О произведении
Повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся» была написана в 1898 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Киевлянин». Ведущей темой повести «Олеся» является трагическая любовь паныча Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси. В образе главной героини Куприн воплотил тип «естественного человека», характерного для многих произведений автора.
Читать «Олесю» в кратком содержании по главам вы можете как прямо на сайте, так и сохранив пересказ на ваш компьютер.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Жанр и направление
Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.
По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.
Краткое содержание
Глава 1
По сюжету произведения судьба забросила рассказчика «на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья» Переброд, где его основным занятием и развлечением становится охота. От скуки герой пробовал лечить местных, а после – обучить грамоте полесовщика Ярмолу.
Глава 2
Как то в непогожий вечер, когда за окнами дул сильный ветер, Ярмола рассказал, что пять лет назад в их деревне жила ведьма Мануйлиха, но ее с внучкой выгнали из села в лес за то, что старуха колдовала. Сейчас они живут возле болота за Ириновским шляхом.
Рассказчику становится любопытно познакомиться с ведьмой, и он просит Ярмолу отвести его к старухе, но полесовщик, сильно рассердившись на героя, отказывается, так как не хочет встречаться с ведьмой.
Глава 3
Вскоре во время охоты, преследуя зайца, рассказчик заблудился. Мужчина вышел к болоту и увидел хату, которую принял за жилье местного лесника – «это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках».
Зайдя в жилище, рассказчик понял, что пришел к местной ведьме – Мануйлихе, внешность которой имела «все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос», ее «выцветшие, когда-то голубые глаза, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы». Старуха пыталась как можно быстрее выпроводить рассказчика, но мужчина уговорил ее погадать ему за деньги.
Не успела она закончить гадание, как в хату вошла «рослая смеющаяся девушка» с ручными зябликами. «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат»». Это была высокая брюнетка с большими, блестящими, темными глазами, «которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». Звали ее Олеся. Девушка объясняет мужчине, как добраться домой и разрешает ему зайти к ним еще как-то.
Глава 4
Весной, «как только немного просохли лесные тропинки», рассказчик снова «отправился в избушку на курьих ножках». Девушка встречает его намного приветливее, чем старая Мануйлиха. Обсуждая с Олесей гадание, мужчина просит погадать ему, но девушка отказывает и признается, что уже раскладывала на него карты. По гаданию он «человек хотя и добрый, но только слабый», «слову своему не господин», «любит над людьми верх брать» и «больно охоч» к женщинам. Жизнь у него будет невеселой, что он никого «сердцем не полюбит», а тем, кто его будет любить, он «много горя принесет». А в этом году его ждала «большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы» с темными волосами, которой эта любовь принесет «печаль долгую» и «большой позор». Рассказчик удивлен, так как не верит, что может кому-то «столько неприятностей сделать». Но девушка заверяет его, что, когда ее слова сбудутся, он сам увидит. Олеся признается, что многие вещи она видит и без карт: например, близкую смерть человека, а способности эти передаются в их роду от матери к дочери.
Глава 5
После ужина Олеся сама вызвалась проводить рассказчика. Девушка рассказывает, что раньше Мануйлиха умела лечить людей, искать клады и много другого. Мужчина, не совсем веря в такие способности, просит Олесю что-то показать из того, что она умеет. Девушка достала нож, сильно порезала рассказчику руку и тут же заговорила рану, остановив кровь. Затем сказала ему идти впереди себя не оборачиваясь. Олеся наколдовала, чтобы мужчина, пройдя несколько шагов, спотыкался на ровном месте и падал. Прощаясь, девушка спрашивает имя рассказчика (здесь оно впервые встречается в повести) – Иван Тимофеевич.
Глава 6
С этого дня рассказчик стал частым гостем у Мануйлихи, он много времени проводит вместе с Олесей – они «все сильнее и крепче привязывались друг к другу». Иван Тимофеевич, расспрашивая Олесю о ее способностях, пытался понять их природу. Как-то мужчина сказал девушке, что если она влюбится, то ей нужно будет венчаться в церкви. Олеся ответила, что не посмеет показаться в церкви, ведь «уже от самого рождения» ее «душа продана ему [дьяволу]».
Глава 7
Однажды, придя к Мануйлихе, рассказчик сразу заметил «удрученное настроение духа» старухи и Олеси. Девушка долго отнекивалась, но Мануйлиха не выдержала и сама рассказала мужчине, что вчера к ним приезжал местный урядник и потребовал, чтобы женщины быстро покинули деревню, иначе он отправит их по «этапному порядку». Старуха пыталась откупиться от него, но урядник не захотел брать деньги.
Глава 8
Иван Тимофеевич приглашает урядника, Евпсихия Африкановича, к себе в гости и, угощая его старкой (крепкой водкой), просит оставить Мануйлиху и Олесю в покое. Взамен рассказчику приходится подарить свое ружье.
Глава 9
После случая с урядником в общении Ивана Тимофеевича и Олеси «появилась какая-то непреодолимая неловкая принужденность», их вечерние прогулки прекратились. Рассказчик же все время думал о девушке, но был рядом с ней «робким, неловким и ненаходчивым».
Неожиданно Иван Тимофеевич заболевает: его «шесть дней била неотступная ужасная полесская лихорадка».
Глава 10
Через пять дней после выздоровления Иван Тимофеевич пошел к Мануйлихе. Увидев Олесю, мужчина понял, как она была ему «близка и мила». На этот раз девушка пошла его провожать и призналась, что была к нему холодна, так как боялась будущего: думала, что можно «уйти от судьбы». Олеся признается Ивану Тимофеевичу в любви, целует его, мужчина говорит, что тоже любит ее. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку». «Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней».
Глава 11
«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка» любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Однако подошло время рассказчику уезжать из деревни. Мужчина все чаще думает о том, что хотел бы жениться на Олесе.
В середине июня Иван Тимофеевич признается девушке, что скоро уезжает и предлагает стать его женой. Олеся говорит, что это невозможно, так как она необразованная и незаконнорожденная. Рассказчик понимает, что на самом деле девушка боится венчания в церкви. Олеся говорит, что ради их любви она готова перебороть себя и назначает встречу в церкви на следующий день.
Глава 12
На следующий день был праздник св. Троицы. Иван Тимофеевич до вечера пробыл по служебным делам в соседнем местечке и опоздал на церковную службу. Вернувшись домой, от конторщика Мищенко мужчина узнает о том, что днем в деревне была «потеха»: «перебродские дивчата поймали здесь на площади ведьму. Хотели дегтем вымазать, да она вывернулась как-то, утекла». Как оказалось, Олеся пошла в церковь. Во время службы все на нее оглядывались, а когда девушка вышла, бабы обступили ее и начали всячески оскорблять и осмеивать. Олеся прорвалась через толпу, ей вслед начали бросать камни. Отбежав на безопасное расстояние, Олеся остановилась и, повернувшись к толпе, пообещала, что они все еще за это «наплачутся досыта». Дослушав конторщика, Иван Тимофеевич быстро поехал в лес.
Глава 13
Приехав к Мануйлихе, рассказчик застал Олесю без сознания. Старуха начала отчитывать мужчину, что это он виноват в случившемся: именно он «подбил» девушку пойти в церковь. Очнувшись, Олеся говорит, что им нужно расстаться, так как ей и бабушке теперь придется покинуть деревню. Прощаясь, девушка признается, что хотела бы от Ивана Тимофеевича ребенка и очень жалеет, что его нет.
Глава 14
Вечером над деревней прошла сильная гроза с градом, который побил у людей жито. Утром Ярмола посоветовал рассказчику как можно быстрее уехать из села, потому что громада, уверенная, что это дело рук колдуньи, с утра «бунтуется», нехорошо упоминая и о самом Иване Тимофеевиче.
Рассказчик торопливо собрался и поехал в лес, чтобы предупредить Мануйлиху и Олесю. Однако их хата была пуста, в ней присутствовал «беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда». Мужчина уже собирался уйти, как увидел нитку дешевых красных бус «известных в Полесье под названием «кораллов», – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви».
Темы
- Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
- Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном эссе.
- Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом сочинении.
Смысл
Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.
Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.
Театральные постановки
Театральная премьера по произведению Куприна — всегда большое событие для зрителей. В современной театральной жизни своеобразна постановка «Олеси» в театре «Et Cetera», режиссёр которой Г. Полищук видит в повести мистическую историю любви, «сжигающей души». Режиссер ставит цель не только показать красоту отношений любящих, но и подтолкнуть зрителя к размышлению о вере.
Главная тема в постановке «Олеси» режиссёром О. Невмержицкой (Театр О. Табакова) иная — это чувство вины и малодушия.
Критика
Современники А. И. Куприна по-разному восприняли повесть «Олеся».
Так, Чехов и Бунин, сторонники сурового реализма, отнеслись к «Олесе» прохладно.
Чехов обозначил повесть «наивной романтикой».
В то же время М. Горький оценил эту вещь как «проникнутую настроением молодости», ценя в ней непосредственность, которой в зрелом творчестве уже не будет.
Профессор Константин Бархин назвал повесть удивительным рассказом о Полесье, о любящей и великодушной девушке-«ведьме». Отдельные страницы Бархин сравнил с «музыкальным произведением — лесной симфонией».
Глава 13
Барин ехал быстро, как в бреду. Его не покидало беспокойство за возлюбленную. Такт лошади напомнил ему песню, которую пел старый лирник о набеге турецкого войска.
В доме Олеся лежала, даже не услышав, как входил Иван. Бабушка призвала вести себя тихо и обвинила его во всем что произошло. Барин спросил, что с ней. Та ответила, что лежит без памяти. Мануйлиха думала, что это он подговорил внучку идти в церковь, но услышала отрицательный ответ.
Олеся стала приходить в сознание. Сказала, что ее лицо теперь истерзано, любовь кончена. Барин просил прощения. Хотел просить доктора, но Олеся наотрез отказалась. Она сказала, что проводит последние дни с ним. Теперь крестьяне будут обвинять в каждом грехе ее и бабушку, расправы не избежать, нужно уезжать.
Возлюбленные попрощались, как в последний раз. Олеся не захотела говорить, когда уедет, велела вспоминать о ней без тоски, жалела только, что ребенка не родила. В то время на село надвигалась гроза.
Основные персонажи
- Молодой барин Иван Тимофеевич — любознательный мужчина. Его влечёт все неизведанное, наделён добрым сердцем, прогрессивными взглядами, но нерешительным характером.
- Олеся — юная ведьма. Воспитана в близости с природой, обладает даром врачевания, смелая и отчаянная.
- Мануйлиха — старая ведьма. По характеру сварливая, но не злая. Переживает за внучку Олесю, умеет видеть будущее.
- Евпсихий Африканович — урядник. Берет взятки, встаёт на сторону того, кто сильнее, а не справедливее.
- Ярмола — слуга Ивана. Олицетворяет местных жителей, человек неумный, пьющий.
Глава 12
Люди стали отмечать Троицу. По делам Иван Тимофеевич отправился в соседнее селение, на своем жеребчике. Времени потратил довольно много, нужно было подковать лошадку. На площади у церкви было людно, многие уже были пьяны. Пелась традиционная песня.
Возвратившись барина дома, ждал Мариновский экономии приказчик. Никита Назарович поведал, что местные женщины схватили ведьму и хотели вымазать дегтем, но она избежала издевательств. Выяснилось, Олеся пошла в церковь со всеми. Барин быстро оседлал коня и поехал к ней.
Глава 5
Гостя пригласили ужинать крупником. Потом Иван Тимофеевич собрался идти, Олеся пошла проводить. По дороге, выяснилось, что ее бабушка колдунья. Раньше лечила крестьян и показывала, где клады в земле зарыты. Олеся тоже многое умеет. Сделала рану ножиком на пульсе барина, и, пошептав, вылечила рану. Паныч пошел вперед, а Олеся осталась сзади, и он внезапно упал на землю несколько раз. Девушка рассказывала, что умеет нагонять страх и делать другие чудеса. Однако на вопрос откуда родом бабушка ответа не последовало. Между ними разгорелся огонь.
Глава 2
На барина находит беспокойство. Ему кажется, что кто-то чужой ходит по дому, то скулит, то рычит. Казалось, так и пройдут годы в тоске и безделии до самой смерти.
Ярмола сказал, что сильный ветер указывает на рождение, или веселье ведьмы. Ивану Тимофеевичу стало известно, что 5 лет назад из деревни была сослана в лес ведьма, дом был уничтожен. Ее звали Мануйлиха, она прибыла сюда из другой местности. Ярмола сказал, что ведьма имеет либо русские, либо цыганские корни. Оказалось, живет она в 10 верстах от дома барина. Женщины ходят туда погадать и попросить зелья. С Манулихой живет внучка. Иван Тимофеевич был охвачен любопытством, захотелось увидеть живую ведьму. Он стал уговаривать Ярмолу провести его в лес.
Проблемы
Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.
Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.
Глава 14
На улице действительно началась сильная буря. Гроза утихала лишь на минуты, чтобы вернуться с еще большей жестокостью. Пошел большой град, с грецкий орех. Ярмола хотел было поставить ставни на окна, но не успел. Град уже начал бить окна.
Барину показалось, что он уснул на мгновенье, а когда проснулся, на улице уже было солнце. Ярмола посоветовал своему гостью уезжать. Ведь град побил зерно. Вся деревня в опасности из-за ведьмы. Вся громада хотела расправы не только над ведьмами, а и над панычем.
Иван Тимофеевич поспешил предупредить Михайлиху и Олесю, но приехав, увидел пустой дом, с разбросанными вещами. Они уже уехали.
Он хотел уже идти, как в глаза бросился предмет на углу оконной рамы – коралловые бусы, которые остались навсегда в память про Олесю.
Глава 6
Барин стал частым гостем домика в лесу. После посещений они с Олесей не могли расстаться, долго разговаривали. Совместные прогулки длились долго. Девушку интересовало все: как устроена вселенная, про ученых людей, о больших городах. Иван Тимофеевич объяснял на примерах, которые знакомых Олесе.
Например, рассказывал какой большой Петербург, в 500 раз больше ближайшей деревни. Что дома там многоэтажные, как сосна в лесу высокие. И определенные люди в своих комнатах солнца не видят.
Олеся сказала, что любит уединение и даже в селе ее тоска берет. Ей не нужен муж из города. Более того, о женитьбе она не думает, о венчании тем более.
В то время, как отношение с Олесей укреплялись, с Ярмолой разладились. Слуга избегал барина. Они перестали ходить на охоту. Иван Тимофеевич оставался у него только чтобы помочь его бедной семье, платя за жилье.
🗹