момент слово взял Данко и предложил племени продвигаться дальше вглубь леса навстречу солнцу. Этот смелый парень утверждал, что нет ничего бесконечного и им рано или поздно удастся выбраться из леса. Все поверили ему и просили поскорее вывести их из западни. Они шли очень долго, и каждый их шаг давался с трудом. По пути было немало опасностей, то болото пожило людей, то ветви деревьев раздирали их кожу до крови. Вскоре люди были ослаблены и начали сомневаться в том, что Данко сможет довести их до победного конца.

Сомнения народа

Внезапно прогремел гром, и начала сверкать молния. Люди были очень напуганы. Им было стыдно признаться в том, что они боятся всего происходящего. Некоторые начали упрекать Данко, что он ведет их на верную смерть. Героя возмутило это, и он сказал, что племя поверило ему и пошло за ним по доброй воле. Ему было стыдно, что некогда смелый народ следовал за ним как стадо овец, при этом постоянно причитая и обвиняя его во всех бедах.

Освещенный путь

Этими словами он лишь разозлил племя. Из толпы послышались призывы убить Данко. Он с горестью оглядел каждого и понял, что люди стали похожи на зверей. Но, несмотря на это, он любил свой народ и желал им только добра. После недолгих размышлений смелый парень разорвал руками свою грудь и достал оттуда пылающее сердце, которое горело так ярко, что даже многие закрыли глаза.

Уход с улыбкой

Данко снова встал впереди всех и пошел вперед, освещая путь своему народу. Вскоре они вышли на бескрайнюю степь, где протекала река. Все обрадовались, когда увидели эту местность. Мужчина, держа сердце в руках, оглянулся, засмеялся и упал замертво.

То, что погиб их предводитель никто не заметил. Только один человек, увидев лежащее сердце, подошел и наступил на него, словно боясь чего-то.

Одна из основных тематик произведений Горького — доброта к людям, способность к самопожертвованию и подвигу, свобода человека. Его рассказы, повести, романы и очерки, как и легенда о Данко, учат тому, что не следует отступать перед препятствиями и опасностями. Основная мысль рассказа — нужно быть мудрым, честным, верить в лучшее и идти вперед.

История создания

Побывав в 1891 г. в Бессарабии, М. Горький захотел запечатлеть колорит южного края в литературе. Так в 1894 г. появился рассказ «Старуха Изергиль». О годе написания свидетельствуют письма М. Горького, адресованные В.Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Признаки данного направления видим и в «Легенде о Данко».

Впервые произведение было напечатано в «Самарской газете» весной 1895 г. как часть рассказа «Старуха Изергиль».

Вариант 2

В этой части произведения писатель нарисовал идеальный образ положительного героя, человека, делающего все, что только возможно для общего блага.

Горький в легенде рисует тяжелую ситуацию, в которой оказалось некое племя. Этих людей враги, оказавшиеся сильнее, прогнали с пригодных для жизни мест в лес, где они умирали от болотных испарений.

Вывести их из гиблого места вызвался молодой и красивый Данко. Он представляет собой явное олицетворение народного вождя. Он знал, что обязательно нужно уйти из этого леса и знал, куда нужно направиться. В его образе нет ни одной отрицательной черты, одни достоинства.

Многие не выдерживали тягот перехода и умирали в пути. Они начали разочаровываться в своем выборе и, естественно, обвинили во всем своего вождя. Народные массы в данной легенде представлены как люди малодушные и трусливые. Они не обладают столь сильной волей, как их предводитель. Кроме того, далее соплеменники решили обвинить в своих неудачах и убить Данко, не имея моральных сил и смелости признаться в своей трусости.

В легенде о Данко Максим Горький поднимает одну из своих ключевых тем. Он превозносит смелость и силу характера. Данко отвечает своим обвинителям, но его речь можно воспринять в качестве ответного упрека (что и происходит по ходу действия). Он сознает свою силу и обвиняет людей в отсутствии мужества и в том, что они ничего не сделали, чтобы помочь ему. Естественно, подобные слова вызывают еще большее озлобление. Здесь, возможно, реакция писателя-большевика на «отсталых» рабочих и крестьян, которые не хотят впитать правильные идеи и следовать за передовыми идеологами.

Дальнейшее описание событий легенды о Данко косвенно подтверждает подобные предположения. Он, и положено истинному борцу за идею и народное счастье, жертвует своей жизнью ради неблагодарных людей.

Горький рисует красивый образ, сердца, вырванного самим Данко, светом которого он рассеивает мрак и помогает найти правильный путь. Сердце – это образ не только жизни, но и любви. В данном случае к темным, озлобленным и слабым соплеменникам.

Писатель все же не теряет веры в народные массы. После жертвы Данко люди обретают смелость и с большей готовностью и терпением переносят трудный путь. В конце этой истории они выходят на пригодную для жизни землю, а Данко умирает. Его смертью Горький еще раз подчеркивает, что истинно смелые и самоотверженные люди идут на жертвы ради народа бескорыстно.

Тема

В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни; благородный подвиг человека-гуманиста. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».

Данко – молодой герой, который пожертвовал собой ради других людей. Он повёл народ к новой жизни, он осветил им дорогу, хотя для этого ему пришлось вынуть из груди своё пылающее сердце. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «тёмных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Старуха Изергиль ставит Данко в пример слабому духом современному поколению, указывая на смысл легенды.

Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».

Действующие лица

История, написанная Максимом Горьким, имеет ограниченное количество персонажей. Целью автора было обратить внимание лишь на одного героя, который поразил и воодушевил многих людей. Основные персонажи легенды о Данко:

  1. Данко — главный герой, смелый и отважный парень. Он не пожалел собственную жизнь ради своего племени.
  2. Люди — соплеменники героя. Раньше они были сильными и мужественными, но из-за воздействия внешних сил, люди утратили веру в светлое будущее. Но это не помешало им поверить Данко и следовать за ним.

Благодаря этим образам автору удалось описать главную проблему общества. В любом месте найдется один человек, который способен взять всю ответственность на себя и вести других до победного конца.

Герои рассказа «Старуха Изергиль» и их краткая характеристика

Главные герои

Повествователь — образ, за которым скрывается фигура автора. Описания личности и подробных сведений об этом человеке в тексте нет. Многое о нём читатель может почерпнуть из контекста. Рассказчик молод, но для своих лет уже достаточно мудр. В Бессарабию он приезжает на работы по сбору винограда.

Читательское воображение рисует его хорошо сложенным, физически сильным и довольно симпатичным юношей. Он демонстрирует черты увлекающейся, творческой личности.

Молодой человек обособляется от своей компании, предпочитая общество старухи Изергиль, которая вызывает у него большой интерес, в беседах с ней рассказчик проявляет себя как внимательный, чуткий слушатель.

Старуха Изергиль — центральный персонаж рассказа, раскрывается в двух разных образах и ипостасях. Во-первых, она выступает одновременно и как главное действующее лицо, и как рассказчица. Во-вторых, в ней объединены две героини разных возрастов — старая и молодая, умудренная опытом старуха, из уст которой звучат истории, и молодая ветреная девушка, фигурирующая во второй главе.

Она была статная, гордая, с чувством собственного достоинства, но не гнушалась тяжелой работы. Страсть двигала ею, вспыхивая и угасая, она жила чувствами, меняя возлюбленных и не размениваясь на встречи с теми, с кем отношения закончились. Изергиль любила для себя, эгоистично, ничем не жертвуя. Однажды она спасла из плена любимого, но ждала от него благодарности. Она была из тех, кто брал от жизни всё, не задумываясь от будущем, и судьба привела её к одинокой старости. Её потрепала жизнь.

В тексте присутствует красочное описание внешности. По нему сложно предположить, что в прошлом она была огненной красавицей. Перед читателем предстает древняя, невесть сколько лет живущая на свете бабка с крючковатым носом, изъеденным морщинами лицом и беззубым ртом.

Образ глубокой старухи — это иллюстрация безвозвратно ушедшего, потерянного времени. Великолепная рассказчица, многое знающая и понимающая в жизни, сохранившая ясный ум, она говорит скрипучим голосом, как будто не языком, а костями вещает из вечности. «Живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень», — так характеризуется в тексте старуха Изергиль.

Ларра — красивый и невероятно сильный юноша, физически превосходящих всех людей. Но за внешней привлекательностью и мощью скрывается нелицеприятное нутро. Произошедший от орла и женщины герой демонстрирует «орлиные повадки» в своём поведении, его взгляд по-птичьи холоден.

Он безжалостен и высокомерен, понятия об уважении к другим, о почитании старших ему чужды. Гордость, осознание собственного превосходства, вседозволенности и стремление к безграничной свободе — вот что им движет. Свобода и стала его наказанием. Ларра — это не родовое имя, а прозвище, со значеннием отверженности. Так молодого человек назвали, изгоняя из общества.

Данко — антипод Ларры. Данко красив и смел, им движут отвага и любовь. Он живет не для себя, а для других, и готов пожертвовать своей жизнью для спасения людей. Любовь Данко к людям так сильна, что в ответ на злобные обвинения и желание убить его он чувствует жалость к ним и огромное желание спасти.

Второстепенные персонажи

Мать Ларры — девушка, похищенная из племени орлом и спустя 20 лет вернувшаяся вместе с сыном. До похищения автор характеризует её как «черноволосую и нежную», сравнивая с ночью, а после уже зрелая женщина описывается «измученной» и «иссохшей». Нрав сын добавил ей горя, но, каким бы он ни был, она любила его и молча, на коленях взывала к милости соплеменников.

Отец Ларры — орел, гордая горная птица, жесток и силен. Смириться с приходом старости оказалось ему не под силу, и он предпочитает принять смерть, разбившись о скалы. Из повествования следует, что Ларра, как обычно говорят в таких случаях, пошел «весь в отца».

Главная мысль

Используя красочные описания для отображения образа храброго юноши, Горький старается донести главную мысль: герой достоин самого искреннего уважения. И достоин народной памяти, даже если он делает это из альтруистических побуждений и не ждёт наград за свой подвиг. И о каждом таком Данко стоит написать повесть.

Особо звучит сцена, в которой кто-то осторожный растоптал пылающее сердце смельчака, спасшего всех. Почему он это сделал? Разные причины могли подтолкнуть к такому шагу.

Возможно, этот человек «мудро» рассудил, что лучше как-нибудь стереть из памяти не самые приятные воспоминания. Например, о том, как всё племя разуверилось, потеряло волю к жизни и стало бессильным, причём не только в физическом смысле.

Или это был тот, кто в будущем станет принижать значение поступка Данко и приписывать себе мифические заслуги перед обществом. Кто знает. Истории известно немало таких случаев.

Основные герои

В легенде представлен лишь один главный герой – отважный и гордый юноша Данко. Молдавский фольклорист Георге Богач утверждает, что имя взято с цыганского наречия и означает «младший сын». Так или иначе, это имя Горький мог услышать, путешествуя по Румынии и Бессарабии.

Смелый Данко похож на Прометея, который подарил людям огонь и за это был наказан Зевсом.

Данко противопоставляются остальные люди – народ. В повести племя вначале поддерживает своего предводителя, говорит: «Веди ты нас!» Но когда становиться все труднее, хочет убить Данко.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: