Анализ рассказа Антона Павловича Чехова «В аптеке»

Рассказы великого русского писателя Антона Павловича Чехова являются важной частью, как его творчества, так и всей русской литературы второй половины девятнадцатого века. Через эти маленькие книги писатель делился своими взглядами на общественные проблемы, которые казались ему значимыми, делал небольшие, но яркие зарисовки быта Российской империи того времени. «В аптеке» является одним из таких произведений. Хоть рассказ не получил такой известности, как другие творения писателя, он является ярким примером его творчества, затрагивающим характерные для прозы Чехова вопросы. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Идея для рассказа возникла у Чехова ещё на заре его становления как писателя. Антон Павлович только что пережил один из самых тяжёлых периодов своей жизни. Его отец, состоятельный купец, разорился, семья осталась без денег, а сам писатель был вынужден выживать в Москве практически без денег. В это тяжёлое время он мог в полной мере ощутить жестокость и бесчувственность общества, равнодушие людей к проблемам окружающих. Его переживания нашли своё выражение в целой серии рассказов, среди которых и был «В аптеке».

Рассказ был написан Чеховым в 1885 году буквально за несколько часов для «Петербургской газеты. Тема книги близка автору еще и потому, что он занимался медициной и учился бок о бок с людьми, которые избрали призванием служение людям, однако не испытывали ни малейшего желания помогать. Для них спасение жизни было прибыльным ремеслом. Эту профессиональную бесчувственность своего окружения и порицал автор.

Жанр и направление

Рассказ «В аптеке» можно смело отнести к литературному направлению реализма. Чехов стремится к достоверному изображению окружающей действительности, используя максимально типичные образы. Созданные им персонажи, их слова и действия выглядят максимально натуралистично. Читатель может поверить в то, что описываемые в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «В аптеке» можно определить, как рассказ. Повествование охватывает краткосрочный промежуток времени и включает в себя минимальное число действующих лиц. Произведение намеренно не снабжено большим количеством деталей, чтобы подчеркнуть типичность описываемого события.

Суть: о чём рассказ?

Домашний учитель Егор Свойкин после посещения врача направляется в аптеку, желая купить необходимое ему лекарство. Неприветливый провизор отвечает, что лекарство будет только через час и велит подождать.

Атмосфера, царящая в аптеке, угнетает больного Свойкина. Он пытается заговорить с провизором, но тот игнорирует его.

Проходит полчаса, состояние Егора Алексеевича становится вся хуже. Он пытается сказать об этом провизору, просит того поспешить, но тот остаётся равнодушным к его тяжёлому положению.

В конце концов, лекарство приносят. Со Свойкина требуют рубль и шесть копеек, но у него оказывается только рубль, остальные деньги лежат у него дома. Егор просит дать ему лекарство в долг, сетует на свою слабость, но провизор остаётся равнодушным.

Свойкин вынужден возвращаться домой. Поднявшись в свою квартиру, он уже берёт в руки недостающие деньги, но в этот момент болезнь берёт своё, и главный герой без сознания падает на кровать.

Главные герои , Центральных персонажей можно узнать поближе:

  1. Егор Алексеевич (Алексеич) Свойкин — домашний преподаватель. Читателю автор его подает безликим. Невозможно понять возраст учителя, его внешность. Да это и неважно. Всю свою жизнь Свойкин мечется от одной семьи богачей к другой. Их дети нуждаются в дополнительных уроках. Видимо, такой жизнью ему придется довольствоваться до скончания своих дней. Егор Алексеевич небогат, поэтому просит у провизора местной аптеки дать лекарство авансом. Он обучает детей помещиков в деревнях и радуется тому, что оказался в столице, где есть аптеки. Но его положение такой удачный случай не улучшает.
  2. Провизор без имени — человек, похожий на молчаливого инопланетянина. Перед читателем герой предстает высоким мужчиной, гордо закидывающим голову. У него строгое лицо и выхоленные бакенбарды. На голове есть небольшая залысина. Лекарства своим клиентам провизор подает руками с длинными розовыми ногтями. Он высокомерный и грубый. Не желает выполнять свою работу, прикрываясь исполнительными помощниками. Это холеный мужчина, следящий за своей внешностью, педантичный человек.

Свойкин сразу начинает уважать провизора, так как со своими коллегами-фармацевтами тот пишет на латыни.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «В аптеке» и их характеристика умещаются в небольшой таблице.

Свойкин Егор Алексеичдомашний учитель. Интеллигентный и общительный человек. Тяжело болен, очень страдает от равнодушия окружающих.
Провизорбезымянный сотрудник аптеки. Солидный строгий господин высокого роста с плешивой головой. Высокомерен, груб, равнодушен к страданиям других людей, отгораживаясь от них строгим выполнением своих функций.

Урок в 10 классе «Равнодушие – это самый страшный порок человека» по рассказу А.П.Чехова «В аптеке»

Урок в 10 классе «Равнодушие – это самый страшный порок человека» по рассказу А.П.Чехова «В аптеке»

Цель урока:

проананализировать рассказ А. П. Чехова «В аптеке», подготовить к домашнему сочинению.

Задачи:

Образовательные:

— создать условия для формирования ключевых компетенций:

  • коммуникативной (устной) компетенции;
  • учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);
  • информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача).

Развивающие:

— развитие навыков анализа и синтеза;

— развитие умения выделять главное;

— развивать культуру речи при выступлениях;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

— развивать мышление, связную речь, внимание, память;

— выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;

— развивать навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи;

Воспитательные:

— Формирование умения соотносить рассказ со своим жизненным опытом, вписать его в личностный контекст

— Способствовать формированию положительных моральных качеств.

Формы работы: личностно-ориентированная работа; работа в парах; индивидуальные

сообщения; частично-поисковый метод.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала урока

На Болотной площади есть очень необычная скульптурная композиция. Автор — художник и скульптор Михаил Шемякин, который в аллегоричной форме изобразил все пороки взрослых людей.

Включаю видео

Я предлагаю посмотреть на эту композицию, а я попытаюсь в кратце рассказать о ней. Памятник состоит из 15 скульптур. В центре композиции изображены двое детей с завязанными глазами. У их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и «Сказки» Александра Пушкина[3]. Фигуры детей окружают скульптуры в виде антропоморфных монстров, олицетворяющих «взрослые» пороки[2]:

  • Наркомания

    — изображение лысого мужчины со шприцом и сломанными крыльями.

  • Проституция

    — фигура женщины с головой лягушки.

  • Воровство

    — фигура мужчины с головой свиньи, уносящего мешочек с деньгами.

  • Алкоголизм

    — карикатурное изображение Бахуса с кубком.

  • Невежество

    — фигура осла в тельняшке с погремушкой в руках.

  • Лжеучёность

    — карикатурное изображение Фемиды со шлемом на глазах, моделью атома и двуглавой марионеткой.

  • Пропаганда насилия

    — фигура торговца оружием.

  • Садизм

    — фигура в рясе с головой носорога.

  • Позорный столб для тех, кто без памяти,

    в виде стилизованной гильотины.

  • Эксплуатация детского труда

    — фигура фабриканта с птичьей головой.

  • Нищета

    — изображение старухи, просящей милостыню.

  • Война

    — фигура рыцаря в доспехах, с крыльями и в противогазе, держащего бомбу.

Останавливаю видео на главной фигуре.

Сам Михаил Шемякин сказал:

Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься

[6]
.
А теперь обратите внимание на на последнюю скульптуру. Это многорукая фигура в «футляре» наподобие саркофага, занимает центральное место в композиции.

Почему эта фигура возвышается над всеми остальными? (Это самый страшный порок, который есть у человека).

Итак, мы определили тему нашего урока «Равнодушие – это самый страшный порок человека»

Сформулируйте проблемный вопрос урока: почему равнодушие – это самый страшный порок человека.

  • Исходя из темы определим задачи урока
  • Первая задача дать определение слову равнодушие. (подобрать синонимы и антонимы)
  1. Этап изучения нового материала

1.Работа с определением.

Один человек работает у доски, отбирает синонимы к слову равнодушие и составляет определение. Остальные работают в парах, подбирают антонимы к слову равнодушие и составляют определение.

Оцените работу и высказжите свою точку зрения, используя схему: согласен/не согласен, почему)

2. Анализ рассказа.

У вас было опережающее домашнее задание: прочитать рассказ А. Чехова «В аптеке» и составить к нему как можно больше вопросов.

Какой вопрос является самым интересным?

Кто дал наиболее точный ответ.

3. Теперь поработаем в группах.

Будем составлять Эйдос-конспект. Задача каждой группы выбрать для себя роль персонажа рассказа, написать письмо конкретному адресату на определенную тему и оформить его на ватмане.

— Первой группе предлагаю представить себя в роли провизора и написать письмо учителю Свойкину на тему «Почему провизор не мог поступить по-другому?»

— А вторая группа будет в роли наблюдателя, представьте что вы третий человек в аптеке и наблюдаете за просисходящим в аптеке и напишите письмо от лица наблюдателя к читателям на тему «Почему Свойкин не мог поступить по-другому?»

4. «Перекрестная дискуссия».

Задаем друг другу вопросы.

5. Подведем итоги.

Вернемся к нашему проблемному вопросу «Почему равнодушие – это самый страшный порок человека?».

Определим основную идею рассказа.

— Первая группа пишет синквейн

— Вторая группа ищет цитату, афоризм, в которой содержится идея рассказа.

  1. Этап информатизации учащихся о домашнем задании и его выполнении.

— Ребята, вот мы с вами и определили то, что хотел нам сказать А. П. Чехов. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «………………..»

  1. Рефлексия

— А теперь предлагаю оценить нашу работу на уроке при помощи мишени.

  1. Выставление оценок за урок

Самоанализ урока литературы

Данный урок был проведен в 10 классе согласно КТП, по типу это урок изучения нового материала.

Цель урока:

проананализировать рассказ А. П. Чехова «В аптеке», подготовить к домашнему сочинению.

Задачи:

Образовательные:

— создать условия для формирования ключевых компетенций:

  • коммуникативной (устной) компетенции;
  • учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);
  • информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача).

Развивающие:

— развитие навыков анализа и синтеза;

— развитие умения выделять главное;

— развивать культуру речи при выступлениях;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

— развивать мышление, связную речь, внимание, память;

— выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;

— развивать навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи;

Воспитательные:

— Формирование умения соотносить рассказ со своим жизненным опытом, вписать его в личностный контекст

— Способствовать формированию положительных моральных качеств.

Формы работы: личностно-ориентированная работа; работа в парах; индивидуальные

сообщения; частично-поисковый метод.

На уроке были реализованы следующие УУД:

Познавательные :

-осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

— анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь учителя

-уметь грамотно выражать свои мысли.

— формулировать личное отношение к проблеме

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

— умение удерживать внимание при восприятии информации

  • осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование

Данный урок был рассчитан на группу детей с ОВЗ, где каждый из них имеет свои психо-физиологические особенности. Например:

Урок состоял из следующих этапов учебной работы: организационный этап,этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала урока, этап изучения нового материала,этап закрепления изученного, этап информатизации учащихся о домашнем задании и его выполнении, рефлексия.

На первом этапе предполагал подготовку и включение в урок.

На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала урока было создано мотивационное поле в виде видеоролика и комментария учителя, после которого была определена тема урока и поставлена цель.

На этап изучения нового материала Учащиеся определили значение ключевого слова темы «Равнодушие», проверили уровень знаний текста, составили творческий исследовательский проект по анализу прочитанного произведения. После выполненной кропотливой работы группы поочередно выступали с защитой своего проекта, приводя аргументы и выражая свое отношение по данному вопросу. Далее учащиеся задавали вопросы по методике приёма «Перекрестная дискссия», высказывали свое мнение. Анализ произведения закончился определением идеи рассказа при помощи подбора цитаты и синквейна.

Этап информатизации учащихся о домашнем задании содержал в себе разъяснения по содержанию и способу выполнения домашнего задания

На этапе рефлексии установили обратную связь, оценили свою работу и работу учителя на уроке, поделились своими мнениями.

Урок соответствовал возрастным особенностям школьников. На уроке чередовался материал разной степени трудности. Все упражнения были логически построены.

На уроке были использованы следующие методы и приемы работы:

частично-поисковый,

Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: парная, групповая и индивидуальная, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

На уроке были реализованы следующие принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач, принцип доступности обучения; принцип систематичности и последовательности.

На уроке сочетались методы педагогического оценивания и самооценки обучающихся. В конце урока ребята сами провели рефлексию своей деятельности, использовав рефлексивную мишень. Что является одним из видов формирующего оценивания.

Я считаю, что на уроке были достигнуты не только предметные, но и метапредметные результаты. Например,

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа,

. Считаю, что цель урока была достигнута

Темы

Тематика рассказа «В аптеке» не может устареть, потому что она касается каждого современного человека, несмотря на солидный возраст книги.

  • Добро и зло
    – Чехов показывает, что в мире преобладают наиболее низкие человеческие стремления: эгоизм, равнодушие и чёрствость. В этом обществе нет места настоящему добру. При этом зло маскируется под инструкциями и формулярами, его узаконивают и считают нормой.
  • Отзывчивость
    – для Чехова, наиболее важная черта в человеке – отзывчивость, умение сострадать другим людям. Общество, которое этих черт лишено, смертельно больно и обречено на гибель. Весьма символично, что человек остается без помощи и падает без чувств у себя дома.
  • Профессиональный долг
    – на примере провизора писатель показал нам, как механическое выполнение официальных обязанностей полностью подменяет профессиональный долг, когда вместо оказания реальной помощи, реальной добродетели, мы видим только лишь равнодушный канцеляризм.

В нем можно выделить несколько основных композиционных моментов:

  1. Благие намерения приводят к потере драгоценного времени.
  2. Открытость финала рассказа. Можно лишь догадываться, пошел Свойкин в аптеку поутру, попал в больницу, выздоровел или умер. Исход может быть таким, каким его позволяет представить фантазия читателя.

Рассказчик использует необычные приемы, позволяющие почувствовать разницу между центральными персонажами. Первый — многословный человек, ведущий беседу с провизором, пока ожидает лекарства, несмотря на плохое самочувствие. Второй — молчаливый аптекарь, говорящий на нескольких языках, не демонстрирующий своих способностей.

Свойкин — доверчивый и несколько наивный мужчина, надеющийся, что провизор поймет его ситуацию и подождет до завтра шестикопеечный долг. Но аптекарь — черствый и жестокий человек, неспособный поверить на слово клиенту.

Проблемы

Проблематика рассказа «В аптеке» может быть расширена, если Вы напишите Многомудрому Литрекону в комментариях о том, чего не хватает.

  • Равнодушие
    – всё творчество писателя пронизывает мотив равнодушия, когда человек замыкается в своём маленьком мещанском мирке, в котором его не интересует ничего, кроме удовлетворения его мелочных потребностей. Именно с этим Чехов боролся в своём творчестве, показывая бессмысленность и бездуховность такого существования.
  • Халатность
    – на примере показанной аптеки мы можем видеть, как Чехов, который сам был врачом, осуждал неустроенность и нерасторопность системы здравоохранения Российской империи.
  • Жестокость
    – провизор, который заставил больного человека ждать целый час, а потом в таком состоянии бежать за деньгами, под личиной исполнительности и профессионализма прячет холодную, равнодушную жестокость.

Основная идея

Смысл рассказа «В аптеке» прост, но в то же время очень важен для развития человеческой цивилизации. Чехов показывает тяжёлую болезнь общества, объятого равнодушием, формализмом и мещанством. Он показывает нам, как низко может пасть человек, который равнодушен к окружающим, и какие страдания он им несёт. Видя это, читатель понимает, как важно для человека сохранить в себе душевность, не закрываться от страданий окружающих. Иначе мы все рискуем превратиться в высохших чудовищ наподобие провизора из аптеки.

Таким образом, главная мысль рассказа «В аптеке» заключается необходимости отзывчивости и гуманизма в любой сфере деятельности, и особенно в той, где люди ищут помощи, находясь между жизнью и смертью.

Сочинение по произведению В аптеке

Казалось бы, мегаполисы появились относительно недавно и основная проблематика больших городов тоже. К примеру, сейчас люди довольно ясно представляют себе обезличенность практически каждого жителя крупного города и проблематику отстраненности людей друг от друга. В городах отношения людей чаще сводятся к элементарным функциям, уходит душевность общения, понимание человечности каждого встречного.

Тем не менее, Чехов поднимает этот вопрос веком ранее нынешних дней. На самом деле не удивительно. Ведь, если в русской литературе была тема маленького человека, то вполне логично увидеть и тему большого города, в котором этот маленький человек обитает.

Свойкин – главный герой рассказа, работает частным учителем и представляет собой именно такого маленького человека, который сталкивается с проблематикой крупного города. Он приходит в аптеку, чтобы купить выписанные лекарства и встречает там надменного и строгого провизора, который олицетворяет собой безличие города. Когда главному герою не хватает шести копеек, ему не продают лекарства и отправляют обратно домой.

Провизор не может принять доводов клиента и упирает на простой факт: аптека не дает кредитов. Чехов, который был сам доктором, вероятно, глубоко лично понимает такую ситуацию, так как вообще для доктора и работника медицины не оказывать помощь другому является равным преступной деятельности. Тем не менее, суть не только в этом, но в отсутствии принятия провизором Свойкина как человека, для работников аптеки он – только клиент и не более.

Свойкин в свою очередь представляет собой своеобразный порыв души человека к общению, к взаимодействию с другими. Автор не особенно подробно рассказывает об этом герое, но, как известно, он приехал из деревни, где по большей части и преподавал. Тут тоже прослеживается проблематика структуризации человеческих сообществ.

Для деревни более характерным является, скажем так, человеческое (в смысле открытости, понимания и приветливости) отношения. Для города характерными являются цинизм, взаимная отстраненность, люди часто говорят как бы на разных языках. К слову, этот факт автор отлично иллюстрирует тем как общаются между собой герои.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: