Урок по теме «Основные проблемы романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Анализ «Тихий Дон» Шолохов

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 2381.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 2381.

Роман-эпопея “Тихий Дон” относится к направлению реализм и описывает судьбу донского казачества. Анализ художественного текста “Тихого Дона” сложен по многим аспектам: культурно-историческому, политическому, индивидуально авторскому. Для более глубокого понимания книги необходимо познакомиться с биографией автора и историей создания текста. Анализ произведения “Тихий Дон” Шолохова будет актуален для учащихся 11 класса при подготовке к урокам литературы, а особенно – тем, кто планирует сдавать ЕГЭ.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

М. А. Шолохов задумал произведение о роли казаков в период революции ещё в начале 20-х годов ХХ века. 1925 год — начало написания рукописи, предварительно называвшейся «Донщина», в которой писатель начинает с корниловского восстания. Однако с такой завязкой была непонятна мотивация казаков, зачем они пошли на восстание. Тогда литератор отказался от первоначального замысла и стал мыслить шире, так и получился масштабный эпос.

Измененный замысел повлиял и на название. Из «Донщины» родился «Тихий Дон», в последнем названии заключен фрагмент народной жизни, народный фольклор. Полностью замысел сложился в 1926 году. Роман печатался в журнале «Октябрь». Автор получал различные, порой противоположные отзывы на свое произведение. Его называли и гением, и отщепенцем, исказившим события. Однако время, самый главный судья, расставило все по местам, и теперь этот роман – жемчужина русской литературы.

Композиция

Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григория Мелехова, именно его образ центральный, сюжетообразующий. События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литераторами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге.

Жанр, направление

«Тихий Дон» — яркий представитель реализма с элементами натурализма. Здесь герои выражают собой типичных представителей эпох, при этом сохраняя свою индивидуальность. События рассматриваются в развитии и изменении. Натуралистические элементы вводятся писателем для создания лучшего колорита, для детального описания атмосферы, подчас пугающей (например, так страшно и иногда отвратительно описываются некоторые военные эпизоды).

Жанр произведения достаточно редкий в литературе – это роман-эпопея, то есть крупное эпическое произведение со сложным повествованием, большим количеством героев и событий, причем события не частные, а общенародные. Писатель сосредоточился не только на героях, но и на судьбе всего народа в эпоху коренного перелома.

Суть

Основные события разворачиваются в станицах и хуторах Дона. В романе говорится о судьбе казака Григория Мелехова в контексте глобальных исторических потрясений. В начале у героя большая и счастливая семья: отец Пантелей Прокофьевич, мать Ильинична, брат Петр с женой Дарьей и ребенком, сестра Дуняшка.

Григорий собирается на службу, но его внимание привлекает соседка Аксинья Астахова, он начинает за ней ухаживать. Женщина хоть и замужем, но не знала любви всю жизнь, поэтому они сошлись с Мелеховым, пока ее муж был на службе. Но всему приходит конец: Степан Астахов вернулся, а Григория женили на Наталье. Девица Коршунова влюбилась в Мелехова без памяти, но вскоре он признался в безответности ее чувств.

Вскоре Григорий опять сошёлся с Аксиньей и ушел в имение Ягодное помещика Листницкого, где они были домашней прислугой. Аксинья рожает девочку. А Григорий скоро уходит на службу. Там он познал несправедливость и произвол. А Наталья в это время не выдерживает позора и пересудов и пытается покончить с собой, но остаётся жива. Дочь Григория и Аксиньи умирает, убитая горем мать не смогла противостоять ухаживаниям сына хозяина, Евгения.

Григорий получает серьезное ранение, в больнице он встречается с Гаранжой, вселяющим в него антимонархические настроения, а потом получает отпуск и едет в Ягодное. Григорий узнает об измене и возвращается к семье, с которой живёт и Наталья, супруги начинают снова жить вместе. Но приходится вернуться на фронт, где идёт активная агитация большевиков. К ним переходит и Григорий после революции. Он служит у красных, но однажды видит, как жестоко расправляются с пленными, что приводит его в смятение. Вскоре Мелехов получил рану и отправился в отпуск. Обратно Григорий не вернулся, а позже примкнул к повстанческому движению казаков. Во время первого выступления был убит Петр Мелехов.

В ходе восстания населенные пункты переходят от одной стороны к другой. Из-за этого семья Мелеховых, как и многие другие семьи, переживает различные неудобства. А Григорий мстит за смерть брата, поэтому жесток с противником. Забыть горе и заглушить душевный кризис помогают алкоголь и гулящие женщины. Об этом с горечью узнает Наталья.

Григорий случайно встречается с Аксиньей, связь возобновляется. Когда Мелехов уехал, через хутор гнали пленных коммунистов, которых растерзали жители, деятельное участие приняла в этом вдова Петра Дарья. Григорий не смог помешать смерти своих знакомых коммунистов, только друг детства, Мишка Кошевой, остался в живых.

Повстанцы отступают, Григорий берет с собой Аксинью. А Дарью награждают за ее «подвиг», но наградные деньги она на что-то откладывает, а в семью не отдает. Как она призналась Наталье, женщина хотела лечиться от подхваченного сифилиса. Но передумала, собирается покончить с собой. Чтобы не страдать одной, Дарья рассказывает Наталье, что Григорий с Аксиньей снова вместе. Это удар для женщины, она принимает твердое решение не рожать от неверного мужа (в этот момент она беременна). Аборт прошел неудачно, Наталья истекла кровью и умерла. Вскоре после ее смерти утопилась и Дарья. Григорий чувствует вину, отдаляется от Аксиньи.

Позже он вновь приехал домой по печальному поводу — заболел тифом. Зато после выздоровления помирился с Аксиньей, они отступали уже вместе. Но возлюбленная и сама слегла, ее пришлось оставить на содержании у людей в одном из населенных пунктов. Печаль Григория усиливается смертью отца от тифа. И страшной болезнью заболевает он сам, но, к счастью, выздоравливает.

Вскоре повстанцы окончательно проигрывают, после неудачной попытки эвакуации Григорий и его ординарец Прохор Зыков поступают к красным. Красная власть пока установлена, Мелехов замаливает грехи, а в это время Мишка Кошевой ходит к Дуняшке, его намерения серьезны, несмотря на то, что он и убил Петра. Они женятся.

Когда Григорий вернулся домой, как надеялся, навсегда, он понял, что грехи ему не простятся. Аксинья, дети, мирная жизнь — все это несбыточно. Мелехова хотят арестовать, он уезжает вместе с Аксиньей. Но шальная пуля убивает ее. А Григорий волей случая попадает в банду Фомина, вынужден остаться на несколько месяцев. У них нет совсем никакого будущего. Мелехов уходит от них, возвращается домой и обнимает сына. Вот, о чем повествует роман.

Проблематика романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Надо сказать, что проблематика романа очень сложна и обширна. Ведь это не просто роман, а роман-эпопея. Значит, он затрагивает очень важные общечеловеческие проблемы, связанные с народом, на фоне колоссальных исторических событий.

В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. Издавна эти люди считали себя особенным сословием. Они жили изолированно от «мужиков», безземельных крестьян. Это чувство превосходства над «мужиком» постоянно поддерживалось и высшими чинами. Казаки сами не понимали, что крестьяне для них – не враги. Просто офицеры боялись объединения казаков с мужиками, боялись этой потенциальной силы, сметающей все на своем пути.

В романе Шолохов освещает проблемы, связанные с войной и революцией начала 20 века. Писатель понимает всю противоречивость этих событий. Больше того, он показывает бессмысленность и жестокость войны. В своем произведении Шолохов рисует события в их преломлении к судьбам целого ряда героев.

Посмотрим, как война и революция отразилась на судьбе одной семьи, семьи Мелеховых. Сначала, до войны, это была дружная, крепкая семья. Все в ней почитали отца, хозяина дома. Но вот, во время революции, убивают Петро, умирает Дарья и Наталья, погибает Прокофий Пантелеич. До мирного времени дожили только Григорий, его маленький сын и сестра героя – Дуняшка. Большая семья погибла, все разрушила война. И это только один пример, а таких семей было сотни и тысячи. Ни одну из них не помиловала война.

Противоречия смутного времени сказываются и на судьбах отдельных героев, таких, как Григорий Мелехов. Он не знает, к кому прислониться, кого послушаться. Даже в финале романа Мелехов остается на перепутье, совершенно один, никому не нужный. Таким образом, Шолохов показывает нам проблему личности и общества, проблему связи отдельного человека и исторических событий в стране.

«Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

«Тихий Дон» поднимает и проблему социального расслоения общества, проблему богатых и бедных, сильных и слабых. Мне кажется, что именно из-за человеческих амбиций, ради права называться сильным и начинаются все войны, в которых гибнут тысячи невинных людей. В романе изображена борьба богатых и знатных с простыми людьми, рабочими и крестьянами.

Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

Главные герои и их характеристика

  1. Григорий Мелехов – центральный персонаж романа. У него чуть раскосые темные глаза, черные волосы, горбатый нос, внешность близка к восточной, по телосложению он поджарый и высокий. Герой своенравный, горячий, гордый, напористый, его чувство справедливости обострено (от этого и происходили все метания). При всех пробивных качествах хозяйственный и работящий, его тянет к земле, семье.
  2. Аксинья Астахова – возлюбленная главного героя. Внешне героиня «порочно красивая» и яркая: темные волосы, брови, красивые черные глаза, вьющиеся волосы, красивая фигура («здоровая полнота»). Жизнь ее бедна радостями, что развило упорство, терпение, боевой настрой («своего» Григория уступать не хотела), тактичность. При этом она ласковая, хозяйственная, страстная и смелая, что вызывает симпатию, несмотря на ее слабости. Она не может быть одна, поэтому верностью не отличается.
  3. Наталья Мелехова (Коршунова) – жена главного героя. Внешне она красивая и статная, ее волосы черные и глянцевитые, глаза серые, а тело крепкое. Героиня добрая, работящая, послушная, почтительная, скромная, сдержанная, наполненная душевным благородством. Однако ей свойственны также такие качества, как упрямство, мстительность и одержимость. Из-за обиды на Григория она губит жизнь народившегося ребенка.
  4. Пантелей Прокофьевич – отец главного героя. Григорий похож на отца, только последний носит в ухе серьгу и хромает. Герой много повидал на своем веку, но ярость усмирять не научился, он горячий и вспыльчивый, при этом трепещет перед генералами. У него выучка старого солдата, он предан монархии, уважает традиции казаков и ратует за патриархат.
  5. Ильинична – мать главного героя. Когда-то она была красива, но работа, обиды и побои мужа, его измены, быстро состарили героиню. Ее образ – выражение безграничной материнской любви. Это мудрая, терпеливая и покорная женщина, которая взяла на себя все хлопоты по воспитанию детей и формированию семейного духа.
  6. Петр Мелехов – брат главного героя. Он небольшого роста, приземистый, волосы пшеничного цвета, глаза карие, нос курносый. Герой хозяйственный, пытается из всего извлечь выгоду, добрый, смирный, покладистый, ловкий с начальством, умеренный во всем.
  7. Дарья Мелехова – жена Петра. Она высокая, тонкая, в лице особенно выделяются тонкие подкрашенные брови. Героиня не отличается верностью, изменяет при любом удобном случае, при этом ленива, цинична, легкомысленна, развязна, но жизнелюбива, никогда не унывает.
  8. Дуняшка Мелехова – сестра главного героя. Она — любимица отца, похожа на него, как и Григорий. Героиня работящая, практичная, сообразительная, способная к сильной любви.
  9. Михаил Кошевой – возлюбленный и муж Дуняшки, друг детства главного героя. Это коренастый, плотный человек, у него темные глаза и золотистые волосы, чуб спускается на лоб. Герой упорный, трудолюбивый, он большевик от начала до конца, что разводит его с Григорием.

Основные темы

Основная тема эпопеи, безусловно, революция, переросшая в гражданскую войну, и ее влияние на жизнь всего народа. Противостояние красных и белых поставило на разные стороны Григория и Петра, Григория и Михаила. Жизнь главного героя оказалась перевернута и разворочена. Он воевал долгие 7 лет. За убийства его мучала совесть, тем более он не мог выбрать тех, с кем быть, поэтому убивал и своих, и чужих. Большая часть семьи Мелеховых погибла из-за прямого или косвенного влияния событий гражданской войны.

Тематика также включает в себя такие вечные темы, такие как любовь, семья, Родина.

  1. Любовь предстает в разных ипостасях: незабываемая страсть Григория и Аксиньи, преданность Натальи, их общий трагический любовный треугольник, любовь и дело революции у Михаила Кошевого и Дуняши, у Бунчука и Анны, ветреная любовь Дарьи, всепоглощающая материнская любовь Ильиничны и Натальи к своим детям. Возможно, здесь чувства не такие возвышенные, как в произведениях XIX века, но они не менее сильные и настоящие.
  2. Семья – основа жизни для главных героев, в ней заключен смысл существования, дом поистине тихая гавань. Тема семьи – одна из магистральных в этом романе. Так, Григорий постоянно хочет вернуться в семью, забыть о войнах и крови и насладиться крестьянским бытом. Даже в будничных заботах заключена глубинная любовь всей семьи и покой.
  3. Тема Родины пересекается с семейной. Ведь отечество – это, в первую очередь, родной хутор, дом, семья. Это место, которое хочется защищать, чтобы потом в него вернуться. Вот одна из причин метаний Мелехова: он думал, конечно, о справедливости, но еще и о том, как очередной режим повлияет на его отчизну, за которую стоит биться до конца.

Тема казачества также встает перед читателем. Революция была воспринята казачеством неоднозначно: большинство из них были свободны, имели достаточно земли, поэтому держались за свое добро и не хотели его отдавать, ведь своим трудом заработано. Для многих казаков революция, гражданская война и последовавшая коллективизация – бедствие, которое в итоге практически уничтожило этот класс общества.

«Тихий Дон» проблематика

«Тихий Дон» проблематика романа

В романе Шолохов рассматривает проблемы, связанные с войной и революцией начала 20 века. Писатель показывает бессмысленность и жестокость войны. В романе Шолохов рассматривает события в их преломлении к судьбам целого ряда героев.
Семья Мелеховых до войны была дружной и крепкой. Все в ней уважали отца, хозяина дома. Но вот, во время революции, убивают Петра, умирает Дарья и Наталья, погибает Прокофий Пантелеич. До мирного времени дожили только Григорий, его маленький сын и сестра – Дуняшка. Практически вся семья погибла, все разрушила война. А таких семей, во время войны, было сотни и тысячи.

Григорий Мелехов даже в конце романа остается на перепутье, один, никому не нужный. Так, Шолохов показывает читателям проблему личности и общества, проблему связи отдельного человека и исторических событий в стране.

Роман «Тихий Дон» освещает также и проблему материнства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

Также Шолохов раскрывае проблему женской любви, женской верности, на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек. Но Дарья, жена старшего брата Григория, обманывала мужа и при его жизни, и не чтит его память после смерти Петра. Но и счастья она не знала, узнав о свой болезни, Дарья окончила жизнь самоубийствоМ.

Автор поднимает и проблему социального расслоения общества, проблему богатых и бедных, сильных и слабых. Веди из-за амбиций людей, ради права называться сильным и начинаются все войны, и гибнут тысячи невинных людей. В романе изображена борьба богатых и знатных с простыми людьми, рабочими и крестьянами.

В своем романе Шолохов показывает такие глобальные проблемы, как крушение старого мира и рождение нового. Кроме того, писатель рисует и другие общечеловеческие проблемы, раскрывает их на конкретных судьбах своих героев.

Многие герои Шолохова типизированы. Например, Ильинична — это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

«Тихий Дон» — одно из лучших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы.

Источник

Основные проблемы

Проблематика «Тихого Дона» разнообразна.

  • Один из главных вопросов – выбор человека, проблема поиска правды. Она предстает здесь в широком смысле как выбор стороны в кровавой гражданской войне. Главный герой не может его сделать, потому что в убийстве своего же народа, в крови и несправедливости с любой стороны, крайне мало положительных моментов. Но жизнь заставляет выбирать, даже когда этого очень не хочется. В узком смысле проблема выбора встает перед Григорием в любви, он не может выбрать одну женщину: страсть к Аксинье не отпускает, но и Наталья вызывает теплые чувства.
  • Проблема гражданской войны, революции, да и войны в целом решается с пацифисткой точки зрения. Писатель рисует военные панорамы не как картины мужества и бравурной храбрости, для него это трагедия. Безусловно, автор поддерживает сторону большевиков, однако он не изображает их однобоко-положительно, оба противоборствующих лагеря неоднозначны, нельзя считать кого-либо абсолютно правым.
  • Проблема кризиса нравственных ценностей раскрывается автором с традиционной, но не устаревшей и спустя почти столетия стороны: он осуждает войну, убийства, распутство и измены, подлость и трусость, провозглашая вечные нравственные ориентиры: семью, Родину, любовь и правду.
  • Проблема отцов и детей встает перед нами в семье Мелеховых. Пантелей Прокофьевич – отец авторитарный, он — настоящий глава семьи, все решения принимает он, а ему никто не может возражать, даже взрослые сыновья. Но постепенно герой теряет свою власть, в этом есть символическое значение, так как все происходит во время гражданской войны: революционные события изменили и традиционные семьи.

Проблематика романа Шолохова «Тихий дон»

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» отражает исторические события начала 20 века в России. Страна разобщена, революции и войны сменяют одна другую, но люди продолжают оставаться людьми и в масштабе одной – двух семей страдают, влюбляются, верят в будущее, стремятся стать счастливыми, живут и умирают.

Уклад казачьей семьи Мелеховых проходил долгое становление через жизнь их предков, первых казаков, смелых, свободолюбивых и строгих по отношению к себе и к другим. Но узкие рамки закрытой общины становятся тесными для Григория и Аксиньи, которые полюбили друг друга вопреки общему осуждению.

Проблема взаимоотношений мужчины и женщины представлена в романе достаточно ярко и здесь не только Аксинья и Григорий, но и его жена Наталья, и Евгений Листницкий. Сложные запутанные отношения не под силу разрешить им самим и попытки других людей вмешаться в их жизнь не приводят к добру.

Рушатся многовековые устои, когда жена беспрекословно подчинялась мужу и была в его доме безмолвной и покорной, Аксинья и Григорий хотят жить по-другому, в любви и счастье. Но этого им не дано.

Главная мысль

Смысл всего романа заключен в последнем эпизоде, когда измученный Григорий возвращается домой после долгих лет скитаний, войны и крови. Он встречает своего сына, узнает, что его дочь умерла от глоточной, берет мальчика на руки и понимает, что в этом ребенке заключено все, что осталось у героя, что соединяет его с неласковым миром.

Таким образом, идея романа-эпопеи в том, что дом, семья, Родина – основа жизни человека, именно это самое главное и самое вечное, в родные места стоит стремиться, потому что все остальное проходит и не является важным.

Чему учит?

Чему же может научить роман, почему выше сказано, что его стоит прочесть каждому? Во-первых, в этом произведении заключена вся Россия, все народные корни и истоки. Спустя сто лет читатели, совсем не донские казаки, сопереживают героям, живут вместе с ними. Это определенная примета талантливого произведения.

Во-вторых, эпопея транслирует пацифистский пафос, вечные ценности, которые иногда пытаются оспорить современные мыслители. На примере этого высокохудожественного, но простого произведения мы понимаем, насколько важны такие понятия, как семья, чистая и преданная любовь, Родина, добро, взаимовыручка. Вывод автора прост: высокая мораль должна стать основой межличностных отношений, иначе люди обречены на новые кровавые эпизоды, которые разрушат их жизнь.

Популярные сегодня темы

Все из нас так или иначе связаны с писательством. Мы отправляем друг другу сообщения, пишем письма, ведем дневники, ежедневники, но никто из нас не имеет права носить почетное звание — писатель. Почему?

Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте.

На холсте изображен тихий зимний день. День уже подходит к концу, а солнце светит изо всех сил. Почему-то мне кажется, что это закат. Потому что именно в закат солнце становится багровым цветом. Небо, насыщенно голубого цвета

Повесть «Гобсек» получила свое название и включена в собрание «Человеческая комедия» в 1842 году, не смотря на то, что он был уже написан в 1830 году.

В вымышленном городе Калинове из пьесы А.Н.Островского «Гроза» проживают люди с совсем не вымышленными пороками. Есть здесь и невежественный деспот – Дикой, и домашний тиран – Кабаниха

Источник

Критика

Критика разделилась на два лагеря: безусловно положительная и резко отрицательная. К первой группе относится А. Серафимович, отметивший реалистичность и яркость образов, Ф. Вайскопф, сравнивший «Тихий Дон» с «Войной и миром», Д. Олдридж, считающий книгу открытием России для иностранцев, К. Дитрих, А. Стиль, Р. Ролан, А. Толстой и другие.

Отрицательная критика ярче всего представлена у А. И. Солженицына, который доказывал, что М. А. Шолохов не смог бы написать такого масштабного романа при своем отсутствии опыта и образования. Позже в авторы предлагали белого офицера, у которого писатель украл рукопись и напечатал под своим именем. Кроме такой критики, некоторые советские рецензенты считали, что писатель недостаточно прославил советскую власть и сочувствовал белым.

Кто бы что ни говорил, лучше всего самостоятельно составить мнение о книге и насладиться ее прочтением.

Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: