Один из главных персонажей романа «Анна Каренина» — Вронский, историю жизни и характеристику персонажа очень интересно анализировать. Ведь поступки Алексея сильно повлияли на судьбу героини, несчастной женщины, которая не сумела выразить себя ни как мать, ни как супруга, ни даже как любовница. С этой точки зрения, образ Вронского весьма интересен. Хотя Толстой прямо не обвиняет его в гибели возлюбленной, очевидно, что она не была с ним счастлива.
Создание романа
История была задумана в феврале 1870, но дата написания «Анны Карениной» — 17 апреля 1877 года, ведь к осуществлению замысла писатель приступил лишь спустя несколько лет. Произведение выходило в печать по главам в журнале «Русский вестник». Оно стало очень популярным, очередную главу читатели ждали с нетерпением.
В этом романе писатель затронул темы, волнующие каждого взрослого человека — любовь, понимание, доверие. Именно поэтому труд Льва Толстого по сей день не потерял своей актуальности. Будучи знатоком человеческой души, автор смог показать «прозаически упорядоченную действительность».
Понятен не только сюжет, но и герои — они реалистичны, вызывают у читателей сочувствие.
История персонажа
Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» создавался автором в период с 1873 по 1878 год. Россия переживала последствия реформы по отмене крепостного права, состоявшейся в 1861 году. Обновление быта, новые общественные течения и слом стереотипов особенно ярко отмечались в литературе тех лет. В произведении Толстого большое внимание уделяется личной жизни героев, коллизиям и перипетиям, связанным с их чувствами и надеждами.
Представитель «золотой молодежи»
Происхождение Вронского до конца остается неясным, автор не счел нужным уточнять эту деталь его биографии. Известно, что герой из богатого и знатного рода. Звали Вронского Алексей Кириллович, его отец скончался, есть родной брат.
У дворянина большие связи, граф ведет роскошное безбедное существование в Петербурге. Окончив обучение в Пажеском корпусе, юноша начинает службу в полку флигель-адъютантом. Он водит дружбу с самыми блестящими представителями знати. Карьера его обеспечена.
Лев Толстой дает самое приятное описание внешности Вронского. Нет, он не обладает выдающимися данными, но производит хорошее впечатление. Роста невысокого, плотного телосложения. Брюнет с коротко стриженными волосами, гладковыбритый. Одет просто, но опрятно. Он так и пышет здоровьем, юностью, задором.
Внешности Вронского писатель придает особое значение. Неудивительно, ведь именно она сначала привлекает женщин, лишь потом они способы оценить моральные качества мужчины:
- Лицо — очень приятное, выражение которого писатель характеризует как «твердое», но вместе с тем «чрезвычайно спокойное». Носит усы.
- Глаза — «красивые», способные выражать глубину чувств героя. То они «нежно блестят», то выражение их становится решительным и независимым.
- Улыбка — также, как и глаза, отражает настроение офицера, она бывала дружелюбной, скромной, счастливой.
У героя прекрасные зубы, о чем несколько раз упоминается — видимо, это для тех времен была большая редкость. Писатель характеризует их как «крепкие», «сплошные», «белые».
Внешний вид
Молодой мужчина был хорош собой. В его наружности всё было просто, но изящно. Добродушное лицо героя всегда было серьёзным и спокойным, а красивые глаза привлекали внимание окружающих. В твёрдом взгляде Алексея Вронского читался независимый характер. Описание внешности героя:
- невысокий рост;
- плотное телосложение;
- коротко стриженные темные волосы;
- широкие скулы;
- крепкие белые зубы.
Герой всегда имел безупречный вид и носил опрятную одежду. Говорил молодой человек негромко, мягким и спокойным голосом.
Моральные качества
Как представитель «золотой молодежи», Вронский далек от нравственного идеала Льва Толстого. Светское общество презирало ценности, которые проповедовал писатель. Молодежь смеялась над моралью, поступки часто были продиктованы скукой. Яркий пример тому — ухаживания Алексея за Кити Щербатской. Он не имеет серьезных намерений, но все равно кружит девушке голову.
С другой стороны, в обществе офицера характеризуют исключительно с положительной стороны — он ведет себя дружелюбно, сам Толстой называет Вронского «милый, добрый малый». При этом он признает за ним ум и потенциал, умение произвести хорошее впечатление.
У Вронского целый перечень положительных качеств:
- Талант военного.
- Энергичность и стремления.
- Хорошее воспитание, искренность, дружелюбие.
- Он ценитель искусства — Вронский хорошо рисует.
- Имеет склонность к общественной деятельности.
Но есть у молодого человека и существенные недостатки. Он весьма поверхностный.
Автор противопоставляет Вронского мужу Анны Карениной, который изображен интеллектуалом и приспешником морали, готовым на все ради сохранения брака и положения в обществе.
Социальное положение
Алексей Кириллович Вронский – граф. Он является «одним из самых лучших образцов золоченой молодежи». Вронский – гвардейский офицер, который имел большие связи. Герой живет в Петербурге и существование его можно назвать беззаботным и роскошным. Вронский занимает действительно высокое положение в обществе, он очень богат и знатен. Для героя была открыта дорога к любому роду успеха. Образ Вронского – яркое воплощение светского общества.
На социальный статус указывает и внешность Вронского: персонаж очень красив. Вся его внешность была проста, но в то же время изящна. Автор постоянно подчеркивает одну деталь внешности: сплошная улыбка Алексея Вронского. Она подчеркивает положение героя в обществе, указывает на его манеры и на принадлежность к светскому слою.
Начало интриги
Вронский и Каренина знакомятся, когда офицер приезжает встретить свою мать. На вокзале в тот день происходит трагедия — под колесами поезда гибнет рабочий. Она производит неизгладимое впечатление на Анну.
Между молодыми людьми вспыхивает неожиданное влечение. Алексей тут же забывает о Кити (подруге Карениной) и начинает везде искать встречи с новой знакомой. Ему все равно, что она замужем, имеет маленького ребенка. Заполучить в любовницы такую даму считается в свете большой победой.
Светское общество уже готовится к тому, что блестящий офицер вот-вот сделает предложение Кити. Но Алексей не торопится. Он серьезно увлекается Анной, которая поначалу пытается избежать зарождающегося чувства к молодому мужчине. Но поддается ему и начинает благоволить к офицеру, не стесняясь того, что подумают или скажут в свете.
Сколько лет было Алексею Кирилловичу Вронскому на момент встречи с Анной автором не называется. Вероятно, он на несколько лет младше Карениной. Но это никак не дополняет характеристику персонажа.
История жизни Вронского могла бы сложиться совсем по-другому, но страсть к замужней даме меняет все.
«Анна Каренина»
Алексей был воспитанником Пажеского корпуса. Его отец рано погиб, а мать не внушала юноше уважения из-за легкомысленных порочных связей, хотя относился он к ней вполне почтительно. Вронский служил Отечеству и располагал званием флигель-адъютанта. Сослуживцы считали его честным человеком, романтиком и добряком. Благородство и амбициозность прекрасно уживались в натуре героя, хотя шаблонное мышление портило возможные перспективы Вронского.
Алексей Вронский и Каренина
Как представитель молодежи той эпохи, Алексей считал семейную верность и преданность устаревшими ценностями. Он пренебрегал представителями низших сословий и был способен на неприглядные поступки в порыве азарта и горячности. Интрига с Кити раскрывает эти характеристики героя. Он не интересовался девушкой, а лишь играл ею.
Первая встреча с Карениной спровоцировала Вронского сосредоточить все свои силы и способности на том, чтобы привлечь ее внимание. Несмотря на юный возраст, он начал преследовать замужнюю женщину, добиваясь взаимности. Каждая встреча героев, сопровождаемая гибелью вокзального рабочего или метелью, становится отголоском приближающейся трагедии.
Получив желаемое, Вронский успокаивается, но не знает, как обращаться с доставшейся ему женщиной с необъятным духовным миром. Семейная жизнь, сопровождающаяся скандалами ревнующей Анны, претит его восприятию мира. Вронский верил в легкость совместного существования, возможность выход в свет, забывая о мрачных взглядах общества, чтущего традиции.
Иллюстрация к книге «Анна Каренина»
Попранная репутация Анны не была чем-то весомым в его глазах. Поэтому Вронский продолжал заниматься карьерой, участвовал в дворянских выборах, проводил реформы в имении, отстаивая собственную независимость.
Мучения Анны, страдающей от потери социального статуса, укоряемой в измене и предательстве сына, были недоступны ветреному Вронскому. Он испытывал к возлюбленной жалость, пытался утешить ее, не понимая всей трагичности ее положения и существования в новых условиях жизни. Это стало главной причиной отдаления. Пылкие чувства быстро угасли. Связь поддерживалась лишь высокой степенью ответственности, которую герои добровольно приняли. Раздражение Вронского росло, и он стал отчуждаться от Анны.
Самоубийство Карениной стало шоком для Вронского и одновременно освобождением от тяжкого бремени. Все, что составляло иллюзорный мир, в котором существовал Вронский, рухнуло в один момент. Единственным выходом из сложившейся ситуации стало отправление в Сирию в статусе добровольца.
Развитие отношений
Ради любимой женщины офицер отказывается от блестящего будущего. Чтобы видеться с Анной, он выходит из полка и поселяется один. Честолюбивый Вронский бросает свою карьеру под ноги своей любимой. А она не может решиться на официальный развод с супругом, хотя уже не живет с ним. Но в те времена, когда была написана «Анна Каренина», разводы были крайне редки, каждый случай становился предметом бурных обсуждений, скандалов и споров. Недаром законный супруг Анны так опасается за свою репутацию в свете.
Графиня Вронская, мать Алексея, поначалу хорошо относится к Анне. Ведь именно она познакомила сына с приятной дамой. Отношение Алексея к матери уважительное, но он не любит ее. В молодости светская дама вела весьма разгульную жизнь, рано оставшись вдовой.
Но когда отношения с замужней женщиной ставят под угрозу карьеру ее сына, графиня настаивает на прекращении этой связи. Она называет Анну «дурной», впоследствии даже саму смерть ее «гадкой».
Возможно, именно в этом кроется двоякое отношение к морали ее сына. С одной стороны — он готов пожертвовать наследством ради брата, спасти тонущую женщину, с другой — спокойно разрушает чужой брак.
Внутренние качества
В обществе о Вронском ходили только положительные речи. С другими людьми герой всегда был доброжелателен и дружелюбен. Автор несколько раз характеризует Вронского как человека доброго и милого. Подчеркивается также образованность героя и его блестящий ум.
Вронский не любил ложь во всех ее проявлениях, обман был противен ему по своей природе. Он думает о добродетельной жизни, поэтому к собственной матери относится почтительно, но не поддерживает ее большое количество любовных связей.
Окружающие люди любили и уважали Вронского. В обществе ходили истории о герое, который спас тонувшую женщину, который хотел оставить своему брату все состояние.
Каренина — жертва или виновница
Противоречивый образ Анны вызывает жалость и сострадание. Да, она преступила все нормы морали. У ней не хватило духовных сил, чтобы противостоять искушению. Можно так кратко охарактеризовать героиню — Толстой в очередной раз показывает женщину как источник греховных желаний и неблаговидных поступков.
Не боится она даже своего мужа, который намного старше и мудрее. Поначалу он спокойно смотрит на происходящее, но в итоге скажет свое веское слово, разлучив Анну с единственным сыном. Но и это не останавливает его жену от жизни во грехе. Хотя она очень страдает от разлуки с ребенком, все равно уходит к любовнику.
Толстой поднимает тему измен в силу ее актуальности. В свете тогда подобные истории случались нередко. У образа Анны есть несколько прототипов:
- Мария Гартунг — дочь Александра Пушкина. Писатель заимствовал ее черты — волосы, кружевные наряды, гирлянду из цветов.
- Александра Оболенская — семейное и общественное положение.
- Анна Пирогова — женщина из-за несчастной любви действительно бросилась под товарный поезд, на станции Ясенки, что возле Ясной Поляны, места жительства Толстого. Писатель ездил на станцию, чтобы увидеть тело погибшей.
- Софья Бахметьева — жена писателя Алексея Толстого. Ее история послужила основой личной биографии героини. Ради возлюбленного Бахметьева ушла от мужа, Л. Миллера, который был родственником Толстого. Но еще до этого родила дочь от князя Вяземского.
По свидетельству жены писателя, Софии, Лев Николаевич хотел сделать героиню несчастной, слабой, а не выставлять ее виноватой. Судить женщину он не смеет, предоставляя это право одному Богу.
LiveInternetLiveInternet
СМОТРИТЕ МОЙ РОЛИК «АННА КАРЕНИНА С ПРЕМЬЕРЫ» Автор: Николай Кофырин, альбом: НУЖНЫЕ ИСТИНЫ ВЕЧНОГО
Вчера я побывал на премьерном показе фильма «Анна Каренина» режиссёра Сергея Соловьёва. Эта лента часть дилогии «2-Асса-2». 10 лет подготовки потребовалось Сергею Соловьёву, чтобы приступить к съёмкам фильма. Сам фильм был отснят за полтора года. Всего же от замысла фильма до его премьеры прошло 15 лет. Фильм мне понравился. Настоящее русское кино, с выдающимися русскими актёрами, снято по-русски красиво. Великолепная работа оператора Юрия Клименко. Я получил удовольствие от просмотра. Хотя и ощущается, что фильм снимался как сериал. Это вполне адекватная экранизация романа Льва Николаевича Толстого. Хотя режиссёр, по его собственным словам, и не стремился разгадать замысел классика русской литературы. А между тем слова из Библии «Мне отмщение, и аз воздам» выбраны Толстым в качестве эпиграфа не случайно. Когда Льва Николаевича спросили, о чём его роман «Анна Каренина», он сказал: чтобы ответить, ему нужно заново написать роман. Почему же погибла Анна Каренина?
Это фильм о прощении и о любви к врагам своим! Существует почти 30 экранизаций знаменитого романа. Самые известные с Гретой Гарбо (1935 года) и Вивьен Ли (1948 года). Фильм Сергея Соловьёва более психологичен, чем экранизация Александра Зархи 1967 года. Тогда в роли Анна снялась Татьяна Самойлова, в роли Каренина – Николай Гриценко, в роли Вронского – Василий Лановой. Интрига фильма Сергея Соловьёва в том, что Каренин (Олег Янковский) красив и не слишком стар, и, кажется, искренне любит свою жену Анну (Татьяна Друбич). Мне понравилось, как режиссёр Сергей Соловьёв снял путешествие влюблённых по Италии. Вспомнилось, как точно так же на гондоле катался и я по каналам Венеции в прошлом году. В 1996 году мне посчастливилось сниматься в голливудском фильме «Анна Каренина» (режиссёр Бернард Роуз). Роль Анны исполняла Софи Марсо, Вронского играл Шон Бин. Я описал это в своём романе-быль «Странник»(мистерия). В процессе съёмок я наблюдал всё непонимание американцами движущих сил романа Льва Толстого. На съёмках фильма «Анна Каренина» — Витебский вокзал Санкт-Петербурга Трагедия Анны Карениной это прежде всего трагедия самого Льва Толстого. И роман «Анна Каренина», и повесть «Семейное счастье» Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни. В повести «Крейцерова соната» Толстой так и вовсе изложил историю влюблённости его жены Софьи Андреевны в друга их дома композитора Александра Сергеевича Танеева. Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»). Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать». Но преодолеть искушение плоти он не мог. Однако после сексуальных утех всегда возникало чувство вины и горечь раскаяния. Когда жена не могла делить с мужем супружеское ложе, Толстой увлекался либо очередной горничной, либо кухаркой, или посылал в деревню за солдаткой. Позже, оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!» Если Левина Толстой писал с себя, то прообразом Каренина стал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев, у которого, по слухам, была схожая семейная ситуация. Исполнитель роли Каренина Олег Янковский даже внешне похож на него, особенно когда одевает очки. Толстой писал, что Каренин был стариком. Хотя по нынешним меркам он ещё молод – ему всего 44 года. Анне около 26-27 лет. У неё 8-летний сын. В те времена в России она уже не считалась молодой женщиной. Девушки на выданье были 16-17-летние, так что для 70-х годов 19 века Анна – женщина зрелая, мать семейства, а Вронский был очень молод. В фильме Сергея Соловьёва первоначально в роли Вронского снимался Сергей Безруков. Но, видимо, ростом не вышел. Ярослав Бойко высок и статен, но абсолютно не убедителен. Нет в нём ни искры страсти, ни капли любви. Он не идёт ни в какое сравнение с Василием Лановым, сыгравшим Вронского в фильме Александра Зархи. Считается, что внешне Анна Каренина списана с дочери Пушкина Марии Гартунг. У Толстого нет ни одного упоминания о возрасте Анны. Каренину было 44. Стива говорит, что это была ошибка, то, что Анна вышла за мужчину, старше её на двадцать лет. Исполнительница роли Анны актриса Татьяна Друбич считает, что «…общество… изменилось резко. Сегодня ее самоубийство никто бы не заметил или сочли за глупость… Большинство женщин, я уверена, все-таки мечтают быть Кити. Но это… так, как хотелось бы жить, а судьба Анны — это, к сожалению, реальность. Любовный треугольник — сюжет для мелодрамы, а Каренина — героиня трагедии». Анна Каренина в исполнении Татьяны Друбич явно не дотягивает до трагизма, сыгранного Татьяной Самойловой в фильме Александра Зархи. Татьяна Самойлова и Татьяна Друбич
Татьяна Друбич – бывшая жена Сергея Соловьёва. Они поженились после того, как режиссёр снял Татьяну в нескольких своих фильмах. Разница в возрасте была примерно такой же, что и у Анны с Карениным. Но несмотря на то, что Друбич развелась с Соловьёвым, режиссёр продолжает считать её своей музой и снимает в кино. Автор музыки к фильму – Анна Соловьёва (дочь режиссёра Сергея Соловьёва и Татьяны Друбич). Музыка сама по себе не плоха, но иногда звучит излишне. Почему же погибла Анна Каренина? Анна устала от спокойной жизни, ей захотелось приключений. И она их нашла. Также как ищет и находит любовные приключения её брат – Стива. Почему женщины так любят играть с огнем и заводить тайные романы? Чего им не хватает в супружестве? Вот как сами женщины формулируют причины женских измен: 1\ В жизни каждой женщине выпадает благоприятный шанс совершить этакую маленькую, незаметную изменку. Так хочется новизны и полёта! Как тут устоишь?! 2\ Почти треть замужних женщин находят себе любовников на работе. Общее дело, общие интересы, общая… постель. А зачастую ещё и прибавка к зарплате, карьерный рост… 3\ Измена как средство для повышения тонуса, самооценки, обретения уверенности в себе… 4\ Месть за измену. Наставить рога супругу — и сразу полегчает. Только не в открытую, конечно, а то как бы чего не вышло, как бы хуже не стало… 5\ Имею право, раз мой муж такой болван и неудачник… Если муж женился по любви, а жена шла замуж по расчету, без любви, то вполне вероятно, что она не упустит свой шанс хоть ненадолго почувствовать себя счастливой влюблённой. Если женщина не хочет, чтобы ей изменяли, то и сама не будет этого делать. Ведь сказал же Антон Павлович Чехов: «Изменившая жена — это большая холодная котлета, которую не хочется трогать, потому что её уже держал в руках кто-то другой». Ну а «если жена изменила тебе – радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству». Женщина с трудом может устоять от соблазна красивого любовника, который к тому же моложе её. Но развитие коллизии в романе «Анна Каренина» определяется не возрастом героев, а социальной ситуацией кризиса брака, освящённого церковью. Обвенчанным в церкви развестись в те времена было практически невозможно. Что важнее: сохранить иллюзию счастливого брака или подчиниться искренней страсти? Имеем ли мы право лишать ребёнка заботы, разрушать семью ради буйства плоти? Совершая прелюбодеяние, Анна постепенно превращается из обаятельной женщины в зависимое от секса и наркотиков существо. Она отвергает все законы общества и морали, почти сходит с ума. «Я не та», – говорит Анна о себе, и фактически пытается убить в себе злобное чудовище, в которое превратилась. Любовь женщины не поддаётся пониманию, тем более мужскому. Внутренне Анна была настроена на гибель. Во время родов, она постоянно говорит, что умрёт. Анна – тип женщины-жертвы. Любовь вообще сама по себе жертва. Как должен реагировать муж, когда узнаёт, что жена влюбилась? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Мне известны случаи, когда жена приводила в дом любовника, с которым спала на супружеском диване, тогда как бывший супруг спал рядом на полу. Я два раза прочитал роман «Анна Каренина». Вы никогда не задумывались, почему Анна Каренина изменила мужу с Вронским? Общественная мораль стыдливо умалчивает о главном, словно боится вытащить последний кирпич из-под шатающегося священного мифа брака. Нет, вовсе не из-за раздражающей её привычки мужа хрустеть суставами пальцев. Каренин просто не мог удовлетворить молодую жену, и тогда его заменил энергичный Вронский. В известной книге Дэвида Герберг Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» хорошо показано, что женщина в конечном итоге уходит от состоятельного, но «сексуально немощного» мужа к сексуально активному пусть даже и леснику. Умнеть, входить в цвет и начинать понимать хоть что-то в сексе женщина начинает после 23-х. Реально «женский век» это 5-7 лет. Женщинам надо успеть за несколько лет решить всю свою женскую судьбу: найти мужа, быстренько свить гнездо, родить детеныша, наладить отношения со всеми родными со всех сторон и т.д. Мужчинам только кажется, что они выбирают женщин. На самом деле это женщины выбирают мужчин. В чём трагедия Анна Карениной? Извечный вопрос: зачем выходить замуж и жить с нелюбимым человеком?! Много уже было постановок известной драмы. Тем не менее, люди почему-то не учатся на чужих ошибках. Возможно потому, что каждый непременно должен исполнить свою жизнь, а не наблюдать за жизнью других. Не совершать ошибки невозможно. Ибо нет ошибок, а есть судьба! Самый большой секрет в том, что секс женщине нужен не меньше, чем мужчине, только по-другому, иначе. Подсчитано, что мужчина думает о сексе примерно 18 раз в день, а женщина примерно 10 раз. При этом отношение к сексу у мужчины и женщины различается. Для женщины секс не является чем-то самоценным; для неё он продолжение любви и возможность продолжения рода. Американские учёные выяснили, что женщины, в крови которых содержится большое количество гормона эстрадиола, склонны к интимным отношениям с несколькими партнерами одновременно. Таким образом, в женской полигамности виноваты гормоны, утверждают специалисты. Возможно, сексуальная природа человека и полигамна, однако как разрешить вопрос предпочтения? Как быть, если один захочет уйти, тем самым лишив другого смысла и радости жизни? Разумеется, нельзя сводить проблему Анна Карениной только к проблеме секса. Трагедия в том, что она не смогла жить в грехе, в раздвоенности между любовью к сыну и любовью к мужчине. Русский философ Владимир Соловьёв (который не женился и жил один) в своей работе «Смысл любви» говорил: «Сильная индивидуальная любовь никогда не бывает служебным орудием родовых целей, которые достигаются помимо её… Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении – значит признавать этот смысл там, где самой любви вовсе нет, а где она есть, отнимать у неё всякий смысл и всякое оправдание». Учёные установили, что у большинства людей чувство любви длится не более тридцати месяцев. Духовно и физически мужчина и женщина способны на «высокое чувство» в течение всего лишь полутора-двух лет, что вполне достаточно для знакомства, укрепления чувства и рождения ребёнка. Начинающий Зигмунд Фрейд с удивлением обнаружил, что в основе истерий и психических расстройств лежит именно сексуальная неудовлетворённость. Психоанализ имел своей целью спасти брак без секса, помочь человеку компенсировать недостаток сексуальной жизни. Очень часто людей связывают именно узы брака, а не любовь. Война полов, как правило, происходит в браке, но не вне его. Типичный пример, фильм «Война в семье Роуз» с Кетрин Тёрнер и Майклом Дугласом в главных ролях. Они чуть не убили друг друга, не желая уступать при разводе нажитое совместно имущество! 76-летний Михаил Козаков был убеждён: «ну не может девушка, которая на пятьдесят лет тебя моложе, любить тебя, как молодого! Скорее всего ей нужно наследство, и в её интересах, чтобы ты быстрее сыграл в ящик». Состоятельные мужчины в возрасте могут себе позволить жениться на молодых. Но почему-то часто это заканчивается скорой смертью «молодожёна». Александр Абдулов (сыгравший Стиву в фильме «Анна Каренина») в пятьдесят лет после двух неудачных браков женился на молоденькой. У счастливого актера родилась дочь Женя. Но неожиданно актер начал гаснуть от страшной болезни – рака легких и вскоре умер. А молодая вдова тут же захотела продать его дом, а на поминках появилась в кокетливом наряде в горошек и с улыбкой на лице. Если в жизни человека в возрасте появляется женщина на много лет младше, начинаются и регулярные интимные отношения. Повлиять на стареющий организм они могут двояко. Если есть проблемы с сердцем, давлением, то они могут обостриться. А бывает наоборот – отношения с молодой будто пробуждают мужчину к жизни. Какой вариант уготован – не может предсказать никто, это своего рода лотерея. Эдвард Радзинский выразился так: «Брак это не обязательства. Это чепуха. Это жизнь двух людей. И каждый имеет право жить так как он хочет… Человек рядом с вами, он должен быть занят, чем-то своим, очень важным». А может быть, всё дело в лживости брака, его искусственности? Да и что такое брак: нечто надуманное или абсолютно необходимое? симбиоз или противоестественная условность? Нет, брак не пустая формальность. Прежде всего это потребность в доверии, в ощущении надёжности, безопасности. Если, конечно, брак освящён любовью. Вы скажете, любовь подчиняется рассудку. И да, и не всегда. В некоторых случаях любовь почему-то оказывается выше рассудочных призывов. В фильме «Прошлой ночью в Нью-Йорке» главный герой в командировке изменяет своей жене с «товарищем по работе». Жена (Кира Найтли) тоже изменяет мужу, хотя и не вступает в интимные отношения. Можно прожить вдвоём по необходимости, но так и не узнать любви; можно даже иметь детей, но любовь… любовь!.. на это способны только сумасшедшие, ибо любовь — это умопомрачение! это нечто большее, чем страсть, потому что неутолима! Любовь сравнивают с сумасшествием, поскольку любые доводы рассудка разбиваются в волнах чувства! Нет, не укладываются логические умозаключения в тайну любви, не дают ответа. Это вне логики, вне биохимии. Это тайна трансцендентная! Как, почему люди влюбляются, а потом убивают друг друга? — непостижимо! Взаимоотношения мужчины и женщины проблема не половая, и даже не нравственная, это проблема космическая — сочетание духа с материей; это тайна мироздания! Секс — не пустой перепёх, это космогонический акт! Сегодня отношения между полами упростили до невозможности. А ведь это Тайна! Тайна, неразгаданная до сих пор. Раскрыв загадку полового влечения и зачатия, люди думали, будто нет больше тайн во взаимоотношениях мужчины и женщины, тогда как истинная тайна в предпочтении, в верности, в единственности, — в этом тайна любви, а вовсе не в сексе. Институт брака, в его нынешнем качестве, видимо, сохранить не удастся. Зато удастся сохранить любовь, очистить любовь от корысти. Лев Толстой одним из первых диагностировал конец традиционной формы брака. Анна бросила вызов обществу, и общество её отвергло, потому что не могло принять такой стиль поведения, ведущий к развалу семьи. Если субъективно поступок Анны можно объяснить влюблённостью, то объективно своими действиями она подрывала институт семьи. А институт семьи создан прежде всего для защиты прав детей (законно рождённых). История знает массу примеров войн, начатых между законнорожденными и незаконнорожденными, и даже приёмными детьми. Самый известный случай – легендарный Моисей. Можно вспомнить и ребёнка Клеопатры от Цезаря. Возможно, именно он стал одной из причин убийства Юлия Цезаря в сенате. Супружество никогда не защищало от любовных связей и внебрачных детей, но вступление в брак решало и решает более глубокие проблемы наследия и смысла жизни. Однако что делать, если один вдруг разлюбил, а другой продолжает любить? Можно разрешить свободные половые отношения, организовать воспитание детей, но невозможно решить проблему взаимности: когда один любит, а другой нет. Всё, всё из-за любви, всё ради любви, в том числе и так называемое зло! Выбрав любовь, Анна выбрала свою судьбу. И погибла. Почему? Потому что таковы законы любви? или она не смогла жить с ощущением греха? Кто же она: раба любви или прелюбодейка? Её следует оправдать за любовь или осудить за прелюбодейство? Почему же всё-таки Анна решилась на самоубийство? Может быть, во всём виноват морфин, которым Анна злоупотребляла? «Я хочу любви, а её нет. Стало быть, всё кончено. И надо кончить». На мой взгляд, Анну убило чувство вины! Она совершила преступление – вступила в запретную связь, нарушила заповедь «не прелюбодействуй». Заповеди – это не простое установление, а тысячелетний опыт человеческих взаимоотношений, это закономерности жизни, нарушение которых неизбежно ведёт к смерти (духовной или физической). Но люди не верят в заповеди, снова и снова нарушают их, удивляясь при этом трагическим последствиям. «Что посеешь, то и пожнёшь»! Возможно, и так. Но заповеди невыполнимы. Любой закон нарушается. Природа сильнее культуры. А может быть, в заповеди «не прелюбодействуй» скрыта более глубокая закономерность? Возможно, это своего рода защита от разрушительного действия беспорядочных половых связей, самосохранение и себя, и детей, где ревность — естественная реакция на сохранение душевной полноты, и чистоты, своего рода самозащита, в том числе и от венерической болезни? Патриарх Кирилл сказал: «Блуд, которым именуется плотской грех, плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает заблуждение. Отсюда мы говорим: блудить, плутать, заблуждаться. Это слова одного корня. Блуд и заблуждения это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей, человек начинает пренебрежительно относится к своему телу. И вступая в нечистые отношения с другими, он этому телу наносит мистический вред… Вред человеческому телу приносит не только физическая болезнь… Человек повреждает себя блудной страстью, и делает не способным в конце концов войти в Царствие Божие. Почему и говорит Апостол: «блудники Царствия Божия не наследуют». Возможно, в заповеди «не прелюбодействуй» заключена скрытая от нас закономерность: совершая грех, человек губит себя, потому что отказывается от веры? Прелюбодейство суть предательство? а предавший веру, теряет и любовь? и от того потребность в самоуничтожении? Любовь не выдерживает содеянного греха? Лично я считаю, что трагедия Анны Карениной в её грехопадении. Она отказалась от мужа, от сына, и в конечном итоге не вынесла раздвоенности: её разорвала любовь между любовью к сыну и любовью к Вронскому. Какая женщина способна на такое?! Анна запуталась в грехе. Она говорит о муже: «я ненавижу его за его добродетель». В ситуации Анны нет выхода, невыносимость греха гнетёт, и никуда не деться от осуждения себя. Может ли женщина выбрать между любовником и ребёнком, между грехом и совестью, любовью и изменой? Грех невыносим и неумолимо подталкивает к смерти. По сути, грехопадение — самоубийство! Может ли Анна избежать своей судьбы? Она просто не могла иначе! Да, судьба — это когда невозможно иначе! Анна понимала, была предупреждена, но ничего не могла с собой поделать. Это сильнее её! И так с каждым! Знаем, понимаем, но ничего изменить не можем. А потому подчиняемся, иногда даже осознанно совершаем «ошибку», ибо это не ошибка, а неизбежность! Могла ли Анна не заметить Вронского? Ведь если бы не эта «случайная» встреча на вокзале, ничего бы, возможно, и не было? Всё случай, Его Величество Случай! Или это судьба? А может, лишь выдумка Толстого? Что же такое судьба? Эта их встреча и этот взгляд? взгляд судьбы! Неужели всё было предрешено? Но ведь она чувствовала, и даже по примете поняла, что не к добру эта встреча. Могла ли она избежать своей судьбы? Могла ли не броситься под поезд? Легко сказать, могла, а на деле была не в силах. Это сильнее её! Судьба сильнее человека? Выбрав любовь, она выбрала свою судьбу. Через любовь проявляется и осуществляется наша судьба. Любовь управляет нами, создавая нашу судьбу! Ибо любовь есть Бог! ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература СМОТРИТЕ МОЙ РОЛИК «СТРАННИК У ТОЛСТОГО»
Автор: Николай Кофырин, альбом: НУЖНЫЕ ИСТИНЫ ВЕЧНОГО
P.S. Читайте другие мои статьи по данной проблеме: «Последнее воскресенье Толстого», «Вся правда о лжи брака», «Любовь – загадка», «Либо многожёнство, либо одиночество». ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ПОГИБЛА АННА КАРЕНИНА? © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
Печальный конец
Анна изводит Алексея беспричинной ревностью. Он, будучи человеком уравновешенным, теряет терпение — очередная ссора заканчивается отъездом Вронского. Женщина едет за ним, но на вокзале ей становится не по себе. Анна заканчивает жизнь самоубийством — бросается под проходящий мимо поезд.
Вронский сильно переживает, считая себя причиной ее гибели. Он осознает, что не смог до конца понять любимую женщину. Алексей не изменял Карениной, он пожертвовал карьерой и положением в обществе ради нее. Но Анне даже этого казалось мало, она терзалась сама и мучила подозрениями любимого.
Толстой пишет, что стало с Вронским после смерти Карениной. Снова к офицеру приходят мысли о самоубийстве. Герой едет на войну, надеясь там принять смерть от пули. Это уже не тот молодой щеголь, что в начале романа. Разочарованный, лишившийся лоска мужчина с ранней лысиной. У него даже нет сил, чтобы воспитать собственную дочь. Малышку отправляют на воспитание к Алексею Каренину.
На лице Вронского, которого встречает один из героев романа, застыло выражение страдания, оно выглядело безжизненным, «окаменелым».
К таким печальным последствиям, по мнению Толстого (который был ярым поборником нравственности) приводят страсть, необдуманные поступки, потакание собственным слабостям.
История создания
Сюжет романа сложен, как и характеристики его действующих лиц. Автор подарил каждому образу детальное описание и множество мотиваций для каждого поступка персонажей. Психологическая нестабильность героев, их душевные терзания провоцируют неожиданные поступки.
Писатель Лев Толстой
Консервативный Толстой, проповедующий нравственность и мораль, отстраненно рассуждает о своих героях, стараясь соблюдать объективность и быть снисходительным. Он описывает каждого героя, очерчивая его положительные и отрицательные стороны, делая образ объемным и реалистичным.
Развитие героев происходит на протяжении всего действия романа. Особенно четко оно прослеживается у таких персонажей, как Кити, Левин и Вронский. Последний описан автором придирчиво и скрупулезно. Изменение героя прослеживается с первых страниц до финала произведения. Меняется не только душевный склад мужчины, но и его внешность.
Книга Толстого «Анна Каренина»
В начале произведения Вронский – молодой человек, плотно сложенный, здоровый, румяный, пышущий азартом юных лет. Он – щеголь в нарядной одежде, демонстрирующий лихость и подтянутость каждой деталью гардероба и внешнего облика. В дальнейшем герой серьезно меняется внешне от переживаний, стрессов и неопределенности. Ответственность, которую он добровольно принимает на себя, стирает с него обольстительные черты. Описание внешности в этом плане становится символичным и значимым.
Внезапно на его лице появляется бородка, голову увенчивает лысина, которую герой старательно покрывает зачесываемыми волосами. Наряды Вронского пропадают, как и привычные ранее выходы в свет. Бремя связи с Карениной из легкой интрижки переросло в тяжкий груз, психологически неподъемный и обременительный.
Вронский и Каренина – арт
Не готовый к подобным жизненным перипетиям, в конце романа Вронский предстает отчаявшимся мужчиной, быстро постаревшим и ничего не ожидающим от будущего. Его душа полна страданий, не осталось и тени легкомысленности и оптимизма, присущих молодому щеголю, легко соблазняющему любую светскую даму.
Описывая действующих лиц, автор использует излюбленные им приемы повествования. Классифицируя героев и проводя между ними параллели, Толстой создает специфичные многоугольники, в которых пересекается сравнение главных и второстепенных персонажей. Так, писатель проводит параллели между Карениной и Кити. Анна сравнивается и с княжной Тверской. Вронский, в свою очередь, сравнивается с Карениным. Автор даже наделяет героев одинаковыми именами, как бы сопоставляя двух избранников главной героини.
Иллюстрация к книге «Анна Каренина»
Вронский проигрывает мужу Анны и Левину, который в числе второстепенных персонажей тоже может составить ему конкуренцию по моральным качествам и жизненным достижениям. Поверхностный светский щеголь, не отличающийся талантами или интеллектом, Вронский предстает посредственным мужчиной. При его энергии и амбициях он остается не у дел, ничего не достигнув в карьере, неудачно строя семейную жизнь и потеряв лицо в обществе.
При этом любое дело спорится в руках Вронского, что говорит о том, что он отнюдь не бездарен. Алексей неплохо рисует и даже был отмечен в Италии. Находясь в собственном поместье, он умело руководит им, налаживая быт и проводя реформы.
Ни одно дело не доведено героем до конца лишь по одной причине – ему не хватает глубины. Он смело бросается в пучину начинаний и ничего не доводит до конца, будь то любовь, служба или творческая самореализация. Автор обвиняет Вронского только в этом.
Анна Каренина и Вронский
В остальном Толстой позволяет читателю судить Алексея, хотя и намекает на то, что в самоубийстве Анны виноват Вронский. Глубина души его возлюбленной так и осталась недоступной для поверхностного молодого человека. В сравнении с Карениным Вронскому не хватало внимательности, понимания и интереса к личности женщины. При этом, влюбленный и искренний, Алексей пожертвовал всем, что имел, чтобы быть рядом с Анной.
После смерти Анны Карениной дочь Вронского, которая получила фамилию матери, осталась жить с Алексеем Карениным. Вронский не претендовал на ее воспитание, понимая, что не сможет дать ей того, что необходимо. Дети Анны содержались Карениным, которому удалось смириться с произошедшим.