- Сочинения
- Литература
- Крылов
/
/
Басня — это один жанров литературы. Особенность басен заключается в том, что в них всегда скрыт смысл и нравоучение. Возьмём к примеру известную баню И. А. Крылова «Лягушки, просящие царя».
В качестве главных героев здесь выступают Лягушки. Они долгое время жили свободно и счастливо, но в один момент решили, что им непременно нужен царь, который будет ими управлять. Лягушки стали молиться, чтобы боги послали им царя. Хотя обычно боги и не реагируют на мелкие просьбы, но тут сам Зевс послал на землю царя.
Царь был статным, высоким, стройными, серьёзным. Лягушки уважали его и первое время даже слегка побаивались правителя. Но спустя время жители поняли, что их царь слишком миролюбивый, мягкотелый и ничего сделать не может, они сравнивали его с осиновым чурбаном. Лягушки осмелились даже запрыгивать на колени, поворачиваться спиной к государю, что выражало неуважение к правителю. Подумали они, что такой царь не сможет их защитить, если вдруг случится опасность, и стали просить у богов нового правителя.
На этот раз просящим помог Юпитер и послал им в качестве царя цаплю, верного врага лягушек. Испугались тогда жители, попрятались по всем углам. Царь был грозный и величественный, чуть только Кто-нибудь квакнет, так он его сразу съедает. Каждый день население соеращалось. Заплакали лягушки и стали опять у богов царя просить. Но в этот раз Боги отказали, да и пригрозили, что при повторной просьбе пошлют им ещё более сурового государя. Так и жили лягушки под властью жестоко правителя.
Этим произведением И. А. Крылов высмеивает человеческий инстинкт подчинения. Он показывает лягушек, которые были совершенно свободны, сами управляли своей жизнью. Но инстинкт подчинения вынудил их отдать свою же свободу, свои права царю. В конечном итоге Лягушки оказались в полной власти царя, и, конечно, никаких прав у них не осталось.
Мораль этой басни такова: нужно ценить то, что у тебя есть и не просить большего. Часто люди вечно недовольны чем-то. Так и в этой басне у лягушек было все: и веселье, и свобода, но все им чего-то не хватало. И что в конечном итоге? Условия жизни лягушек стали только в разы хуже.
От Эзопа до Крылова
Со времён античной литературы басня занимала особое место. Ей удавалось подметить такие черты человеческого характера, которые всегда считались порочными и вызывали негативные чувства. Первым, кто заговорил о человеческих минусах языком басни, был мудрейший древнегреческий поэт-философ Эзоп. Способность не называть конкретное лицо, прибегая к аллегории, указывала на недостатки, с которыми необходимо бороться.
Его последователем стал Лафонтен. «Лягушки, просящие царя» — басня, принадлежащая его перу. Аллегория позволяет авторам сделать главными героями представителей животного мира. Чтобы понять, как действует такой приём, нужно провести анализ басни «Лягушки, просящие царя».
Содержание
Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.
Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.
Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.
Предостережение Зевса
Не только Лафонтен написал о недовольстве теми, кто стоит у власти, к этой теме обращается и Крылов, «Лягушки, просящие царя» — басня, которая имеется и в его сборнике. Под лягушками у известного баснописца имеются в виду люди. У Крылова по-прежнему первым бессловесным правителем становится осиновый чурбан, которого сменил Журавль.
Для того чтобы внести контрастность в процесс правления и ярче обрисовать положение лягушек, авторы басен выбирают в качестве вторых царей змею и журавля, потому что оба они любят полакомиться лягушками. Был дан тихий и спокойный царь, его недооценили, тихой и спокойной жизни не захотелось, слишком скучной и неинтересной показалась она лягушкам. А другой-то ещё хуже оказался. Недаром говорится: «От добра добра не ищут». «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!» — предостерегает лягушек Зевс.
Проведённый анализ басни «Лягушки, просящие царя» поможет определить, в чём в этой басне мораль. А она проста: нельзя всё изменить сразу. Необходимо учитывать, что в природе всё имеет своё развитие, но оно происходит постепенно. Если бы лягушки потерпели, они приспособились к чурбану и даже научились извлекать из общения с ним огромную пользу. Суть басенной морали не утеряла своей актуальности.
Мораль, анализ и смысл басни про лягушек Крылова
Главная мысль и мораль этого произведения – нужно быть довольным тем, что имеешь. В басне мы видим разные события — смешные и печальные. Лягушки просят, сильно хотят и молятся о своем желании — дать Царя. Небеса милостиво отвечают на молитвы и посылают «осиновый чурбан».
Лягушки не довольны. Они молятся вновь! ЗА более лучшего царя. Второй царь — Журавль, но он нагло ест лягушек. Баснописец Крылов этим хочет показать, что народ всегда достоин своего правителя.
Также в этой басне есть намек на то, что народ иногда ведет себя глупо, прося царя и отказываясь от своей свободы.
Чтобы представить басню во всей яркости и понять лучше, посмотрите видео:
Источник
О рифме, характерах героев
Басня, которую написал Иван Андреевич Крылов («Лягушки, просящие царя»), в стихах. У автора очень чёткая рифма: бочком — ничком, рядом – задом, державу – славу.
Главный недостаток, царящий в обществе и отмеченный автором — болезненная страсть к переменам, нежелание принимать существующее положение таким, какое оно есть, желание поменять свой прежний образ жизни, не опираясь на прошлое и на свой опыт. Лягушкам стало «не угодно правление народно», «не понравилось жить вольно и свободно».
Наиболее яркими запоминающимися фразами у автора являются: «треснулся на царство», «показалось совсем неблагородно».
Главными героями басни являются лягушки, они находятся в постоянном контакте с Зевсом и меняющимися царями. Из-за характерных черт характера можно назвать их:
- трусливыми;
- подобострастными перед теми, кто намного выше их по статусу.
Но как только они чувствуют безнаказанность, они тут же демонстрируют своё пренебрежение к царю, повернувшись к нему спиной. Зевс же очень внимательно относится ко всем просьбам, обращённым к нему.
- Царь чурбан степен, молчалив, огромного роста.
- Журавль иного нрава, не любит никого баловать и делать кому-то снисхождения. Он имеет два образа. Это птица, пожирающая лягушек. Грозный царь, который наказывает своих подданных без разбору.
Для автора кажется вздором и невероятной глупостью поменять волю на угнетённую жизнь.
Анализ басни «Лягушки, просящие царя»: особенности лексики
В басне используется немало лексических единиц, придающих произведению особую образность. Например, слово «пособить» означает «оказать помощь». А вот словосочетание «осиновый чурбан» символизирует грубость, неотесанность. Фраза «черный год» означает период времени, в течение которого приходится сталкиваться с неудачами и страданиями.
Цель: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Лягушки, просящие царя”. Продолжить развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.
Оборудование: книги с Крылова, портреты баснописца, иллюстрации к басням.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, прослушивание аудиокассет, разбор прослушанных басен, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.
I. Вступительное слово учителя.
В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу.
До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.
Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история «не послушалась» просветителей, почему она обманула их надежды?
В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.
Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя.
Чтение и анализ басни
Лафонтен | |
Лягушки, просящие царя | |
Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя — ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал. Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало. Недовольные лягушки сказали тогда Юпитеру: — Хотим другого царя! Чтоб был порасторопней! Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то была куда как расторопна! Такая изящная, такая подвижная, и очень красивая! Настоящая императрица! Быстро скользила она по своему царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и власть, строго карая подданных — и за дерзость, и за неуместное своемыслие, и за прочие провинности, и даже без оных. Она так ловко и быстро глотала лягушек, что вскоре последние снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так: — Удивляете вы меня. Первый ваш царь был кроток и терпелив, и тем стал вам немил. Так терпите же свою новую правительницу, и не утомляйте меня больше вашим кваканьем, а не то будет вам повелитель и того хуже. |
|
– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных Теорий).
– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому. В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля. У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву: Не любит баловать народа своего; Он виноватых ест: а на суде его Нет правых никого; Зато уж у него Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа. На жителей болот Приходит черный год. В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит И всякого, кого ни встретит он, Тотчас засудит и – проглотит.
– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни).
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)
– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт)
И показалось им совсем не благородно Без службы и на воле жить.
Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У него лягушки так жалуются Юпитеру:
Живем мы своевольно; Неправд у нас довольно, У нас На всякий час Друг дружку ненавидят; Бессильных сильные обидят; А сильный сильного считает за врага. 1
“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.
Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого разума” (Карамзин). 2
– Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит? (история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.
Домашнее задание.
Составить цитатный план басни “Лягушки, просящие царя”.
Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-10-29
Народность произведения
В басне «Лягушки, просящие царя» мораль можно заменить на известные пословицы: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «от корма кони не рыщут», «от добра добра не ищут».
Крылов всегда любит показать через смех и незлобное подшучивание, над какими моментами стоит задуматься. А их в басне великое множество.
Как известно, люди забирают из известных произведений яркие выражения, которые активно используют в своей обыденной речи, тем самым делая эти выражения крылатыми, афористичными. Эти фразы украшают лексику говорящего. К тому же разговорная речь приближает произведение к народу. Вот некоторые примеры: «чтоб горю пособить», «глотает, как мух», «ни носа высунуть», «пошто ж – почему».
Популярные сегодня темы
В истории человечества не мало войн и конфликтов. Эти трагические события крепко осели в головах очевидцев и участников
Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей
В романе М.Ю.Лермонтова представлено множество образов разных людей. Все они призваны составить общую картину произведения и показать истинное лицо главного героя Григория Печорина.
Аркадий Кирсанов – это юноша двадцати трех лет, дворянин, сын помещика. Он только окончил школу, но уже хочет казаться взрослым. Аркадий легко поддается влиянию более сильных личностей
Источник
Взгляды Крылова и их выражение в баснях
В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!». Таким образом, анализ басни «Лягушки, просящие царя» позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: «Лягушка, просящая царя», «Обоз» и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.
Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель — человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.
В чем мораль басни
Мораль басни — это самое главное в таком роде произведений. Другими словами, прочитав басню, надо задуматься, чему она может научить и как не повторять ошибок в своей жизни. Здесь, когда мы говорим о морале басни «Лягушки, просящие царя», видно, что перемены не происходят на пустом месте и мгновенно. Природа устроена так, что все планомерно развивается и всему свое время. Не стоит торопить события и ради неведомого отказываться от того, что есть сейчас.
Например, подождав немного, когда царем лягушек был чурбан, они бы поняли, что и общение с ним и его правление может быть полезным. По сути, требовалось время, чтобы приспособиться к этому правителю и новым обстоятельствам. Постоянно желая перемен, появляется ненасытимость, и человек никогда не получит желаемое, он всегда будет чем-то недоволен. Это видно благодаря анализу басни «Лягушки, просящие царя».
Общество всегда имело серьезный недостаток, и автор басни смог замечательно его подчеркнуть. Люди постоянно хотят перемен, они не принимают существующий порядок, им не нравится текущий уклад, они стремятся к новой жизни. Разве этой плохо? С одной стороны, нет. Но плохо не сама тяга к лучшему, а неумение замечать то хорошее, что есть на данный момент. К тому же баснописец Крылов хотел ярко выразить мысль о том, что царя, который бы идеально всех устраивал — не бывает. Вполне возможно, что следующий царь, пришедший на смену предыдущему, будет намного хуже.
Итак, анализ произведения и мораль басни «Лягушки, просящие царя» очень понятны. Легко запомнить главное. Прочитайте басню целиком, если вам еще не удалось этого сделать, чтобы убедиться в правильности сделанного нами вывода. Рекомендуем к прочтению другие статьи нашего литературного
Анализ басни «Лягушки, просящие царя»позволяет подчеркнуть негативное восприятие правителей и руководителей в обществе. Произведение, написанное более 200 лет назад, в определённых случаях может являться примером для некоторых и сегодня.
🗹