Краткое содержание Кундера Невыносимая лёгкость бытия

  1. Краткие содержания
  2. Разные
  3. Невыносимая лёгкость бытия (Кундера)

Данное произведение повествует о Пражских событиях, которые происходили в прошлом веке, а также об отношениях между двумя влюбленными людьми. Это произведение написал писатель из Франции, имя которого Милан Кундера.

В начале читатель знакомится с героями Томашем и Терезой. Томаш только познакомился с Терезой и у него возник вопрос: «Стоит ли дальше с ней общаться?». Он не мог понять, что им движет. На самом деле он ее любит или это, всего лишь, жалость к девушке. Помимо прочего, у Томаша были проблемы с семьей, он в разводе. Но у него остался сын.

Судьба Терезы сложилась очень сложно. Девушка проживала в маленькой квартире вместе с матерью. Мать девушки сначала бросила ее, но обстоятельства сложились так, что та была вынуждена принять ее обратно. После всего мать начала обвинять дочь во всех проблемах и заставила искать работу.

Разумеется, как только в жизни девушки появилась малейший шанс все изменить, она воспользовалась им. В жизни бедолаги появился успешный красавец по имени Томаш. Девушка без раздумий согласилась жить с ним. Тот снял ей квартиру, но сам вел разгульный образ жизни. У мужчины было много любовниц. Вокруг такого человека всегда будет много представительниц прекрасного пола.

Тереза все прекрасна понимала, но никак не могла повлиять на ситуацию. Потому что в противном случае осталась бы ни с чем. Томаш не имел желания лишать себя свободного образа жизни, он не хотел связывать себя узами брака. Только спустя годы Томаш решил сделать девушке предложения. Та была очень рада и ответила взаимностью.

Советский союз ввел в Прагу войска. Тереза решила снять эту картину на фотоаппарат, за что и оказалась в комендатуре. Девушку отпустили, но факт привода ее не остановил, и она продолжила заниматься съемкой. Позже Томаш с женой решают покинуть страну.

В чужой стране девушка не нашла работу и превратилась в обычную домохозяйку. Муж нашел хорошую работу и как в родной стране пользовался вниманием женщин. Тереза ревновала супруга, по этой причине она приняла спонтанное решение. Она собирает вещи и уезжает обратно. Там ее быстро арестовывают местные спецслужбы.

Томаш все бросает и едет за супругой. На старом месте не было нормальной работы и мужчине пришлось стать разнорабочим. Позже семья уехала в обыкновенную деревню. Там они занялись сельским хозяйством.

Произведение показывает разные жизни, как складываются судьбы и меняются отношения.

Читательский дневник.

Другие произведения автора: <- Иван Сусанин (Рылеев)? РазныеЛюбовница французского лейтенанта (Фаулз) ->

Завязка

«Невыносимая легкость бытия» для одних является любимой книгой, для других – поводом для критики. Главный герой ее – врач Томаш, который занимается практикой в одной из клиник Праги. Около месяца назад он встречает юную красавицу Терезу, которая трудится официанткой в небольшом ресторане при гостинице. Главный герой проводит с ней меньше часа, и после этого Тереза провожает его. Через некоторое время она собирает вещи и переезжает жить к Томашу. Главный герой практически не знаком с этой девушкой, однако она возбуждает в нем любопытство и стремление оказать помощь.

Он сравнивает ее с маленьким ребенком, которого кто-то положил в корзинку и отправил путешествовать по бурным волнам реки. Тереза пробыла у Томаша всего неделю, после чего уехала домой, в родное захолустье. Томаш оказался в полном смятении, он не знал, что ему делать. Выбор, стоявший перед ним, нельзя назвать легким: он должен был или отказаться от свободы и жить с Терезой, или же быть, как и раньше, независимым, творя все, что душе угодно.

невыносимая легкость бытия

Образ Терезы

«Невыносимая легкость бытия» Кундеры описывает также и мать девушки: когда-то она решила бросить нелюбимого супруга, отыскав ему замену. Отец Терезы погиб в тюрьме, и ребенка вернули матери. Главная героиня, ее мать, трое детей от нового отчима и сам отчим вынуждены ютиться втроем в небольшой комнатушке. Мать Терезы постоянно винит героиню во всех тяготах, которые обрушились на ее плечи. Тереза – одна из самых одаренных учениц в классе, но мать лишает ее возможности учиться дальше. Терезе приходится устраиваться работать официанткой. Чтобы заслужить благосклонность своенравной матери, девушка готова отдавать все заработанное до копейки.

Весь мир, который ее окружает, кажется героине жестоким и несправедливым. Спасают ее лишь книги и любовь к чтению. Именно поэтому девушка сразу же обращает внимание на Томаша, когда видит его читающим. Изначальной причиной теплого чувства, которое зародилось в сердце девушки, был именно томик в его руках. Именно тогда она и решилась оставить опостылевший дом, изменить свою реальность. Незваным гостем она отправляется в Прагу и поселяется у Томаша, который, в свою очередь, никогда не рассматривал для себя возможности семейной жизни.

Томаш — врач-хирург, работает в одной из клиник Праги. Несколько недель назад в маленьком чешском городке он познакомился с Терезой. Тереза работает официанткой в местном ресторане. Они проводят вместе всего лишь час, затем он возвращается в Прагу. Десятью днями позже она приезжает к нему. Эта малознакомая девушка пробуждает в нем неизъяснимое чувство любви, желание как-то помочь ей. Тереза кажется ему ребенком, «которого положили в просмоленную корзинку и пустили по реке, чтобы он выловил ее на берег своего ложа».

Прожив у него неделю, Тереза возвращается в свой захолустный городок. Томаш растерян, не знает, как поступить: связать свою жизнь с Терезой и взять на себя ответственность за нее иди сохранить привычную свободу, остаться одному. Мать Терезы — красивая женщина — бросает ее отца и уходит к другому мужчине. Отец попадает в тюрьму, где вскоре и умирает. Отчим, мать, ее трое детей от нового брака и Тереза поселяются в маленькой квартирке в захолустном чешском городке.

Мать Терезы, недовольная жизнью, все вымещает на дочери. Несмотря на то что Тереза самая способная в классе, мать забирает ее из гимназии. Тереза идет работать в ресторан. Она готова работать в поте лица, лишь бы заслужить материнскую любовь.

Единственное, что ограждает ее от враждебного окружающего мира, — это книга. Любовь к чтению отличает ее от других, является как бы опознавательным знаком тайного братства. Томаш привлекает ее внимание тем, что читает книгу в ресторанчике, где она работает.

Цепь случайностей — открытая книга на ресторанном столике Томаша, музыка Бетховена, цифра шесть — приводит в движение дремавшее в ней чувство любви и дает мужество уйти из дома и изменить жизнь.

Тереза, бросив все, без приглашения вновь приезжает в Прагу и остается жить у Томаша.

Томаш поражен тем, что так быстро принял решение оставить Терезу у себя, поступив вопреки своим собственным принципам, — ни одна женщина не должна жить у него в квартире. Этого он твердо придерживается вот уже десять лет после развода. Боясь и одновременно желая женщин, Томаш вырабатывает некий компромисс, определяя его словами «эротическая дружба» — «те отношения, при которых нет и следа сентиментальности и ни один из партнеров не посягает на жизнь и свободу другого». Этот метод позволяет Томашу сохранять постоянных любовниц и параллельно иметь множество мимолетных связей.

Стремясь к полной свободе, Томаш ограничивает свои отношения с сыном лишь аккуратной уплатой алиментов. Родители Томаша осуждают его за это, порывают с ним, оставаясь в демонстративно хороших отношениях с невесткой.

Томаш собирается заботиться о Терезе, оберегать ее, но у него нет ни малейшего желания менять свой образ жизни. Он снимает квартиру для Терезы. Одна из его подруг — Сабина — помогает Терезе устроиться на работу в фотолабораторию иллюстрированного еженедельника. Постепенно Тереза узнает об изменах Томаша, и это вызывает у нее болезненную ревность. Томаш видит ее мучения, сострадает ей, но никак не может оборвать свои «эротические дружбы», не находит сил побороть тягу к другим женщинам, да и не видит в том нужды.

Проходит два года. Чтобы приглушить страдания Терезы от его измен, Томаш женится на ней. По этому случаю он дарит ей собаку-сучку, которую они нарекают Карениным.

Август 1968 г. Советские танки вторгаются в Чехословакию.

Швейцарский друг Томаша — директор одной из клиник Цюриха — предлагает ему место у себя. Томаш колеблется, предполагая, что Тереза не захочет ехать в Швейцарию.

Всю первую неделю оккупации Тереза проводит на улицах Праги, снимая эпизоды вступления войск, массового протеста горожан и раздавая пленки заграничным журналистам, которые чуть ли не дерутся из-за них. Однажды ее задерживают, и она проводит ночь в русской комендатуре. Ей угрожают расстрелом, но, как только ее отпускают, она вновь идет на улицы. В эти дни испытаний Тереза впервые чувствует себя сильной и счастливой.

Чешское руководство подписывает в Москве некое компромиссное соглашение. Оно спасает страну от самого страшного: от казней и массовых ссылок в Сибирь.

Наступают будни унижения. Томаш и Тереза эмигрируют в Швейцарию.

Цюрих. Томаш работает хирургом у своего друга. Здесь он снова встречается с Сабиной, также эмигрировавшей из Чехословакии.

В Цюрихе Тереза заходит в издательство иллюстрированного журнала и предлагает свои фотографии о советской оккупации Праги. Ей вежливо, но твердо отказывают — их это уже не интересует. Ей предлагают работу — фотографировать кактусы. Тереза отказывается.

Тереза все дни дома одна. Вновь просыпается ревность, которую она вместе с красотой унаследовала от матери. Она решает вернуться на родину, надеясь в глубине души, что Томаш последует за ней.

Проходит шесть-семь месяцев. Вернувшись однажды домой, Томаш находит на столе письмо от Терезы, в котором она сообщает, что возвращается домой, в Прагу.

Томаш радуется вновь обретенной свободе, наслаждается легкостью бытия. Затем им овладевают неотступные мысли о Терезе. На пятый день после ее отъезда Томаш сообщает директору клиники о своем возвращении в Чехословакию.

Первые чувства, которые он испытывает по возвращении домой, — душевная подавленность и отчаяние от того, что он вернулся.

Тереза работает барменшей в гостинице. Из еженедельника ее выгнали месяц-два спустя после их возвращения из Швейцарии.

На работе, во время одного инцидента, за нее заступается высокий мужчина. Позже Тереза узнает, что он инженер. Вскоре Тереза принимает приглашение зайти к нему домой и вступает с ним в любовную связь.

Проходят дни, месяц — инженер больше не появляется в баре. Страшная догадка появляется у нее в голове — это сексот. Была создана ситуация, чтобы скомпрометировать, а затем использовать ее в своих целях, втянув в единую организацию осведомителей.

Воскресенье. Томаш и Тереза едут на прогулку за город. Они заезжают в маленький курортный городок. Томаш встречает своего давнего больного — пятидесятилетнего крестьянина из отдаленной чешской деревни. Крестьянин рассказывает о своей деревне, о том, что некому работать, т. к. люди бегут оттуда, У Терезы возникает желание уехать в деревню, ей кажется, что это сейчас единственная спасительная дорога.

По возвращении из Цюриха Томаш по-прежнему работает » своей клинике. Однажды его вызывает к себе главный врач. Он предлагает Томашу отречься от ранее написанной им политической статьи, в противном случае он не сможет оставить его в клинике. Томаш отказывается написать покаянное письмо и уходит из клиники.

Томаш работает в деревенской больнице. Проходит год, и ему удается найти место в пригородной амбулатории. Здесь его и находит человек из министерства внутренних дел. Он обещает Томашу возобновить его карьеру врача-хирурга и ученого, но для этого необходимо подписать некое заявление. В этом заявлении Томаш должен не только отказаться от своей политической статьи, как этого требовали от него два года назад, в нем были также слова о любви к Советскому Союзу, о верности коммунистической партии, а также осуждение интеллектуалов. Чтобы не подписывать и не писать подобных заявлений, Томаш бросает медицину и становится мойщиком окон. Он как бы возвращается во времена своей юности, к простору свободы, что означает для него в первую очередь свободу любовных связей.

Тереза рассказывает о происшествии в баре. Она очень встревожена. Томаш впервые замечает, как она изменилась, постарела. Он вдруг с ужасом осознает, как мало уделяет ей внимания последние два года.

Томаша приглашают мыть окна в одну квартиру. Там он встречает своего сына. Собравшиеся в квартире люди предлагают ему подписать петицию с просьбой об амнистии политзаключенных. Томаш не видит смысла в этой петиции. Он вспоминает о Терезе — кроме нее, для него ничто не имеет значения. Он не может спасти заключенных, но может сделать Терезу счастливой. Томаш отказывается подписывать бумагу.

Проходит пять лет после вторжения советских войск в Прагу. Город неузнаваемо изменился. Многие знакомые Томаша и Терезы эмигрировали, некоторые из них умерли. Они решают оставить Прагу и уехать в деревню.

Томаш и Тереза живут в отдаленной, всеми забытой деревне. Томаш работает водителем грузовика, Тереза пасет телят. Они наконец обретают покой, — отсюда их уже некуда выгнать.

Тереза счастлива, ей кажется, что она достигла цели: они с Томашем вместе и они одни. Радость бытия омрачается только смертью их единственного преданного друга — собаки Каренин.

Женева. Франц читает лекции в университете, ездит по зарубежным симпозиумам и конференциям. Он женат и имеет восемнадцатилетнюю дочь. Франц встречает художницу-чешку и влюбляется в нее. Ее зовут Сабина. Это — подруга Томаша.

Сабина рисует с детства. Сразу по окончании школы она уезжает из дома, поступает в пражскую Академию художеств, а затем выходит замуж за актера одного из театров Праги. Вскоре после безвременной кончины родителей Сабина расстается с мужем и начинает дести жизнь вольной художницы.

Франц признается жене, что Сабина — его любовница. Он хочет развестись с женой и жениться на Сабине.

Сабина растеряна. Она не хочет ничего менять в своей жизни, не хочет брать на себя никакой ответственности. Она решает оставить Франца. Франц уходит от жены. Он снимает маленькую квартирку. У него связь с одной из студенток, но, когда он хочет вновь жениться, жена отказывает ему в разводе.

Сабина живет в Париже. Через три года она получает письмо от сына Томаша, из которого узнает о смерти его отца и Терезы — они погибли в автомобильной катастрофе. Сабина подавлена. Последняя нить, связывающая ее с прошлым, оборвана. Она решает покинуть Париж.

Сабина живет в Америке, в Калифорнии. Она удачно продает свои картины, богата и независима.

Франц присоединяется к группе западных интеллектуалов и отправляется к границам Камбоджи. Во время прогулки по ночному Бангкоку он погибает.

Болезненные отношения

В силу особенностей своего мировоззрения Томаш начинает изменять девушке. При этом он не допускает сентиментальностей со стороны своих любовниц. С бывшей супругой и сыном его также связывают непонятные отношения. При этом Томаш продолжает заботиться о поселившейся у него девушке. Постепенно Тереза начинает догадываться, кем в действительности является Томаш, и, конечно, это причиняет ей душевную боль. Хотя Томаш и понимает, что причиняет ей страдания, но справляться со своей похотью он не намерен. Проходит два года, и Томаш берет Терезу в жены – все это, чтобы загладить свою вину перед ней. Он дарит ей собаку, которая, несмотря на то, что является сукой, получает кличку Каренин.

Реферат: Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия

Пересказала А. И. Хорева

Время чтения: 10–15 мин

Томаш — врач-хирург, работает в одной из клиник Праги. Несколько недель назад в маленьком чешском городке он познакомился с Терезой. Тереза работает официанткой в местном ресторане. Они проводят вместе всего лишь час, затем он возвращается в Прагу. Десятью днями позже она приезжает к нему. Эта малознакомая девушка пробуждает в нем неизъяснимое чувство любви, желание как-то помочь ей. Тереза кажется ему ребенком, «которого положили в просмоленную корзинку и пустили по реке, чтобы он выловил ее на берег своего ложа».

Прожив у него неделю, Тереза возвращается в свой захолустный городок. Томаш растерян, не знает, как поступить: связать свою жизнь с Терезой и взять на себя ответственность за нее иди сохранить привычную свободу, остаться одному. Мать Терезы — красивая женщина — бросает ее отца и уходит к другому мужчине. Отец попадает в тюрьму, где вскоре и умирает. Отчим, мать, ее трое детей от нового брака и Тереза поселяются в маленькой квартирке в захолустном чешском городке.

Мать Терезы, недовольная жизнью, все вымещает на дочери. Несмотря на то что Тереза самая способная в классе, мать забирает ее из гимназии. Тереза идет работать в ресторан. Она готова работать в поте лица, лишь бы заслужить материнскую любовь.

Единственное, что ограждает ее от враждебного окружающего мира, — это книга. Любовь к чтению отличает ее от других, является как бы опознавательным знаком тайного братства. Томаш привлекает ее внимание тем, что читает книгу в ресторанчике, где она работает.

Цепь случайностей — открытая книга на ресторанном столике Томаша, музыка Бетховена, цифра шесть — приводит в движение дремавшее в ней чувство любви и дает мужество уйти из дома и изменить жизнь.

Тереза, бросив все, без приглашения вновь приезжает в Прагу и остается жить у Томаша.

Томаш поражен тем, что так быстро принял решение оставить Терезу у себя, поступив вопреки своим собственным принципам, — ни одна женщина не должна жить у него в квартире. Этого он твердо придерживается вот уже десять лет после развода. Боясь и одновременно желая женщин, Томаш вырабатывает некий компромисс, определяя его словами «эротическая дружба» — «те отношения, при которых нет и следа сентиментальности и ни один из партнеров не посягает на жизнь и свободу другого». Этот метод позволяет Томашу сохранять постоянных любовниц и параллельно иметь множество мимолетных связей.

Стремясь к полной свободе, Томаш ограничивает свои отношения с сыном лишь аккуратной уплатой алиментов. Родители Томаша осуждают его за это, порывают с ним, оставаясь в демонстративно хороших отношениях с невесткой.

Томаш собирается заботиться о Терезе, оберегать ее, но у него нет ни малейшего желания менять свой образ жизни. Он снимает квартиру для Терезы. Одна из его подруг — Сабина — помогает Терезе устроиться на работу в фотолабораторию иллюстрированного еженедельника. Постепенно Тереза узнает об изменах Томаша, и это вызывает у нее болезненную ревность. Томаш видит ее мучения, сострадает ей, но никак не может оборвать свои «эротические дружбы», не находит сил побороть тягу к другим женщинам, да и не видит в том нужды.

Проходит два года. Чтобы приглушить страдания Терезы от его измен, Томаш женится на ней. По этому случаю он дарит ей собаку-сучку, которую они нарекают Карениным.

Август 1968 г. Советские танки вторгаются в Чехословакию.

Швейцарский друг Томаша — директор одной из клиник Цюриха — предлагает ему место у себя. Томаш колеблется, предполагая, что Тереза не захочет ехать в Швейцарию.

Всю первую неделю оккупации Тереза проводит на улицах Праги, снимая эпизоды вступления войск, массового протеста горожан и раздавая пленки заграничным журналистам, которые чуть ли не дерутся из-за них. Однажды ее задерживают, и она проводит ночь в русской комендатуре. Ей угрожают расстрелом, но, как только ее отпускают, она вновь идет на улицы. В эти дни испытаний Тереза впервые чувствует себя сильной и счастливой.

Чешское руководство подписывает в Москве некое компромиссное соглашение. Оно спасает страну от самого страшного: от казней и массовых ссылок в Сибирь.

Наступают будни унижения. Томаш и Тереза эмигрируют в Швейцарию.

Цюрих. Томаш работает хирургом у своего друга. Здесь он снова встречается с Сабиной, также эмигрировавшей из Чехословакии.

В Цюрихе Тереза заходит в издательство иллюстрированного журнала и предлагает свои фотографии о советской оккупации Праги. Ей вежливо, но твердо отказывают — их это уже не интересует. Ей предлагают работу — фотографировать кактусы. Тереза отказывается.

Тереза все дни дома одна. Вновь просыпается ревность, которую она вместе с красотой унаследовала от матери. Она решает вернуться на родину, надеясь в глубине души, что Томаш последует за ней.

Проходит шесть-семь месяцев. Вернувшись однажды домой, Томаш находит на столе письмо от Терезы, в котором она сообщает, что возвращается домой, в Прагу.

Томаш радуется вновь обретенной свободе, наслаждается легкостью бытия. Затем им овладевают неотступные мысли о Терезе. На пятый день после ее отъезда Томаш сообщает директору клиники о своем возвращении в Чехословакию.

Первые чувства, которые он испытывает по возвращении домой, — душевная подавленность и отчаяние от того, что он вернулся.

Тереза работает барменшей в гостинице. Из еженедельника ее выгнали месяц-два спустя после их возвращения из Швейцарии.

На работе, во время одного инцидента, за нее заступается высокий мужчина. Позже Тереза узнает, что он инженер. Вскоре Тереза принимает приглашение зайти к нему домой и вступает с ним в любовную связь.

Проходят дни, месяц — инженер больше не появляется в баре. Страшная догадка появляется у нее в голове — это сексот. Была создана ситуация, чтобы скомпрометировать, а затем использовать ее в своих целях, втянув в единую организацию осведомителей.

Воскресенье. Томаш и Тереза едут на прогулку за город. Они заезжают в маленький курортный городок. Томаш встречает своего давнего больного — пятидесятилетнего крестьянина из отдаленной чешской деревни. Крестьянин рассказывает о своей деревне, о том, что некому работать, т. к. люди бегут оттуда, У Терезы возникает желание уехать в деревню, ей кажется, что это сейчас единственная спасительная дорога.

По возвращении из Цюриха Томаш по-прежнему работает » своей клинике. Однажды его вызывает к себе главный врач. Он предлагает Томашу отречься от ранее написанной им политической статьи, в противном случае он не сможет оставить его в клинике. Томаш отказывается написать покаянное письмо и уходит из клиники.

Томаш работает в деревенской больнице. Проходит год, и ему удается найти место в пригородной амбулатории. Здесь его и находит человек из министерства внутренних дел. Он обещает Томашу возобновить его карьеру врача-хирурга и ученого, но для этого необходимо подписать некое заявление. В этом заявлении Томаш должен не только отказаться от своей политической статьи, как этого требовали от него два года назад, в нем были также слова о любви к Советскому Союзу, о верности коммунистической партии, а также осуждение интеллектуалов. Чтобы не подписывать и не писать подобных заявлений, Томаш бросает медицину и становится мойщиком окон. Он как бы возвращается во времена своей юности, к простору свободы, что означает для него в первую очередь свободу любовных связей.

Тереза рассказывает о происшествии в баре. Она очень встревожена. Томаш впервые замечает, как она изменилась, постарела. Он вдруг с ужасом осознает, как мало уделяет ей внимания последние два года.

Томаша приглашают мыть окна в одну квартиру. Там он встречает своего сына. Собравшиеся в квартире люди предлагают ему подписать петицию с просьбой об амнистии политзаключенных. Томаш не видит смысла в этой петиции. Он вспоминает о Терезе — кроме нее, для него ничто не имеет значения. Он не может спасти заключенных, но может сделать Терезу счастливой. Томаш отказывается подписывать бумагу.

Проходит пять лет после вторжения советских войск в Прагу. Город неузнаваемо изменился. Многие знакомые Томаша и Терезы эмигрировали, некоторые из них умерли. Они решают оставить Прагу и уехать в деревню.

Томаш и Тереза живут в отдаленной, всеми забытой деревне. Томаш работает водителем грузовика, Тереза пасет телят. Они наконец обретают покой, — отсюда их уже некуда выгнать.

Тереза счастлива, ей кажется, что она достигла цели: они с Томашем вместе и они одни. Радость бытия омрачается только смертью их единственного преданного друга — собаки Каренин.

Женева. Франц читает лекции в университете, ездит по зарубежным симпозиумам и конференциям. Он женат и имеет восемнадцатилетнюю дочь. Франц встречает художницу-чешку и влюбляется в нее. Ее зовут Сабина. Это — подруга Томаша.

Сабина рисует с детства. Сразу по окончании школы она уезжает из дома, поступает в пражскую Академию художеств, а затем выходит замуж за актера одного из театров Праги. Вскоре после безвременной кончины родителей Сабина расстается с мужем и начинает дести жизнь вольной художницы.

Франц признается жене, что Сабина — его любовница. Он хочет развестись с женой и жениться на Сабине.

Сабина растеряна. Она не хочет ничего менять в своей жизни, не хочет брать на себя никакой ответственности. Она решает оставить Франца. Франц уходит от жены. Он снимает маленькую квартирку. У него связь с одной из студенток, но, когда он хочет вновь жениться, жена отказывает ему в разводе.

Сабина живет в Париже. Через три года она получает письмо от сына Томаша, из которого узнает о смерти его отца и Терезы — они погибли в автомобильной катастрофе. Сабина подавлена. Последняя нить, связывающая ее с прошлым, оборвана. Она решает покинуть Париж.

Сабина живет в Америке, в Калифорнии. Она удачно продает свои картины, богата и независима.

Франц присоединяется к группе западных интеллектуалов и отправляется к границам Камбоджи. Во время прогулки по ночному Бангкоку он погибает.

Список литературы

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М.: Олимп: ACT, 1997

Чувство счастья Терезы

«Невыносимая легкость бытия» продолжается тем, что приятель Томаша предлагает ему работать в одной из клиник Цюриха, но тот сомневается, захочет ли Тереза переехать. Сама девушка работает в одной из фотолабораторий. В дни советской оккупации она снимает ряд конфликтных ситуаций, за что попадает под арест. Ее угрожают расстрелять, однако после того, как девушка выходит на свободу, снова начинает делать снимки. Ее переполняет ощущение счастья и свободы.

Дальнейшее развитие событий

Роман «Невыносимая легкость бытия» продолжается тем, что пара эмигрирует в Швейцарию. Там Томаш встречает одну из своих бывших любовниц Сабину, которая также была вынуждена эмигрировать. Терезу постоянно мучает ревность, и она решает опять переехать в Чехию, будучи уверенной в том, что Томаш отправится за ней. Сначала ее неверный муж ликует от счастья, так как получил долгожданную свободу. Но через несколько дней его мысли занимает только Тереза.

Героиня вступает в интимную связь с инженером, но обнаруживает, что ее пытаются скомпрометировать. В выходной день Томаш и Тереза отправляются на отдых в один из небольших курортных городков под Прагой. Девушке хочется спокойной жизни, и они переезжают в деревню насовсем. Там пара чувствует себя счастливой, лишь одно событие омрачает их радость – питомец Каренин умер.

Литературный кружок. М.Кундера «Невыносимая лёгкость бытия» Обсуждение

Приветствую всех читательниц нашего кружка!
Сегодня мы обсуждаем «Невыносимая лёгкость бытия» чешского писателя Милана Кундеры.

Я читала эту книгу ранее, и она на меня произвела сильное впечатление. Такое стойкое послевкусие от нее, как-будто в ней больше, чем написано.

Автор использует много философских рассуждений от лиц героев романа. Некоторые читатели из-за этого могут воспринять героев картонными, озвучивающими мысли Кундеры. Но я разглядела в них живых героев. Я поверила в их любовь, их отношения. Я поверила, что они могли бы жить.

Действия разворачиваются в Чехии около весны 1968 года. Эта весна принесла чехам много надежд и разочарований.

Роман безусловно затрагивает политику, свободу и зависимость. Но я не хочу углубляться именно в эту часть. Для меня, те события лишь фон для настоящей жизни героев, их поступков и решений.

Не случайно Кундера в начале романа примирился с Гитлером. Не пугайтесь, не с самим Гитлером, но со временем, в котором прошло его детство. Его личным настоящим временем. Вот, как автор описывает это удивительное чувство. Я думаю, всем, кто помнит наши 90-е и ларьки со сникерсами и лосинами будут в какой-то степени близки эти строки:

«Недавно я поймал себя на необъяснимом ощущении: листая книгу о Гитлере, я растрогался при виде некоторых фотографий, они напомнили мне годы моего детства; я прожил его в войну; многие мои родственники погибли в гитлеровских концлагерях; но что была их смерть по сравнению с тем, что фотография Гитлера напомнила мне об ушедшем времени моей жизни, о времени, которое не повторится?

Это примирение с Гитлером вскрывает глубокую нравственную извращенность мира, по сути своей основанного на несуществовании возвращения, ибо в этом мире все наперед прощено и, стало быть, все цинично дозволено.»

Писатель много рассуждает о времени. И о нас во времени.

Вообще, после прочтения, у меня возникло чувство, что мы, такая ничтожная песчинка во времени, что нужно наслаждаться каждым мгновением этого бессердечного, смутного, военного или перестроечного, застойного, или революционного времени.

Мы люди, живём здесь и сейчас, и только наши мысли, чувства и поступки определяют наши жизнь.

Томаш и Тереза — центральные герои романа. Их жизни сплелись случайно.

Эти отношения мучительно, шаг за шагом, становились тяжелее, но весомее и сильнее. Абсолютно точно писатель описал рождение любви, вопреки здравому смыслу. Любви обожженного мужчины и убегающей от матери и себя, молодой женщины.

Они, как будто, не созданы друг для друга, но череда случайностей и совпадений притягивает вместе этих одиноких людей. Об этих событиях автор интересно пишет. А ведь и правда, так всегда бывает? Все сплетено из случайностей.

«Семь лет тому в больнице Терезиного городка случайно было обнаружено тяжелое заболевание мозга, ради которого для срочной консультации был приглашен главный врач клиники, где работал Томаш. Но у главврача случайно оказался ишиас, он не мог двигаться и послал в провинциальную больницу вместо себя Томаша. В городе было пять гостиниц, но Томаш случайно напал именно на ту, где работала Тереза. Случайно до отхода поезда у него оставалось немного свободного времени, чтобы посидеть в ресторане. Случайно была Терезина смена, и она случайно обслуживала стол, за которым сидел он. Потребовалось шесть случайностей, чтобы они подтолкнули Томаша к Терезе, словно его самого к ней не тянуло.

Он вернулся в Чехию из-за нее. Столь роковое решение опиралось на любовь столь случайную, какой и вовсе могло не быть, не уложи ишиас семь лет назад его шефа в постель. И эта женщина, это олицетворение абсолютной случайности, лежит теперь рядом с ним и глубоко дышит во сне.»

Отношения мучительны для обоих: она терзается ревностью, не беспочвенной, он — состраданием и жалостью, вместе с нежной привязанностью, которая его удивляет в самом себе.

Тереза, женщина, ищущая себя. Убежав от материнского, отвратительного ей, она вступает в такие же перевернутые отношения с Томашем. Его она любит, но ей отвратительны его измены. Её сны полны этими отвращением и любовью одновременно.

Тереза оживает, только фотографируя советские танки, на улицах. Как будто советские танки — это чужая женщина, ругающая твоего ребенка-страну. И что-то материнское вырывается в этом ее вызове запечатлеть, защитить свою маленькую любимую страну, не дать в обиду своего ребенка. И в то же время почувствовать себя живой, способной дать отпор чужой женщине.

«Дни, когда она фотографировала советских солдат на пражских улицах и лицом к лицу встречалась с опасностью, были самыми прекрасными в ее жизни. Это были единственные дни, когда телевизионный сериал ее снов оборвался и ночи ее стали счастливыми. Русские на своих танках принесли ей душевное равновесие. Теперь, когда праздник кончился, она снова стала бояться своих ночей и хотела бы бежать от них. Она поняла, что бывают обстоятельства, при которых она может чувствовать себя сильной и счастливой, и мечтала теперь уехать в другой мир с надеждой, что там снова встретится с чем-то подобным.»

Но Тереза, как и миллионы чехов, не смогли противостоять силе, которая сильней даже женской, материнской — силе мужской, силе власти.

Они эмигрировали в Швейцарию.

И она опять целиком погрузилась в свои отношения с Томашем. Но и здесь она не может найти покоя, уверенности от любви Томаша. Она ревнует и уходит от него, возвращается обратно в Чехию, спустя семь лет совместной жизни.

Томаш чувствует себя легко впервые за семь лет.

«Любовь между ним и Терезой была прелестна, но утомительна: он постоянно должен был что-то утаивать, маскировать, изображать, исправлять, поддерживать в ней хорошее настроение, утешать, непрерывно доказывать свою любовь, быть подсудным ее ревности, ее страданиям, ее снам, чувствовать себя виноватым, оправдываться и извиняться. Это напряжение теперь исчезло, а красота осталась.

Суббота клонилась к вечеру, он впервые прогуливался по Цюриху один и вдыхал аромат своей свободы. За углом каждой улицы таилось приключение. Будущее вновь стало тайной. Опять вернулась холостяцкая жизнь, жизнь, которая, как он некогда думал, была ему предначертана; лишь в ней он может оставаться воистину самим собой.

Вот уже семь лет он был привязан к Терезе, ее глаза следили за каждым его шагом. Было так, словно она привязала к его лодыжкам железные гири. А теперь неожиданно его шаг стал гораздо легче. Он чуть не парил в воздухе. Он оказался в магическом поле Парменида: он наслаждался сладкой легкостью бытия.»

Но нужна ли человеку лёгкость? Лёгкость — это хорошо или плохо?

И Томаш понимает, что плохо. Ему нужна Тереза, ему нужна тяжесть.

Он возвращается за ней в Чехию. Это дорога в один конец.

Понравилось мне рассуждение писателя о нашем месте в жизни. О том, как мы его себе представляем и добываем. Эта удивительная сила, способная вынуть тебя из обыденности и серости, и поставить на то место, о котором мечтаешь. Тереза обладала этой силой (привет Меган Маркл, почему-то подумала я :))

«Девушка, мечтающая приобщиться к “чему-то высокому”, но вынужденная меж тем разносить пьянчугам пиво и по воскресеньям стирать грязное белье материнских отпрысков, накапливает в себе великий запас жизнеспособности, какая и не снится тем, кто учится в университетах и зевает над книгами. Тереза прочла куда больше их и знала о жизни куда больше их, но она никогда так и не поймет этого. То, что отличает человека учившегося от самоучки, измеряется не знаниями, а иной степенью жизнеспособности и самосознания. Вдохновение, с каким Тереза окунулась в пражскую жизнь, было одновременно неистовым и зыбким. Она словно ждала, что и один прекрасный день кто-то скажет ей: “Тебе здесь не место! Вернись, откуда пришла!” Вся ее тяга к жизни висела на единственном волоске: на голосе Томаша, который когда-то вызвал наружу ее душу, пугливо затаившуюся в ее нутре.»

А следующий отрывок, возможно вызовет бурное осуждение, но я не могу не согласиться с писателем, что события в Чехии запечатлены, одними из первых фото документов, не скрытых в архивах СССР. Я не берусь обсуждать политическую необходимость тех событий. Хотя я, мягко говоря, осуждаю коммунизм, как явление. Я же сейчас просто понимаю людей. Мне жаль людей. Мне жаль чехов, за отнятую у них свободу. Мне жаль советских людей, за то же самое. Когда я смотрю на лица некоторых наших солдат на фото, мое сердце так же сжимается, как у любой матери мира — они просто испуганные мальчишки, которых так ждут домой. Я не правительство, я человек, женщина, и всегда буду на стороне обычных людей.

«Все предшествующие преступления русской империи совершались под прикрытием тени молчания. Депортация полумиллиона литовцев, убийство сотен тысяч поляков, уничтожение крымских татар — все это сохранилось в памяти без фотодокументов, а следовательно, как нечто недоказуемое, что рано или поздно будет объявлено мистификацией. В противоположность тому, вторжение в Чехословакию в 1968 году целиком отснято на фото- и кинопленку и хранится в архивах всего мира.

Чешские фотографы и кинооператоры прекрасно осознали, что именно они могут совершить то единственное, что можно еще совершить: сохранить для далекого будущего образ насилия. Тереза всю неделю была на улицах и фотографировала русских солдат и офицеров во всех компрометирующих их ситуациях. Русские не знали, что делать. Они получили точные указания, как вести себя в случае, если в них будут стрелять или бросать камни, но никто не дал им инструкций, что делать, если кто-то нацелит на них объектив аппарата.

Она отсняла уйму пленки. Пожалуй, половину раздала в непроявленных негативах зарубежным журналистам (границы все еще были открыты, приезжавшие из-за кордона репортеры были благодарны за любой материал). Многие фотографии появились в самых разных заграничных газетах: на них были танки, угрожающие кулаки, полуразрушенные здания, мертвые, прикрытые окровавленным красно-сине-белым знаменем, молодые люди на мотоциклах, с бешеной скоростью носящиеся вокруг танков и размахивающие национальными флагами на длинных древках, молодые девушки в невообразимо коротких юбках, возмущавшие спокойствие несчастных, изголодавшихся плотью русских солдат тем, что на глазах у них целовались с незнакомыми прохожими. Как я уже сказал, русское вторжение было не только трагедией, но и пиршеством ненависти, полным удивительной (и ни для кого теперь не объяснимой) эйфории»

Вот, что могла бы снять Тереза тем августом 1968:

Я взяла не самые кричащие фото, кто заинтересуется посмотрите сами эти документы.

Но, как я уже писала, твое время всегда одно. Это то, что ты сам делал в это время.

Не смотря ни на какой политический, экономический строй, только ты создатель своего времени. Я думаю, сейчас, где-то в одном из голодающих государств Африки, дети играют в футбол, так же, как и мы в 90-е сидели полгода без папиной зарплаты, но играли весело во дворе с друзьями. Это было наше хорошее время детства. И оно навсегда останется в памяти игрой с друзьями, не смотря ни на что.

А у влюбленных навсегда останутся воспоминания о любви, при каком бы правительстве они ни жили.

Человеческое всегда перевешивает режимное и государственное.

Я прервусь здесь, потому, что многое ещё можно написать. Конечно и линия Франца и Сабины заслуживает внимания. И сама по себе Сабина очень интересная героиня. Я же выразила то основное, что особенно тронуло меня.

А какие у вас чувства после прочтения? О чем этот роман? Какая линия героев вам показалась наиболее близкой? Обсудим?

Напоминаю, что теперь, по результатам голосования, мы читаем «Моя кузина Рейчел» к 5 июня.

Дальнейшее голосование я проведу отдельным постом, на следующей неделе.

Спасибо, за участие и обсуждение!

Концовка

«Невыносимая легкость бытия» Кундеры продолжается тем, что семейный человек Франц знакомится с Сабиной — любовницей Томаша. Она выходит замуж, но в браке живет недолго и снова становится свободной художницей. Франц уходит из семьи и готов жениться на праздной художнице, однако жена не хочет разводиться. Сабине приходит письмо о том, что Томаш с Терезой погибли в автомобильной катастрофе. Сабина подавлена. Она уезжает в Калифорнию.

Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной нередка в литературе. Главные герои романа Кундеры – это, по сути, четыре человека: Томаш, Тереза, Франц и Сабина. В романе поставлено немало вопросов. Отчего Тереза, зная о поведении Томаша, не прекращает отношений с ним? Почему Сабина не испытывает чувств ни к кому и старается сбежать от серьезных отношений? Сам Милан Кундера говорил о том, что его «Невыносимая легкость бытия» — это никак не исповедь автора. Это описание той ловушки, в которую скатился мир.

Китч, стыд и эрос «Невыносимой легкости бытия» Милана Кундеры

Кажется, что прошло очень много лет с тех пор, как вышла книжка «Невыносимая легкость бытия», от которой мир сходил ума. Кажется, что это вообще было в прошлой жизни, но ее автор Милан Кундера, между прочим, жив-здоров, ему почти 91 год, он по-прежнему любит пиво «Пилзнер», хотя давно живет в Париже. Потому и книжка вышла впервые на французском языке – это было в 1984 году.

Роман описывает жизнь трех человек и одной собаки в период Пражской весны и чуть позже, когда в 1968 году советские войска оккупировали Прагу. Главного персонажа зовут Томаш, он успешный хирург, который влюбляется в официантку Терезу. Она переезжает к нему, но Томаш, для которого любовь и секс – разные вещи, эротическую свободу отделяет от любви и сохраняет связь сразу с несколькими женщинами. При этом Томаш видит предопределенность в случайной встрече с Терезой. У Терезы при этом другое отношение и к сексу, и к физиологии, и к жизни. Герои эмигрируют в Цюрих, потом возвращаются в Прагу. У Томаша есть любовница Сабина, в каком-то смысле бунтарка, отвергающая все ханжеские запреты. А у Сабины есть довольно романтичный любовник Франц, скрывающий эту связь от жены и дочери.

Сопротивление

Поскольку все в этом романе происходит на фоне трагических событий 1968 года, то он в глазах мировой общественности всегда был книгой сопротивления. Важный нюанс в том, что для Милана Кундеры 1968-й, год советского вторжения в Чехословакию, был особенно тягостен. Он ведь был искренним коммунистом. Тем более что Кундера очень любил русскую литературу. Он переводил Маяковского, любил Толстого, а вот Достоевского – нет. В Россию Кундера приезжал вскоре после войны, когда в Москве ставили его пьесу. Кстати, о любви Кундеры к русской литературе говорит тот факт, что собаку в его романе звали Каренин. Правда, собака оказалась девочкой. После 68-го Кундера покончил и с любовью к социализму, и с соцреализмом в творчестве и в 1977 году за взгляды и позицию сопротивленца был изгнан из социалистической Чехословакии. В общем-то его отношения и с Россией, и с родиной и сегодня остаются очень сложными.

В самом начале книги Кундера вводит понятие «легкость бытия» и в качестве иллюстрации приводит немецкую пословицу, которую переводят так: «Единожды – все равно что никогда», ну или «Один раз не считается». Смысл в том, что каждый из нас живет один раз. Это как спектакль, который играется набело без единой репетиции. И мы просто не знаем, что было бы, сделай мы что-то иначе. В общем, Кундера считает, что любой выбор, который мы делаем, не так уж важен, отсюда и «легкость бытия».

Само название романа, являющееся философским парадоксом (ну как это сочетаются «невыносимая» и «легкость»?), давно уже стало мемом и живет своей отдельной жизнью. Только что, например, Диана Арбенина выпустила новый альбом, назвав его «Невыносимая легкость бытия». А был еще и одноименный альбом «Гражданской обороны».

Милан Кундера // Фото: Global Look Press

Эрос

Книга Кундеры многослойная. Помимо философии, здесь есть личные драмы, секс (много секса), политика и тема России. Томаш не только крутой хирург, он еще и автор резонансной антисоветской статьи, в результате чего у него начинаются проблемы с работой. Можно сказать, что с виртуозным искусством смешивать личное с философией, серьезность и фривольность Кундера делает политику из постельных историй. И ведь еще недавно нам казалось, что контекст устарел, железного занавеса давно нет, тень КГБ не маячит над всей Европой. Но нет, великие шедевры не стареют, потому что выхватывают главное в природе людей.

Интересно, почему эта книга стала так популярна в России? Может быть, это исторический контекст и рефлексия по поводу советской агрессии, может, это философские размышления автора нас так привлекают, а может быть, большое количество эротики и физиологичности или, может, психологизм. Наверное, она привлекательна для нас всем сразу. Так получилось, что для нас эта книга – вневременная. В России роман был напечатан в 1992 году в очень популярном тогда журнале «Иностранная литература», и только потом вышла отдельная книжка. И интеллигент советской модели, давно уже овладевший искусством внутренней эмиграции, очень хорошо, как ближайших родственников, понимал героев Кундеры, униженных чужой агрессией и отстранившихся от политики.

Впрочем, не обязательно было погружаться так глубоко. Многие, и даже большинство из нас, любят эту книгу за любовные хитросплетения и откровенный секс. К тому времени, как «Невыносимая легкость…» вышла в нашей стране, у нас только-только появились первые вольные видеосалоны и кое-где украдкие секс-шопы. Но эта «аморальщина» для читающей публики была все-таки чересчур, это было слишком резко, прямо и грубо. А вот чувственный эротизм Кундеры – он, как говорится, хорошо «зашел». Читая этот роман, советский воспитанный интеллигент прощал себе этот вечный диссонанс между влечением и стыдом за низменное. Впрочем, ханжам «Легкость…» и сегодня противопоказана.

Китч и стыд

В романе семь самостоятельных новелл. И совсем нет хороших, благополучных концовок. Среди своих предшественников-истоков Милан Кундера называет не только Гашека, Фрейда и Кафку, но и Льва Толстого. И собака Каренин, кстати, такой же равновеликий и значимый персонаж этого романа, как и люди. Животных, по мысли Кундеры, не прогоняли из рая, как Адама и Еву, они всегда остаются самими собой, и поэтому они счастливы. Возможно, только животные и могут любить той самой любовью, о которой несчастные люди пишут самые романтические книжки. И эпизод смерти Каренина – самый трагический в романе. Даже гибель в автокатастрофе Томаша и Терезы описывается как бы между прочим, и повествование о них же продолжается как ни в чем не бывало. Ну и если уж продолжать эдемскую тему, то красивая длинноногая Сабина здесь явно Лилит. Кстати, режиссер Филип Кауфман снял по этому роману очень хороший фильм с Жюльет Бинош.

Погружая героев романа вместе с читателями в исторический контекст, Кундера местами путает факты – в частности, о сыне Сталина Якове, – но и здесь он не отступает от темы физиологии и хаоса нашего бытия. Размышления о русской жизни нам здесь могут не понравиться. На вопрос «почему?» лучше пусть каждый ответит себе сам. Физиологичность в романе может показаться слишком жесткой. Например, Томаш, делая операцию, думает о том, что лицо человека – это приборная доска, на которую выведены зрение, слух и обоняние. Или сцены из детства Терезы, когда ее мать позволяет своему сожителю смотреть на свою дочь в ванной.

Например, у Кундеры есть размышление про китч и дерьмо. Он считает, что мы живем в эпоху китча – китча как шаблона и пошлости. Считает, что человечество вступает в эру уродства. Что ж, попробуйте поспорить с этим.

И все же основная философская идея романа заключена в одновременной тяжести и легкости человеческого существования. С одной стороны, однократность нашей жизни дает ей легкость, мы не прикованы к вечности – лети, душа, куда тебе угодно. Но с другой стороны – невыносимая тяжесть есть в ответственности жизни и в предстоящем расставании с ней. И позднесоветская интеллигенция его (роман) за эти муки полюбила. В том числе.

***

Материал вышел в издании «Собеседник+» №02-2020 под заголовком «Невыносимая легкость бытия»

«Невыносимая легкость бытия»: фильм

Книга Кундеры описывает те страдания, в которых оказывается современный человек по причине своей порочности. Без какого-либо пафоса или морализаторства автор описывает повседневную жизнь своих героев. В 1988 году появился фильм «Невыносимая легкость бытия». Он был снят режиссером Филиппом Кауфманом. В роли Томаша снялся актер Дэниел Дэй-Льюис, а в роли Терезы – Жюльет Бинош. В свое время картина стала одной из наиболее популярных лент и подойдет тем, кто хотел бы узнать историю женщины, постоянно терпящей выходки своего любящего сходить на сторону мужа, а также пофилософствовать на тему взаимоотношений.

Философия произведения

В этой книге читатель наблюдает за героями, которым опостылела их обыденная жизнь. Поведением и мыслями героев движет только лишь их половой инстинкт. Жизнь героев сосредоточена вокруг первичных проявлений интереса живого существа к окружающей среде: например, руки ребенка тянутся к предметам, чтобы их обсосать. Кундера ничего не делал для того, чтобы опорочить действующую тогда власть. Однако он своим произведением взрастил неприятие тогдашнего режима.

Некоторые читатели пишут о том, что взаимоотношения героев произведения чересчур затянуты. Например, мимолетное сожительство с Терезой, как оказалось, длилось в течение целых семи лет. Если бы главному герою было действительно невыносимо жить с Терезой, то эта связь была бы прервана уже через несколько недель. Основная философская мысль, которую Кундера использовал в своем произведении, были слова Парменида о том, что ощущение легкости – это положительное качество, а тяжести – наоборот, отрицательное. Читатели отмечают, что сам сюжет книги в большей степени обрисован для того, чтобы описать многочисленные рассуждения автора философского и психологического характера. Однако, как было указано, этот роман вызывает самые разные отклики и вполне может быть интересен многим читателям.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: