Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте

  • Краткие содержания
  • Булгаков
  • Мастер и Маргарита

Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный прогуливаются на Патриарших прудах, встречают сатану, который называет себя Воландом и практикует чёрную магию. С ним путешествует свита, большой кот Бегемот, девушка Гелла, Коровьев и Азазелло. Между Берлиозом и Бездомным произошла дискуссия, о существовании Иисус Христос, подходит Воланд и говорит, что Иисус реально существовал. Воланд утверждает, что скоро Берлиоз потеряет голову, а Бездомный заболеет шизофренией, так и произошло.

Воланд селится в квартире с директором театра Варьете, Лиходеевым. Воланд заключает договор, что выступит в театре. Затем Воланд отправляет Степана в Ялту.

Коровьев, за деньги, уговорил Никанора Босого дать в аренду квартиру Воланду. Вечером Босого арестовывают за укрытие иностранной валюты, отправляют в лечебницу к Бездомному.

Римский, отвечает за финансы в Варьете, и Варенуха, в театре работает администратором, ищут Лиходеева, который высылает телеграммы из Ялты. Не понимая, как он там оказался, решают сообщить в полицию. Варенуху, встречают Гелла и Бегемот и они попадают в квартиру к Воланду.

Вечером Воланд даёт концерт. Бросает в толпу червонцы, которые потом превращаются в бумажки. Предлагает дамам сменить наряды, после концерта наряды исчезли. После концерта Римского едва не убивает Варенуха, он поспешно покидает Москву. В психиатрической больнице поэт знакомится с Мастером, он когда-то получил выигрыш в лотерею, поселился в подвальном помещении, бросил работу и занялся написанием книги про Понтий Пилата и Иешуа Га-Норци. Когда, практически дописал работу, познакомился с Маргаритой и влюбился. Закончив роман, отнёс в редакцию, но его не напечатали, обвинив в пропаганде христианства. Мастер хотел сжечь произведение, Маргарита вытянула его из жара. Маргарита пошла говорить с мужем и забрала роман. Мастера забрали люди. Вернувшись домой обнаружил других жильцов, попадает в лечебницу без фамилии и имени.

Азазелло на прогулке передаёт Маргарите приглашение на бал от неизвестного и обещает информацию о Мастере. Натеревшись кремом, полученным от Азазелло, Маргарита осознаёт, что может летать на метле, отправляется на метле на бал к Воланду. Бал у сатаны начался в полночь, Маргарита хозяйка этого бала, полностью обнаженна, как и другие девушки. В награду, Воланд организовывает встречу с Мастером, он появляется в квартире

Другой сюжет. Всё происходит в Ершалаиме. К великому прокуратору Понтий Пилату попадает Иешуа, которого собираются казнить, но сначала Пилату необходимо подтвердить приговор. Допрашивая Иешуа, осознаёт, что арестованный не виноват, пытается помочь, но безрезультатно. Иешуа и других осуждённых распинают на кресте.

Пожаром завершается сатанинский бал в Москве. Воланд прощается с городом, на крыше. Рядом с Воландом появляется Левий Матвей. Он говорит, что Мастер и Маргарита заслужили покой и предлагает забирать их с собой. Влюблённые находятся в старой квартире Мастера, Азазелло угощает вином, они выпивают и падают без чувств. В этот момент умирает женщина, в квартире на Арбате и, в психиатрической больнице погибает безымянный больной. Мастер и Маргарита уносятся в даль с Воландом и его подручными. Всегда побеждает любовь!

Это произведение одно из самых известных в мире.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание

Множество сюжетов, взаимоотношений и событий, в которых можно с легкостью запутаться, поддерживают внимание читателя в течение всего романа. Уже с первой главы произведения Булгаков описывает столкновение и наказание неверующего Берлиоза, который поспорил с олицетворением Дьявола. Затем постепенно изображаются разоблачения и исчезновения людей, совершающих грехи, к примеру, руководителя театра Варьете — Степана Лиходеева.

С Мастером писатель знакомит читателя в психиатрической больнице, где этот герой находится с Иваном Бездомным, попавшим в лечебницу после смерти своего друга — Берлиоза. Здесь главный герой рассказывает о своем написанном повествовании об Иешуа и прокураторе.

За пределами больницы Мастера пытается найти его любимая девушка — Маргарита. Чтобы спасти его, она заключила сделку с Сатаной — женщина стала королевой Великого дьявольского бала. Воланд исполнил, что пообещал, и пара воссоединилась.

В завершении романа автор описал соединение двух повествований — Булгакова и Мастера — Воланд встретился с Левием Матвеем, который подарил главным героям покой. На финальных страницах произведения все персонажи расходятся, растворившись в небесном просторе.

Предисловие

Михаил Бул­га­ков унес из этого мира тайну твор­че­ского замысла сво­его послед­него и, навер­ное, глав­ного про­из­ве­де­ния[1] “Мастер и Маргарита”.

Миро­воз­зре­ние автора ока­за­лось весьма эклек­тич­ным: при напи­са­нии романа были исполь­зо­ваны и иуда­и­сти­че­ские уче­ния, и гно­сти­цизм, и тео­со­фия, и масон­ские мотивы[2]. “Бул­га­ков­ское пони­ма­ние мира в луч­шем слу­чае осно­вано на като­ли­че­ском уче­нии о несо­вер­шен­стве пер­во­здан­ной при­роды чело­века, тре­бу­ю­щей актив­ного внеш­него воз­дей­ствия для сво­его исправ­ле­ния”[3]. Из этого сле­дует, что роман допус­кает массу тол­ко­ва­ний и в хри­сти­ан­ской, и в ате­и­сти­че­ской, и в оккульт­ной тра­ди­ции, выбор кото­рой во мно­гом зави­сит от точки зре­ния исследователя…

“Роман Бул­га­кова посвя­щен вовсе не Иешуа, и даже не в первую оче­редь самому Мастеру с его Мар­га­ри­той, но — сатане. Воланд есть несо­мнен­ный глав­ный герой про­из­ве­де­ния, его образ — сво­его рода энер­ге­ти­че­ский узел всей слож­ной ком­по­зи­ци­он­ной струк­туры романа”[4].

Само назва­ние “Мастер и Мар­га­рита” “затем­няет под­лин­ный смысл про­из­ве­де­ния: вни­ма­ние чита­теля сосре­до­та­чи­ва­ется на двух пер­со­на­жах романа как на глав­ных, тогда как по смыслу собы­тий они явля­ются лишь под­руч­ными глав­ного героя. Содер­жа­ние романа состав­ляет не исто­рия Мастера, не лите­ра­тур­ные его зло­клю­че­ния, даже не вза­и­мо­от­но­ше­ния с Мар­га­ри­той (все это вто­рично), но исто­рия одного из визи­тов сатаны на землю: с нача­лом оного начи­на­ется роман, кон­цом его же и завер­ша­ется. Мастер пред­став­ля­ется чита­телю лишь в три­на­дца­той главе, Мар­га­рита и того позд­нее — по мере воз­ник­но­ве­ния потреб­но­сти в них у Воланда”[5].

“Анти­хри­сти­ан­ская направ­лен­ность романа не остав­ляет сомне­ний… Неда­ром так забот­ливо мас­ки­ро­вал Бул­га­ков истин­ное содер­жа­ние, глу­бин­ный смысл сво­его романа, раз­вле­кая вни­ма­ние чита­теля побоч­ными част­но­стями. Но тем­ная мистика про­из­ве­де­ния помимо воли и созна­ния про­ни­кает в душу чело­века — и кто возь­мется исчис­лить воз­мож­ные раз­ру­ше­ния, кото­рые могут быть в ней тем про­из­ве­дены?..”[6]

При­ве­ден­ная выше харак­те­ри­стика романа пре­по­да­ва­те­лем Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии, кан­ди­да­том фило­ло­ги­че­ских наук Миха­и­лом Михай­ло­ви­чем Дуна­е­вым обо­зна­чает серьез­ную про­блему, воз­ни­ка­ю­щую перед пра­во­слав­ными роди­те­лями и педа­го­гами в связи с тем, что роман “Мастер и Мар­га­рита” вклю­чен в про­грамму по лите­ра­туре госу­дар­ствен­ных сред­них обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных заве­де­ний. Как убе­речь рели­ги­озно индиф­фе­рент­ных, а зна­чит, без­за­щит­ных перед оккульт­ными вли­я­ни­ями уче­ни­ков от воз­дей­ствия той сата­нин­ской мистики, кото­рой насы­щен роман?

Один из глав­ных празд­ни­ков Пра­во­слав­ной Церкви — Пре­об­ра­же­ние Гос­подне. Подобно Гос­поду Иисусу Хри­сту, пре­об­ра­зив­ше­муся перед Сво­ими уче­ни­ками (Мф. 17:1–9, Мк. 9:1–9), пре­об­ра­жа­ются ныне через жизнь во Хри­сте и души хри­стиан. Это пре­об­ра­же­ние может быть рас­про­стра­нено и на окру­жа­ю­щий мир — роман Миха­ила Бул­га­кова не явля­ется исключением.

Ниже пред­ла­га­ется опыт истол­ко­ва­ния неко­то­рых эпи­зо­дов этого про­из­ве­де­ния, даю­щий воз­мож­ность пре­по­да­ва­те­лям свет­ских учеб­ных заве­де­ний позна­ко­миться самим и поде­литься с уче­ни­ками эле­мен­тами пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния, взяв за основу роман “Мастер и Мар­га­рита”. Эта цель обу­слов­ли­вает неко­то­рую одно­бо­кость и тен­ден­ци­оз­ность под­хода к роману, что, впро­чем, неиз­бежно при попытке рас­смот­ре­ния вся­кого зна­чи­тель­ного худо­же­ствен­ного произведения…

Раскрытие проблем

В произведении Булгаков поднял большое количество политических, философских и общественных проблем. Михаил Афанасиевич хотел показать следующее:

  1. Главная проблематика — трусость. Именно ее Булгаков описывает как основной порок людей. Прокуратору не хватило храбрости, чтобы заступиться за невиноватого человека, Мастеру было недостаточно мужества для борьбы за собственные убеждения, лишь у Маргариты хватило отваги выручить своего возлюбленного. Наличие трусости, как считает писатель, смогло изменить ход истории во всем мире. Также это обрекло жителей Советского Союза на прозябание под властью диктаторов. Большинству людей не нравилось жить, ожидая «черный воронок», однако страх смог победить здравый смысл, и все граждане страны смирились.
  2. Проблематика веры тоже переплетена во всем произведении, она заключена в цитате Воланда: «Всем воздастся по их вере». Булгаков наталкивает читателя на мысль: во что человек верит и по какой причине? Из этого вытекает актуальная проблема добра со злом. Ярче всего она описана в облике жителей столицы, настолько жадных, лживых и праздных людях, что они готовы получать возмездие за грехи от самого Дьявола.
  3. Также немаловажна проблема любви: ее воздействие на людей и суть самого чувства. Писатель показал, что это совершенно не сказка, где все происходит хорошо, это постоянное сражение, готовность отдать все за любимого человека.

Отношение критиков

Михаил Афанасиевич вряд ли мог рассчитывать на понимание своих современников в то время. Однако он одно осознавал точно — произведение непременно будет жить. Этот роман и сегодня кружит головы уже нескольким поколениям читателей и, соответственно, регулярно является объектом изучения критиков.

В. Я. Лакшин, к примеру, в своей статье обвинил писателя в том, что у него отсутствует религиозное сознание, однако восхвалил его моральные качества. П. В. Палиевский отметил смелость Михаила Афанасиевича, который первым нарушил стереотип уважения Сатаны, порицая его. Этих мнений множество, но они только доказывают заложенную Булгаковым мысль: «Рукописи не горят!»

История написания

У мистической повести Булгакова сложная история. Громкое заглавие «Мастер и Маргарита», которое сегодня знают все, являлось совершенно не единственным и при этом это далеко не первая версия. Рождение этого произведение датируется 1928–1929 гг., а последняя глава и эпилог были написаны только через 12 лет.

Легендарный роман пережил множество редакций. Необходимо сказать, что в первом варианте даже не было главных героев окончательной версии — Мастера и Маргариты. Все тезисы и образы фаустовских персонажей также были уничтожены руками Булгакова. Второй вариант произведения уже дал жизнь этим действующим лицам, а также подарил Воланду верных помощников. В третьей вариации имена героев были выведены на первый план, в заглавие книги.

Сюжет все время изменялся, Михаил Афанасиевич постоянно вносил корректировки и менял судьбы своих персонажей вплоть до конца жизни. Произведение было опубликовано только в 1966 г., но это уже сделала супруга писателя — Елена Сергеевна. Ее образ Булгаков подробно описал в героине романа — Маргарите и, вероятно, бесконечная благодарность жены являлась причиной для окончательного изменения названия, когда на основной план вышла именно любовная тема.

Жанр и композиция

Проводя краткий разбор и анализ «Мастера и Маргариты», можно проследить, что изюминкой этого романа является описание «истории в истории». Направление, которое создал Булгаков, называется «мистический реализм». Это произведение основано на событиях из реального мира, однако они изящно дополнены фантастическими элементами, которые раскрывают новые грани настоящей жизни.

Сюжетная линия разделена на две части. Основная канва романа — повествование автора о Москве во времена СССР и приезде Сатаны, который решил организовать бал в столице. Одновременно Булгаков делает критические выводы об изменениях, которые произошли в людях. Так, Дьявол позволяет своим прислужникам вдоволь порезвиться, наказывая горожан за все их грехи.

Однако путь темных сил привел этих персонажей к знакомству с Маргаритой, которая являлась возлюбленной Мастера — писателя, создающего книгу о Понтии Пилате. Это второй слой романа: Иешуа попал на суд к прокуратору, последний вынес смертный приговор за смелые речи о бренности правительства. Этот сюжет развивается одновременно с тем, что делает свита Воланда в городе. Обе сюжетные линии пересекаются в единое целое, когда Дьявол показал Мастеру его героя — прокуратора Понтия Пилата, все еще ожидающего прощения от Иешуа. Писатель завершает его мучения и этим самым оканчивает свой роман.

Мысль и идея романа

Главная мысль произведения состоит в определении понятий веры и любви, добра и зла, добродетели и греховности, трусости и храбрости. Писатель пытался изобразить, что все выглядит абсолютно не так, как люди привыкли видеть. У большинства значения этих основных понятий запутаны и искажены из-за воздействия развращающей идеологии, по причине сложных обстоятельств в жизни и недостаточного образования.

К примеру, в обществе в советское время даже донос на друзей воспринимался как хороший поступок, но ведь это приводило к казням, продолжительному заключению или серьезным разрушениям в человеческой жизни. Однако люди наподобие Магарыча все время пытались использовать эту возможность, чтобы разрешить «квартирный вопрос».

Либо, например, стремление угодить правительству — это негативное качество, однако в Советском Союзе и даже сегодня большинство видят в этом собственную выгоду и не стесняются это показывать. Булгаков призывал читателей подумать о реальном положении вещей, о значении сделанных поступков. При полном анализе произведения выясняется, что люди сами виноваты во всех бедах.

Идея романа состоит и в необходимости установить жизненные приоритеты, научиться смелости и искренним чувствам. Если в произведении Воланд прибыл в столицу, то в жизни необходимо попробовать впустить Сатану в голову, только так можно провести дьявольский аудит возможностей.

Основная тематика

Это произведение удивительно во всех смыслах. В романе «Мастер и Маргарита» множество размышлений Булгакова, также здесь присутствует любовь и даже острый сатирический юмор:

  1. Главная тематика — противоборство добра со злом. Философию противостояния этих крайностей и справедливости можно увидеть в каждой главе произведения.
  2. На страницах этой книги также описываются человеческие пороки, они ярко изображаются Воландом. Это жадность, лживость, трусость, жестокость, эгоизм. Этот персонаж неустанно насмехается над грешниками, а также устраивает им различные покаяния.
  3. Тема любви описана в образах Мастера и Маргариты. Самоотверженность, сражение за свои чувства, сила — на примере этих героев можно смело сказать, что они являются синонимами слова «любовь».
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: