- Сочинения
- По литературе
- Короленко
- Анализ рассказа Дети подземелья
Повесть «Дети подземелья» написал известный писатель В. Короленко в 1884 году. Изначально произведение называлось «В дурном обществе». В своем произведении автор хотел показать жизнь во всей ее многообразии. Идея произведения – показать, как жизненные обстоятельства влияют на характеры главных героев.
Маленький мальчик Вася рано потерял мать, и воспитывается, вместе с сестренкой Соней, строгим отцом. Отец холоден к мальчику и поэтому Вася растет как «пугливый зверек». Мальчик страдает от одиночества и непонимания. Однажды он знакомится с бродягами, которые жили за городом: мальчиков Вальком, примерно одного возраста с Васей, его сестрой – четырехлетней Марусей и их приемным отцом Паном Тыбурцим. Бродяги жили в заброшенной часовне рядом с кладбищем, а в город ходили воровать еду. Когда Вася пришел к ним в гости, он не поверил своим глазам. Как дети могут жить в темном, сыром подвале? Так Вася узнал, что такое несправедливость. После увиденного он больше не осуждал воров бродяг. И чем больше Вася общался с бродягами, тем больше он ощущал социальное неравенство и тем больше портились его отношения с отцом.
Мальчики много времени проводили вместе, что не нравилось отцу Васи. Однажды Маруся тяжело заболела. Она лежала в подземелье на сырых холодных камнях и никак не могла вылечиться. Вася очень переживал за Марусю, дети стали близки, и решил сделать ей приятно, порадовать ее. Он подарил девочке куклу сестры, которую подарила покойная мать. Девочка была в восторге, ей даже стало ненадолго лучше. Отец Васи был в ярости, он никак не мог понять сына. Маруся вскоре умерла, кукла была возвращена, а бродяги ушли в другой город.
Вася и отец открыли для себя новый этап в отношениях, холод сменился на теплоту и любовь.
В данном произведении автор хотел показать, что мир может быть жестоким и несправедливым. Но даже в таком мире нужно иметь такие качества, как доброта, милосердие, понимание и человечность. Автор говорит о том, что нельзя быть равнодушным к проблемам других людей.
Мне понравилось повесть В. Короленко «Дети подземелья». Эта повесть интересная и поучительная.
Краткое содержание «Дети подземелья» для читательского дневника
ФИО автора: Короленко Владимир Галактионович
Название: Дети подземелья
Число страниц: 72. Короленко В. Г. «Дети подземелья». Издательство «АСТ». 2021 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1885 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Чтобы прочитанное на уроке было усвоено…
То, что открылось ученикам на уроке, хорошо бы закрепить на новом литературном материале. В качестве такого «нового” для читателя материала могут быть произведения как русской, так и зарубежной литературы. Назовём некоторые из них: А.Чехов. «Ванька», «Спать хочется»; Д.Мамин-Сибиряк. «Вертел», «Кормилец», «В глуши», «Под землёй»; А.Куприн. «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр»; М.Горький. «Дед Архип и Лёнька», «Встряска», «Сирота»; Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш»; Г.Мало. «Без семьи»; Ч.Диккенс. «Оливер Твист»; А.Линдгрен. «Расмус-бродяга».
Главные герои
Вася – добрый, отзывчивый, сострадательный мальчик, сын судьи, рано лишившийся матери.
Валёк – девятилетний мальчик, сирота, нищий, грязный оборвыш, очень самостоятельный, добрый, заботливый.
Маруся – младшая сестра Валёка, слабенькая, больная, грустная девочка.
Отец Васи – судья, справедливый и честный человек, которого сломила смерть любимой жены.
Соня – младшая сестра Васи, весёлая, милая девочка.
Пан Тыбурций – бродяга, но при этом прекрасно образованный, начитанный мужчина средних лет.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Дети подземелья»
для самых компанейских —
Главные герои «Дети подземелья»
Жанровое направление
Произведение принято относить к рассказу. Повествование подходит под все правила этого жанра. Объем книги небольшой, хоть и довольно короткий для повести. Второстепенные герои раскрывают образ главного персонажа. Заглавие книги точное и лаконичное, читатель тут же понимает, какие приблизительно события во время прочтения будут происходить с мальчиком Василием. Главный сюжет произведения — знакомство сына судьи с детьми «подземелья». Писатель уделяет большое внимание всем деталям, это также доказывает, что перед читателем действительно рассказ.
Произведение имеет реалистическое направление. Писатель не романтизирует настоящий мир, он описывает проблемы города Княжье. Все герои имеют свои индивидуальные черты и характеры. Рассказ изображает реальность того времени. Писатель не разделяет своих героев на положительных и отрицательных.
Воры показаны довольно умными людьми, а судья — человеком, который прохладно относится к собственному сыну. Помимо этого, автор уделят большое внимание проблеме отношений общества к индивидуальной личности (отличительная черта реализма).
Повествование является линейным. События имеют определенный хронологический порядок. Мальчик Вася рассказывает обо всем, что с ним произошло в прошлом, соответственно, произведение построено на приеме ретроспекции.
Сюжет
Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец очень страдал и как будто забыл о существовании сына. Лишь изредка он проявлял интерес к его младшей сестрёнке, Соне, и то только потому, что она была похожа на мать.
Вася, почувствовав свою «ненужность», избегал отца и всё больше времени проводил на улице. В то время их семья жила в крошечном городке Княжье-Вено. Главной его достопримечательностью был полуразрушенный старинный замок и часовня. Эти развалины облюбовало местное «дурное общество» – бездомные, нищие, бродяги, словом, все те, кому пришлось пережить на своём веку немало невзгод. Жители городка старались избегать этих людей, к которым относились с презрением.
Однажды Вася решил исследовать замок и часовню и увидел там мальчика и девочку. Вася заговорил с ними и узнал, что это были родные брат и сестра – Валёк и Маруся. Их приёмным отцом был пан Тыбурций – местный нищий, добрый и заботливый мужчина.
Вася подружился с ребятами и старался как можно чаще навещать их. Однажды он узнал, что Валёк вынужден воровать еду, чтобы прокормить свою четырехлетнюю сестрёнку, которая была ослаблена какой-то болезнью. С тех пор Вася каждый раз приносил друзьям какие-то гостинцы: кусок пирога, яблоки, печенье. Маруся была очень слабенькой, грустной девочкой, которая плохо ходила. Валёк объяснил другу, что это оттого, что они вынуждены жить в сыром, холодном подземелье. Вася невольно сравнил Марусю со своей весёлой, жизнерадостной сестрёнкой Сонечкой и поразился, какая между ними была большая разница.
Тыбурцию поначалу не очень нравилось, что их убежище навещает сын судьи. Но когда он увидел, что мальчик сдружился с его подопечными и никому не собирался рассказывать об этих встречах, то успокоился.
С приходом осени состояние здоровья Маруси ухудшилось. Девочка с каждым днём становилась все худее и бледнее и вскоре уже не могла выходить из подземелья. Чтобы как-то поднять ей настроение, Вася тайком принёс ей самую красивую куклу Сони. При виде чудесной куклы Маруся оживилась, однако болезнь всё никак не отступала.
Узнав о том, что сын стащил игрушку младшей сестры, отец запретил выходить ему на улицу. Спустя несколько дней пришёл печальный Тыбурций. Он вернул куклу и рассказал судье, что Маруся умерла, а его сын был очень добр к маленьким нищим. Отец попросил прощения у сына и отпустил его к часовне, передав немного денег Тыбурцию.
После смерти Маруси часовня опустела: нищие разбрелись кто куда. Вася и Соня часто навещали могилку маленькой девочки и, когда пришло время навсегда покинуть город, произнесли над ней свои обеты.
История написания
Книгу «Дети подземелья» Короленко почти полностью написал во время нахождения на каторге: автора сослали в Якутск из-за революционных убеждений, осудили за оппозиционную деятельность и антисоветскую пропаганду. За все время пересылок он проникся особенностями жизни обездоленных и бедных людей. Именно после этих впечатлений появилась идея написания произведения.
Рассказ «Дети подземелья», который вначале назывался «В дурном обществе», был закончен в 1885 г.
Большинство деталей и прототипов героев Короленко «взял с натуры»: например, судья, сыном которого является основной персонаж, сильно напоминает отца писателя, а городок Княжье — похож на Ровно, где рос и воспитывался Владимир Галактионович.
Короленко утверждал, что он журналист, а не драматург. Однако цензура не пропускала ни его политические публикации в газетах, ни насущные сказки, рассказы и повести. Потому писатель был вынужден завуалировать мысли литературными приемами, чтобы хоть как-то опубликовать произведение и обратить внимание общественности на людей, от которых остальные отвернулись.
Толкование непонятных слов
Пан – это форма вежливого обращения, применяемая в некоторых славянских языках: польском, чешском, словацком, украинском, белорусском.
Обыватель – ограниченный человек с мещанскими взглядами.
Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств.
Лакей – слуга в господском доме, трактире, гостинице.
Часовня – небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь.
Основные темы
Главной тематикой рассказа является нищета. Являясь писателем-гуманистом, Короленко огромное внимание уделил этой проблеме, заставляя подумать над приоритетами читателей в этом вопросе. Также поднимаются и другие темы:
- Доброта. Маленький Василий пытается всячески помочь нищим детям. Приносит Марусе и Валеку еду. Когда девочка начала болеть, он уговаривает Соню временно отдать игрушку. Тыбурций также проявил доброту, он не запретил Васе навещать друзей, объяснил судье, зачем юноша взял у сестры куклу.
- Детство. Главные персонажи рассказа еще очень маленькие. Для них нет деления по социальным классам. Василий отлично осознает, что его новые знакомые — бедные, для них кража единственный способ выжить. Но юноша не отказался от друзей. Для него важней духовные качества, а не общественные стереотипы.
- Дружба. Вася нашел родных по духу друзей не сразу. Вначале он слонялся по городу с различными детьми, их имена в рассказе не упоминаются. Но встреча с нищими малышами изменила обычную жизнь юноши. Маруся и Валек стали для Васи очень значимыми. Последний почти ежедневно приходил к ребятам. То есть, эта необычная дружба положительно повлияла на мальчика.
- Сочувствие. Василий осознает, насколько сложна жизнь у новых друзей, пытался им помочь. Юноша умеет сочувствовать другим людям. Даже когда Маруся умерла, а Валек и Тыбурций исчезли, он не перестал защищать нищих. «Пролил немало крови в сражениях с еврейскими мальчиками», чтобы они перестали мучить старого Туркевича разговорами о колющих предметах.
Раскрытие проблем
В рассказе Короленко поднимает несколько актуальных проблем. Именно они создали единую проблематику произведения:
- Принятие утраты. Судья не может примериться с кончиной супруги. Совершенно абстрагировался от окружающего мира, закрылся от сына. Он тяжело переживает то, что случилось. Только когда Тыбурций объяснил отцу, зачем его сын одолжил куклу у Сони, он начал проявлять теплоту к Василию. Это событие стало основной точкой накала, после чего судья постепенно «вернулся» к привычной реальности.
- Социальное неравенство. Вася и его новые знакомые относятся к разным социальным классам. Тыбурций сказал, что главному персонажу в дальнейшем суждено судить остальных людей, а маленькому Валеку воровать, чтобы выжить. Этим Короленко ярко показал пропасть, пролегающую между детьми.
- Равнодушие. Люди, которые населяют город, не обращают внимания на нищих. Зная, что они голодают, никто из горожан им не помогает. Торговки не подавали еду, а власти не выделили теплого помещения для ночлега. Это равнодушие привело к смерти Маруси. Заболев, девочка не смогла поправиться, поскольку у нее не было лекарств и должного ухода.
Короленко пытался показать читателям реальную и печальную историю о дружбе мальчика из высшего общества с нищими, у которых нет крова и еды. Такой простой сюжет заставляет остальных подумать о насущных проблемах.
Читатель привязывается к героям и осознает, что Маруся и Валек ничем не хуже Василия. Каждый в социальном обществе по-своему уникален. Стереотипы не должны помешать хорошему отношению к другим людям. Это основной смысл произведения «Дети подземелья».
Не зря писатель сделал главными героями детей. Для малышей еще нет деления на классы. Их помыслы чисты, ими руководят только чувства, а не четкие расчеты и слухи. С них должны брать пример взрослые люди. Только в этом случае можно искоренить все дурное в обществе.
В чем идея произведения
Это краткое изложение «Детей подземелья» В.Г.Короленко. На фоне судьбы главного героя автор продемонстрировал читателю сложный путь взросления подростка. Жизнь с самого начала обходится с Васей жестоко, он в раннем детстве теряет самого близкого человека. Но впоследствии выясняется, что в мире случаются и куда более жестокие вещи, например, смерть беззащитного крохи.
Столкнувшись в жизни с потерей матери и с холодностью горюющего отца, мальчик сходится с теми, кто понимает его лучше прочих и рад ему. Это немного странное знакомство приоткрывает Васе жестокую реальность, ту, где есть беспросветная нищета, где дети вынуждены жить среди развалин, терпеть голод и холод. Описание быта бедных людей приведено писателем настолько ярко, что невольно сжимается сердце при прочтении этих строк. Постепенно у Васи вырабатывается характер, проявляются его лучшие черты, он учится сострадать другим людям и ценить близких.
Вот почему подросткам необходимо читать такую литературу, задумываться о жизни. Надеемся, что краткое содержание «Детей подземелья», представленное в статье, поспособствует этому.
План для пересказа
Это произведение разделено автором на главы. Для удобства его также можно разделить на несколько частей, составив план для краткого пересказа «Дети подземелья»:
- Взаимоотношения Васи с отцом.
- Старый замок и городские изгои.
- Тыбурций Драб.
- Знакомство с Валеком и Марусей.
- Тайные посещения и крепкая дружба.
- Болезнь Маруси.
- Кукла.
- Замеченная пропажа.
- Смерть Маруси.
- Прощание и развязка.
Устный пересказ позволяет лучше понять сюжет и его смысл.
🗹