Краткое содержание повести «Олеся» по главам (А.И. Куприн)


Первая глава: Описание Ивана

Главный герой, барин из города, Иван Тимофеевич, прибывает в глухую деревушку Волынской губернии на целых полгода. Он — начинающий писатель, поэтому с радостью принял предложение отправиться в глушь. Там он рассчитывал подчерпнуть наблюдения из жизни для грядущих литературных успехов.

Но местный народ не отличался общительностью и не подарил барину почвы для наблюдений. Люди лишь кланялись ему и пытались поцеловать его руку (они привыкли быть рабами). Ему это наскучило, а книги, взятые в дорогу, скоро иссякли.

Тогда он стал заниматься охотой, которая стала для него отрадой. Скучая, Иван Тимофеевич лечил местных касторкой и йодом, пресытился и этим, а после пытался научить грамоте полесовщика Ярмолу. Но он был настолько непонятлив, что за месяц они едва освоили написание его фамилии. Разумное чтение и письмо было невозможно в исполнении Ярмолы. На том Иван и закончил просвещение народа.

Вторая глава: Рассказ о ведьме

В один из вечеров Ярмола рассказывает о ведьме Майнулихе и ее внучке, которые несколько лет назад проживали в этой деревне. Однажды местные узнали, что старуха промышляла колдовством (якобы она отомстила женщине за то, что та не дела ей денег: заколдовала ее ребенка, и он умер), и решили выгнать ее, а заодно и ее внучку, из села. Они сломали их дом и едва не расправились с колдуньей.

Сейчас семья живет в лесу. У рассказчика просыпается интерес к этой истории, и он решает отправиться в лес на знакомство с загадочной ведьмой и ее внучкой. Кое-кто из села ходил к ней за колдовскими снадобьями. Ярмоле не нравится эта затея, поэтому он отказывается он предложения Ивана проводить его.

Анализ произведения

«Олеся» — первое оригинальное произведение писателя, в котором с полнотой изображена жизнь в малоросской глуши конца 19 века. Читатель видит убожество деревенского уклада, темноту народного сознания, взяточничество местной власти, пьяные разгулы по святым праздникам.

Писатель с иронией описывает, как терпят неудачу попытки горожанина сойтись с крестьянами и «местной интеллигенцией». Непреодолимое непонимание между интеллигентом и народом проявляются в опытах лечения крестьян и просвещении героем полесовщика Ярмолы.

В повести тьме невежества и зла противостоит природа во всей её красоте. Автор в поисках идеала человека обратился к образу девушки, далёкой от цивилизации, воспитанной в лесу. Она встречает человека из незнакомого ей мира, между ними вспыхивает любовь. Именно через это чувство полнее всего выражаются человеческие души. Городской интеллигент и лесная красавица, самобытная, по-своему талантливая, сильная, умная, великодушная. Сопоставление двух героев, их миров проходит через всю повесть.

Куприн проверяет своего современника, интеллигента, любовью. И рядом с ним, человеком добрым, но слабым, с «ленивым сердцем», «дитя природы» Олеся выглядит гораздо выше благородством и цельностью своей натуры. Если перед Ярмолой и крестьянами приезжий паныч выглядит добрым и благородным, то на фоне Олеси личность городского барина не всегда благовидна. Проявляется робость его чувств, боязливость, «подленькое опасение», нерешительность.

Куприн не скупится на описание красоты и личностных достоинств девушки. Она бескорыстна, бесхитростна, решительна. Олеся любит безоглядно, благородно, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич, хотя и зовёт её в жёны, но связан условностями и до конца не представляет Олесю супругой в городской жизни. Она понимает это чуткой своей душой, и потому, любя его, решительно не принимает предложение. Слишком разные они и разные у них дороги.

Оригинальность Олеси автор подчёркивает её способностью к колдовским чарам, называя их вместе с героем мудростью тысячелетнего опыта, странным знанием, опередившим науку. Однако эти знания не приносят девушке радости, только горделивое сознание силы. По учению Церкви, чародейство даётся человеку от духов тьмы. Поэтому наука здесь и бессильна что-то объяснить. Олеся правильно понимает источник своих способностей.

Любовь побуждает девушку войти под своды храма — кульминация повести. Но тут крестьяне, считающие себя христианами, немилосердно относятся к ней и учиняют дикую расправу. Злоба и душевная тупость этих людей, выросших среди той же природы, что и Олеся, наводит на мысль о тайне развития личности героини, оставшейся неведомой для читателя и для автора.

Образ лесной красавицы долго вдохновлял Куприна в его творческих поисках и мыслях о путях развития настоящей личности.

Жанр и направление

Направление

На переломе эпох, в конце 19–начале 20 веков, в изобразительном искусстве и литературе модернизм вступил в спор с реализмом. Александр Куприн твёрдо оставался на позициях реализма, и произведение «Олеся», безусловно, принадлежит реалистическому направлению, хотя главная героиня изображена в романтическом ключе.

Жанр

Жанр — повесть. Признаки жанра: небольшой объём, ограниченное количество действующих лиц в сравнении с романом; сюжет — хроникальный (развивается во времени последовательно, событие за событием).

Проблемы и смыслы

Проблематика произведения

  1. Невежество и душевная чёрствость крестьян. По своей безграмотности они готовы видеть в любом событии и явлении природы происки колдунов. Люди агрессивны и нетерпимы в отношении тех, кто живёт иначе, чем они, и готовы на жестокую расправу.
  2. Психологический барьер между простонародьем и интеллигенцией. У каждого свой мир и своё понимание его. Попытки героя обучить грамоте взрослого мужика ни к чему не привели. Очевидно, только образование крестьянских детей может привести к устранению пропасти между народом и интеллигенцией.
  3. Формальная в массе своей религиозность народа. Крестьяне ходят в церковь, как положено по закону, но они не понимают духа христианства, что опять же связано с их безграмотностью, невозможностью читать духовные книги. И слушают ли они проповеди? В храме они переговариваются во время литургии, в Святую Троицу безобразно напиваются.

Девушка-колдунья, которая, преодолев свой страх, впервые вошла в церковь, сталкивается с ненавистью и жестокостью «православных». А будь они настоящими христианами, отнеслись бы к ней по-доброму, ведь Небо радуется, когда заблудшая овца приходит в храм Божий.

Смысл

Идея произведения: человек, живущий в гармонии с природой нравственно совершеннее цивилизованного человека. Удалённость от невежественного общества, одержимого стадными чувствами, тоже благоприятна для развития личности. Однако в этой идее есть противоречие: человек — существо общественное, и жить в одиночестве всю жизнь для него психологически очень тяжело.

Заключение и выводы

Романтическая героиня Олеся, внучка колдуньи, в своей душевной красоте противопоставлена всем персонажам повести: и главному герою, образованному Ивану Тимофеевичу, и тёмной крестьянской массе.

Образ лесной девушки — попытка Куприна изобразить идеал человека на фоне надуманных проблем цивилизованного мира и безнравственного общества. Мир, чуждый Олесе, соприкасается с ней в лице образованного Ивана Тимофеевича и разрушает её жизнь. Писатель показывает, что человек, связанный условностями, сам убивает прекрасное в душевной слепоте своей.

Третья глава: Описание Олеси

Барин бросает желание познакомиться с колдуньей и занимается своими делами. Позже, охотясь, Иван Тимофеевич забывает дорогу домой и нечаянно находит избушку, которая с виду напомнила избу Бабы-Яги.

Зайдя внутрь, рассказчик понял, что попал в дом к ведьме Майнулихе, о которой слышал от Ярмолы. Суровая старуха не обрадовалась гостю и попыталась выпроводить его из дома, но тот решает задержаться в гостях и просит старуху погадать ему, конечно же, за деньги. Но не успела ведьма нагадать рассказчику, как в дом зашла смеющаяся девушка с ручными зябликами.

Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом.

Иван Тимофеевич делает большой акцент на глазах девушки, находя в них хитрость и простодушие. Имя ее было Олеся. Молодой особе, видимо, понравился гость, и она решает его проводить, а так же говорит, что он может навестить их еще раз, но без ружья (ей не нравится охота, животных она жалеет). По дороге она рассказала, что местное начальство притесняет их и регулярно требует денег. Один землемер даже пристал к Олесе, но она самоуверенно и гордо заявила, что отвергла его ухаживания. Она вообще не нуждается в людском обществе и не общается с деревенскими.

Иван вернулся домой и услышал предостережение от Ярмолы: грех водиться с ведьмами.

Знакомство со старой колдуньей и её внучкой

краткое содержание олеси

Четвертая глава: Гадание

Весной, когда тропы просохли, рассказчик возвращается в лес, в гости к Олесе и ее бабушке. Старухе не нравится гость, и она делает все, чтобы показать, что ему здесь не рады. А Олеся наоборот.

Мужчина хочет узнать свою судьбу и просит девчушку погадать, чтобы узнать о будущем. Но девушка отказывается, а потом и вовсе сознается, что уже раскладывала карты на него. Она боится просить у судьбы второй раз, и утверждает, что «все ворожки несчастные». Олеся рассказывает о предсказании, про то, что жизнь у Ивана Тимофеевича будет невеселой. Карты показали, что он слаб, никого не полюбит по-настоящему, а тем, кто будет обожать его, он принесет много боли и разочарования. Копить деньги он не умеет, слову своему — не хозяин, да и доброта его не от сердца. До женского пола он уж больно «охоч», поэтому будет у него много зла в жизни. Будет момент, когда он захочет покончить с собой, но не сможет. Конечно, он так и не женится, а в старости получит большое наследство. Так же Олеся говорит, что его ждет огромная любовь от девушки с черными волосами, которой он, к сожалению, принесет только боль «хуже смерти» и позор «что забыть нельзя». Иван не может поверить, что он принесет кому-то столько страданий, но Олеся уверяет его, что ее гадания всегда сбываются.

Она рассказывает историю о конокраде, смерть которого она предугадала по лицу. Через неделю после этого его до смерти забили мужики из деревни, забив ему в пятки гвозди. Олеся говорит, что их окружают плохие люди.

Пятая глава: Чудеса

Гость кушает похлебку с хозяйками, а потом Олеся провожает его до дороги. Девушка с чарующими глазами рассказывает мужчине о чудесах, которые умеет делать она и ее бабушка. Но мужчина непреклонен и не верит в такие сказки, на что Олеся решает показать ему, что она умеет. Олеся достает нож и делает надрез на руке у мужчины, а потом заговаривает рану, останавливая кровь. Потом она заставляет его спотыкаться на ровном месте. Иван недоумевает, как дикарка смогла научиться так превосходно разговаривать, живя в лесу, и Олеся объяснила феномен происхождением бабушки. Она много знает и хорошо говорит.

В конце главы девушка спрашивает, как зовут героя, и он называет свое имя — Иван Тимофеевич.

Главные герои

Иван Тимофеевич – молодой барин, добрый, отзывчивый, чуткий молодой человек, без предрассудков.

Олеся – красивая, открытая, добрая девушка, необразованная, считающая себя колдуньей.

Мануйлиха – бабушка Олеси, замкнутая, недоверчивая женщина, которую местные жители считали злой ведьмой.

Ярмола – слуга молодого барина.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Олеся»

для самых компанейских —

Главные герои «Олеся»

для самых крутых —

Читать «Олеся» полностью

Шестая глава: Споры о магии

Теперь Иван — частый гость у Майнулихи. Олеся и он часто бывают вместе. Они все больше привязываются друг к другу, а Иван Тимофеевич начинает подозревать, что их отношения перерастают из дружбы в романтическую связь. Самые интересные разговоры у них начинаются тогда, когда Олеся провожает его до шляха. В пути она выведывала разные подробности о жизни и интересах людей в городах, а также о естественной науке. Ивану нравится не только красота девушки, но и ее ум и свободная натура.

В одном из таких разговоров мужчина упоминает, что если Олеся полюбит мужчину, то она будет венчаться в церкви и переедет в город, а девушка отвечает, что с самого детства ее душа предана ему (Дьяволу), и она не может показаться там. И вновь завязался их частый спор: Иван настаивал, что Олеся просто владеет знаниями, добытыми опытом и опередившими науку, а она упорно защищала свою магию от его недоверия. Она была уверена, что нечистые духи давали силу ей и ее предкам — колдуньям. Иван Тимофеевич старается узнать природу способностей Олеси и ее бабушки, но скудные знания не объясняют ее умений. Несмотря на споры, который всегда заканчивались раздражением, Иван все больше привязывался к Олесе. А вот Ярмола прекратил общение с барином, отдаляясь все больше. Герой не выгонял его лишь из жалости к его большой и голодной семье.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Иван Тимофеевич по службе должен был жить полгода в глухой деревне Волынской губернии, на окраине Полесья. Он надеялся, что ему, как начинающему писателю, будет полезно познакомиться с обычаями и языком незнакомого народа. Но крестьяне оказались очень необщительными. От скуки Иван Тимофеевич попытался заняться их лечением и обучением грамоте своего слуги Ярмолы. Но всё это оказалось бесполезным, оставалось единственное занятие — охота.

Однажды Иван Тимофеевич узнаёт от Ярмолы, что в лесу живёт старая ведьма Мануйлиха с дочкой или внучкой. Через три дня Иван Тимофеевич во время охоты заблудился и вышел к избе Мануйлихи. Там он познакомился с внучкой этой старухи, Олесей. Девушка показала ему, как выйти из леса.

Весной он снова пришёл в лесную избушку и попросил Олесю погадать ему. Девушка предсказала ему невесёлую одинокую жизнь, а в скором будущем — любовь трефовой дамы. Но Иван Тимофеевич не очень поверил картам. Олеся по его просьбе показала, как умеет заговаривать кровь и нагонять страх. Девушка пригласила заходить к ним, и Иван Тимофеевич стал частым гостем в лесной избушке.

Однажды он заметил, что хозяйки подавлены чем-то. Оказалось, что местный урядник выселяет их из хаты. Иван Тимофеевич, подкупив того подарками, добился, чтобы женщины пока остались жить в лесной хатке.

Иван Тимофеевич сильно заболел и больше недели не приходил к Олесе. После выздоровления придя к ней, Иван Тимофеевич понял, что любит эту девушку, и Олеся тоже призналась в любви. Целый месяц они были счастливы. Когда Ивану Тимофеевичу пришло время возвращаться в город, он предложил девушке выйти за него замуж, но Олеся отказалась, считая, что не может венчаться в церкви, так как её род проклят.

На другой день Иван Тимофеевич ездил по служебным делам в соседнее село. Вернувшись домой, он застал там конторщика соседнего имения. Тот рассказал, что у церкви женщины поймали ведьму, избили, но она вывернулась и убежала, прокричав, что избивавшие наплачутся досыта.

Оказалось, что Олеся пришла в церковь, но крестьянки, считающие её ведьмой, набросились на неё после церковной службы.

Иван Тимофеевич поскакал на коне к Олесе. Девушка сказала, что ей и бабушке придётся уехать, чтобы не навлечь ещё больший гнев людей. Она уверена, что если не расстаться с любимым, обоим будет много горя.

Ночью прошла гроза с градом, который погубил урожай. Ярмола стал убеждать Паныча уехать, так как крестьяне считают, что это несчастье наслала ведьма, и знают о связи с ней Ивана Тимофеевича.

Иван Тимофеевич помчался на коне к Олесе, чтобы предупредить её об опасности, но увидел избушку уже покинутой, а на угле оконной рамы — красные бусы Олеси, оставленные ему на память.

Седьмая глава: Выселение колдуньи

В очередной раз, когда Иван Тимофеевич посетил Майнулиху, он заметил на лице старухи печаль. Олеся отказывалась говорить, в чем дело. Колдунья рассказала мужчине, что к ним приезжал местный урядник и требовал, чтобы она и ее внучка немедленно уехали из деревни, иначе худо будет. Конечно же, Майнулиха попыталась откупиться, но тот денег не взял. Оказалось, что ведьма жила на земле с согласия одного помещика, а теперь он умер, и новый владелец земли решил осушить болота и разогнать нежеланных постояльцев. У женщин были ровно сутки, чтобы съехать, а паспорта их были не в порядке. Да и ехать им было некуда, не было родни и друзей. Иван обещал «похлопотать», но дело грозило провалом.

Самолюбивая Олеся в этот раз не пошла провожать гостя из гордости: слишком уж обидело ее его вмешательство.

Восьмая глава: Подкуп урядника

После рассказа Майнулихи, Иван Тимофеевич зовет урядника, Евпсихия Африкановича, к себе в гости и угощает его домашней старкой. Мужчина просит не тревожить Олесю и ее бабушку, пока он сам не договорится с новым помещиком. Сначала служитель закона не идет на сделку, ссылаясь на зловредность обеих женщин для местного общества. Но потом он понемногу сдается на уговор. Взамен за услугу Иван Тимофеевич вынужден подарить свое ружье.

Урядник обещает пока не трогать женщин и берет с собой редиску, масло и старку, любезно предложенные хозяином.

Главные персонажи

В повести «Олеся» есть несколько главных и второстепенных персонажей. Они отличаются характерами, поведением и образом мышления. Список основных героев:

Иван Тимофеевич в повести Олеся

  • Иван Тимофеевич;
  • Олеся;
  • Мануйлиха;
  • Ярмола;
  • Мищенко Никита Назарыч;
  • Евпсихий Африканович.

Иван Тимофеевич — это рассказчик, от его имени и ведется вся повесть. Он молодой барин, который приехал в небольшую деревню на Полесье. Олеся — девушка лет семнадцати-двадцати, проживает в лесной глуши в старой хижине. Она обладает колдовскими способностями. Ее бабушка — Мануйлиха — давно нагнала страх на местных жителей, из-за этого ее и выгнали из деревни.

От своего полесовщика Ярмолы барин и узнал об истории двух колдуний. В соседнем имении проживал приказчик Никита Назарыч, он работал конторщиком. Евпсихий Африканович — это полицейский урядник.

Девятая глава: Разрыв с Олесей

После разговора с Евпсихием Африкановичем их встречи с Олесей стали реже. Рассказчик постоянно думает о девушке, он понимает, что влюблен в нее, и даже злится на себя, что так сильно привязался к ней. Однако сама Олеся грустно и молчаливо сидела с ним рядом, а на его умоляющие взгляды не реагировала. Она всегда была с ним лишь в присутствии бабушки и больше не провожала его до шляха. Однажды он просидел у них целый день и почувствовал себя плохо.

В один день мужчина заболевает лихорадкой и слег на 6 дней в беспамятстве и бреду. Он едва передвигался и почти все время спал. Но потом он поднялся и выздоровел.

Десятая глава: Признание в любви

Как только Иван Тимофеевич выздоравливает, он чуть ли не бежит на встречу с Олесей. Видя ее, он понимает, что эта девушка безумно ему дорога. В эту встречу девушка признается рассказчику, что она любит его. Взгляд девушки выражал очень много: и тревогу, и страх, и упрек за отсутствие, и признание в любви. Он ничего не мог вымолвить, а только смотрел на нее…

При бабушке они говорили о болезни сдержанно и тихо. Потом она собралась провожать его и подмигнула ему. Бабушка настороженно поинтересовалась, куда она идет, а она отчаянно выговорила, что это ее дело, и ей ответ держать. Оказалось, они с бабушкой уже не раз обсуждали это: суровое и страшное предсказание не давало покоя женщинам. Она рассказывает, что боится судьбы, и изначально хотела уйти от нее, но понимает, что это невозможно. В период разлуки Олеся страшно мучалась и решила идти на муки, лишь бы ощутить радость от любви. И вся ночь слилась в какую-то чарующую сказку… Девушка пообещала, что не станет неволить и ревновать Ивана. Пусть его заботит в эту ночь только одна любовь.

После рокового шага Иван спросил, не жалеет ли Олеся о содеянном. Она же сказала, что счастлива, и готова встретить свою судьбу. Ивана напугало мрачное предчувствие беды.

Сказка любви

Приближается время отъезда героя. Уже месяц их сказка любви длится, они часто встречаются в лесу, так как старая Мануйлиха гостя встречает с неприкрытой злобой. Герой, хотя и с трудом может представить себе Олесю среди жён его сослуживцев, заговаривает с возлюбленной об отъезде и женитьбе. Та, в свою очередь, относится к его словам настороженно – она не желает сковывать его обещанием, но хотела бы пойти с любимым. Ей нужно время, чтобы всё обдумать и поговорить с бабушкой. Девушка, как и прежде, страшится церкви.

Одиннадцатая глава: Предложение

Целый месяц продолжается сладкая история любви Ивана и Олеси. Но пришло время покинуть деревню, начальство вызывало его в город, и мужчина хочет жениться на Олесе, хоть и понимает, что они не пара. В конце концов, он уговаривает себя на это шаг, приводя в пример ученых, которые женятся на швейках и живут хорошо.

На встрече с Олесей он заставляет себя признаться в отъезде и сделать предложение. Она расстроилась, но не удивилась и не показала своего смятения.

Сначала Олеся отказывается от брака и говорит, что это просто невозможно по ряду причин. Она безграмотна, а он — барин, что же скажут люди, увидев их пару? Она и отца не имеет, мать родила ее вне брака. Но вскоре понимает, что тоже не может жить без возлюбленного. Она хочет пойти с ним так, без венца, потому что не хочет связывать его клятвами. Он соглашается даже взять бабушку с собой.

Ночью она проснулась и спросила, будет ли ему приятно, если она пойдет в церковь? Он ответил, что мужчина может даже смеяться над Богом, но женщина обязана верить в него. Она скрылась в лесу, а он хотел было остановить ее и отговорить, но не послушал веления сердца… а зря.

Основная идея повести

В кратком содержании повести «Олеся» Александр Куприн описывает историю романа главных героев реалистично, в соответствии с нравами современников событий. Автор раскрывает идею единения природы и человека, обращает внимание на то, как невежественны и грубы местные жители, хоть и ходят в церковь. На противостоянии деревенских и Олеси, в кратком содержании повести образно сталкиваются цивилизация и дикая природа.

Естественный человек (Олеся), образ которого Куприн часто приводит в своих ранних произведениях, идеалистичен, стремится к справедливости, силён духом. Девушка выступает образцом гармонии, в противовес обществу, которое за собой ведут не лучшие его представители. «Олеся» Куприна в кратком пересказе по главам иллюстрирует свободу личности, которую исключили из общества на фоне грубого и необразованного большинства. Также раскрывается трагичность любви, предопределённость и неспособность противостоять обществу.

Двенадцатая глава: Избиение Олеси

В тот день Иван уезжал по службе, а приехал в разгар праздника. Все были пьяны. Но он заметил странную перемену в людях: они теперь не лезли к нему с поклонами и поцелуями, а смотрели враждебно и любопытно. Один из них, пьяный мужик, длинно и грязно выругался, имея в виду связь Ивана с Олесей. Он хотел избить его нагайкой, но уехал.

Дома Иван узнает от конторщика Мищенко, что Олеся была в церкви, но местные бабы ее засмеяли, оскорбили, избили и забросали камнями. Они едва не вымазали ее дегтем (это был величайший позор), но сильная и ловкая Олеся убежала от них, хоть и сильно пострадала. На ней едва мотались уцелевшие лохмотья вместо одежды, лицо было все в царапинах. Девушка разозлилась и обратившись к толпе, сказала, что они все пожалеют о содеянном. Выслушав конторщика, Иван Тимофеевич поехал в лес. По пути ему попался Ярмола со злорадным выражением лица.

Вывод

Даже по краткому пересказу «Олеси» видно, что Куприн смог ввести в традиционно реалистичное повествование (повесть написана в рамках литературного направления неореализм) романтическую героиню – внучку колдуньи Олесю, противопоставляемую в произведении остальным героям. В отличие от образованного Ивана Тимофеевича, девушка выросла вне общества и цивилизации, но от природы наделена душевным богатством и внутренней красотой, чем и привлекла главного героя. Трагичная история любви, описанная в повести, вдохновила многих режиссеров – произведение было трижды экранизировано.

Предыдущая

Краткое содержание«Один день Ивана Денисовича» краткое содержание повести Александра Солженицына – читать пересказ онлайн

Следующая

Краткое содержание«Пастух и пастушка» краткое содержание повести Астафьева – читать пересказ онлайн

Тринадцатая глава: Последняя встреча

Приехав к старухе, мужчина видит Олесю без сознания. Майнулиха очень сердится на Ивана и отчитывает его, убеждаясь в том, что это он виноват в произошедшем. Она сразу поняла, что он настоял на походе в церковь.

Придя в себя, девушка говорит, что им нужно расстаться навсегда, потому что они приняли решение уехать из деревни. Теперь любое событие в селе будет поставлено им в вину, и жители изведут их до смерти. Нужно бежать, и немедленно. Иван не соглашался с доводами Олеси, он не верил в судьбу и клялся защитить их. Но девушка была неумолима: не хочет судьба их счастья, и разлуку она уже видит. На ночь она попросила его уехать, ссылаясь на усталость. Бабушка даже позволила им не таиться и проститься по-человечески.

Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от мужчины, которого она любит.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Судьба забросила по службе Ивана Тимофеевича на полгода в глухую деревушку Переброд на окраину Полесья. От скуки спасали только книги и охота. Общение с крестьянами не заладилось, так как они относились к нему настороженно. Книжки, какие у него были, Иван Тимофеевич перечитал. Попытался познакомиться с местной интеллигенцией, но ничего из этого не вышло, да и жили эти люди далеко.

Пробовал он заняться лечением крестьян, но тоже ничего у него не получилось. Оставалась только охота. Но в конце января из-за погоды охотиться было нельзя, и Иван Тимофеевич стал обучать грамоте своего слугу, полесовщика Ярмолу, который хотел обучиться ставить свою подпись. Это оказалось нелёгким делом, но всё же Ярмола научился подписываться.

Глава 2

Однажды на улице бушевала вьюга, и Ярмола сказал, что ветер нынче оттого, что ведьма родилась или «ведьмак веселье справляет».

Затем рассказал, что у них лет 5 назад была ведьма, но её из села прогнали. Однажды попросила она у одной женщины злот (15 копеек), та ей не дала, ведьма пригрозила, что будет помнить она об этом. И с тех пор дитя у женщины стало болеть да умерло. Тогда хлопцы и прогнали ведьму.

Расспрашивая Ярмолу, Иван Тимофеевич узнал, что эта ведьма не местная, пришла с внучкой в село много лет назад, а сейчас живёт в болоте за Ириновским шляхом. Зовут её Мануйлихой, женщины ходят к ней погадать или за зельем.

Иван Тимофеевич сказал, что хочет познакомиться с ней и попросил Ярмолу проводить его на болото, но тот с негодованием отказался.

Глава 3

Когда потеплело Ярмола позвал Ивана Тимофеевича на охоту за зайцами. В лесу тот заблудился и вышел к хате, которая напоминала избушку на курьих ножках, так как стояла на сваях из-за весеннего половодья.

В хате была старуха, обликом похожая на бабу-ягу. Мануйлиха недружелюбно встретила Ивана Тимофеевича и сказала ступать прочь, но за деньги согласилась ему погадать.

Только она разложила карты и начала гадать, как послышался звонкий женский голос, певший малорусскую песенку. Мануйлиха забеспокоилась и стала прогонять Ивана Тимофеевича из хаты, но тут распахнулась дверь и зашла девушка. Мануйлиха сказала ей, что барин спрашивал дорогу и сейчас уйдёт.

Иван Тимофеевич попросил девушку показать дорогу, и она согласилась. По дороге они разговорились, и девушка сказала, что она и бабушка людей сторонятся, потому что ничего хорошего от них не видят. Иван Тимофеевич попросил разрешения иногда заходить к ним. Девушка сказала, что лучше пусть без ружья приходит, так как не любит, когда зверей убивают. Прощаясь, Иван Тимофеевич спросил, как её зовут, и она ответила: «Алёной меня зовут… По-здешнему — Олеся».

Глава 4

Когда просохли весной лесные тропинки, Иван Тимофеевич пошёл в избушку на курьих ножках. Мануйлиха встретила его нелюбезно, но Олеся сказала ей, что он ничего плохого им не сделает.

Иван Тимофеевич узнал от Олеси, что бабушке всё время урядник угрожает упрятать её на каторгу за чародейство.

Когда Иван Тимофеевич попросил Олесю погадать ему, она не согласилась, сказав, что уже гадала на него, а 2 раза нельзя пытать судьбу. Тогда Иван Тимофеевич уговорил её рассказать, что же ей сказали карты. Олеся не сразу согласилась, но всё же сказала, что жизнь его будет невесёлая, а в этом году его полюбит трефовая дама. И дама от этого примет большой позор.

Глава 5

Олеся вызвалась проводить Ивана Тимофеевича, хотя старуха была против этого. По дороге он спросил, правда ли её бабушка колдунья. Девушка подтвердила это, сказав, что сейчас она стала стара и не может уже многого делать. А раньше много умела: лечила, кровь останавливала, помогала, если кого укусит змея или бешеная собака, указывала клады.

Иван Тимофеевич сказал, что не верит этому, считает, что это притворство, чтоб людей морочить, и спросил, верит ли она сама в колдовство. Олеся ответила, что она и сама многое умеет. Иван Тимофеевич попросил показать её умения. Тогда Олеся попросила дать ей руку и полоснула по ней ножиком. Затем крепко зажала руку повыше раны, склонилась над ней и стала что-то шептать. На руке осталась только царапина.

Затем решила показать ещё одну свою способность и попросила идти Ивана Тимофеевича вперёд. Пройдя немного, он споткнулся на ровном месте и упал. Олеся закричала, чтобы он не оглядывался и шёл дальше. Шагов через 10 Иван Тимофеевич снова упал.

Он спросил, как это она делает, и Олеся рассказала, что подражала его движениям, а потом мысленно представляла верёвку, протянутую поперёк тропинки. В тот момент, когда Иван Тимофеевич должен прикоснуться к воображаемой верёвке, Олеся делала падающее движение.

Затем она сказала, что может навести страх на человека, находясь от него далеко, но перед этим должна видеть его комнату. Рассказывая это, она показала каким взглядом может навести этот страх, и Ивана Тимофеевича охватил ужас.

Далее, разговорившись с девушкой, он узнал, что её бабушка очень умная, знает очень много, а о том, где раньше жила, вспоминать не любит.

Глава 6

Иван Тимофеевич стал часто приходить к Олесе, его привлекала не только красота её, но и свободная натура и ум. Она расспрашивала Ивана Тимофеевича об устройстве земли, вселенной и о многом другом.

Узнав, что на свете есть огромные города, девушка сказала, что ни за что не променяет лес на город. Иван Тимофеевич сказал, что если она полюбит мужчину из города, то придётся замуж идти. Олеся ответила, что венчаться ей нельзя, так как их род проклят и им в церковь ходить нельзя.

Иван Тимофеевич убеждал её, что её способности объясняются докторами-психиатрами как способность к гипнотизму, внушению, что заговаривание крови достигается нажатием на вену. Но Олеся не соглашалась с ним и была убеждена, что её способности от нечистого. Иван Тимофеевич был убеждён, что Олесе доступны странные знания, бессознательные, инстинктивные, опережающие точную науку на столетия.

Олеся и Иван Тимофеевич всё крепче привязывались друг к другу. Ярмола это очень не одобрял и начал избегать Ивана Тимофеевича.

Глава 7

Однажды Иван Тимофеевич застал Олесю взволнованной. Она не хотела говорить о своём горе, но Мануйлиха рассказала, что урядник выгоняет их из хаты, так как она помещичья. Лес купил другой помещик и хочет сушить болото. Мануйлиха не знает, чем она может помешать ему. Иван Тимофеевич пообещал похлопотать, чтобы их оставили жить в хате.

Глава 8

Он хорошо угостил урядника Евпсихия Африкановича, подарил ему ружьё и попросил не выгонять беззащитных женщин из хаты. Урядник пообещал пока оставить в покое обитательниц лесной хаты.

Главы 9–10

Однажды Иван Тимофеевич заболел полесской лихорадкой, почти 2 недели не видел Олесю и понял, как она мила ему.

Когда он пришёл в избушку на курьих ножках, то увидел радость Олеси и понял, что и она любит его. Когда она пошла провожать Ивана Тимофеевича, то призналась, что раньше думала, что можно уйти от судьбы, а сейчас поняла, что это не так. Несмотря на предсказание о том, что любовь к Ивану Тимофеевичу её погубит, Олеся призналась, что любит его.

Глава 11

Почти месяц продолжались их свидания. Мануйлиха была этим недовольна, сердилась на Ивана Тимофеевича.

Служебные обязанности его в Переброде закончились, нужно было возвращаться в город, и он решил жениться на Олесе.

Когда Иван Тимофеевич сообщил, что ему нужно уезжать и предложил Олесе выйти за него замуж, она отказалась. Девушка сказала, что недостойна быть его женой, так как необразованна, незаконнорождённая, да и бабушку не может оставить одну. Но Иван Тимофеевич догадался, что главная причина в том, что она боится церкви, ведь там нужно будет венчаться. Он стал убеждать Олесю, что Бог милосерден ко всем, а значит и к ней. Всё это она слышала от него не раз, но не соглашалась.

Глава 12

На другой день был праздник святой троицы. Иван Тимофеевич съездил по делам в соседнее село и, вернувшись, увидел на площади много пьяных и слепого лирника, поющего «думку».

У себя застал он Никиту Назарыча Мищенка, конторщика соседнего имения. Тот со смехом рассказал ему, что перебродские женщины поймали на площади ведьму и избили её.

Оказалось, что Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, а когда вышла из церкви, её окружила толпа баб, которые хотели вымазать её дёгтем. Закипела свалка, но Олеся вывернулась и, отбежав, громко крикнула, что они вспомнят это и наплачутся досыта.

Глава 13

Узнав об избиении Олеси, Иван Тимофеевич поскакал на лошади к ней. Девушка была без сознания, у неё был жар. Когда Олеся очнулась, он попросил у неё прощения, но она сказала, что сама виновата, что пошла в церковь. Ещё сообщила, что ей и бабушке придётся уехать из Переброда, потому что она со зла и со стыда погрозила сельчанам, и сейчас, если что-нибудь случится, обвинят её и бабушку в колдовстве.

Олеся сказала, что карты правду показали, и не судьба им быть вместе.

Глава 14

Когда Иван Тимофеевич вернулся в деревню, началась гроза, но он был утомлён и быстро уснул.

Утром Ярмола сказал, что град побил у сельчан жито и что это наслала ведьма. А Ивану Трофимовичу он посоветовал быстрее уезжать, так как народ обозлился и ему несдобровать за связь с Олесей.

Иван Тимофеевич поскакал предупредить Олесю и Мануйлиху о грозившей мести сельчан, но в избушке их не было. Видны были только следы поспешного выезда да на углу оконной рамы висели красные бусы — единственная вещь, которая осталась Ивану Тимофеевичу на память об Олесе и об её великодушной любви.

Четырнадцатая глава: Эпилог

Вечером того же дня, над деревней прошел сильный дождь с градом, который побил пшено. Слуга Ивана Тимофеевича, Ярмола, утром советует мужчине как можно скорее убираться из деревни, боясь, что это дело рук колдуньи. Люди с утра напились и жаждали расправой над ним и ведьмами.

Прежде чем уехать навсегда, рассказчик решает вновь пойти в лес, чтобы попрощаться с девушкой и предупредить ее, но на месте находит лишь беспорядок и нитку красных бус. Это все, что осталось у него от Олеси.

Автор: Алиса Старикова

История создания повести. Прототипы героев

Впервые повесть была опубликована в 1898 году в газете «Киевлянин». Отдельное издание вышло в 1905 году. Это произведение не лишено автобиографичности. Герой повести, как и сам Куприн, литератор, начинающий писатель. Александр Иванович тоже шесть месяцев жил в Полесье. Во время пребывания в той глуши он однажды разговорился с помещиком Порошиным, и тот рассказал писателю, как у него был роман с настоящей местной колдуньей. Звали помещика Иван Тимофеевич. Его имя Куприн дал главному герою.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: