- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Трагедия Ларисы в романе Бесприданница
Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.
Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.
Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.
Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.
Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.
Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.
Характеристика и образ Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение
Ключевым персонажем произведения является Лариса Дмитриевна Огудалова, младшая дочь Хариты Игнатьевны.
Писатель представляет героиню в образе красивой, молодой, умной и порядочной девушки, не имеющей приданного, из-за отсутствия которого у нее не складывается личная жизнь.
Лариса характеризуется прекрасными человеческими качествами, отличаясь скромностью, честностью, открытостью, искренностью и добротой души. Девушка великолепно образована, начитана, музыкальна. Ее отличительной чертой является уникальная способность глубоко чувствовать и любить.
Лариса искренне верит в настоящую взаимную любовь и не понимает позицию матери о выгодном замужестве, однако в силу воспитания и привитого ей уважения к старшим не может ослушаться указаний Хариты Игнатьевны, вынужденная улыбаться и развлекать гостей, собранных в качестве потенциальных женихов.
В юности девушка влюбляется в красивого дельца Паратова, который бросив ее, уезжает из уездного города. Маменька находит на роль жениха мелкого чиновника Карандышева, использующего Ларису в качестве предмета для удовлетворения собственных эгоистичных амбиций с целью укрепления своего положения в местном обществе богатых и расчетливых дельцов. Ради прекращения сплетен и слухов, Лариса Дмитриевна соглашается на брак с нелюбимым человеком.
Девушка осознает, что окружающие, в том числе друзья их семейства, воспринимают ее как забавную игрушку, пытаясь лишь тешить свое собственное самолюбие и тщеславие. Многие мужчины готовы использовать ее двусмысленное положение ради низменных удовольствий.
Переживая внутренние терзания, стыдясь высокомерия жалкого Карандышева, Лариса всей душой бросается к Паратову, появившемуся в городе, отдавая ему всю свою любовь, себя без остатка, веря в иллюзорный образ любимого человека. Ожидая предложения от Паратова о вступлении в брак, Лариса оказывается жестоко предана возлюбленным, который объявляет ей о своем обручении с богатой женщиной, просто воспользовавшись нежными и истинными чувствами влюбленной девушки.
Понимая, что не сможет существовать в примитивном мире лживых и пошлых дельцов, Лариса ощущает жестокие душевные и сердечные переживания, в результате которых получает избавление от них в виде смертельного выстрела, сделанного в ее сердце Карандышевым.
Повествуя о судьбе Ларисы Дмитриевны, писатель раскрывает проблемы, связанные с существованием человеческих чувств и холодного расчета, влекущие за собой трагические последствия для чувственных и душевных людей, сталкивающихся с жестоким существованием в обществе унижений и бесчеловечности.
Вариант 2
Лариса Дмитриевна Огудалова — героиня пьесы «Бесприданица» А.Н. Островского. Это юная, красивая девушка с богатым внутренним миром. Она воспитана, добра, романтична и конечно ищет свою любовь. У Ларисы нет приданого, она из семьи с небольшим состоянием. Ее мать, Харита Игнатьевна, очень хочет выдать дочь замуж за состоятельного мужчину.
Харита Игнатьевна — шустрая, беспринципная женщина, готовая унижаться ради будущего счастья дочери. В ее доме проходят постоянные приемы для потенциальных женихов, которых она находит. Лариса вынуждена развлекать общество, собравшееся у них. Ей приходится любезничать с кавалерами, улыбаться, шутить, танцевать и петь романсы. Ларисе Дмитриевне очень тяжело находиться среди этих людей. Она старается уйти в свой внутренний мир, остаться наедине со своими мечтами, мыслями и не замечает происходящего. Посторонние люди восхищаются ей, решают ее судьбу, она же остается в стороне и не желает принимать в этом участия.
Лариса влюблена. Это главная драма ее жизни. Сергей Сергеевич Паратов, два месяца ездивший к ним в дом, вскружил голову бедной девушке. Спустя время он внезапно исчез, а Лариса продолжает любить и ждать.
Краткий анализ
Год написания
– 1874-1878 годы.
История создания
– За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.
Тема
— Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.
Композиция
– Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт — экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт — развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт — кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт — развязка (смерть Ларисы).
Жанр
– Пьеса. Социально-психологическая драма.
Направление
– Реализм.
Сочинение про Ларису
Пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница» написана в 1879 году за семь лет до смерти писателя. Имея большой жизненный опыт, автор открывает читателю конфликт душевности главной героини Ларисы с безжалостным устройством буржуазного общества.
Лариса Дмитриевна Огудалова – очаровательная, тонкая, искренняя и умная девушка, ставшая жертвой общества. Из-за отсутствия состояния у семьи даже друзья относятся к ней как к игрушке, которую можно поставить на кон в игре. Родители хорошо воспитали дочь, однако позиция матери, которая пыталась выдать её за богатого жениха, ей не понятна. Девушка верит в настоящую любовь и впоследствии страдает от этого. Добродушная Лариса не смогла рассмотреть истинную суть Сергея Паратова, считая его идеалом. Однако для него она проста забава. Вскружив ей голову мужчина женится на другой с большим приданым. А Лариса, отчаявшись, соглашается пойти по венец за первого встречного лишь бы покинуть ненавистный город.
Человеком, который принял это предложение, стал Карандышев, маленький человек без чести и благородства. К сожалению и он видел в Ларисе лишь вещь, повышающую его статус. Паратова глубоко задевает выбор девушки, и он решает вернуть её. Хоть и понимает, что жениться на богатой женщине. Мужчину не волнует её судьба, он хочет лишь развлечься напоследок.
Раскрыв Ларисе правду о том что обручён с другой, он не испытывает ни малейшего чувства вины. Девушка же становится обесчещенной в глазах общества. Состоятельный друг семьи Вожеватов мог бы помочь ей, но предпочёл не вмешиваться, разыгрывая её в орлянку с Кнуровым. Купец же тоже видел в Ларисе лишь любовницу-содержанку.
Выстрел Карандышева убивает девушку. Но это не волнует Ларису, она рада, что ужасы мерзкого общества останутся позади. Она понимает, что в её жизни не будет настоящей любви и все так и будут видеть в ней игрушку. И она больше не хочет существовать в мире, где богатство и власть ставят выше любви.
Поражает жизненный путь этой доброй девушки, которая даже перед смертью не потеряла свою чистоту. И слова, сказанные ей, лишь подчёркивают её трагедию: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на игрушку».
Бесприданница
Поэтическая составляющая образа Ларисы Огудаловой раскрывается не только в её талантах, умении прекрасно петь, играть на музыкальных инструментах. Лариса видит окружающий мир, свою жизнь через призму этой возвышенной поэтичности. Жизнь гораздо проще, мрачнее и «грязнее», чем хотелось бы главной героине. Она не соответствует той эпохе, обстановке, ситуации, в которую ставит автор молодую девушку.
Лариса горда, она знает себе цену, здоровое самолюбие — также присуще героине. Девушка страдает от того, что бедность, отношение с родной мамой, невозможность что-то изменить — ограничивают её жизнь, она вынуждена принять эти условия. Вся драма Огудаловой в том, что она слишком идеальна, слишком умна, чтобы чувствовать себя счастливой с кем-то из тех мужчин, которые претендуют на её судьбу. Она создана для другой жизни, которой ей никогда не увидеть: девушка прекрасно понимает свой приговор — она бесприданница, красивая вещь. Для ранимой натуры Огудаловой — признать это, значит смириться с тем, что её будущее в чьих-то руках, а душа так и останется одинокой.
Драма Островского «Бесприданница» построена на классической естественности и простоте образов героев, но в то же время на сложности их характеров и поступков.Драма не похожа на другие, в ней нет крепко завязавшихся интриг, герои такие же люди, но с отличием в том, что они более простые, их легко понимать. Гончаров, рассуждая об основе драмы Островского говорил, что драматургу «как будто не хочется прибегать к фабуле — эта искуственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостностью характера, драгоценными штрихами нравов, деталямя быта — и он охотнее удлинняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе». Произведение Островского не укладывается ни в одну из классических жанровых форм, это дало повод Добролюбову говорить о ней, как о «пьесе жизни». В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, тонких, психологически многозвучных человеческих характеров. Он показывает нам жизненный конфликт, читатель проживает этот небольшой отрезок жизни, как житель того же города Бряхимова, или, что ещё интересней, как любой герой драмы. Лариса Огудалова- главная героиня драмы, вокруг неё всё дейсвтие, «бродят» интриги. Лариса — девушка, ещё более хрупкая, незащищённая, чем кажется на первый взгляд. По моему мнению, её можно сравнить с белой благородной розой.Девушка такая же нежная и красивая, не зря её называют «украшением города». Но с другой стороны о Ларисе говорят, что она «дорогое украшение, требующее хорошего ювелира». Может быть, это было бы приятно, но здесь, в пьесе, эти слова прозвучали нахально и пошло. Ведь здесь Ларису оценивают как вещь, в данном случае, как драгоценный камень.Конечно, драгоценный — это лестно, но ведь камень, что-то холодное, неживое, бесчувственное, совсем не подходящее романтичной натуре Ларисы. Её душа утончённая, светлая, музыкальная, чуткая и мелодичная. Лариса, как огонёк в этом городе, как героиня одного из русских романсов, которые она так любит петь. Наслушавшись романсов в собственном исполнении, она начинает мечтать о чистой любви, о крепкой семье, любящем супруге. Но всё выходит не так, как хочет этого девушка. В основе драмы — социальная тема. Лариса бедна, она является девушкой без материального приданого, но в то же время у неё богатый внутренний мир, которого мы не найдём больше ни у одного из героев драмы. Лариса живёт в мире, где всё покупается и продается, даже девичья красота и любовь. Но, заплутав в своих мечтах, в своем радужном мире, она не замечает в людях самых отвратительных сторон, не замечает некрасивого отношения к себе, Лариса везде и в каждом видит только хорошее и верит в то, что люди таковы и есть. Вот так Лариса ошиблась и в Паратове. Он оставляет влюблённую девушку ради выгоды, губит по собственному желанию. После, Лариса готовится выйти замуж за Карандышева. Девушка воспринимает его как доброго бедного человека, которого не понимают окружающие. Но героиня не понимает и не чувствует завистливой, самолюбивой натуры Карандышева. Ведь в его отношении к Ларисе больше самодовольства за владение таким драгоценным камнем, как Лариса. В финале драмы к Ларисе приходит осознание. Она с ужасом и горечью понимает, что все вокруг вопринимают её как вещь или, что ещё хуже, хотят сделать содержанкой, как например Кнуров и Вожеватов. И тогда героиня произносит слова:» Вещь…да вещь. Они правы, я вещь, а не человек.» Лариса в отчаяньи пытается броситься в Волгу, но не может, ей страшно расставаться со своей жизнью, какой бы никчёмной и несчастной она ей не казалась. Расстроенная девушка понимает наконец, что в этом мире всё оценивается «шорохом купюр», и тогда она решает:»Уж если и быть вещью, так одно утешенье — быть дорогой». Выстрел карандышева — это спасение в глазах Ларисы, она рада тому, что она снова принадлежит только себе, её не смогут продать или купить, она свободна. В нерасчётливом случайном поступке Карандышева Лариса находит тень благородства и живого человеческого чувства, и её душевная драма анконец заканчивается, впервые героиня чувствует себя по- настоящему счастливой и свободной.
Лариса Огудалова
Героиня пьесы Н. Островского «Бесприданница» Огудалова Лариса – яркий, уникальный образ в русской литературе. Женщина, загнанная в безвыходную ситуацию, вынужденная мириться с реальностью, которая отвратительна её тонкой ранимой душе. Высокое чувство, которое зародилось в её душе, излилось на человека, который оказался подлым и недостойным.
- Характеристика Ларисы Огудаловой
- Душа и характер главной героини
- Судьба Ларисы Огудаловой
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Характеристика Ларисы Огудаловой
Лариса Огудалова – новый тип персонажа, такой женский образ появился в произведении Н.Островского в связи со стремительной сменой эпох, техническим прогрессом, изменением общества, его ценностей и мировоззрения. Имя героини означает «чайка», она действительно парит гораздо выше, чем ограниченные, хищные торговцы и предприниматели, которые привыкли, что за деньги можно купить всё.
Лариса не только красива, но и умна: понимание собственного бессилия перед ситуацией, высокие моральные принципы, тщеславие и амбициозность, которые не чужды главной героине – всё это делает её существование невыносимым. Душа девушки ищет родственной натуры, тепла, понимания, любви, но она не находит желаемого. Реальность проста, груба и пошла – товарно-денежные отношения сместили главные человеческие ценности: любовь проиграла деньгам.
Участь – быть непонятой
Четверо мужчин претендуют на эту прекрасную женщину, но никто из них не достоин её тонкой натуры. Паратов — лгун и подлец, он играет с героиней, жестоко и бездумно. Карандышев — случайный человек, он не способен составить достойную пару Ларисе ни материально, ни морально. Вожеватов отлично осознаёт, что ему не по карману такая женщина. Кнуров же, имея семью, может предложить ей лишь роль любовницы и поэтому не спешит спасать наивную молодую душу из порочного круга.
Мать Ларисы «торгует» ею, не считая это зазорным: её старания в судьбах старших дочерей не принесли счастья никому. Характер героини таков, что она не в состоянии терпеть выходки матери: ни в семье, ни в отношениях Лариса не находит душевной теплоты, любви, понимания.
Душа и характер главной героини
Автор уделяет особое внимание талантам своей героини, подчёркивая её душевную красоту, тонкую, возвышенную, поэтичную натуру. Песни Ларисы – её главная характеристика, в них раскрывается внутренний мир героини, они – эмоциональный портрет девушки. Широкая душа тяготится тем, что любовь, о которой она мечтала, оказалась сказкой, чем-то несуществующим, придуманным. Она не встретила близкого человека, равного ей по духу, любящего и понимающего.
Обман Паратова, его открытое предательство – это приговор для девушки, которую подвела доверчивость и наивность. Лариса понимает, что жизнь не имеет смысла для неё, так как тот, кто должен был «спасти», – оставляет её «тонуть», ни капли не сожалея о случившемся. Возлюбленный сообщает Ларисе Дмитриевне, что он собирается жениться на богатой наследнице. Девушка думает о самоубийстве, но у неё не хватает решительности совершить этот шаг. Трагизм её положения обостряется ещё и тем, что все события, происходящие в городе – объект всеобщего обсуждения.
Судьба Ларисы Огудаловой
Карандышев, выстрелив в свою несостоявшуюся невесту, сделал ей огромное одолжение, ведь дальнейшая жизнь в роли содержанки едва ли сделала бы героиню счастливой. Несчастная женщина, не потеряла себя и в последние минуты жизни: поступила благородно, забрав у Карандышева пистолет. Она оказалась выше всех окружающих её людей даже на пороге смерти. Последние слова героини – свидетельство её безграничной натуры, чистой души: “Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю».
Композиция
В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:
- первый акт
содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова); - во втором акте
происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим); - третий акт
— кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову); - четвертый акт
— развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).
Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.
🗹